Особенности протекания психических процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности протекания психических процессов



Особенности ощущений. Подростки чувствительны к оценке взрослых, обидчивы. Для подростка проблема авторитета взрослого не самоочевидна. С одной стороны, позиция подростка «Я – взрослый» как бы противопоставляет его взрослым, с другой – их  авторитет остается важным фактором его жизни. Отрицательное проявление чувства взрослости выражается в том, что подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитетов, игнорируют их мнение, критически относятся к словам и поступкам родителей и учителей. Подростки чувствительны к внешним формам обращения к себе как к «взрослой личности». Характерна потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе (для подростка наиболее значимо мнение сверстников, коллектива, класса). Подростки болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.

Особенности восприятия. Восприятие более целенаправленно, планомерно и организованно, чем у младших школьников. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Характерная особенность – неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Постепенно восприятие становится все более плановым, последовательным и всесторонним, характеризуется целенаправленностью, произвольностью и устойчивостью.

Особенности внимания. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Усиливается произвольность внимания. Внимание становится более управляемым, контролируемым процессом.

Характерная черта внимания – его  специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Вместе с тем легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Развитие внимания отличается противоречивостью: с одной стороны, формируется устойчивое произвольное внимание, с другой – обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном – «нелюбимом» – уроке ученик может собранно, сосредоточенно, не отвлекаясь работать на другом – «любимом» уроке. Соответственно, требуется такая организация учебной деятельности, чтобы у подростков не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время.

Активная познавательная деятельность – вот  что делает урок интересным для подростка и способствует организации его внимания. На уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя или библиотекаря, проводящего урок. С этой целью необходимо использовать эмоциональные факторы, учитывать индивидуальные познавательные интересы учащихся, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации.

Особенности воображения. В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную деятельность. Подросток может соединять две высшие психические функции  –  воображение   и мышление.

Особенности памяти. В старшем подростковом возрасте интенсивно развивается произвольная логическая память, возрастает умение логически обрабатывать материал для преднамеренного запоминания. К восьмому классу приемы запоминания становятся более осознанными, разнообразными и гибкими. Память перестраивается, происходит переход от доминирования механического запоминания к смысловому.

Усиливается произвольность памяти и внимания. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. С увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредованного. Увеличивается продуктивность опосредованного запоминания. Процесс запоминания у подростка сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Особенности мышления. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Появляется новая черта мышления – критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Рекомендуется с целью развития творческого мышления предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление соответствующей потребности. Этот возраст – период рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль. Старшие подростки уже способны к достаточно сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности, они научаются самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения, у них формируется абстрактное мышление. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях).

Мышление развивается в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Речь становится более образной, выразительной.

Особенности деятельности (поведения). Учебная деятельность. Учение занимает большую часть времени. Процесс учения привлекает не только содержанием, но и возможностями общения со сверстниками. Ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности. Характер учебной деятельности существенно перестраивается. Постепенно нарастающая взрослость делает неприемлемыми для подростка привычные младшему школьнику формы и методы обучения. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Если младший школьник был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственные отношения со сверстниками.

Подробные объяснения учителем или библиотекарем нового материала могут вызывать скуку, равнодушие. Сам подросток стремится излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения учебного материала. Сознательно-положительное отношение подростков к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.

Подросток готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Именно поэтому для него становятся привлекательными самостоятельные формы занятий.

Интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеет подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснять материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом. Возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знание становится той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.

Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников, что побуждает его приумножать свои знания. Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам. Немаловажное место начинает занимать внеклассная и внешкольная работа – кружки, факультативы, студии, секции, различные мероприятия. Значительно расширяется круг чтения подростков.

Расширяются виды деятельности подростков: учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. Подростки чрезвычайно активны, у них наблюдается многообразие интересов, занятий. Интересы могут приобрести форму серьезного увлечения. Меняется направленность интересов. Подростки отличаются избирательностью и неустойчивостью интересов. Ведущим мотивом поведения становится потребность в самоутверждении, личностном самоопределении.

У подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Они учатся строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности собственного «Я». Для подростка ведущей деятельностью является взаимодействие и общение в ходе учения с другим человеком.

