Методические материалы для учителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические материалы для учителей



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

К рабочей тетради-раскраске

КИРИЛЛИЦА

 

ОДОБРЕНО

кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. Рецензенты:

Берсенева Т.А., гранд-доктор философии в области педагогики, кандидат педагогических наук, доцент;

  Немчикова Л.А., кандидат педагогических наук, доцент;

Гусакова В.О., кандидат искусствоведения, методист отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

 

Содержание……………………………………………………………………….1

Зачем младшему школьнику «Кириллица»?…………………………………….2

Программа внеурочной деятельности «Кириллица» ……………………… …3

Методические материалы для учителя…………………………………………..4

Житие святых Кирилла и Мефодия – первых просветителей словенских……5

Символика буквичных имён церковнославянской азбуки……………………..6

Символика буквицы заставной…………………………………………………..7

Система знакомства с буквами церковно-славянской азбуки…………………8

«Имя буквы  Слово». Конспект занятия………………………………………..9

«Праздник Азбуки». Сценарий………………………………………………....10

Список литературы и источников………………………………………………11

 

Зачем младшему школьнику «Кириллица»?

Этот вопрос может задать учитель, родитель и даже сам школьник. Разве в век стремительной модернизации образования церковно-славянская азбука будет востребована, да и еще и в начальной школе?

    Чтобы найти ответ, обратимся к наследию отечественной педагогики. Известный русский педагог К.Д. Ушинский назвал серию своих книг для первоначального обучения детей «Родное слово», подчеркнув тем самым христианский смысл грамотности – познание Слова Божия путем декодировки системы графических знаков – азбуки, созданной святыми братьями Кириллом и Мефодием для письменной передачи славянской речи. По мнению Ушинского, такая декодировка способствует гармоничному усвоению ребенком базовых национальных ценностей и формированию ценностно-смысловой сферы личности.

    Предлагаемые материалы Е.Б. Потаповой разработаны в русле традиций педагогики Ушинского. Сам ученый писал, что «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно чрез посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только чрез посредство той же среды – отечественного языка».

В условиях глобализации и нарастающей угрозы потери личностью идентичности, введение ребенка в духовный мир отечественного языка через востребованные сегодня активные и творческие формы занятий, представляется педагогически целесообразным, особенно в начальной школе, когда он только начинает постигать азы грамотности.

Именно на данном возрастном этапе ребенок сможет не только научиться читать и писать на русском языке, но и, что важно, обогатить свой мир живыми смыслообразующими образами русской духовной культуры.

В.О. Гусакова, кандидат искусствоведения

Победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагоги высшей школы средней школе» в 2015 году.

Программа внеурочной деятельности «Кириллица»

Содержание

Автор-составитель: Потапова Е.Б. учитель высшей категории, магистр педагогики, победитель городского этапа и призёр регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2016 году.

Возрастная категория учащихся: 1 - 4 класс.

Количество часов: 34 часа.

Дата разработки: 2014 год.

 

Пояснительная записка

Анализируя взаимоотношения школьников друг с другом, мы видим, что одна из причин трудностей в общении и обучении у младших школьников возникает из-за отсутствия целостного представления о мире с его духовным началом. Ребенок приходит в школу с собственной мифологической картиной мира, которая дает ему собственное целостное мировоззрение, а школа развивает в нём рациональное мышление, с его естественно­научной парадигмой, разбивающей целостность его мифа и мира на отдельные несвязанные фрагменты. В результате возникает душевное «раздвоение»: с одной стороны, сильно собственное «сказочное» сознание, с другой – происходит резкое погружение в научную парадигму.

Выделение проблемы «сохранения и формирования» целостного миропонимания связано с необходимостью воспитания духовно-нравственного человека и переосмысления старого знания и его взаимодействия с новым знанием.

Курс «Кириллица» как раз и направлен на установление таких связей. Так, на начальном этапе образования целесообразно ввести изучение не только букв русского алфавита, но и церковнославянских букв кириллицы, в которых заложен целостный образ бесконечного мира, призванный сформировать не только мироощущение, но и социокультурный стереотип поведения. Не случайно для русских людей буква всегда была и есть не просто графический знак из палочек и колечек. Каждая буква имела одухотворённое имя. Святые Кирилл и Мефодий так создавали имяслов славянского алфавита, что в нём мистически (таинственным образом) отразились мир и суть евангельского учения о мире.

