Основные сведения о социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные сведения о социологии



ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СОЦИОЛОГИИ

Объект и предмет, определение социологии

Объект науки - определённая часть действительности.

Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователей в выборе точки мысленного обзора, аспекта, среза, отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Принято считать, что объектом социологического познания является общество. Сам термин «социология» в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от латинского societas — общество и греческого logos — учение).

При определении предмета социологии ключевым является понятие социальное, которое отражает все многообразие связей и отношений, образующих общественную жизнь.

Предметом изучения социологии являются социальные структуры и социальное поведение.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет опре­делить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

Структура социологии

Современная социология представляет собой сложную разветвленную систему научного знания, которая может быть структурирована по различным основаниям.

В зависимости от объекта исследования социология делится на макросоциологию, микросоциологию м социологию среднего уровня.

1) макросоциология или общетеоретическая социология исследует явления и процессы на уровне всего общества в целом;

2) микросоциология - на уровне личности, межличностных взаимодействий

3) отраслевая социология или социология среднего уровня - на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий. В ней выделяют 3 раздела: исследование социальных институтов (социология семьи, социология образования), исследование социальных общностей (социология толпы, этносоциология), исследование социальных процессов (социология конфликтов, демографическая социология и т.д.);

В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяются на теоретическую и эмпирическую. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка.

Важнейшее место в структуре социологии занимает методология, представляющая собой систему принципов, методов и стратегий, используемых для приобретения социологических знаний, их интерпретации и практического применения на теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях. Социологическая методология включает в себя совокупность общефилософских, общенаучных, специфически социологических методов

1) Общефилософские методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование

2) Общенаучные методы: системный; комплексный; моделирование; типологизация

3) Методы теоретической социологии: структурно-функциональный, сравнительный, кросс-культурный анализ, корреляционно-причинный, вычленение системообразующих связей

4) Методы практической социологии: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов

 

Основатели социологии

Огюст Конт (1798-1857) – французский ученый, считается основателем социологии, он ввёл в научный оборот сам термин «социология». Он подчёркивал, что изучение общества должно быть научным («позитивным»), и настоятельно рекомендовал социологам использовать систематические наблюдения, эксперимент и сравнительный исторический анализ в качестве базовых социологических методов (позитивная социология).

Конт подразделял социологию на социальную статику и социальную динамику. Автор закона о 3 стадиях развития общества:

теологическая стадия - военное господство;

метафизическая стадия - феодальное господство;

позитивная стадия - промышленная цивилизация.

Герберт Спенсер (1820 - 1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей.

Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч.Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определён как социальный дарвинизм.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, считал что исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций. Такую солидарность Дюркгейм называет механической. В развитых обществах индивиды выполняют специальные функции в соответствии с разделением общественного труда (органическая солидарность).

По Дюркгейму, предмет социологии - социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделённые принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются».

Социальные факты представлены двумя группами: социальными структурами и социальными институтами.

Макс Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, экономист, юрист, считал, что социология, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Ключевым аспектом является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Он предложил концепцию «понимания» как основного метода постижения смысла.

Вебер ввел понятие «социальное действие».

 

Лекция 2

Социализация личности

Социализация — это начинающийся в младенчестве и за­канчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом че­ловек из существа биологического превращается в существо со­циальное.

По своему содержанию социализация — это двусторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию.

Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий «обучение» и «воспитание». Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения - «мир и я» - характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5.Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

Отучение от старых ценностей, норм, правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Степень социализации, отражающая ощущение человеком своего собственного «Я», фиксируется понятиями идентичности и самоуважения. Идентичность — это ощущение существова­ния уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Самоуважение — осознание себя в качестве личнос­ти, человека, у которого индивидуальная шкала ценностей в значительной мере совпадает с общественной.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и ин­ституты социализации.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответст­венные за передачу культурного опыта. Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социали­зации и направляют его

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение инди­вида: родители, близкие и дальние родственники, друзья се­мьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших со­циальных групп и институтов. Вторичные агенты — это фор­мальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

 

Личность как социальный тип

Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

 

Теории личности

Известный американский психолог и социолог Ч.Кули предложил теорию «зеркального Я».

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я.

Определяя возможность формирования личности, Я-образа основании зеркального Я, Ч. Кули тем не менее не учитывал внести личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж.Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степенидополняющая и развивающая теорию зеркального Я. "Обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальныйЯ-образ. Индивид в процессе общения как бы встает других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Концепция личности З.Фрейда рассматривает человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Социальные контакты

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами.

Социальные контакты бывают: пространственными (опосредованными или визуальными); заинтересованности; обмена.

Н.Н.Обозов выявил два типа пространственных контактов:

1) предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. (начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу);

2) визуальный пространственный контакт, или контакт «молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей..