Младшим подросткам особенно присущи: потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о соотношении сил в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием.

Подросток остро переживает учебные неудачи и из-за самолюбия маскирует подлинное отношение к ним, делая вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен.

Существенную роль в формировании положительного отношения к учению играет научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий.

Методы, формы и средства формирования информационной культуры учащихся среднего школьного возраста. В отличие от младших школьников, для которых преобладающими были наглядные и репродуктивные методы обучения, сочетающиеся со словесными и практическими, для среднего школьного возраста целесообразно комплекс словесных, наглядных и практических методов обучения постепенно дополнять частично-поисковым или эвристическим методом, а также методами проблемного изложения, методами активного обучения.

Из словесных методов в работе с учащимися среднего школьного возраста по-прежнему используется беседа. При этом следует учитывать, что в подростковом возрасте начинается переход от преимущественно конкретного наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому. Соответственно, вопросы, предлагаемые подросткам в ходе беседы, должны быть нацелены на развитие абстрактно-логического мышления, а последовательность вопросов должна обеспечивать активизацию мыслительной деятельности.

Например, в беседе с учащимися пятого класса по теме 1.4. «Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества» вопросы можно представить следующим образом: Что такое библиотека? Какие библиотеки можно назвать детскими? Какие отделы детской библиотеки вам известны? За какими книгами вы обращались в библиотеку? Как вы выбирали книги? Обращались ли вы к библиотечным каталогам? Использовали ли вы при поиске информации Интернет?

В беседе с учащимися шестого класса по этой теме могут быть заданы следующие вопросы: Что такое каталог? Зачем нужен каталог? Какие каталоги вы знаете? Какими каталогами и картотеками вы уже пользовались?

Вопросы для учащихся седьмых и восьмых классов могут быть усложнены за счет введения задачи поиска признаков сходства и отличия сравниваемых в ходе беседы объектов. Например: Чем отличается школьная библиотека от публичной? В чем состоит отличие алфавитного каталога от систематического? Чем отличается картотека от каталога? В девятом классе по данной теме могут быть заданы иные вопросы: Какими библиотеками вы пользуетесь? Какие информационные продукты и услуги библиотек вы уже использовали? С какой целью вы использовали Интернет-ресурсы?

Особое значение имеют вопросы при проведении эвристической беседы, требующей от учащихся активной мыслительной деятельности. Примером таких вопросов могут быть: Зачем библиотеке нужны каталоги? Чем отличается карточный каталог от электронного? Так, в ходе беседы по теме 2.1. «Адресный поиск и алгоритм его выполнения» на занятии в библиотеке девятиклассникам могут быть заданы следующие вопросы: Возможна ли ситуация, когда читатель уходит из библиотеки без нужной ему книги? Каковы причины возникновения этой ситуации? Учащиеся могут предлагать разные варианты ответов: не нашли на полке нужного издания, отсутствовал библиотекарь и т. д. Правильным же является ответ: очень часто причиной неудовлетворенного информационного запроса является неумение пользоваться алфавитным каталогом (к примеру, читатель не предполагает, что у авторов книг могут быть не только однофамильцы, но и полные тезки, а так же то, что у разных авторов могут быть книги с одинаковыми названиями.

В беседе с учащимися девятого класса по теме 2.2. «Фактографический поиск и алгоритм его выполнения» вопросы могут звучать следующим образом:

· Что такое фактографическая информация? Какие признаки фактографической информации существуют?

· Зачем при подготовке учебного доклада, реферата используется фактографическая информация?

· Чем отличается фактографический информационный запрос от тематического?

· Как нужно формулировать фактографический запрос?

· Как следует искать фактографическую информацию?

· Какие источники и почему наиболее целесообразно использовать при поиске фактографической информации?

В отличие от объяснительно-иллюстративного рассказа, используемого в работе с младшими школьниками, при работе с подростками рассказ может носить проблемный характер. Рассказ становится более объемным и длительным. По мнению Ю. К. Бабанского (3), содержание рассказа должно подразделяться на ряд этапов с подведением итогов по каждому из них. Каждый этап резюмируется с применением обобщающих слов, выражений как, например, «итак», «следовательно», «таким образом», «обобщая сказанное», «делаем следующий вывод».

