Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурные суперсистемы
I. В современном мире четко просматриваются идущие из истории две основные социокультурные тенденции (взаимодействующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целостность): Запад и Восток. Их различия: 1.В отношении личности западный человек основывает видение мира на самом себе, а Восток культивирует идею отказа от личного Я в пользу безличного абсолюта. 2.В отношении к миру, к реальности Запад склонен подчеркивать активную позицию человека по отношению к внешнему миру. Восток предпочитает уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бытия человека. 3.В отношении возможностей разума для Запада характерны рациональность, прагматизм. Восток тяготеет у интуитивному познанию, чем и обусловлено внимание к медитации и самовнушению. II. П.Сорокин, и в этом его большая заслуга перед социологической мыслью, принципиально изменил подход к анализу великих культурных традиций. Он выделил 3 типа социокультурных суперсистем: 1. Умозрительная (идеациональная) культура характеризуется следующими признаками: а)реальность по своей природе духовна, нематериальна; она вечна и неизменна; б)потребности и цели людей в основном духовны; в)для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. 2.Признаки чувственной культуры прямо противоположны: а)реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется; б)потребности и цели людей чисто плотские или чувственные (голод, жажда, секс, убежище, комфорт); в)для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. 3.Промежуточная идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшение самого себя, так и трансформации окружения. На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.
Лекция №6 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПСИХОЛОГИИ Психология - отрасль науки, изучающая психику человека и еевысшую форму - сознание. Понятие психология переводится как наука о душе.
Основные разделы психологии При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир. Поэтому раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательныхпроцессов. Другие психические явления определяют возможность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т. е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др. Соответствующий раздел науки о душевных явлениях называют психологией личности. Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его интеллектуальное и нравственное развитие, профессиональная деятельность. В ходе такого общения складываются межличностные отношения между людьми - официальные и неофициальные, деловые и личные, и, наконец, интимные отношения (влечение, боязнь, любовь, дружба). Психологические аспекты данных явлений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает психология человеческого общения. Изучение психологии начинается с усвоения общих (фундаментальных) понятий и положений, характеризующих психику поведения людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология. Ее дополняют специальные отрасли психологии. В качестве оснований классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).
Если принять первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая, военная психология, а также психология труда, спорта, торговли, научного творчества. Если основанием классификации считать психологические аспекты развития, то можно выделить те отрасли психологии, в которых реализуется принцип развития:возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология. Если классифицировать отрасли психологии, опираясь на психологические аспекты отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей, объединяемых понятием социальная психология.В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах (в макросреде),малых группах (в микросреде) и социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).
История развития психологии За всю историю психологии было представлено 4 основных понимания ее объекта: душа, сознание, поведение, деятельность. 1 этап. Психология как наука о душе. Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в мифологии, поэзии, религии. Душа рассматривалась здесь как нечто сверхъестественное. Деятельность человека, животного объяснялась присутствием этой души, а его успокоение во сне или смерти – ее отсутствием. Первые научные представления о душе, направленные на объяснение души и ее функций появились в античной философии.Представления философов о душе носили как идеалистический (Гераклит, Сократ, Платон), так и материалистический характер (Демокрит, Эпикур, Аристотель). В средние векадуша считалась божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590). 2 этап. Психология как наука о сознании. Возникла в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основоположник этого изменения предмета психологии – Джон Локк. В отличие от души, сознаниеесть нечто не предполагаемое, а фактически данное, это такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего мира. С этого момента главным в психологии становится анализ состояния и содержания сознания. 3 этап. Психология как наука о поведении. Изменение предмета было связано с появлением нового психологического течения – бихевиоризма. Развитие данной школы было стимулированием открытием условного рефлекса, который лежит в основе научения животных, установленный Эдвардом Торндайком и Иваном Петровичем Павловым. Причем оба ученых пришли к его открытию независимо друг от друга. Торндайк назвал его «законом эффекта», а И. Павлов – «подкреплением». Согласно Э. Торндайку и И. Павлову, животные и люди учатся методом проб и ошибок. Когда найдена успешная, удовлетворяющая возникшую потребность, модель поведения, она затем многократно повторяется и таким образом закрепляется. 4 этап. Психология как наука о деятельности. Возникло в отечественной психологии в начале XX века. Основоположником деятельностного подходаявляется А.Н. Леонтьев и др. Рубинштейн первым утвердил принцип единства сознания и деятельности. Его тезис – сознание формируется в деятельности. Основным методом познания психической реальности (сознания) стало исследование деятельности и ее продуктов (результатов).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.006 с.) |