Социокультурные суперсистемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурные суперсистемы



I. В современном мире четко просматриваются идущие из истории две основные социокультурные тенденции (взаимодействующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целостность): Запад и Восток. Их различия:

1.В отношении личности западный человек основывает видение мира на самом себе, а Восток культивирует идею отказа от личного Я в пользу безличного абсолюта.

2.В отношении к миру, к реальности Запад склонен подчеркивать активную позицию человека по отношению к внешнему миру. Восток предпочитает уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бытия человека.

3.В отношении возможностей разума для Запада характерны рациональность, прагматизм. Восток тяготеет у интуитивному познанию, чем и обусловлено внимание к медитации и самовнушению.

II. П.Сорокин, и в этом его большая заслуга перед социологической мыслью, принципиально изменил подход к анализу великих культурных традиций. Он выделил 3 типа социокультурных суперсистем:

1. Умозрительная (идеациональная) культура характеризуется следующими признаками:

а)реальность по своей природе духовна, нематериальна; она вечна и неизменна;

б)потребности и цели людей в основном духовны;

в)для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

2.Признаки чувственной культуры прямо противоположны:

       а)реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;

       б)потребности и цели людей чисто плотские или чувственные (голод, жажда, секс, убежище, комфорт);

       в)для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

3.Промежуточная идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшение самого себя, так и трансформации окружения.

На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.


 

Лекция №6

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПСИХОЛОГИИ

Психология - отрасль науки, изучающая психику человека и еевысшую форму - сознание. Понятие психология переводится как наука о душе.

 

Основные разделы психологии

При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир. Поэтому раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательныхпроцессов.

Другие психические явления определяют возможность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т. е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др. Соответствующий раздел науки о душевных явлениях называют психологией личности.

Человек повседневно общается с другими людьми, без чего не­возможно его интеллектуальное и нравственное развитие, профес­сиональная деятельность. В ходе такого общения складываются межличностные отношения между людьми - официальные и неофи­циальные, деловые и личные, и, наконец, интимные отношения (вле­чение, боязнь, любовь, дружба). Психологические аспекты данных явлений, включенность в них душевных состояний и процессов изу­чает психология человеческого общения.

Изучение психологии начинается с усвоения общих (фунда­ментальных) понятий и положений, характеризующих психику по­ведения людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и ка­кой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.

Ее дополняют специальные отрасли психологии.

В качестве оснований классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принять первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая, военная психология, а также психология труда, спорта, торговли, научного творчества.

Если основанием классификации считать психологические аспекты развития, то можно выделить те отрасли психологии, в которых реализуется принцип развития:возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология.

Если классифицировать отрасли психологии, опираясь на пси­хологические аспекты отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей, объединяемых понятием социальная психология.В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах (в макросреде),малых группах (в микросреде) и социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).

 

История развития психологии

За всю историю психологии было представлено 4 основных понимания ее объекта: душа, сознание, поведение, деятельность.

1 этап. Психология как наука о душе. Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в мифологии, поэзии, религии. Душа рассматривалась здесь как нечто сверхъестественное. Деятельность человека, животного объяснялась присутствием этой души, а его успокоение во сне или смерти – ее отсутствием.

Первые научные представления о душе, направленные на объяснение души и ее функций появились в античной философии.Представления философов о душе носили как идеалистический (Гераклит, Сократ, Платон), так и материалистический характер (Демокрит, Эпикур, Аристотель).

В средние векадуша считалась божественным, сверхъесте­ственным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению мо­жет поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру.

Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590).

2 этап. Психология как наука о сознании. Возникла в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основоположник этого изменения предмета психологии – Джон Локк. В отличие от души, сознаниеесть  нечто не предполагаемое, а фактически данное, это такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего мира. С этого момента главным в психологии становится анализ состояния и содержания сознания.

3 этап. Психология как наука о поведении. Изменение предмета было связано с появлением нового психологического течения – бихевиоризма. Развитие данной школы было стимулированием открытием условного рефлекса, который лежит в основе научения животных, установленный Эдвардом Торндайком и Иваном Петровичем Павловым. Причем оба ученых пришли к его открытию независимо друг от друга. Торндайк назвал его «законом эффекта», а И. Павлов – «подкреплением». Согласно Э. Торндайку и И. Павлову, животные и люди учатся методом проб и ошибок. Когда найдена успешная, удовлетворяющая возникшую потребность, модель поведения, она затем многократно повторяется и таким образом закрепляется.

4 этап. Психология как наука о деятельности. Возникло в отечественной психологии в начале XX века. Основоположником деятельностного подходаявляется А.Н. Леонтьев и др. Рубинштейн первым утвердил принцип единства сознания и деятельности. Его тезис – сознание формируется в деятельности. Основным методом познания психической реальности (сознания) стало исследование деятельности и ее продуктов (результатов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.006 с.)