Рассказ может сочетаться с объяснением излагаемого учебного материала. Изложение новых знаний может целиком основываться на объяснении. Например, в пятом классе по теме 3.4. «Составление аннотаций» рассказ об аннотировании как виде свертывания информации переходит в объяснение технологии составления аннотаций на основе использования справочного аппарата документа. Сначала школьникам разъясняется, почему нужно изучать справочный аппарат документа. Затем объясняется, как следует на его основе составлять текст аннотации. Обязательным условием является демонстрация объектов изучения, в данном случае в качестве объекта изучения выступает сам первичный документ (детская научно-познавательная книга или статья из детского журнала) и аннотация, составленная на данный документ.

В отличие от учащихся младшего школьного возраста, мышление которых имеет ярко выраженный конкретный, наглядно-образный характер, у подростков формируется абстрактное мышление. Однако использование наглядных методов продолжает занимать значительное место в обучении школьников данной возрастной группы. В частности, демонстрация объектов изучения по-прежнему нужна, поскольку она обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Так, например, невозможно объяснить отличительные черты различных видов справочных изданий (энциклопедий, словарей, справочников) без их показа и анализа; нельзя научить школьников пользоваться систематическим каталогом без его демонстрации; неосуществимой является идея «бескомпьютерного» освоения алгоритмов ведения поиска информации в Интернет.

Рациональное сочетание словесных и наглядных методов обучения имеет большое значение при освоении подростками понятийно-терминологического аппарата курса «Основы информационной культуры личности», а также при овладении важнейшими технологическими процессами, включая свертывание информации и подготовку информационных продуктов. Так, трактовка наиболее важных понятий по каждой из изучаемых тем может быть представлена в виде таблиц «Термин – определение». При изучении алгоритмов информационного поиска, основных видов свертывания информации (составления библиографического описания, аннотирования, реферирования), технологии подготовки информационных продуктов (отзывов, докладов, рефератов и т. п.) весьма полезно использовать схемы, с помощью которых наглядно показывается состав и последовательность действий, необходимых для достижения оптимального результата.

Неотъемлемой частью информационной подготовки подростков является использование практических методов обучения, направленных на формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного поиска информации, обработки и анализа найденных источников информации, подготовки на их основе собственных информационных продуктов. Большое значение при этом имеет реализация межпредметных связей. Подбирая и формулируя практические задания по той или иной теме курса «Основы информационной культуры личности», школьный библиотекарь должен четко представлять характер и объем самостоятельной работы учащихся по другим учебным предметам – необходимость подготовки сочинений, докладов, рефератов и т. п. Выполняя практические задания, учащиеся должны отчетливо понимать, где и как им могут пригодиться полученные информационные знания и умения. Так, например, в результате освоения темы 2.2. «Фактографический поиск и алгоритм его выполнения», учащиеся должны не только овладеть навыками работы со справочными изданиями. Они должны уяснить, что без четкого определения понятий, без ясного понимания смысла тех или иных терминов, бессмысленно вести поиск информации по теме любого реферата или доклада, а тем более – подготовить качественный реферат или доклад. Желательно, чтобы практические задания по данной теме были связаны с тематикой самостоятельной работы учащихся. С этой целью могут использоваться задания, составленные на основе других учебных дисциплин, изучаемых подростками в данный момент и предполагающих использование фактографической информации. Соответственно, в этом случае нужен тесный контакт школьного библиотекаря с учителями-предметниками.

Важнейшая отличительная черта подростков – чувство взрослости, стремление к самостоятельности и независимости, наличие собственных взглядов и суждений – является  основой для расширения арсенала методов обучения за счет использования частично-поисковых или эвристических методов, а также метода проблемного изложения. Элементы проблемного изложения, вопросы проблемного характера могут органично дополнять традиционные словесные методы обучения в работе с подростками. Так например, в ходе беседы по теме 1.4. «Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества» могут быть заданы вопросы проблемного характера: В чем состоят преимущества традиционной библиотеки как источника информационных ресурсов по сравнению с Интернетом? По каким параметрам современная библиотека «проигрывает» Интернету? В чем заключаются риски и опасности, подстерегающие человека, ведущего поиск в Интернет? «Отомрет» ли традиционная книга? и т. п.

