Житие святых Кирилла и Мефодия – первых просветителей словенских 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Житие святых Кирилла и Мефодия – первых просветителей словенских



От автора

Как пишет В.И.Даль: «Просвещение – это свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни. Просвещение одной наукой, одного только ума, односторонне и не ведёт к добру».

Просвещение пришло на Русь с крещением в 988 году. Свет Христов извлёк из тьмы язычества славянские народы, даровав им познание Истины на родном языке. Корнем слова «просвещение» является свет. Евангелие неоднократно свидетельствует, что сам Христос и есть Свет (Ин. 1:4-9, 3:19, «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» Ин. 8:12, «Доколе Я в мире, Я свет миру.» Ин. 9:5, 12:35, 36, 46; Мф. 4:16, Лк. 1:78, 79, «Свет к просвещению язычников…» Лк. 2:32).

Первая же строка нового письма, переведённого святым Кириллом Евангелия от Иоанна и прочтенная при императорском дворе, содержала монограмму Господа Иисуса Христа; ИСкони беаше Слово (Ин. 1:1, в современном варианте «В Начале бе Слово»). Это пасхальное чтение, освящающее весь годовой цикл православного календаря, – «вершина источника», как называют музыканты, задает православные аксиологические координаты славянскому сознанию. Сравнивая славянское письмо с «еллинским» (греческим), созданным ими еще в поганстве (язычестве), первопечатник Иван Федоров отмечает, что славянские письмена святейша суть и честнейша, поскольку их сотворил святой муж постом и молитвой в новый день мира – христианскую эпоху.

Житие

(Рекомендуется использовать текст «Жития Святых святителя Димитрия Ростовского».)

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной благочестивой семьи. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, Святой Константин (в монашестве Кирилл) – самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, Болгарским, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался высокими умственными способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у луч­ших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин был прозван Философом (Мудрым). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшую Константинопольскую школу. Мудрость и сила веры ещё совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вскоре святой Константин удалился к своему брату святому Мефодию на Олимп, где проводил время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Однажды император вызвал святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, где готовились к благовестию. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Там же, в Корсуни, святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. Затем святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. По пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

 Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке:

– Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыка, пошли к нам такого епископа и учителя: от вас в страны добрый закон исходит. (862 г.)

Царь Михаил собрал собор, призвал святого Константина и сказал ему:      

– Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит.

– Хотя я телом не здоров и болен, – отвечал философ, – но с радостью пойду туда, если только они имеют буквы на своём языке.

– Дед мой и отец мой и многие другие, – отвечал царь, – искали но не нашли их; как же я могу их найти?

– Как же я буду проповедывать им? – сказал философ. – Это всё равно, что записывать беседу на воде. К тому же если славяне неправильно поймут меня, можно прослыть еретиком.

Царь ответил:

– Если ты захочешь, Бог даст тебе просимое, ибо Он даёт всем просящим у него с верою и отверзает толкущим.

По своему обычаю, Константин прежде всего начал с молитвы, а затем наложил на себя сорокадневный пост. В скором времени Бог, слушающий молитвы рабов Своих, исполнил то, о чём просил Константин. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников: Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

  После завершения перевода святые братья отправились в Моравию. Царь Михаил написал Ростиславу следующее послание:

– Бог, Который желает, чтобы каждый имел истинное разумение и восходил в высшее достоинство, увидав твою веру и твоё старание, восхотел выполнить твоё желание теперь в наши годы. Он открыл буквы вашего языка, которые до сего времени были неизвестны, чтобы вас причислить к великим народам, которые прославляют Бога на своём языке. И вот мы посылаем тебе того, кому Бог открыл их (буквы), мужа честного, благоверного, учёного и философа. Прими этот дар, который много дороже всякого золота и серебра, камней драгоценных и богатства преходящего и помоги ему поскорее выполнить поручение. Всем сердцем взыщи Бога и общего спасения, а для сего не ленись побуждать всех (своих подданных) заботиться о своём спасении и идти истинным путём. Тогда и ты, потрудившись привести свой народ в разум Божий, получишь за это награду и в этот век и в будущий, за все души, желающие веровать до кончины в Христа Бога нашего. Этим ты, подобно великому князю Константину, оставишь по себе истинную память последующим поколениям.

В Моравии они были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: «Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа!» И в Святом Евангелии сказано: «Шедше научите вся языки...». Не­мецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил бо­гослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, рав­ноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий просил папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где в последствии от них стали совершаться чудеса исцеления.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Meфодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они до­бились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епис­копы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим и доказал перед папой, что сохраняет в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.

Там в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевёл на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

   Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда – как на своего достойного преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к ХIII веку. Они были найдены русским ученым-исследователем В.И.Григоровичем в пергаменной рукописи болгарской редакции в Зографском монастыре на Афоне и опубликованы в 1862 году. Жития святых первоучителей Словенских были составлены их учениками в XI веке. Наиболее полным жизнеописанием святых являются пространные, или так называемые Паннонские жития. С этими текстами наши предки были знакомы со времени распространения христианства на Руси. Их авторами были, очевидно, ученики святых Кирилла и Мефодия – епископ Величский Климент и Горазд, которого святитель Мефодий оставил своим преемником.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равно­апостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий – подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин – ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...». В 1985 году православный церковный мир отметил памятную дату – 1100-летие со времени преставления святителя Мефодия. Этому событию было посвящено значительное количество публикаций как в церковной, так и в светской мировой прессе.

  Современной науке хорошо известны конкретно-исторические условия возникновения славянской письменности и великая гуманистическая миссия «братской двоицы» Кирилла и Мефодия. В своей мужественной борьбе с ортодоксальной доктриной «триязычников», признававших литургическое предназначение только еврейского, греческого и латинского языков, солунские братья подвижнически отстояли право славян на приобщение к христианству как к вершине духовной культуры европейской цивилизации на родном языке.

Богодухновенная буква, отверзшая гугнивым язык, оформила литургическое, государственное и частное общение русичей: от «Слова» митрополита Иллариона до частной новгородской грамотки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.009 с.)