Цель курса – создание условий для формирования у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним.

Задачи курса

1. Познакомить с именословом церковно-славянской азбуки, азбучной молитвой, художественно-символическим смыслом буквицы заставной. 

2. Способствовать духовно-нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников на основе православной традиции.

3. Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.

Общая характеристика курса

В основу курса «Кириллица» заложен культурологический концепт, о котором много пишут современные исследователи слова: Ю.В.Степанов, В.В.Колесов, О.А.Сергеева.

Концепт – это внутренняя сущность слова, явленная в своих содержательных формах: в образе, понятии и символе; основа первосмысла.                

Народная культура ценит в слове образ, а христианская – символ. Мир слова, все его значения, вместе взятые – образное, понятийное и символическое – выражают тот первосмысл, который называется концептом национальной речемысли.Концепт – сущность понятия, смысл, не обретший формы, ибо сам и есть внутренняя форма слова, ячейка его первосмысла.

Русская ментальность отражена в значениях русских слов, в смысле русских текстов. Русская философия в отражении народной ментальности есть в прямом смысле любомудрие, т.е. всеохватывающая мудрость; которая своим предметом имеет идею в отношении к вещи, но ищет эту связь в слове. Тут-то и нужны, и важны особенности языка, сохраняющего во времени основные концепты национального сознания.

В слове сосредоточен генофонд миросозерцания, источник сопричастности культуре, оно совмещает в себе многие признаки языка. А язык, в свою очередь, по мысли В.Ю. Троицкого, есть умственный, чувственный и духовный опыт человечества, среда обитания и памятник культуры, который как таковой, надо охранять и защищать от разрушения. «Генная память» народа – его ментальность – складывалась веками, основательно укладывалась в словесном знаке, который обслуживал каждого в соответствии с его личным уровнем чувства или интеллекта: в сказке – для маленьких, в пословицах – для несмышленых и в каждом отдельном слове, таинственную силу которого мог раскрыть мудрый.

Христианская культура формирует принцип умолчания, а не познания – все признается уже известным, фиксированным в символе. На символе стоит душа человека. То, что хранится, ждёт своего открытия – откровения, снятия какого-то покрова, возможно, тайны. Такой загадкой, раскрытой в последнее время, является имяслов славянской азбуки. В ключевых словах азбуки – наименованиях предметного характера – легко узнаются привычные, традиционные символы христианской культуры, представляющие «вечные истины».

В целом, славянская азбука представляет собой текст. При переводе на современный язык голос Первоучителя славян звучит так:

Я грамоту осознаю. Говори: Добро существует!

Живи совершенно, Земля! Но как?

Люди, размышляйте! У нас потустороннее прибежище.

Скажи слово истинное. Научение избирательно:

Херувим, – отрешением печали, – или червь.

С изучения азов должно начинаться не только усвоение грамотности ребёнком, но и познание устройства мира с его духовным началом. В русской истории с создания азбуки начинается история письменности и приобщение русского народа к христианским ценностям.

Воспитание детей есть именно «пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нём их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов», – говорит русский философ И.А. Ильин.

При изучении курса «Кириллица» предполагается интеграция с предметами «Основы религиозных культур и светской этики», «Литературное чтение», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Место предмета в учебном плане

 На изучение курса «Кириллица» в начальной школе в 1 (или2,3,4) классе отводится 34 ч (1 ч в неделю).

Ожидаемые результаты

Личностные:

- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской;

- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как совесть, доблесть, надежда, щедрость, благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие и милосердие;

- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

- формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные:

- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа в процессе изучения именослова церковнославянской азбуки;

- развитие чувства прекрасного на основе знакомства с художественными образцами буквицы заставной;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Преподавание курса «Кириллица» ведется с использованием учебно-методического комплекта (УМК, автор-составитель Е.Б.Потапова), который состоит из методического пособия для учителя, а также рабочей тетради на печатной основе для учащихся.

