Раздел 5. Борьба за живучесть судна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Борьба за живучесть судна.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №36
Тема: Порядок посадки в спасательное средство,его спуск и отход от судна.

Цель: Ознакомиться с порядком посадки в спасательное средство, его спуском и отход от судна.

Задание: Изучить действия экипажа по посадки в спасательное средство,его спуск и отход от судна.

Запись в отчёте:

1.Изложить порядок действий экипажа по посадке,спуску и отходу спасательной шлюпки от судна.

2. Изложить действия экипажа после оставления судна.

 

Теоретическое описание методики проведения работы:

     Судно оставляется экипажем и пассажирами по сигналу шлюпочной тревоги. Сигнал этот подается только по личному распоряжению капитана в случаях, когда судно гибнет.

При объявлении шлюпочной тревоги по судовой трансляции делается объявление:

   - о подготовке пассажиров к оставлению судна (пассажиры должны быть одеты по сезону и с правильно надетыми спасательными жилетами);

- о том, какие предметы разрешается брать с собой (документы, деньги, зажигалку, кружку, одеяло и т.п.);

- о категорическом запрещении брать с собой другие предметы и личные вещи, кроме указанных.

Меры по организованному оставлению судна:

- приведение в готовность к спуску на воду спасательных средств;

- при наличии таковой возможности, дополнительно принимаются на

спасательные шлюпки и плоты: питьевая вода, продукты питания, переносные средства связи и сигнализации, медикаменты, тёплая одежда, одеяла, брезенты и т.п.;

- все оставляющие судно одеваются в тёплую, преимущественно в шерстяную одежду по возможности с водонепроницаемым верхним слоем, не стесняющей движений (даже мокрая одежда создаёт компрессзащищающий от переохлаждения); надеваются шерстяные перчатки, шапка, на ноги вместо обуви - несколько пар тёплых носков;

- принимаются меры по предотвращения паники, обеспечения порядка любыми средствами, не останавливаясь даже перед насилием.

Каждый член экипажа должен знать и чётко выполнять свои обязанности, действовать разумно и без промедления, быть дисциплинированным и не поддаваться панике.

2. Общая организация оставления судна.

По сигналу шлюпочной тревоги члены экипажа судна пребывают в места сбора с надетыми спасательными жилетами (гидрокостюмами) в одежде сохраняющей тепло, включая перчатки, головные уборы и плотно сидящую обувь. Пассажиры также выходят к месту сбора одетыми (по сезону) и в спасательных жилетах. Все каюты при этом должны быть открыты, осуществляется проверка, покидания помещений членами экипажа и пассажирами с докладом результатов проверки на ГКП. Перед спуском шлюпки на воду необходимо выполнить ряд действий:

1) Доставка в шлюпку оборудования и снабжения, необходимого для выживания после оставления судна:
 переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик (SART); теплые вещи (одеяла);
 дополнительный запас пищи и воды;
дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации.

2) Перед спуском на воду необходимо закрыть пробкой спускной клапан (находится в нижней точке корпуса и имеет соответствующую маркировку).

3) В случае необходимости готовятся к использованию фалини из аварийного снабжения, которые крепят к оконечностям шлюпки и разносят вдоль борта.
• Шлюпку, спускаемую на лопарях вдоль борта в штормовых условиях, необходимо удерживать от раскачивания и биения о борт судна.
• Если спуск шлюпки производится, когда судно имеет ход относительно воды, то в этом случае также необходимо использовать фалини для удержания шлюпки у борта.

4) Убирание леерного ограждения посадочной палубы.

5) Подготовка штормтрапа.

6) Отдача найтовов.

7) Отдача стопора шлюпбалок.

 В местах сбора и посадки проверяется правильное надевание спасательных средств (особенно пассажирами и специальным персоналом) – спасательный жилет должен быть надет и надёжно закреплён лямками, а гидрокостюм надевается в положение «Наготове», чтобы грудную и лицевую часть можно было застегнуть в последний момент. Если при проверке выявятся пассажиры или члены экипажа, неправильно надевшие спасательное средство по незнанию или в состоянии стресса подготовленные члены экипажа принимают меры для правильного надевания спасательного средства каждым.

