Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психологического исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы. К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных данных - обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий эксперименты), психодиагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т. д.); к приемам обработки данных - количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантами составление психологической казуистики, т. е описание случаев,как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам - различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.
Виды профессиональной деятельности психолога Психогигиена – меры по обеспечению, сохранению и поддержанию своего собственного психического здоровья. Психодиагностика – исследование личностных особенностей клиента. Психокоррекция – специальные меры по формированию недостаточно развитых или исправлению деформированных свойств психических процессов. Психологическое консультирование – психологическая работа со здоровыми людьми, имеющими личностные, семейные или профессиональные проблемы. Психопрофилактика – работа, направленная на предупреждение личностных, семейных или профессиональных проблем у клиентов.
Понятие психики человека Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Основными функциями психики являются отражение окружающей действительности и регуляция поведения и деятельности. В структуре психики принято выделять: - уровни психики (уровень сознания и уровень бессознательного); - сферы психики (познавательная, эмоциональная, волевая сферы); - формы проявления психики (психические процессы, психические состояния, психические свойства). Условное выделение структурных элементов психики не означает, что они изолированы и действуют независимо друг от друга.Психика существует как процесс – живой, очень пластичный, непрерывный, никогда изначально не запрограммированный, а потому всегда формирующийся, развивающийся, порождающий те или иные результаты (образы, состояния, идеи, чувства, отношения). Отдельные познавательные процессы формируются в этом едином психическом процессе, причем это формирование часто проходит неосознанно. Однако на уровне личностного отношения человек осознанно регулирует свое поведение и деятельность. В этом проявляется взаимодействие двух уровней психики – сознания и бессознательного. Психическая жизнь человека целостна, но в ее структуре выделяют 3 сферы, в каждой из которых можно выделить 3 типа психических явлений: кратковременные динамические процессы (имеющие начало, развитие и результат), состояния (более стабильные явления, сохраняющиеся с незначительно выраженными изменениями более или менее длительное время) и свойства (устойчивые, стабильно проявляющиеся в течение многих лет, нередко сохраняющиеся на всю жизнь).
Сознание Сознание – высшая, свойственная только человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающей действительности. В повседневной жизни сознание представляет собой непрерывно меняющуюся совокупность чувственных (ощущаемых, воспринимаемых) и умственных образов, непосредственно предстающих перед человеком в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Свойства сознания 1. Активность. В сознании постоянно происходят процессы выделения существенного для человека в данный момент и отвлечения от несущественного. 2. Предметность. Сознание чего-то конкретного. 3. Изменчивость, непрерывность, единство. Сознание представляет собой поток непрерывно сменяющих друг друга впечатлений, образов, чувств, идей, общий строй которых остается относительно устойчивым. 4. Способность к рефлексии, самонаблюдению. Человек не просто осознает явления окружающего мира. Он еще и наблюдает за тем, как он осознает и действует. 5. Мотивационно-ценностный характер. Функция переживания позволяет сознанию формировать ценностные ориентации, выбирать из множества мотивов поведения самые значимые, выстраивая их иерархию. 6. Социальный характер. Сознание вмещает в себя не только личный опыт человека, но и опыт его родителей, учителей, сверстников и всего человечества. 7. Внутренний диалогизм. Сознание существует как диалог человека с самим собой. 8. Различный уровень ясности сознания. Существует состояние ясного сознания (человек адекватно ориентирован в месте, времени пребывания, в собственной личности и отдает отчет своим поступкам). Измененные состояния сознания (транс, гипноз, медитация, алкогольное, наркотическое опьянение и ряд других), которые характеризуются не вполне адекватным отражением действительности и не в полной мере регулируются человеком. Бессознательные состояния (обморок, кома) характеризуются отсутствием психического отражения действительности и отсутствием регуляции поведения. Эпицентром сознания является сознание собственного Я (самосознание). Оно позволяет человеку выделять себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к самому себе становятся, прежде всего, другие люди. Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя.
Функции сознания 1. Познание. 2. Регуляция поведения и деятельности. 3. Переживание. 4. Построение отношений. 5. Рефлексия. Лекция 7
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.01 с.) |