Раздел 3.Лоция внутренних водных путей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3.Лоция внутренних водных путей.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №34
Тема: Графическое ознакомление со схемами береговых и плавучих знаков навигационного оборудования рек.

Цель: Ознакомиться со схемами расстановки береговых и плавучих знаков навигационного оборудования рек.

Задание: Изучить схемы расстановки береговых и плавучих знаков навигационного оборудования рек.

Запись в отчёте:

1.Изложить виды береговых и плавучих знаков навигационного оборудования рек.

2. Выполнить графическое изображение основных знаков береговой и плавучей навигационной обстановки рек и их расположение на ВВП.

3.Сформулировать какие огни несут знаки навигационной обстановки на ВВП в тёмное время суток.

Теоретическое описание методики проведения работы:

Расстановка навигационных знаков на реках и каналах.

Расстановка береговых и плавучих знаков на реках производится с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечения непрерывной ориентации судоводителей по впереди расположенным знакам (днем со знака на знак, а в темное время – с огня на огонь). Исключение составляют участки водного пути, где судовой ход на большом протяжении расположен у ходового (приглубого) берега, или оба берега являются ходовыми, и движение судов возможно по всей ширине.

На реках основными навигационными знаками, указывающими положение судового хода, являются береговые, благодаря большей надежности их действия. Плавучие знаки, как правило, устанавливаются в дополнение к береговым для более точного обозначения кромок судового хода и местоположения отдельных препятствий.

При расстановке береговых знаков руководствуются следующими правилами.

На участках водного пути с обоими отмелыми берегами судовой ход, расположенный в средней части русла, обозначают последовательно установленными створами.188

Судовой ход, переходящий (переваливающий) от одного приглубого берега к другому, также приглубому берегу, обозначают створно-перевальными или перевальными знаками, установленными по обоим концам перевала. Судовой ход, расположенный вдоль приглубого (ходового) берега, при значительной его протяженности обозначают ходовыми знаками; при этом в начале и конце ходового берега должны быть установлены створно-перевальные или перевальные знаки.

Осевые створы, указывающие достаточно точно положение судового хода, являются основой навигационного оборудования на большей части внутренних водных путей.

На водных путях с интенсивным судоходством осевые створы во всех случаях, когда это позволяет очертание и рельеф береговой полосы, должны устанавливаться по обоим концам застворенного участка, т.е. судовой ход должен обозначаться встречными створами. Использование встречных створов позволяет судоводителям ориентироваться по носовым (находящихся впереди по ходу судна) знакам при движении судов и в верховом и в низовом направлениях, что способствует уверенной проводке судов.

На водных путях с менее интенсивным судоходством и путях с несветящими знаками могут применяться односторонние створы. При этом их рекомендуется устанавливать так, чтобы они принимали суда, идущие вниз по течению, или действовали в направлении груженых судов; на другом конце застворенных участков следует устанавливать по возможности перевальные знаки.

При непрерывном последовательном обозначении судового хода несколькими створами необходимо, чтобы оси смежных створов пересекались в пределах судового хода. В тех случаях, когда оси створов пересекаются за пределами судоходной полосы, устанавливаются створы – тройники, у которых передний знак является общим. Передний знак устанавливается на пересечении осей створов и имеет два щита. Каждый щит ставится перпендикулярно к соответствующей оси створа. Створы – тройники, как правило, устанавливаются на приглубых берегах.

На рис. 6.31 представлен участок реки, на котором положение судового хода обозначено осевыми створами. Верхний поворот судового хода обозначен линейными створами 1,2,3..., которые установлены в веерном порядке. Подходы к нижнему повороту сверху и снизу обозначены створами 5 и 6 с осями, пересекающимися за пределами судоходной полосы. Эти створы обозначены створом-тройником. Правая кромка в вершине нижнего поворота ограждена красным буем, обозначающим, что подготовку к повороту следует начинать с момента появления этого буя.

Перевальные знаки указывают только общее направление судового хода и не определяют точное его положение.

Рис. 6.31. Схема расстановки осевых створов

на участке реки

В темное время суток на осевых створных знаках правого берега действует красный, белый или желтый сигнальный огонь, а на знаках левого берега – зеленый, белый или желтый. При этом характер (режим) огня переднего знака – постоянный, а заднего – проблесковый или постоянный.

Рис. 6.32. Схема расстановки перевальных и ходовых знаков на участке реки

Ходовыми знаками обозначается ходовой (приглубый) берег. Берег считается ходовым, если примыкающая к нему несудоходная полоса не превышает 10 м при ширине судового хода до 50 м, 20 м – при ширине хода до 150 м и 30 м, если ход шире 150 м.

Ходовые знаки устанавливаются между перевальными и створно-перевальными знаками, обозначающими начало и конец ходового берега. Их ставят, если длина ходового берега превышает расчетную дальность видимости щитов перевальных знаков. Установка ходовых знаков между перевальными знаками обязательна также при сильной вогнутости ходового берега.