Пространственный контакт – первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.

Сущность контактов заинтересованности состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида.

Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.) – контакты обмена.

Социальное действие

 Это понятие было введено в социологию и научно обосновано М. Вебером. Социальным он называл такое действие, которое «по предполагаемому действующим ли­цом смыслу соотносится с действиями других людей или ориенти­руется на него». Социальное действие предполагает два ос­новных условия: субъективную мотивацию и ориентацию на других. Каждому социальному действию предшествует социальный контакт.

Любое социальное действие включает в себя следующие ос­новные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) ре­зультат.

М. Вебер выделял четыре типа:

1. Целерациональное - характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны (действия инженера, который строит мост; спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать победу).

2. Ценностно-рациональное -подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятого просто как таковое и независимое от успеха (действие капитана, который утонул, отказываясь покинуть своё судно; действия дуэлянтов).

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта (драка футболистов во время игры).

4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

 

Социальные взаимодействия

Социальное взаимодействие (интеракция) — это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной или следствием действий других субъектов.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин разграничивал их следующим образом:

-по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

-по продолжительности — на кратковременные и долговременные;

-по характеру — на односторонние и многосторонние;

-по организованности — на организованные и неорганизованные;

-по сознательности — на сознательные и стихийные;

-по «материи» обмена— на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые;

- по качеству – на непосредственные и опосредованные

Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция — это соперниче­ство, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качествен­ный или дешевый товар). Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

Понятие социальной общности

Социальная общностьэто реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Социальные общности можно разделить на два класса: групповые и массовые.

Массовые общности (агрегаты) – совокупность людей, выделенных на основе поведенческих признаков. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей.

Массовые общности характеризуются следующими призна­ками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморф­ные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопреде­ленным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен си­туативный способ существования, они образуются и функцио­нируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми; 3) им присуща разно­родность состава, межгрупповая природа, т.е. их разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц. Типичным образцом массовых общностей являются: аудитория (радио, телевидение), публика (кино, театр), толпа.

 

Понятие социальной группы

Социальная группа — это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности.

Групповые общности или социальные группы делятся на номинальные и реальные.

Номинальные – это искусственно выделенные исследователем группы, предназначенные только для статистического учета населения (пассажиры пригородных автобусов, состоящие на учете в милиции, имеющие временную прописку и т.д.)

Реальные называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки: пол; доход; национальность; возраст; родство и брак; профессия, место жительства. В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют 4 типа и называют их главными:

- стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);

- этнические (расы, нации, народы, народности, племена, кланы);

- функциональные (шахтеры, учителя, директора);

- территориальные (ростовчане, горожане).

Все социальные группы еще можно подразделить:

- по характеру взаимодействия — на первичные и вторичные;

- по количественному составу — на малые и большие;

- по способу организации и регулирования взаимодействия — на формальные и неформальные.

- по принадлежности – на внешние, внутренние, референтные.

Под первичной понимается такая группа, в которой взаи­модействие носит непосредственный, межличностный харак­тер и предполагает взаимную поддержку..

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер.

Малая группаэто небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную дея­тельность.

Большая социальная группаэто многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредо­ванный характер (крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д).

Формальная группаэто обладающая юридическим ста­тусом группа, взаимодействие в которой определяется систе­мой формализованных норм и правил.

Неформальная группа - это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаи­модействий.

Внешняя группа – это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим (они).

Внутренняя группа - это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой принадлежим (мы).

Референтная группа – социальная единица, на которую мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий.

 

Маргиналы

При изучении социальных общностей важное значение имеет термин маргинальность, обозначающий пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние субъекта. Т.е. маргиналы – это люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и еще не примкнувшие к новой общности.

Виды маргиналов: этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы (группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения); возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; политическиемаргиналы, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономическиемаргиналы ( безработные); религиозные маргиналы – стоящий вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними.

 

Социальные организации

Это общность людей, искусственно созданная ради выполнения какой-либо цели при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примеры: завод, ресторан, госпиталь, банк, вуз.

Известный российский социолог А.И. Пригожин выделяет следующие признаки социальной организации:

- целевую природу;

- распределение членов организации по ролям и статусам;

- разделение труда и специализацию функций;

- построение по вертикальному (иерархическому) принципу;

- наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;

- целостность социальной системы.

Российские социологи выделяют следующие виды социальных организаций: деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.); общественные организации, представляющие собой массовые объединения (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.); промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.); ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Институционализация

Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Условия возникновения нового социального института

1) В обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая осознана многими членами общества.

2) Должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, операций, реализующих новую потребность.

