Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный статус и социальная рольСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальное поведение личности определяется двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль» Социальный статус — это определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Каждого человека характеризует не один, а несколько статусов.. В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный. Социально-групповой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.). В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов; предписанный (приписываемый, приписанный, аскриптивный) -обусловленный полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д., и достигнутый (приобретенный), который определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т.е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено — ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Теории личности Известный американский психолог и социолог Ч.Кули предложил теорию «зеркального Я». Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. Определяя возможность формирования личности, Я-образа основании зеркального Я, Ч. Кули тем не менее не учитывал внести личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж.Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степенидополняющая и развивающая теорию зеркального Я. "Обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальныйЯ-образ. Индивид в процессе общения как бы встает других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого». Концепция личности З.Фрейда рассматривает человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза. Социальные контакты Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами. Социальные контакты бывают: пространственными (опосредованными или визуальными); заинтересованности; обмена. Н.Н.Обозов выявил два типа пространственных контактов: 1) предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. (начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу); 2) визуальный пространственный контакт, или контакт «молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.. Пространственный контакт – первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов. Сущность контактов заинтересованности состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.) – контакты обмена. Социальное действие Это понятие было введено в социологию и научно обосновано М. Вебером. Социальным он называл такое действие, которое «по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на него». Социальное действие предполагает два основных условия: субъективную мотивацию и ориентацию на других. Каждому социальному действию предшествует социальный контакт. Любое социальное действие включает в себя следующие основные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) результат. М. Вебер выделял четыре типа: 1. Целерациональное - характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны (действия инженера, который строит мост; спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать победу). 2. Ценностно-рациональное -подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятого просто как таковое и независимое от успеха (действие капитана, который утонул, отказываясь покинуть своё судно; действия дуэлянтов). 3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта (драка футболистов во время игры). 4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.
Социальные взаимодействия Социальное взаимодействие (интеракция) — это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной или следствием действий других субъектов. Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин разграничивал их следующим образом: -по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов; -по продолжительности — на кратковременные и долговременные; -по характеру — на односторонние и многосторонние; -по организованности — на организованные и неорганизованные; -по сознательности — на сознательные и стихийные; -по «материи» обмена— на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые; - по качеству – на непосредственные и опосредованные Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция — это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.196 (0.011 с.) |