Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности нестандартного урока

Поиск
Разновидность нестандартного урока Разновидность нестандартного урока
1. Уроки-«погружения» 19. Бинарные уроки
2. Уроки — деловые игры 20. Уроки-обобщения
3. Уроки — пресс-конференции 21.   Уроки фантазии
4. Уроки-соревнования 22. Уроки-игры
5. Уроки типа КВН 23. Уроки-«суды»
6. Театрализованные уроки 24. Уроки поиска истины
7. Уроки-консультации 25. Уроки - лекции «Парадоксы»
8. Компьютерные уроки 26. Уроки-концерты
9. Уроки с групповыми формами работы 27. Уроки-диалоги
10. Уроки взаимообучения учащихся 28. Уроки «Следствие ведут знатоки»
11. Уроки творчества 29. Уроки - ролевые игры
12. Уроки-аукционы 30. Уроки-конференции
13. Уроки, которые ведут учащиеся 31. Уроки-семинары
14. Уроки-зачеты 32. Интегральные уроки
15. Уроки-сомнения 33. Уроки - «круговая тренировка»
16. Уроки - творческие отчеты 34. Межпредметные уроки
17. Уроки-формулы 35. Уроки-экскурсии
18. Уроки-конкурсы 36. Уроки-игры «Поле чудес»

 

 

Попытка создать типологию нестандартных уроков предпринята в (36, с. 206), где по форме проведения выделяются следующие группы инновационных уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок «Дублер начинает действовать» и т. п.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал и т. п.

5. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок «Подарок от Хоттабыча» и т. п.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет и др.

В нестандартных уроках решаются многие дидактические проблемы: мотивация учения; выделение и усвоение главного, существенного в материале; максимальная реализация воспитательного и развивающего потенциалов предмета; сотрудничество учителя и ученика, между учащимися; преодоление перегрузки школьников. Нестандартный урок открывает широкие возможности для самореализации школьников, проявления их активности. Каждый учащийся имеет возможность проявить себя, а весь класс становится твор­ческим коллективом (2).

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, наличию условий для самореализации, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Вместе с тем следует учитывать, что на подобных уроках, как правило, отсутствует серьезный познавательный труд учащихся, зачастую невысока их результативность. Подготовка нетрадиционных уроков, как правило, трудоемка, требует больших затрат времени. В силу этого не следует превращать нестандартные уроки в главную форму работы, они не должны преобладать в общей структуре обучения, каждому учителю, а особенно школьному библиотекарю, ведущему занятия по основам информационной культуры личности, необходимо рациональным образом определить место нетрадиционных уроков в своей работе.

Внеурочные формы организации обучения – разнообразные  занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся: предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады и конкурсы и другие формы. Внеурочные формы обучения опираются на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся. Правильно организованная внеклассная деятельность в развитии учащегося имеет не меньшее значение, чем активная работа в классе.

С внеурочными (внеклассными) формами организации обучения тесно связаны и во многом «пересекаются» внешкольные формы организации обучения: учебные экскур­сии и домашняя самостоятельная работа учащихся.

Учебные экскурсии (от лат. excursio – поездка, прогулка) – форма  организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отличие от уроков экскурсии проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся (10, с. 168). Разнообразны места проведения учебных экскурсий: предприятия, организации, учреждения культуры и искусства (музеи, выставки, театры), достопримечательности (природные, исторические и т. п.). При организации занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» особое значение имеют экскурсии в различные виды библиотек (детские, юношеские, областные (краевые) и т. п.), архивов, информационных центров.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой. Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здоровья учащихся.

Успешное проведение любой экскурсии предполагает обязательную предварительную подготовку: предварительное ознакомление с объектом и маршрутом, разработку детального плана, организацию учащихся на выполнение предстоящих задач.

В плане экскурсии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним, организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии.

Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану – наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т. д.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии – подведение  итогов и обработка собранного материала. Учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель (библиотекарь) подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или производственных) обсуждаются на общешкольных конференциях, на которые приглашаются представители производства или тех объектов, куда совершалась экскурсия.

Домашняя самостоятельная работа учащихся рассматривается как составная часть процесса обучения. Она относится к числу основных и стабильных видов внешкольных занятий (31).Главная ее цель – расширить  и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития.

Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет важные дидактические функции:

• закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

• расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

• формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

• развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

• выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор различных видов информации, представленной в форме открыток, иллюстраций, газетных и журнальных вырезок, статистических и иных данных, найденных с помощью Интернет и т. п., для изучения новых тем на уроках.

