Определите степень своего умения при осуществлении обозначенных в таблице действий с применением компьютера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите степень своего умения при осуществлении обозначенных в таблице действий с применением компьютера



Действия Я могу хорошо делать это самостоятельно Я могу это делать с чьей-либо помощью Я знаю, что это означает, но не могу это делать Я не знаю, что это означает
Найти информацию, используя Интернет        
Скачать файлы или программы из Интернет        
Прикрепить файл к электронному письму        
Использовать текстовый редактор (например, для того чтобы написать доклад)        
Использовать электронные таблицы для построения графика        
Подготовить презентацию (например, используя Microsoft Power Point)        
Подготовить мультимедийную презентацию (со звуковой, фото- и видео- поддержкой)        
Написать письмо и отправить его по электронной почте        
Создать web-страницу        
Участвовать в «чате» (общаться по Интернету в реальном времени)        

 

Наряду с увеличением и комплексным использованием целого ряда различных методов обучения, при организации занятий по основам информационной культуры личности происходит также и расширение диапазона форм обучения. Оно осуществляется за счет дополнения традиционной классно-урочной формы возможностями нестандартных уроков (урок-диспут, урок-диалог, урок – пресс-конференция, мозговой штурм, деловая игра и т. д); лекционных, семинарских и практических занятий, а также проведением практических занятий на базе различных типов библиотек – юношеских, областных (краевых) научных и др. Большое значение имеет также вовлечение старшеклассников в такие формы внеклассной работы, как научные конференции, олимпиады и конкурсы по проблемам работы с информацией и информационно-коммуникационными технологиями.

В работе со старшеклассниками активно используется такая вузовская форма обучения, как лекция. Так, в (16) лекцию рекомендуется использовать при наличии большого объема нового материала, сложного для самостоятельного изучения. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала лекции могут быть: вводными, текущими, обзорными. Например, лекцию вводного характера целесообразно использовать в одиннадцатом классе при изучении темы 1.1. «Информатизация общества и информационная культура». Лекции текущего характера могут найти применение при освещении таких тем, как 1.4. «Государственная система научно-технической информации Российской Федерации», 3.5. «Формализованный метод аналитико-синтетической переработки информации». Обзорные лекции могут охватывать содержание целого раздела, либо обобщать информацию по ключевым проблемам курса.

Вместе с тем, основу учебного процесса в старших классах по-прежнему составляет такая форма обучения, как комбинированный урок или лекционно-практическое занятие. Например, по теме 1.5. «Информационные ресурсы Интернета» первая половина занятия может быть посвящена изложению теоретического материала в форме лекции, а вторая – применению на практике полученных знаний. Для этого в структуре практического занятия предусматривается непосредственное осуществление поиска нужного издания с помощью электронного каталога электронной библиотеки, поиск самих электронных библиотек, поиск информации о будущей профессии, поиск учебных заведений, осуществляющих обучение по интересующим специальностям и т. п. В ходе такого занятия библиотекарь имеет возможность учитывать различные интересы старшеклассников и давать индивидуальные задания с учетом интересов конкретного ученика.

Использование средства обучения, также как методов и форм обучения, характеризуется комплексным характером, сочетанием традиционных (бумажных) и электронных (машиночитаемых) источников информации и информационных ресурсов, активным применением персонального компьютера и Интернет.

В совокупности все используемые методы, формы и средства обучения старших школьников основам информационной культуры должны быть направлены на формирование их информационной компетентности – способности на практике, в учебной деятельности и в реальной жизни применять полученные информационные знания, умения и навыки. Для того чтобы иметь возможность ответить на вопрос, в какой мере реализуемая на базе школьной библиотеки информационная подготовка старшеклассников соответствует современным требованиям, следует использовать Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования». Часть II Среднее полное образование. Основное общее образование. В соответствии с заложенными в нем требованиями, учащийся, закончивший полный курс общеобразовательной школы, должен уметь:

· искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;

·  извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

·  отделять основную информацию от второстепенной;

·  критически оценивать полученную информацию;

·  передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

·  переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и другие);

·  выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

·  уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

·  объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·  выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

·  свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику;

·  адекватно воспринимать язык средств массовой информации;

·  владеть навыками редактирования текста;

·  использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности; владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика);

·  следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) (35).

Библиотекарь, реализуя программу «Основы информационной культуры личности» для старшего школьного возраста, таким образом, осуществляет подготовку квалифицированного пользователя информации, о котором идет речь в Государственном образовательном стандарте.

В заключение обзора возможностей дифференцированного подхода к выбору методов, форм и средств обучения основам информационной культуры старших школьников с учетом психофизиологических особенностей возраста, сформулируем основные выводы:

1. Формирование информационной культуры личности старших школьников должно строиться на основе учета особенностей протекания психических процессов, психологических новообразований данной возрастной категории, особенностей их деятельности (поведения) и, прежде всего, учебной деятельности. Организуя обучение старшеклассников, библиотекарь должен помнить, что в этом возрасте главным новообразованием является личностное и профессиональное самоопределение, выпускник характеризуется нацеленностью на будущее, в первую очередь, на выбор профессии. Интересы старшеклассника дифференцированы по интересам и намерениям. Следовательно, изучая курс «Основы информационной культуры личности», учащийся должен четко знать, зачем ему это нужно и как пригодится в будущем. Поддержание интереса к занятиям по этому курсу должно предусматривать учет индивидуальных интересов и потребностей старших школьников, связанных с их личностным и профессиональным самоопределением.