Использование вопросов проблемного характера при работе с подростками предполагает готовность школьного библиотекаря выслушать разные точки зрения подростков и спокойно, аргументированно оценить даже самые «крайние» позиции, зачастую выражаемые в эпатажной форме. Важно научить подростков не просто эмоционально выражать свое личное мнение, а логично выстраивать систему доказательств и аргументов. При этом следует помнить, что у подростков повышенные требования к взрослым (родителям, учителям, библиотекарю), их профессиональной подготовке. Авторитет библиотекаря будет во многом зависеть от того, как он держится, как контролирует ситуацию, как разрешает спорные вопросы, в какой тональности ведется беседа, нет ли нот назидательности, покровительственного или авторитарного отношения к подросткам.

В работе с подростками следует использовать такие методы обучения, которые побуждают и даже «вынуждают» активно действовать самого учащегося. Если занятие сводится только к словесному просветительству, то это приводит к тому, что учащиеся не включаются в действие. Отделенное от живой практики слово не имеет непосредственного воздействия, теряет действительный смысл, остается в понятии (представлении) как ничего не говорящая формула: «каталог», «библиографический указатель», «вторичный источник информации» и т. д. Важно, чтобы эти знания были освоены в практическом действии.

Значительное место в работе с учащимися среднего школьного возраста занимает такой метод активного обучения, как дидактическая игра.

Игра может рассматриваться как действенное средство, стимулирующее процесс обучения основам информационной культуры, осуществляемый как в системе классно-урочной, так и внеурочной учебной деятельности. Игровая ситуация способствует усвоению знаний и формированию умений, создает атмосферу увлеченности, влияет на активность учащихся. Кроме того, в дидактической игре создаются условия для формирования положительной мотивации на освоение «скучного», «неинтересного» учебного материала, в качестве которого зачастую выступают неудачные традиционные библиотечные уроки.

Дидактическая игра выполняет три наиболее значимые функции игры – дидактическую, воспитывающую, развивающую. Следует помнить и о таком важном свойстве игры как занимательность. Занимательность может реализовываться в самом названии игры, используемых игровых атрибутах. Например, для учащихся пятого класса в разделе 2. «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения» в теме 2.2. «Фактографический поиск и алгоритм его выполнения» первый урок может получить название «Мир толковых словарей». Цель урока: познакомить пятиклассников со справочной литературой. В шестом классе, когда школьники уже активно начинают пользоваться энциклопедиями, название первого урока может звучать как «Энциклопедия – вселенная в алфавитном порядке».

Дидактические игры позволяют в занимательной форме обеспечить повторение, закрепление и контроль усвоения пройденного. Для проверки усвоения ключевых понятий курса «Основы информационной культуры личности» может использоваться кроссворд. Для контроля за освоением алгоритмов поиска информации в традиционной библиотеке и в Интернет, могут проводиться различного рода состязания и конкурсы «Кто быстрее?», «Информационный следопыт», «Лучший лоцман в Интернет» и т. п. 

Закрепление и контроль умений пользования различными видами справочных изданий можно провести в игровой форме, используя для этого «интригующие» названия: «А где хранят вселенную?» (универсальные энциклопедии и словари); «Где зимуют раки или почему не жалеют сироту казанскую?» (этимологические словари, словари крылатых слов и выражений); «Как это будет по-русски»? (словари иностранных слов) и т. п. С этой же целью могут быть использованы «Турниры эрудитов», «Конкурсы знатоков», игра «Что? Где? Когда?», КВН и т. п.

Дидактическая игра позволяет подростку выразить себя, проверить свои силы и наглядно их продемонстрировать. В ней подростку предоставляется возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Игра предусматривает активную деятельность в эмоциональной атмосфере, атмосфере соперничества, когда все действия совершаются на добровольной основе.

Используя дидактическую игру, школьный библиотекарь должен стремиться к тому, чтобы избежать ситуации (к сожалению, весьма распространенной в библиотечной практике), когда все внимание в играх акцентируется на развлекающей составляющей. Следует помнить, что в отличие от обычной игры, широко распространенной в библиотечной сфере, дидактическая игра должна соответствовать двум важным требованиям: во-первых, иметь четко сформулированную цель обучения, во-вторых, характеризоваться конкретным педагогическим результатом.