Разработанный УМК одобрен кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

 

Учебно-тематическое планирование

Раздел/ Тема занятия Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
 

Введение.

1. Первоучители словенские свв. Кирилл и Мефодий. 1 Читать, выражая настроение произведения. Различать иконографическое изображение свв. Кирилла и Мефодия.
 

Заключение. Подведение итогов изучения курса.

33. Азбучная молитва. 1 Работать в группе. Составить текст азбучной молитвы. Объяснять смысл составленного текста.
34. Праздник азбуки. 1 Изготовить шапочку-буквицу. Выучить свою роль. Рассказывать наизусть азбучную молитву. Петь песню «Моя Россия».

 

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

1.  Кириллица: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Сост. Е.Б. Потапова. СПб.: Русь, 2017.

2.  Кириллица: методические материалы для учителя. / Сост. Е.Б. Потапова. СПб.: Русь, 2017.

 

Символика буквицы заставной

(авторское изложение)

Благодаря любви русского христианского народа к просвещению наши древние рукописные книги стали произведениями высокого искусства и являются духовными сокровищами. Они украшались пышными заставками, инициалами и миниатюрами, которые находились перед началом книги и перед отдельными ее главами. Украшенные орнаментом или рисунками, выполненные в увеличенном по сравнению с текстом размере, начальные буквы в древности назывались буквицами. Писцы вкладывали в рисунки загадки философских тайн, символов христианского мира.

Издревле сложилась символика животного мира, которая, наряду с рас­тительной, является главной в заставной букве.

Например, птицы являются традиционным образом человеческой души; орел  –образом обновления, причастия; лев –символом царского достоин­ства; змея – мудрости; голубь –евангельским образом Святого Духа; устремленный на охоту сокол – знаком уловления мудрости, творчества; кабан же знаменует греховные, низменные помыслы человека. Символы многообразны, бывает так, что одно и то же животное обозначает прямо противоположное, например, змея может обозначать и дьявола, побежденного Христом, и праведника, спасающего душу постом, молитвой, церковной жизнью; и сребролюбца, и многое другое. Или лев: он обозначает Господа Иисуса Христа, Таинство Причащения; обозначает человека, втайне творящего милостыню и молитву; человека, искупающего грехи покаянием, сильного непобедимого воина; а с другой стороны, и диавола, похищающего человеческие души или злого земного правителя.

Помимо растений, птиц, зверей и человека, есть в буквах и необыкновенные фигуры – чудовища типа звероптиц, человекозверей и под. Они словно стягивают воедино духовные силы мира. «Чудовищный» стиль – это «будто бы символическое изображение борьбы с тёмными силами, насильственно захватываемыми и улавливаемыми в сети, сплетённые из самих фантастических извитий» (Ф. Буслаев).

В церковной христианской живописи сложилось символическое употребление различных цветов. Но важно помнить, что выбор цвета не догма, т. к. один и тот же цвет может обозначать разное в зависимости от текста.

Вот основные условные законы цвета.

Белый цвет изображает святыню, Божественные энергии, возводящие создание к своему Создателю; символ невинности души, чистоты и святости; это цвет одежд ангелов и преображённого и воскресшего Христа.

Серебро: из-за своей белизны серебро является символом целомудрия, чистоты, святости, а также евангельского красноречия.

Золотой цвет обозначает вечность. Золото в иерархии символов стоит на первом месте. В Византии и на Руси золото – образ Божественного Нетварного Света. Золото также символ солнца и эмблема царского достоинства.

Желтый цвет – цвет тепла и любви; золотисто-желтый выражает всю символику золота.

Зеленый цвет – это цвет жизни, весны и растительности; означает победу над смертью и Вечную Жизнь, дарованную Спасителем; симво­лизирует и Крест как Древо Жизни. Он же – символ Святого Животворящего Духа.

Синий цвет – знак тайны, Божественной непостижимости, вечности, истины, откровения и мудрости. Цвет апостольских одежд.

Голубой цвет означает чистоту, целомудрие, а также покаяние.

Светло-синий также называют лазурью. Лазурь – слово высокого слога, обо­значает синеву, в первую очередь, небесную. В Богородичные праздники и сам храм и священнослужители украшаются лазоревыми одеждами, т. к. это цвет Богородицы.