По степени обязательности учебных занятий наряду с занятиями по учебным предметам, обязательным для изучения, в практике современной отечественной общеобразовательной школы выделяют занятия по элективным и факультативным курсам (учебным предметам).

Появление в российских общеобразовательных школах понятия «элективный учебный курс» неразрывно связано с введением с 2003 г. профильного обучения. Профильное обучение – система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Например, гуманитарный профиль предполагает углубленное изучение таких предметов, как обществоведение, история, русский язык, литература, право; математический – математика, информатика, физика. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г., предполагается повсеместный переход на профильное обучение в старшей школе по всей России.

Элективный учебный курс (лат. electus – избранный) – это обязательный курс, входящий в состав профиля обучения на старшей ступени школы (10 – 11-ий классы), способствующий профессиональному самоопределению старшеклассника. Избирательность в данном случае заключается в том, что старшеклассник самостоятельно выбирает профиль обучения и соответствующие ему предметы для более углублённого изучения. Цель элективного курса – углубление знаний и умений учащихся по выбранному профилю обучения. Задачи элективного курса: создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле; ознакомление учащихся с ведущими для данного профиля видами и содержанием деятельности; повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Факультативный учебный курс (лат. facultas, facultatis – способность, возможность) – необязательный учебный курс, изучаемый по желанию учащихся средней и старшей ступени школы, направленный на углубление знаний, развитие индивидуальных интересов, способностей учащихся. Цель факультативного курса – развитие индивидуальных способностей учащихся. Задачи факультативного курса: углубление и расширение знаний по избранному учебному курсу; развитие творческого потенциала личности учащегося.

Представление о сущности элективных и факультативных учебных курсов особенно важно для школьного библиотекаря потому, что такой учебный предмет, как «Основы информационной культуры личности», не является обязательным для изучения. Включение его в учебный процесс как раз и происходит либо в статусе элективного, либо факультативного курса, что определяется специфическими условиями работы конкретного общеобразовательного учреждения.

В завершение обзора основных форм обучения следует отметить следующее.Наряду с выбором адекватных методов обучения различных категорий обучаемых основам информационной культуры необходим также выбор соответствующих форм организации обучения. Определение доминирующих форм обучения существенно зависит от возраста обучаемых. Так, для школьников младшего и среднего школьного возраста преобладающими формами будут уроки, как традиционные, так и нетрадиционные, с элементами игры. Из внеклассных форм организации занятий характерным является использование возможностей экскурсий в различные типы библиотек (детские, школьные, массовые). Обучение при этом носит, в основном, объяснительно-иллюстративный характер.

Для старших школьников целесообразно расширение круга школьных форм обучения за счет использования возможностей лекционных, семинарских и практических занятий, дополняемых проведением занятий на базе различных типов библиотек – юношеских, областных научных. Наряду с объяснительно-иллюстративным в учебный процесс включаются элементы активного, проблемного обучения.

Определение форм обучения (коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные) зависит от количества учащихся. Выбор оптимального сочетания форм и методов обучения в зависимости от возраста обучаемых и изучаемого раздела и темы курса «Основы информационной культуры личности» предполагает использование различных  форм обучения, например: урок-экскурсия, урок-конкурс; информационная лекция,  тренинг, проблемная лекция, деловая игра и т. д.

Средства обучения ( термины-эквиваленты:учебное оборудование, учебно-наглядные и учебные пособия, дидактические средства) обязательный  элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К ним относят различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителя учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся (38, с. 386). Если методы обучения позволяют дать ответ на вопрос «как учить?», то средства – «с помощью чего учить?». Систематическое использование разнообразных и целесообразных средств обучения позволяет повысить успеваемость и качество знаний учащихся, содействует их умственному развитию и становлению способностей. Дидактическая эффективность средств обучения достигается при их определенном сочетании с учебной информацией, задачами, методами обучения. Средства обучения призваны возбуждать интерес и внимание у обучаемых, они могут быть связаны с осуществлением практических действий.

Средства обучения подразделяются на следующие группы: натуральные объекты, изображения и отображения, технические средства.

Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др. Применительно к курсу «Основы информационной культуры личности» в состав натуральных объектов, прежде всего, войдут реальные каталоги и картотеки библиотек (алфавитные, систематические, предметные и т. п.); различные виды изданий, включая справочные (словари, справочники, энциклопедии), информационные издания (библиографические указатели, реферативные журналы и др.) и т. п.

Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио- и телепередачи). При изучении основ информационной культуры личности большое значение имеют такие средства обучения, как блок-схемы поиска информации, схемы библиографического описания документов, таблицы «Аспект-маркер» для реализации формализованного свертывания информации, технологические схемы подготовки информационных продуктов и т. п. Обеспечению требований доступного и наглядного представления учебной информации служит также использование мультимедийных презентаций.

Техничес кие средства обучения включают экранно-звуковые носители учебной информации и аппаратуру, с помощью которой воспроизводится эта информация (кино-, диа-, графо- и видеопроекторы, радиоприемники, школьные радиоузлы, магнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны и т. п.).

В современной педагогике в качестве самостоятельной группы средств обучения выделены информационные. Информационные средства обучения – это электронные средства хранения, обработки и передачи учебной информации с помощью компьютеров (28,с. 237). К основным видам информационных средств в этом учебнике отнесены:

1) персональный компьютер учащегося;

2) информационная управляющая система преподавателя, к которой подключены персональные компьютеры учащихся;

3) электронная доска, заменяющая в аудитории меловую;

4) электронный учебник;

5) электронная почта;

6) обучающие компьютерные игры;

7) чат – переписка  учащихся с преподавателем и друг с другом;

8) система оперативного общения, используемая для беседы, опроса и т. п.;

9) электронные журналы: научные, научно-популярные, методические, художественные, общеобразовательные (в дополнение к учебнику);

10) видеоконференции со звуковым и видеосопровождением;

11) файловые архивы для повторения, закрепления и расширения знаний учащихся;

12) доска объявлений, регистрационные формы, тесты;

13) навигация по сети Интернет;

14) обучающие услуги в Интернет.

Информационные средства обучения дают возможность показать изучаемое явление в динамике, управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они по-другому, нежели с помощью печатных изданий, организуют и направляют восприятие учащихся, делают содержание более объективным, стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения. Обучение с использованием персональных компьютеров – это  новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и обучения, различного вида знаковые и графические модели, средства мультипликации.

Учебный процесс на базе информационных средств обучения может быть организован как традиционно, по классическим принципам классно-урочной системы, так и по принципу реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Это обусловлено возможностью персональных компьютеров работать как в аудитории, так и удаленно, то есть дистанционно.

При проведении занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» информационным средствам обучения отводится особое место в информационной подготовке учащихся. Они позволяют наглядно продемонстрировать возможности персонального компьютера и современных информационно-коммуникационных технологий на всех этапах работы человека с информацией: при ее поиске, аналитико-синтетической переработке, хранении и распространении, а также при подготовке собственных информационных продуктов.

В зависимости от изучаемой темы, целей и методов обучения персональные компьютеры могут быть использованы на занятиях по основам информационной культуры как эпизодически, так и систематически. При эпизодическом использовании персональные компьютеры сочетаются с другими средствами и методами обучения, на них отводится часть занятия (5 – 15 мин). При систематическом использовании персональные компьютеры работают в течение серии занятий, занимая основную часть времени на уроки.

Более полное представление о всем многообразии существующих средств обучения можно получить, обратившись к их многоаспектной классификации, приведенной в(48):

· по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные(образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

· по отношению к источникам появления – искусственные   (приборы, картины, учебники) и естественные(натуральные объекты, препараты, гербарии);

· по сложности – простые   (образцы, модели, карты) и сложные(видеомагнитофоны, компьютерные сети);

· по способу использования – динамичные (видео) и статичные(кодопозитивы);

· по особенностям строения – плоские (карты), объемные(макеты), смешанные(модель Земли), виртуальные(мультимедийные программы);

· по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные(магнитофоны, радио) и аудиовизуальные(телевидение, видеофильмы);

· по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические(фильмы), электронные(компьютерные программы, электронные учебники), лазерные(CD-ROM, DVD);

· по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения(учебные кабинеты);

· по отношению к технологическому прогрессу – традиционные   (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные(средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные(Web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Дидактические свойства, присущие средствам обучения, проявляются в выполняемых ими функциях:

· компенсаторная: облегчение процесса обучения, содействие достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого;

· адаптивная: обеспечение адекватности содержания учебного материала возрастным возможностям учащихся, поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения;

· информативная: некоторые средства обучения являются прямыми источниками знания, другие – способствуют его передаче опосредованно (например, проекционная аппаратура, инструменты и т. п.);

· интегративная: средства обучения позволяют рассматривать изучаемый объект или явление и как часть, и как целое;

· инструментальная: ориентация на обеспечение определённых видов деятельности и достижение поставленной цели. Инструментальная функция направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий учащимися и педагогом, способствует воспитанию культуры труда.

Все функции средств обучения взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление (38, с. 387).