Результативность игры, то есть достижение дидактической цели, предполагает обязательное выполнение следующих этапов, предшествующих ее проведению:

· определение дидактической цели;

· разработка содержания;

· определение занимательных свойств;

· определение формы и названия;

· уточнение оптимального соотношения дидактической цели и занимательности;

· определение продолжительности;

· разработка содержания и правил, в том числе объявление о подготовке к игре, числе играющих, ходе(сценарии или модели);

· создание атрибутов и вспомогательных средств;

· разработка системы подведения итогов (49, с. 10).

Практика информационной подготовки учащихся среднего школьного возраста характеризуется многообразием используемых форм обучения. Занятия по основам информационной культуры могут проводиться как в рамках классно-урочной системы занятий, в соответствии с учебным планом и учебным расписанием, так и в режиме внеклассной работы.

С точки зрения места обучения освоение различных разделов учебной программы курса может строиться дифференцированно. Так, изучение первых двух разделов («Информационные ресурсы общества и информационная культура» и «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения») целесообразнее проводить в условиях библиотеки. Это объясняется тем, что именно в библиотеке сосредоточены информационные ресурсы, представленные в систематизированном виде, что дает возможность получить представление о библиотеке как информационно-поисковой системе, закрепить знания и сформировать умения самостоятельного поиска информации. В свою очередь, изучение третьего и четвертого разделов («Аналитико-синтетическая переработка источников информации» и «Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся») может осуществляться учебных классах, включая компьютерные.

Ведущей формой обучения основам информационной культуры личности подростков остается классно-урочная система, включающая проведение как традиционных (стандартных), так и нестандартных уроков.

Среди традиционных уроков лидирующее место занимает комбинированный урок.Структура комбинированного урока (ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач, проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу, изложение нового материала, первичное закрепление изученного, подведение итогов урока) может меняться в зависимости от дидактической цели занятия.

Нестандартные уроки позволяют активизировать учебную деятельность подростков. Школьному библиотекарю может быть полезна книга «Нестандартные уроки русского языка 5–7 классы» (23), в которой представлен урок-детектив «Записка Шерлоку Холмсу», посвященный обучению шестиклассников пользованию справочной литературой.

Независимо от того, какой тип урока используется – стандартный или нестандартный, чрезвычайно важное значение в работе с подростками имеет организация таких условий на уроке, использование таких методов, которые бы заставили действовать самого учащегося. Необходимо создание таких обстоятельств, в которых бы подросток испытывал радость от результатов своих усилий по поиску, анализу и самостоятельному использованию нужной информации. Школьный библиотекарь, выступающий в роли организатора информационной подготовки подростков, должен помнить о том, что унылое словесное просветительство не только не способствует развитию самостоятельности учащихся, не формирует потребность в практических действиях, но и вызывает откровенную скуку и отторжение такой информационной подготовки.

Выбор формы обучения, как известно, зависит от цели занятия и его содержания, используемых методов и средств, состава учеников и уровня материально-технической базы школы. Так, по теме 1.4. «Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества» целесообразно проведение занятий в форме экскурсий. При этом необходимо учитывать, что учащиеся среднего школьного возраста ранее уже были на экскурсии в библиотеке и владеют определенными знаниями о ней. От класса к классу должна меняться цель экскурсии в библиотеку и средства, обеспечивающие достижение этой цели. Так, например, если учащиеся ранее уже бывали в библиотеке, то следует расширить представления школьников о ее возможностях. Это можно сделать за счет знакомства с ассортиментом информационных продуктов и услуг библиотеки, рассчитанных на соответствующую возрастную категорию школьников, углубления знаний о справочно-библиографическом аппарате библиотеки, освоения новых средств ориентирования в информационных ресурсах, овладения новыми возможностями доступа к информационным ресурсам, которые предоставляет Интернет. Во время экскурсии могут быть использованы игровые приемы, например, «Путешествие в страну Интернетику», «Найди выход из лабиринта гиперссылок» и др.