На рис. 6.32 показаны некоторые характерные случаи расстановки перевальных и ходовых знаков. Знаками 1 и 2 обозначен перевал, в пределах которого судовой ход искривлен, и он дополнительно огражден плавучими знаками. Между перевальными знаками 2 и 4 берег является ходовым и вогнутым, и здесь необходима установка ходового знака 3. На участке между знаками 5 и 6 берег также ходовой, но поскольку расстояние между знаками не превышает расчетной видимости этих знаков, то между ними нет необходимости устанавливать ходовой знак. Знаками 6 и 7 обозначен перевал длиной 3 км; ширина судоходной полосы здесь равна трем гарантированным.

На плесовых участках, где судовой ход проходит в средней части русла или полого переваливает от одного берега к другому, либо расположен вдоль одного из берегов, ограждению плавучими знаками  подлежат каменистые огрудки, камни-одинцы, осередки, косы, затонувшие суда, а также сооружения, представляющие опасность для судов и находящиеся вблизи кромки судового хода.

На участках пути с сильным свальным течением, затрудняющим проводку судов и составов, на кромке судового хода, противоположной свалу, устанавливают свальные буи или бакены.

В местах крутых поворотов, когда рельеф берегов или их залесенность не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки, устанавливают поворотные плавучие знаки.

Разветвления судовых ходов обозначают либо одним разделительным знаком, либо двумя стоящими рядом плавучими знаками левой и правой кромки.

На рис. 6.33 приведена схема расстановки плавучих знаков на плесовом участке реки: поворотный буй 1 установлен на крутом повороте судо-

 

Рис. 6.33. Схема расстановки навигационных знаков на плесовом участке реки


вого хода; буй 2 ограждает каменистые огрудки; буй 3 ограждает затонувшее судно; буй 4 является знаком опасности (дублирующим); буй 5 установлен у песчаного осередка, стесняющего судовой ход; буй 6 стоит на разветвлении судового хода.

На перекатах, помимо береговых знаков, как правило, устанавливают плавучие знаки. При выборе их количества и мест установки учитывают длину перекатного участка, его строение, наличие опасных поперечных течений, характер грунта дна реки, а также особенности прохода через перекат судов и составов. Поэтому при расстановке плавучих знаков в каждом конкретном случае учитывают особенности данного перекатного участка.

Основные рекомендации по расстановке плавучих знаков на перекатах сводятся к следующему. На перекатах, длина корыта которых не превышает двойной ширины судового хода, устанавливают два плавучих знака – один у верхнего и один у нижнего побочня (рис. 6.34, а), а при длине корыта переката большей, чем двойная ширина судового хода, перекат ограждают четырьмя плавучими знаками – двумя на входе и двумя на выходе из него (рис. 6.34, б). Если перекат имеет развитые затонские части или обширные низкие побочни, приводящие к образованию опасных свальных течений, рекомендуется устанавливать на подходе к перекату свальные

Рис. 6.34. Схема расстановки

навигационных знаков на перекатах

буи или бакены (рис. 6.34, в). На перекатах типа россыпи, где судовой ход извилист и проходит между многочисленными отмелями и осередками плавучие знаки устанавливают с таким расчетом, чтобы линии, соединяющие смежные бакены, проходили по глубинам, не меньшим транзитной глубины на плесе (рис. 6.34, г). Если судовой ход в пределах корыта переката имеет повороты, то устанавливаются промежуточные плавучие знаки, указывающие места этих поворотов (рис. 6.34, д)

Контрольные вопросы:
1. Из каких основных категорий группируются знаки плавучей и береговой навигационной обстановки рек?
2. Сформулировать из каких знаков сосотоят латеральные и кардинальные системы плавучей навигационной обстановки на ВВП?
3. Сформулировать какие огни несут знаки плавучей  и береговой навигационной обстановки?

4.Пояснить расстановку створных знаков на ВВП.

5.Пояснить расстановку навигационных знаков на перекатах.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №35
Тема: Карты внутренних водных путей.Изучение условных обозначений на карте.

Цель: Ознакомиться со схемами расстановки береговых и плавучих знаков на картах внутренних водных путей и изучить порядок пользования картами при несении ходовой вахты в рубке.

Задание: Изучить схемы расстановки береговых и плавучих знаков навигационного оборудования рекна картах и изложить порядок пользования картами при несении ходовой вахты в рубке.

Запись в отчёте:

1.Изложить виды береговых и плавучих знаков навигационного оборудования рек на картах ВВП.

2. Выполнить графическое изображение основных знаков береговой и плавучей навигационной обстановки заданного участка реки.

3.Сформулировать порядок пользования картами при несении ходовой вахты в рубке.