Выбор средств обучения для организации информационной подготовки учащихся должен строиться на принципах системного подхода. Система средств обучения по курсу «Основы информационной культуры личности» – это   совокупность средств обучения на традиционных, бумажных носителях информации (библиотечные каталоги и картотеки, информационные массивы, различные виды документов, информационных изданий, таблицы, блок-схемы, и т. п.), их электронных аналогах, представленных на различных машиночитаемых носителях информации, а также персональные компьютеры и компьютерные сети различного уровня (Интернет, Интранет и др.). Структурно-компонентный состав системы средств обучения по курсу «Основы информационной культуры личности» имеет свои особенности, обусловленные спецификой содержания, методов, форм организации занятий. Основное отличие системы средств обучения по курсу «Основы информационной культуры личности» заключается в том, что она должна обеспечивать при обучении интеграцию, синтез двух информационных культур – традиционной (книжной, библиотечной) и новой (электронной, компьютерной), их нераздельное единство.

В целом важнейшим условием эффективного использования разнообразных форм, средств и методов обучения основам информационной культуры является ориентация на личность обучаемого, его информационные потребности, обусловленные учебной, досуговой или иной деятельностью, а также практическая направленность занятий. При правильном сочетании форм организации, средств и методов обучения, учащиеся, независимо от возрастной категории, должны быть убеждены в необходимости личной информационной подготовки, способны применять на практике полученные знания, умения и навыки в области работы с информацией.

 

4.3. Дифференцированный подход к обучению основам информационной  культуры учащихся различных возрастных категорий

 

 

Предлагаемая нами концепция формирования информационной культуры школьников основана на дифференцированном подходе, означающем, что определение содержания, а также форм, методов и средств обучения должно быть четко обусловлено особенностями возраста и учебно-познавательной деятельности конкретной категории учащихся. Соответственно, такой подход предполагает учет двух важнейших факторов: 1) возрастных особенностей обучаемых; 2) особенностей учебной деятельности учащихся. Для того чтобы раскрыть сущность дифференцированного подхода к формированию информационной культуры школьников различных возрастных категорий, рассмотрим каждый из этих факторов.

Возрастные особенности в психологии – это специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены стадий развития возраста (30, с. 40). Они образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста. Характеристики той или иной возрастной группы определяются теми типичными изменениями, которые свойственны группе людей, переживающей в один период времени одни и те же события и процессы жизни.

На каждой возрастной ступени обнаруживается избирательная восприимчивость человека к внешним воздействиям. Люди, прежде всего, дети, наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определёнными способами деятельности. Эта особенность называется возрастной сензитивностью. Возрастная сензитивность (от лат. sensus – чувство, ощущение) – присущий  определенному возрастному периоду ребенка оптимальный характер развития соответствующих психических свойств и процессов. Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным. Повышение эффективности обучения требует строгого учёта возрастных психофизиологических особенностей ребёнка и того значе­ния, которое имеют формирующиеся на дан­ной возрастной ступени психические новообра­зования, то есть изменения в сфере сознания и психических процессов личности учащегося (37, с. 158).

Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, рассматривая своеобразие структуры детского сознания на конкретном возрастном этапе, называл его «социальной ситуацией развития». В это понятие он вкладывал то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа. Это «особое сочетание» и обуславливает динамику психологического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования к его концу (6). По мнению другого  классика психологии  – С. А. Рубинштейна – возрастные  характеристики заключаются в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода (39).

Современные исследователи отмечают образование в различные периоды детства у ребенка своей «внутренней позиции», своей системы личностных отношений к действительности и к самому себе, то есть некоей «модели мира». Каждый возрастной этап характеризуется специфической направленностью личности, сопровождается изменениями положения в школе, семье, изменением форм общения и воспитания, новыми формами и видами деятельности, особенностями созревания организма.

В качестве важнейших процессов, отражающих психофизиологические особенности каждой возрастной группы, выступают такие процессы, как ощущение, восприятие, воображение, внимание, память, мышление.

Разработанная в психологии четкая характеристика возрастных особенностей протекания именно этих процессов, позволяющая рассматривать детский, подростковый, юношеский возраст как особый духовный мир и состояние личности, является основой для выбора школьным библиотекарем соответствующего набора методов, форм и средств формирования информационной культуры учащихся. Таким образом, психологический аспект изучения конкретного возраста неотделим от педагогического и особо значим для совершенствования процесса обучения.