В работе с подростками, как и с любой другой возрастной категорией школьников, особое значение имеет выбор средств обучения, выступающих в качестве важного источника получения учебной информации. К ним относятся, в первую очередь, информационные ресурсы (первичные и вторичные источники информации, подобранные в соответствии с возрастом обучающихся), реальные объекты – каталоги, картотеки, компьютеры, компьютерная система «ЛИКС–ИЗБОРНИК», мультимедийная программа «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации, наглядные средства (таблицы, схемы, иллюстрации и т. д.).

Так, например, при изучении темы 2.2. «Фактографический поиск и алгоритм его выполнения» целесообразно дополнить традиционные детские энциклопедии и словари показом возможностей электронного справочного издания, например, Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. В этом электронном справочном издании все энциклопедические статьи сопровождаются красочными иллюстрациями и видеоприложениями, имеется хорошо организованная система поиска информации. 

В целом деятельность школьного библиотекаря по выбору методов, форм и средств обучения должна быть направлена на целенаправленное формирование информационной культуры учащихся. При этом библиотекарь должен помнить, что специальная информационная подготовка учащихся среднего школьного возраста предусмотрена Проектом Государственного образовательного стандарта. В соответствии с ним учащиеся должны уметь:

· адекватно воспринимать устную речь; 

· передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

· осознанно, бегло читать тексты различных стилей и жанров;

· проводить информационно-смысловой анализ текста;

· уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

· создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полностью);

· составлять план, тезисы, конспект;

· приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;

·  отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

· использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных (35).

Следует подчеркнуть, что успешность решения этих задач невозможна без взаимодействия школьного библиотекаря с педагогическим коллективом, без тесных контактов с учителями.

Подводя итоги рассмотрения проблемы выбора методов, форм и средств обучения основам информационной культуры подростков с учетом психофизиологических особенностей возраста, можно сделать следующие выводы:

1. Позиция школьного библиотекаря, учителя при работе с подростками должна исходить из положения о том, что в подростковом возрасте дети изменяются; эти изменения еще не дают оснований считать подростков взрослыми, но требуют иного подхода к ним, чем к младшим школьникам. Не следует подавлять естественное стремление подростков к самостоятельности. Предъявление к подростку растущих требований должно сочетаться с уважением к нему, с изменением видов контроля, которому следует придавать более тактичные формы, в частности, устранять мелочный контроль и назойливую опеку, отказаться от авторитарного, диктаторского тона в общении, категорических распоряжений и приказов, безапелляционных требований.

2. Ведущей педагогической идеей в работе с подростками является создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности. С этой целью необходимо вовлекать подростков в активную информационную деятельность (поиск, аналитико-синтетическая переработка и использование информации), связывая ее с задачами учебной деятельности и личными интересами учащихся.

3. Формирование информационной культуры учащихся среднего школьного возраста предполагает выбор адекватных возрасту методов обучения. В работе с подростками целесообразно расширение словесных, наглядных и практических методов обучения за счет использования частично-поисковых или эвристических методов, методов проблемного изложения материала, активных методов обучения, включая, прежде всего, дидактические игры. Использование дидактических игр, позволяющих в занимательной форме обеспечить повторение, закрепление и контроль усвоения учебного материала по курсу «Основы информационной культуры личности»,  предполагает их тщательную подготовку и соответствие четко поставленной цели обучения; они должны быть направлены на достижение конкретного педагогического результата, а не сводиться к элементарной развлекательности и «оживлению» занятий.

4. Как и для школьников младшего школьного возраста, для учащихся среднего школьного возраста преобладающими формами будут уроки, как стандартные (традиционные), так и нестандартные (нетрадиционные), с элементами игры. Из внеклассных форм организации занятий характерным является использование возможностей экскурсий в различные типы библиотек (детские, школьные, публичные), информационных и компьютерных центров. Обучение при этом носит, в основном, объяснительно-иллюстративный характер.

5. Организация информационной подготовки учащихся среднего школьного возраста предполагает тщательный выбор средств обучения с учетом специфики содержания, методов и форм организации занятий. В состав средств обучения по курсу «Основы информационно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.05 с.)