 

Посадку следует производить быстро и непрерывно. При этом необходимо соблюдать очерёдность спуска и интервал, чтобы люди, находящиеся выше, не наносили травм и ранений находящимся ниже.

Если обстоятельства не позволяют людям сесть в спасательные шлюпки с палубы, то члены экипажа спускаются в них по штормтрапам или поКомандир шлюпки следит за тем, чтобы численность людей в шлюпке не превышала расчётной. Аналогично происходит посадка людей на надувные спасательные плоты, подтянутые за линь к борту судна.

 

спасательным шкентелям с мусингами.

Каждый член экипажа и пассажир обязан быстро, без суеты, занять свое место в шлюпке (на плоту) согласно расписанию или указанию командира шлюпки (плота) и приступить к выполнению своих обязанностей и распоряжений командира шлюпки (плота).

     Первый помощник капитана, первый штурман, механик и радист оставляют судно по распоряжению капитана. Капитан оставляет судно последним.

. -После посадки в шлюпку людей спуском командир шлюпки отдает команды "Завести двигатель" и "Приготовиться к спуску". Спускать шлюпку на воду даже в самых неблагоприятных условиях следует быстро.

После посадки людей в шлюпку освобождается ручной тормоз, и шлюпка опускается на воду.

Разобщение с лопарями следует производить в момент, когда шлюпки находится на подошве волны: пройдя это положение, шлюпка начнет подниматься на гребень, и нагрузка на гаках будет отсутствовать.

Фалини крепятся таким образом, чтобы шлюпка находилась у борта под штормтрапом. После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае – перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна.

После подготовки к спуску мотобота, спускаемого свободным падением, все члены экипажа по команде заходят на него, садятся в кресла, плотно крепятся ремнями безопасности. Поскольку мотобот находится под уклоном (32 градуса), то безопаснее, особенно в штормовую погоду, перемещаться в нем при посадке спиной вперед и без разворота садиться в кресла, которые установлены спинками к носу. Все спасающиеся должны быть в касках.


Управляет спуском обычно сам капитан. Старший помощник обязан обеспечить доставку в мотобот аварийного радиобуя и транспондера, проконтролировать наличие всех людей и доложить об этом капитану, лично загерметизировать входной люк. После доклада о готовности всех к спуску капитан пускает двигатель и после этого дистанционно отдает крепление шлюпки.
Мотобот (капсула) скатывается по направляющим с кормы вниз, с ускорением падает в воду, погружаясь в нее под углом к вертикали до глубины 3 м, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него.

Отход спасательной шлюпки от борта судна.

Для отхода шлюпки от борта нужно незначительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход. Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с под- ветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.

Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки будет не отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.

Моторные шлюпки при необходимости должны помочь остальным спасательным средствам отойти от борта аварийного судна. Экипажи всех шлюпок и плотов должны без промедления начать подъем из воды людей и по возможности предметов, пополняющих запасы.

Действия спасающихся в коллективных спасательных средствах после отхода от гибнущего судна.

На внутренней стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так,чтобы ее можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота.

Командир спасательной шлюпки сразу же после отхода судна должен обеспечить:

- поиск и подъем на борт плавающих в воде людей, в темное время использовать имеющийся в снабжении прожектор,

- сбор спасательных шлюпок иплотов и скрепление их между собой;

— постановку плавучего якоря;

— в зависимости от обстановки, установку защитного тента или складного закрытия (на открытой шлюпке);

— раздачу имеющихся в шлюпочном снабжении средств от морской болезни и гигиенических пакетов,

— подготовку к использованию средства обнаружения и сигнализации (пиротехника, гелиограф, сигнальный фонарь) и радиосредств (провести инструктаж и установить порядок их использования, в особен­ности пиротехники);

— установку радиолокационного отражателя;

— подготовку на случай ухудшения погоды, прибытия спасательных единиц, буксировки, спасания верто­летом, высадки на берег

— маневрировать для соединения с другими плотами и шлюпками, скрепить плоты и шлюпки между собой, распределить людей и снабжение между спасатель­ными шлюпками и плотами;

— проверить работу сигнального огня на тенте, по возможности не расходовать батареи при дневном освещении;

 Командир плота обеспечивает оказание первой медицинской помощи спасающимся, получившим травмы, и больным.