2. Обучение основам информационной культуры старших школьников должно быть подчинено двуединой цели: во-первых, формированию информационного мировоззрения, во-вторых, овладению умениями и навыками информационного самообслуживания в целях своей учебной и будущей профессиональной деятельности.

3. Для обучения старших школьников основам информационной культуры целесообразно использование комплекса различных методов обучения. Наряду с объяснительно-иллюстративным в учебный процесс включаются элементы активного, проблемного обучения. При этом рекомендуется расширение круга традиционных методов за счет использования исследовательских методов и методов активного обучения, позволяющих учащимся проявить самостоятельность, выразить собственную точку зрения, убедиться в собственных силах, обнаружить интеллектуальную инициативу, ощутить для себя полезность полученных информационных знаний и умений. В результате старшеклассники должны на деле, практически ощутить преимущества владения информационными знаниями и умениями, навыками информационного самообслуживания.

4. Организация занятий по основам информационной культуры для старших школьников предполагает дополнение традиционных школьных форм организации обучения вузовскими формами. Так, наряду с классно-урочными (комбинированный урок, нестандартный урок) и внеклассными формами (кружки, конференции, конкурсы и т. п.) могут использоваться лекции и лекционно-практические занятия, дополняемые проведением занятий на базе различных типов библиотек – юношеских, областных и др.

 

Список литературы

1. Абрамова, Т. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Т.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 704 с.

2. Афонина, Г. М. Педагогика [Текст]: курс лекций и семинарские занятия / Г. М. Афонина; под ред. О. А. Абдуллиной. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 512 с. – (Серия «Учебники, учебные пособия»).

3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] /Ю. К. Бабанский. – М., 1985. – 237 с.

4. Белкин, A. C. Основы возрастной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. С. Белкин. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 2000. – 192 с.

5. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.

6. Выготский, Л. С. Кризис семи лет [Текст] / Л. С. Выготский // Возрастная педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – С. 4– 10.

7. Давыдов, В. В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка [Текст] / В. В. Давыдов // Возрастная педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – С. 18 – 24.

8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., исп. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.

9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / И. А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

10. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: пед. словарь для студентов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: ACADEMA, 2000. – 173 с.

11. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст]: кн. для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

12. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст]: пособие для учителей / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

13. Кругликов, В. Н. Активное обучение в техническом вузе (теоретико-методологический аспект) [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Кругликов. – СПб., 200. – 424 с.

14. Крутецкий, В. А. Психология [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ / В. А.  Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.

15. Крутецкий, В. А. Психология [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.

16. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть I [Текст]: научно-прак. пос. для учит., метод., руков. образов. заведений, студ. и аспир. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с.

17. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. – М., 1981. – 367 с.

18. Лукьянова, М. Учебная мотивация школьников: психолого-дидактический аспект [Текст] / М. Лукьянова // Учитель. – 2001. – № 4. – С. 21 – 27.

19. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.

20. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия». – 432 с.

21. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.: кн.2.:  Психология образования / Р. С. Немов. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.

22. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.

23. Нестандартные уроки русского языка. 5–7 классы [Текст] / авт.- сост. И. В. Булгакова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 352с. – (Серия «Школа радости»).

24. Никишина, И. В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении [Текст] / И. В. Никишина. –  Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.

25. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 c.

26. Общая психология [Текст]: словарь / под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

27. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет: (Педагогическая наука реформе школы) [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; НИИ общей и педагогической психологии; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.

28. Педагогика [Текст]: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с. – (Основы наук).

29. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. – Ростов-н/Д: Изд. центр «Март», 2002. – 320 с. – (Серия «Педагогическое образование»).

30. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

31. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576 с.

32. Полат, Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат // Вопросы Интернет образования. – 2001. – № 1. – Режим доступа:http://vio.fio.ru/vio_01/Article_0_1.htm

33. Полат, Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат // Российской Академии Образования. Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm

34. Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование [Текст] / Министерство образования Российской Федерации. – М.: Готика, 2003. – 206 с.

35. Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования». Часть II. Среднее полное образование. Основное общее образование [Текст] / Министерство образования Российской Федерации. – М.: Готика, 2003. – 240 с.

36. Профессиональная педагогика [Текст]: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.

37. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т.: т.1: А-М / гл. ред. В. В.Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- 608 с.

38. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т.: т.2: М-Я. / гл. ред. В. В.Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 672 с.

39. Рубинштейн, С.А. Проблемы обшей психологии [Текст] / С. А. Рубинштейн. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.

40. Рубцов, В. В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя [Текст] / В. В. Рубцов // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с. – (Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»). – С. 87– 91.

41. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г. К.  Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

42. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

43. Степаненков, Н. К. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Изд. Скакун В. М., 2001. – 448 с.

44. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская. – М., Изд-во «Совершенство», 1998. – 368 с.

45. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.

46. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л. М. Фридман, И. Ю.  Кулагина. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.

47. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 4 -е изд., перераб. и доп. – М., 2002. – 519 с.

48. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст] / А. В. Хуторской. – СПб: Питер, 2004. – 541с. – (Сер. «Учебное пособие»).

49. Штремплер, Г. И. Дидактические игры при обучении химии [Текст] / Г. И. Штремплер, Г. А. Пичугина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 1995. – 93 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.031 с.)