Особенности учебной деятельности учащихся. Обучение учащихся основам информационной культуры предполагает, что школьный библиотекарь должен четко представлять себе особенности учебной деятельности той категории школьников, с которыми ему предстоит работать. Для этого необходимо знать ряд важнейших понятий дидактики на основе деятельностного подхода, одним из основоположников которого в отечественной педагогической психологии явилась Н. Ф. Талызина (45) и который нашел развитие в трудах А. А. Леонтьева, И. П. Подласого и ряда других ученых.

В соответствии с определением, предложенным Н. Ф.Талызиной, под  учебной деятельностью будем понимать совместную деятельность учителя (библиотекаря) и деятельность учащегося. Под термином «усвоение»– процесс  перехода элементов социального опыта в опыт индивидуальный. Такой переход всегда предполагает деятельность субъекта, усваивающего социальный опыт. Ус­воение происходит в разных видах деятельности: в игре, тру­де, учении.

Учение – это деятельность ученика, включенного в учебный процесс. В этом случае процесс усвоения социального опыта специально организован представителем старшего поколения – учителем или библиотекарем. Учение имеет своей целью именно усвоение соци­ального опыта. Усвоение, происходящее в процессе игры, труда, является как бы побочным продуктом, так как эти ви­ды деятельности совершаются ради достижения других целей. Так, цель трудовой деятельности – получение  определенного продукта труда (пищи, одежды и т. д.).

Деятельность учителя (библиотекаря) в учебном процессе называется преподаванием. Обучение – это  совместное упорядоченное взаимодействие учителей и учащихся, направленное на достижение поставленной цели. К числу основных категорий дидактики помимо преподавания, учения и обучения следует отнести цель, содержание, организацию, виды, формы, методы, средства, результат обучения, а также знания, умения и навыки.

В контексте компетентностной парадигмы образования существенным становится вопрос о соотношении таких категорий дидактики, как знания, умения и навыки.

Знания не должны противопоставляться умени­ям и навыкам, так как они не мо­гут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Знать – это  всегда выполнять какую-то деятельность или действия, свя­занные с данными знаниями. Знание – понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и ха­рактером видов деятельности, в которых знания могут функ­ционировать (45).

 Следует подчеркнуть, что с позиции деятельностной теории учения перед обучением на современном этапе вместо двух проблем – передать знания и сформировать умения по их применению – теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмот­ренных пределах.

Деятельностный подход к процессу обучения основам информационной культуры личности требует его анализа как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед школьником конкретной возрастной категории.

Анализ структуры любой деятельности, включая учебную деятельность, обнаруживает следующие основные элементы, составляющие ее содержание: мотивы, побуждающие к деятельности; цели-результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется (30, с. 68 – 69). В учебной деятельности особое место среди этих элементов занимает учебная мотивация. 

В психологии под мотивацией понимают побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека (26). Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности.

Общеизвестно, что любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать актив­но, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая проходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к ней, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения.

Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.

В соответствии с этим и учитель, и школьный библиотекарь должны владеть приемами деятельности, способствующими как формированию мотивации необходимости овладения основами информационной культуры личности в целом, так и созданию благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся. К их числу относятся:

· включение учеников в коллективные формы деятельности;

· привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;

· сотрудничество ученика и учителя (библиотекаря) на основе конструктивного взаимодействия;

· поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;

· занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя (библиотекаря), познавательные игры, занимательные примеры и опыты);

· умелое применение поощрения и наказания (18).

Мотивы учения по содержанию подразделяются на две группы:

1)учебно-познавательные, связанные с содержанием (изуча­емым материалом) и процессом учения;

2) широкие социальные, связанные со всей системой жиз­ненных отношений школьника (чувство долга, самосовершен­ствование, самоопределение, престиж, благополучие, желание избежать неприятностей и т. п.) (45).

Первая группа мотивов соединена с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ней относятся познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая группа мотивов связана с более широкими взаимоотношениями учащегося с окружающей средой. В нее входят потребность человека в общении с людьми, в их оценке и одобрении, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (26; 46).

Таким образом, школьный библиотекарь должен помнить о том, что формирование учебной мотивации является важным условием успешного обучения основам информационной культуры личности. Для этого необходимо на каждом занятии на конкретных примерах показывать, что информационная подготовка учащихся является основой и обязательным условием их успешной учебы по любому учебному предмету, делает ее более продуктивной, приносящей удовлетворение. Следует также показывать преимущества, престижность овладения информационной культурой для юных граждан, которым предстоит жить в информационном обществе. Наряду с этим следует вскрывать негативные следствия неинформированности учащихся в этой сфере, демонстрировать опасности и риски, обусловленные информационной безграмотностью людей.

Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, школьному библиотекарю следует использовать весь ар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.013 с.)