Шлюпки и плоты соединяют друг с другом фалинями или буксирными ли­нями, которые наращиваются другими имеющимися прочными концами и вытрав­ливаются на полную длину, чтобы избежать обрыва при волнении. Для уменьше­ния дрейфа выпускается плавучий якорь, а на плотах открывают днищевые бал­ластные карманы.

Контрольные вопросы:

1.Пояснить по чьей команде и по какой тревоге происходит оставление судна экипажем.

2.Пояснить общую организация оставления судна.

3.Пояснить порядок действий по спуску спасательной шлюпки.

4.Изложить действия по отходу спасательной шлюпки от судна.

5.Изложить действия экипажа шлюпки после отхода её от судна.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №37
Тема: Устройство спасательного плота.

Цель: Ознакомиться с устройством спасательного плота.

Задание: Изучить конструкцию и снабжение спасательного плота.

Запись в отчёте:

1.Описать устройство спасательного плота.

2. Изложить снабжение спасательного плота.

 

Теоретическое описание методики проведения работы:

Спасательные плоты и их оборудование.

Спасательный плот - это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН).

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые.

 

Посадка в сбрасываемый спасательный плот производится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру посадки. Однако, процедура доставки плота на воду существенно проще и надежнее в условиях шторма (особенно для небольших судов, у которых качка очень стремительная).

Основными элементами конструкции спасательного плота являются:
• камера плавучести - обеспечивает плавучесть плота;
• днище - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
• тент - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

.                                       


Рис. 1 Устройство надувного спасательного плота
1 – надувное днище; 2 – шторки входа; 3 – сигнальный огонь; 4 – двойной тент; 5 – водосборник; 6 – газовый баллон; 7 – пусковой линь; 8 – водобалластный карман; 9 – леер; 10 – входной трап; 11 – плавучий якорь

Камера плавучести спасательного плота может быть как жесткой, так и надувной. У жестких плотов плавучесть обеспечивается легким плавучим материалом, распложенным по периметру.

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Надувные камеры плавучести заполняются нетоксичным газом. Обычно для этой цели используется углекислый газ, находящийся в баллоне на днище плота. Надувание плота занимает от 1 до 3-х минут.

Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым, а внутренний - должен быть нейтральным, не вызывающим дискомфорта у находящихся на плоту людей.

Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:
• по меньшей мере, одно смотровое окно;
• устройство для сбора дождевой воды;
• устройство для установки радиолокационного отражателя;
• полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается электролампочка, включающаяся автоматически при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, нижняя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.

Карманы выполняют две функции:
• обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;
• раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.

Для надувания плота к его днищу крепится баллон с газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ направляется к отсекам по шлангам высокого давления.

Пусковой линь имеет двойное назначение:
• используется для открытия клапана на баллоне с газом;
• используется для удержания плота на воде у борта судна.

Длина пускового линя не менее 15 метров.

Снабжение спасательного плота

• 2 плавучих весла;
• средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки;
• 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия ПСНа сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.
• специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.
• спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 м;
• ремонтный комплект для заделки проколов. Обычно, в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений;
• 3 консервооткрывателя;
• ножницы;
• ручной насос или меха для подкачки плота;
• питьевая вода консервированная из расчета 1,5 л на человека;
• пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
• аптечка первой помощи;
• таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;
• по одному гигиеническому пакету на человека;
• рыболовные принадлежности;
• теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
• инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.

Средства сигнализации:
• радиолокационный маяк – ответчик (SART);
• УКВ переносная радиостанция;
• 4 красные парашютные ракеты;
• 6 красных фальшфейера;
• 2 плавучие дымовые шашки;
• электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный дляпо дачи сигналов по азбуке Морзе;
• сигнальное зеркало (гелиограф);
• сигнальный свисток;
• таблица спасательных сигналов.

Контрольные вопросы:

1.Охарактеризовать основные детали конструкции спасательного плота.

2.Изложить снабжение спасательного плота.

3.Перенчислить средства сигнализации спсательного плота.

4.Пояснить срок действия плота по спасению людей в море.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.033 с.)