Теоретическое описание методики проведения работы:

Для плавания по внутренним водным путям издаются карты внутренних водных путей — изображения участков внутреннего водного пути и прилегающей полосы берега, составленные на основе гидрографических работ. Для второстепенных водных путей, где судоходство осуществляется нерегулярно, составляются схемы судового хода. Карты внутренних водных путей называют такженавигаци-

онными картами.

При плавании по крупным озерам и устьям рек, впадающим в моря, используются морские навигационные карты.

Для карт внутренних водных путей чаще всего используются масштабы 1:10 000 и 1:25 000, т. е. карты фактически являются планами. На таких картах изображение ограниченной поверхности земного шара на плоскости происходит практически без искажений и масштаб будет постоянным в любой точке карты и по любому направлению.

По своему содержанию навигационные карты представляют собой схематизированный вид водного пути. Они составляются на основе топографических карт, аэрофотосъемки, изысканий, промеров и т. д. На картах приводятся сведения об урезах воды, соответствующих проектному уровню; наносится ось судового хода или фарватера с разбивкой на километры; сооружения и постройки; навигационные препятствия, знаки навигационного оборудования; направления магнитного меридиана; расположение и направление неправильных течений; описание судового хода с рекомендациями для плавания и т. д.

Карты, сброшюрованные в альбомы, как правило, содержат следующую информацию: наименование участка реки, для которого составлена карта; масштаб, издатель и год издания; предисловие или введение, в которых содержатся сведения о материалах, использованных при составлении карты; сведения об уровнях, глубинах, масштабах и др.; условные обозначения знаков и их словесное описание; схемы расположения листов карты; сами листы карты.

Навигационно-гидрографическийочерк содержит: общие сведения, особенности плавания по затруднительным для судоходства местам, габариты пути, навигационное оборудование, перечисление портов и основных рейдов, сведения о диспетчерской службе и обслуживании флота, навигационную информацию, перечисление шлюзов и правила шлюзования, особенности использования УКВ радиосвязи, описание участков судоходного пути.

2.Пользование картами.

Чтение карт.

Чтобы правильно выбрать и наметить безопасный путь судка, судоводитель должен уметь хорошо читать карту. Для этого надо твердо усвоить все обозначения, знаки и сокращения, нанесенные на карту. Если судоводитель-любитель их еще не изучил, то у него под рукой должны быть изданные типографским способом условные обозначения (см. приложения).

Чтение карты начинают с общего ознакомления с изображенным на карте районом. Необходимо внимательно прочесть заголовок карты, все надписи и замечания. Над верхней рамкой карты, у левого края, указывается название бассейна, озера, моря, водохранилища. Внутри рамки в одном из углов напечатано:

— название района, охваченного данной картой;

— численный масштаб карты;

— величина магнитного склонения;

— год, к которому приведено показанное на карте магнитное склонение;

— величина годового уменьшения (или увеличения) магнитного склонения.

Под нижней рамкой карты даны даты ее издания, большой и малой корректур, которым подвергалась карта.

Вне рамки, на всех четырех углах, имеется номер карты.

После общего ознакомления с картой переходят к изучению береговой черты с ее особенностями: мысами, заливами, бухтами, отмелями, а также находят устья рек, в которых можно пополнять запасы пресной воды. Изучив береговую обстановку, начинают внимательное и последовательное изучение рельефа дна и навигационных опасностей, находят и изучают приметные ориентиры и средства навигационного оборудования. Наконец изучают встречающиеся на пути порты, гавани, бухты и подходы к ним на случай укрытия от штормовой погоды.

По характеру берегов определяют возможность подхода к ним, оценивают и уясняют, где они находятся и какие опасности имеются вблизи берегов. У обрывистого берега почти всегда глубоко, а отлогие берега часто имеют подводные препятствия, выходящие далеко в море. Изучая рельеф дна, необходимо помнить, что плавное изменение глубин указывает на благоприятный характер морского дна, а резкое — на хаотический рельеф дна, и при редком промере можно ожидать встречи с необозначенной подводной опасностью. Следует обращать внимание на частоту нанесенных глубин, линий изобат, отметок о затонувших судах, районах запретного плавания и т. д. Изучая карту, нужно также определить, насколько полно обеспечен данный район средствами навигационного оборудования и какими. Необходимо подробнее ознакомиться с пунктами захода судна (в порт, устье реки, бухту).

Хорошо изучив район плавания по карте, судоводитель во время похода будет быстро и безошибочно находить те пункты и ориентиры на карте, которые он наблюдает на местности с судна.

Примеры изображения некоторых элементов на воде

 

Контрольные вопросы:

1.​ Определить назначение лоцманских карт и справочных пособий для плавания по ВВП..

2.​ Охарактеризовать Содержание лоцманских карт.

3. Охарактеризовать содержание справочных пособий для плавания.

4.. Пояснить порядок пользования лоцманскими картами.

5.Дать понятие об условных обозначениях на лоцманских картах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.037 с.)