Красный цвет – это цвет небесного очищающего огня и цвет животворного тепла (или оживления). Как цвет крови, является символом Жертвы и Пасхи.

Пурпур обозначает победу добра над злом.

Багряный цвет – знак величия.

Фиолетовый имеет особое эмоциональное воздействие.

Сиреневый обозначает печаль или далекую перспективу.

Черный знаменует скорбь, болезнь; также отречение от мира (одеж­ду монахов).

Глубокий сакральный смысл, заложенный Первоучителем святым Кириллом в имяслове букв одухотворял творчество наших известных и неизвестных мастеров, которые с любовью о Господе создавали и продолжают создавать жемчужины духовного творчества, изумляющие мир.

Заставная буква БУКИ – вязь стилизованных трав, деревьев, птиц, с вплетенной в них фигурой человека, удерживающего всё руками. Эта иллюстрация к книге «БЫТИЕ» показывает, как человек был сотворён царём природы: «И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию, и да обладает рыбами морскими, и птичами небесными, зверями, и скотами, и всею землёю, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт., 1:26)

Заставная буква ДОБРО на данном изображении ассоциируется у художника с образом царя Давида – псалмопевца, поэта. Этот образ, призывающий к стойкости духа в любых гонениях, пользовался большой популярностью в Древней Руси. В нём русский человек видел торжество духа над повседневностью, высокое призвание поэта-пророка.

Заставная буква ЖИВЕТЕ – человек, сплетённый с древом жизни. Раскинутые руки как вылетающие птицы. Сама человеческая фигура произрастает из пасти животного, уходящего корнями в землю, как ноги человека. Древо жизни врастает в его сердце. Ведь сердце человека – центр жизни. Всё восходит к нему, и всё от него исходит. Всё живое переплетено в единый бесконечный узор.

На букве-заставке ЗЕМЛЯ представлен образ земли цветущей, где видятся не только цветы, деревья, но и человеческая жизнь. В центре переплетения цветочного орнамента – человеческое сердце. В глубине сердца – цветок трилистника как символ мудрости и просвещения. Буква как бы вбирает в себя цветение мира, и в то же время источает цветение творческой мысли.

Буква ИЖЕ по существу есть два связанных И десятеричных. Оно нарисовано из двух частей: столба жизни и женской фигуры, возможно олицетворяющей мудрость, а связывают их диковинные звероптицы.

Буквица КАКО изображает человека, выбирающего дорогу в жизни и направляющегося в путь.

Буква МЫСЛЕТЕ изображается в виде двух диковинных зверей симургов. Симурги, соединяющие в себе свойства птицы, зверя и человека, представляли соединение трёх царств: неба, земли и царства подземного. Такие звери наподобие древнеегипетских сфинксов символизировали собою вечность, мироздание, а также солнце и изначальный свет. Симметричное изображение зверей справа и слева означает восход и заход солнца. В данном случае клювы зверей устремлены в себя – знак глубочайшего размышления. Из трилистника выплетается амфора, как бы изливающая всю мудрость мира.

Начертание буквицы ОН в виде круга (подобие солнцу), который в то же время известный и давний символ вечности. Буква О, скорее, вытянутый круг, то есть больше напоминает яйцо. Оно представляло некоторым образом Творца. В радостных сверкающих белых и красных тонах изображён царственный петух в яйце-солнце на ярко-зелёном фоне цветения жизни.

Заставная буква ПОКОЙ. Само слово «покой» полностью гармонирует с тем, что мы видим: покой и уравновешенность. В центре - трилистник познания, этот трилистник держат двое, синий цвет в его глубине говорит о том, что имеется в виду знание небесное. Справа и слева – произрастающие из него лилии чистоты. Цветок как бы парит в невесомости. У подножия два укрощённых насыщенных зверя. Они вкушают пищу из рук хозяина. Полнота знания, насыщение знанием дают душевный покой.

Буквица РЦЫ изображена в виде трубящего человека, в руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. О чём трубит, о чём он возвещает? Символ становится понятным, ведь буква Рцы одновременно означает глагол повелительного наклонения: рцы значит говори. «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем» - это призыв к изречению премудрости. Здесь мы видим премудрость, трубящую в рог и одновременно созывающую слушателей: говори и слушай премудрость.