3) Должны быть ресурсы (материальные, финансовые, трудовые), которые общество должно стабильно пополнять.

4) Должна сформироваться присущая только ему субкультура.

 

Социальный контроль

Социальный контроль – это особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

Он включает 2 элемента: нормы и санкции.

Нормы – предписания того, как надо правильно вести себя в обществе.

Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

 

Социальные нормы

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени социальной значимости:

 

привычки

 

обычаи

 

традиции

 

нравы

 

законы

 

табу

           

Чем больше квадратик, тем строже наказания за нарушение данной нормы.

Функции социальных норм:

- регулируют общий ход социализации;

- интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

- контролируют отклоняющееся поведение;

- служат образцами, эталонами поведения.

 

Социальные санкции

Выделяют 4 типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний:

Формальные позитивные (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций: награды, премии, титулы, звания, грамоты.

Неформальные позитивные (Н+) – публичное одобрение не от официальных организаций: похвала, комплименты, аплодисменты, слава, почет, улыбка.

Формальные негативные (Ф-) – наказания, предусмотренные официальными организациями: лишение гражданских прав, арест, тюремное заключение, увольнение, штраф, конфискация имущества, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные (Н-) – наказания не от официальных организаций: замечания, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, распускание слуха, сплетни, пренебрежение, фельетон, жалоба.

 

Девиантное поведение

Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Социальные характеристики девиации:

1) Относительность девиации. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других.

2) Механизм закрепления норм. Кто определяется как нарушитель и что – как отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить.

3) Зона допустимых вариаций. нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а скорее как некоторая зона. Норма обычно предполагает некие варианты поведения, новые или отличающиеся от нормативного, но не выходящие за рамки допустимого.

 

Делинквентное поведение

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознанными. Все серьезные нарушения, сознательные они ил нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинкветному поведению (буквально - преступное).

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно по отношению к законам страны.

 

Депривация

Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнение с другими индивидами, группами или с интернализированным набором стандартов.

Ощущение депривации может быть сознательным или неосознанным, но в обоих случаях депривация сопровождается острым желанием преодолеть ее.

Выделяют 5 типов депривации:

1) экономическая (неравномерность распределения доходов в обществе);

2) социальная (престиж, власть);

3) организмическая (инвалидность, физическое уродство, слабоумие);

4) этическая (несовпадение с идеалами общества идеалов отдельных индивидов);

5) психическая (образование ценностного ваккуума – отсутствие значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь).

 


Лекция № 4

ОБЩЕСТВО

Понятие и признаки общества

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

Страна – часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство).

Понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же.

Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Признаки общества по американскому социологу Эдварду Шилзу:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет свою территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

 

Типы обществ

       Существует множество способов классификации обществ.

I. Согласно К.Марксу, тип общества определяется и контролируется экономическими ресурсами, которыми оно владеет. В связи с этим различают первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

II. Г.Ленски и Дж.Ленски классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные черты:

1) Общества, живущие охотой и собирательством (бушмены юго-западной Африки, аборигены центральной Австралии): кочевой образ жизни; самые примитивные орудия труда; родственные связи; нет политической структуры, во главе стоит старейшина (вождь).

2) Огороднические общества (в наше время в Африке, на юге Сахары): не производят прибавочного продукта; используют мотыгу (но не плуг); политическая структура из 2-4 социальных слоев; усложняется система родственных связей.

3) Аграрные общества возникли в Древнем Египте: использование плуга и животных в качестве рабочей силы; появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли; система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Возникло государство (армия + бюрократический аппарат).

4) Промышленные общества возникли в конце XVIII в.: совершенствование технологии; использование новых источников энергии (тепловой, электрической, атомной), применение научных знаний; огромный прибавочный продукт; крупные города; высокоразвитая система государственного управления.

III. немецкийсоциолог Ф. Тённисом ввел термины «гемайншафт» (община) и «гезельшафт» (общество) и привел основные различия между ними:

IV. американский социолог Дэниел Белл выделял 3 типа общества: доиндустриальное, характеризующееся развитым сельским хозяйством; индустриальное - + развитая промышленность и в1973 г. Белл отметил появление постиндустриального общества, которое обладает следующими характеристиками:

1) широкие торговые отношения между странами;

2) большой излишек товаров;

3) сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет нанимать большое количество рабочих;

4) широкое разнообразие и количество товаров, доступных среднему человеку;

5) «информационный взрыв»;

6) «глобальная деревня», т.е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации.

Наиболее важные черты постиндустриального общества – это «информационный взрыв» и «глобальная деревня».

 

Глобальное общество

Повышение значимости и постоянное развитие информационных процессов приводит к совершенствованию коммуникационных сетей и средств общения во всем мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.156 с.)