Буква СЛОВО. Автор изображает её в виде пойманного, связанного сокола. А когда его отпустят, он устремится вперёд на ловлю мудрости. Зримое напоминание поэтического образав «Слове о полку Игореве», где творчество сравнивается с соколиной охотой. Боян «пускал десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал, та первой пела песнь».

Заставное ОУК изображалось светоносно: красивейший орнамент пронизан солнцем и огнём в чаше мудрости. Такой рисунок указывает на просвещение, научение в Господе.

Буква ФЕРТ. В изображении прослеживается мотив зверя, заглатывающего солнце. По всей видимости, дракон, глотающий солнце, символизирует жажду мудрости, жажду небесного солнечного познания.

Буква ЧЕРВЬ изображена в виде человека в княжеском одеянии, который отпускает на волю двух птиц, - древний обычай Руси, который осуществлялся ранней весной. Трудно сказать, почему это связано со звуком [ч]. Возможно, это название птиц – чибис или чиж. Кроме того фигура человека, своими очертаниями с поднятыми ввысь руками напоминает чашу, возможно, символизирующую чашу щедрости, исходящей от князя.

 

Список литературы и источников

1. Артемьев Ю. Православная азбука для малышей. М., 2005.

2. Библия: Книги Священного Писания ветхого и нового завета. М., 2006.   

3. Буквицы заставныя. Книга для раскрашивания. СПб., 2002.

4. Георгиев Е. Кирилл и Мефодий – основоположники славянской литературы. София, 1956.

5. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М., 2005.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1882.

7. Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Май. М., 1992.

8. Зыков Э.Г. Судьба Азбучной молитвы в древнерусской письменности. // ТОДРЛ. Т.26. Л., 1971.

9. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006.

10. Игумен Георгий (Шестун), Захарченко М.В. Введение в традицию как цель образования. // Сб.: Знаменские чтения. СПб., 2006.

11. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004.

12. Краткая литературная энциклопедия. Т.3. М., 1966.

13. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

14. Ломова Н.И. Дипломная работа: Развитие образно-символического мышления как средства усвоения смыслов ценностей отечественных духовных традиций. СПб., АППО, 2005.

15. Минеи. Май. М., 1987.

16. Орлова Н. М. Азбука для православных детей. М., 2003.

17. Патриотическое воспитание: Федеральная программа воспитания, принятая МО РФ 12.03.2000, М., 2000.

18. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М., 2007.

19. Пушкин А.С. Полн. Собр. соч.: Т.7. Л., 1949.

20. Русская азбука: Учеб. Для 1 кл. / В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов. М., 2002.

21. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Круглова Ю.Г. / М.,1990.

22. Саблина Н.П. Буквица славянская: Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. СПб., 2000.

23. Саблина Н.П. Просветительская роль славянского правописания и пути его сохранения. СПб., 2005.

24. Савельева Л.В. Славянская азбука: дешифровка и интерпретация первого славянского поэтического текста. // Сб.: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск. ПетрГУ, 1994.

25. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия: Методическое пособие. СПб., 2006.

26. Троицкий В.Ю. Духовность слова. М., 2001.

27. Шестун Г., свящ. Православная школа. М., 2004.

28. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.1. М., 1973.

29. Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. СПб., 2005.

 

 

 


«Имя буквы Слово». Конспект занятия

Цель: знакомство с буквой кириллицы «Слово».

Задачи:

Образовательные: раскрыть новые значения и смыслы понятия «Слово», растолковать символику изображения буквицы заставной.

Развивающие: способствовать развитию у детей словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, истории, литературе и культуре; воспитывать пытливость, любознательность.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные: формирование целостного взгляда на мир с его духовным началом; осознание себя ответственным за свои слова и дела; развитие навыков сотрудничества;

 - метапредметные: любовь и уважение к родному языку, истории, литературе и культуре;

- предметные: развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Рабочие материалы для обучающихся: карточка и страницы в тетради-раскраске «Кириллица».

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.116 с.)