Выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся младшего школьного возраста на основе их психофизиологических характеристик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся младшего школьного возраста на основе их психофизиологических характеристик



 

Для того  чтобы обосновать выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры младших школьников, необходимо сначала выявить особенности этой возрастной группы учащихся. С этой целью в параграфе сначала будет приведена обобщенная характеристика данного возраста в целом, затем будут раскрыты особенности протекания психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление) и деятельности младших школьников. Приведенные характеристические данные получены в ходе анализа наиболее значимых публикаций по общей (14; 15; 21; 22; 39; 46), педагогической (8; 9; 45) и возрастной (1; 20) психологии; по общей (31; 44), возрастной (4) и социальной педагогике (5), а также работ, специально посвященных младшему школьному возрасту, как особому возрасту в жизни ребенка (6; 7; 19)

На этой основе будут рассмотрены методы, формы и средства обучения, использование которых наиболее целесообразно при формировании информационной культуры младших школьников.

Общая характеристика младшего школьного возраста. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребенка, выдвигает перед ним новые, все усложняющиеся требования. С первых дней обучения ребенка в школе возникает основное противоречие – между  постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи и наличным уровнем развития.

К моменту поступления в школу физическое развитие детей (в норме) вполне соответствует новым требованиям. Однако шестилетний ребенок еще быстро утомляется и поэтому нуждается в соответствующем режиме работы. С учетом быстрой утомляемости младших школьников занятия должны быть непродолжительными (20 – 30 минут в первом классе, 30 – 40 минут в третьем классе). Костная система детей этого возраста находится в стадии формирования, поэтому взрослые (учитель, библиотекарь) должны постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся.

Процесс торможения становится все более сильным, хотя по – прежнему  преобладает процесс возбуждения. Младшим школьникам свойственна высокая степень возбудимости и импульсивности. Они испытывают большую потребность в движениях, которую необходимо по возможности удовлетворять. Самое трудное правило для детей этого возраста – сидеть    тихо, в связи с этим важное значение приобретает использование так называемых «физкультминуток», игр, танцев и движений под музыку, включаемых в ход урока.

Посещение школы определяет новую систему отношений ребенка с окружающими его людьми. Все взаимоотношения младшего школьника с внешней средой осуществляются при посредничестве взрослого, поэтому авторитет взрослых очень высок. Соответственно, отношение к библиотеке и занятиям определяется отношением к библиотекарю (ласковый, добрый, дает интересные книги). Для детей этого возраста важное значение имеют жесты, мимика.

К типичным характеристикам данного возраста относятся: податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, стремление к яркому, необычному, желание познать мир чудес и испытаний, двигательная активность. Отличительной чертой является любознательность, яркость и непосредственность воображения, восприятия, легкость вхождения в образы. Дети младшего школьного возраста легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Семилетний ребенок уже имеет опыт управления своими чувствами, опыт самооценки отдельных действий и поступков. Дети способны ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их. Это проявляется в следующем:

· произвольность как характеристика всех психических процессов учащихся. Постепенно они учатся делать то, что надо. Таким образом, учащиеся научаются управлять своим поведением, преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения;

· рефлексия – ребенок учится оценивать свою деятельность, аргументировать и обосновывать свою точку зрения по какому-либо вопросу;

· к окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия «про себя», то есть – в умственном плане, поскольку у них уже имеется внутренний план действий.

Особенности протекания психических процессов. У младших школьников продолжают развиваться важнейшие психические свойства, которые лежат в основе его познавательной деятельности.

Особенности ощущений. Отличительной особенностью являетсяотсутствие полного соответствия между различением качеств объектов, их названием и использованием. Дети в этом возрасте еще не осознают причины собственных переживаний, огорчений, неустроенности и т.п. Недостаток жизненного опыта сказывается на оценке взрослого, например, на кажущейся строгости учителя, библиотекаря.

На высоком уровне развита произвольная сфера. Однако недостаточно сформирована функция контроля и оценки собственных действий (младший школьник не всегда следит за правильностью выполнения задания, иногда не доводит его до конца). Для первоклассника особое значение имеет развитие двигательных ощущений, поэтому для развития тонкой (мелкой) моторики ребенка рекомендуется использовать такие способы, как лепка, вырезание из бумаги, штриховка, рисование различных узоров, конструирование и работа с мозаикой, и т. д.

Особенности восприятия. Восприятие отличается остротой, свежестью, «созерцательной любознательностью», ярко выраженной эмоциональностью, но и в то же время неустойчивостью и неорганизованностью, малой дифференцированностью, слабостью анализа. Первоклассник еще только должен научиться целенаправленно слушать и смотреть.

Особенность восприятия в начале младшего школьного возраста заключается в том, что оно проходит в увязке с практическими действиями ребенка. Воспринять предмет для младшего школьника – значит что-то сделать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Дети воспринимают предмет в целом, как правило, не расчленяя его.

Характерная особенность младших школьников – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственно эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. Лучше замечают ярко окрашенные и подвижные предметы на фоне неподвижных. В первую очередь реагируют на книги в ярких красочных обложках с наличием множества красивых иллюстраций. Игровая деятельность самого ребенка вызывает активность и повышенный интерес, воспринимается более полно.

Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения. К более глубокому восприятию ведут разнообразные практические занятия и упражнения.

Особенности внимания. Внимание младшего школьника непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Первокласснику присуща несобранность, он легко отвлекается. Внимание слабо организовано. Ребенок занимается, не отвлекаясь, только тем, что вызывает его интерес. Отсутствует умение распределять внимание в течение длительного времени между разными делами: смотреть на доску, слушать учителя, рассматривать яркие, красочные книжки на полке, или специально подготовленной выставке, и слушать рассказ библиотекаря и т. п. Ребенок способен сосредоточить внимание лишь на одном каком-либо действии. Не следует предлагать младшему школьнику выполнять два дела одновременно или при выполнении одного дела отвлекать внимание на другое.

В этом возрастепроисходит изменение объема внимания, которое с возрастом увеличивается – от двух-трех объектов у первоклассников до четырех-пяти объектов у учащихся вторых-четвертых классов. Неправильное определение количества объектов изучения (количество книг, журналов), незнание библиотекарем или игнорирование неустойчивости внимания младших школьников сказывается на результативности занятия, превращает его в пустую трату времени.

Возможность волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничена. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны. Они могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями. Интерес – главная побудительная причина непроизвольного внимания, поэтому учитель (школьный библиотекарь) должен стремиться сделать урок интересным, занимательным. При этом учеников надо постепенно приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является занимательным. В учебном процессе используется непроизвольное внимание, а содействие оказывается развитию произвольного.

Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и монотонна. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Поскольку их внимание легко отвлекается и отличается небольшой устойчивостью, учащиеся могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности и т. д. В связи с тем, что внимание не направленно, ребенку бывает сложно анализировать, выделять главное. Повышенная эмоциональная возбудимость может препятствовать выполнению работы и восприятию рассказа учителя, библиотекаря.

Соответственно, организация занятия с младшими школьниками должна предусматривать специальные приемы, обеспечивающие переключение и концентрацию внимания. С этой целью целесообразны включение в занятие элементов игры, а также частая смена форм деятельности. Важно периодически менять виды работы школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха.

При проведении занятий с младшими школьниками рекомендуется организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Школьникам этого возраста следует напоминать о необходимости выполнять заданные действия, указывая при этом на способы действия. Например: «Дети, откроем альбом, возьмем карандаш и в верхнем левом углу – вот  здесь – нарисуем кружок», и т. д.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого учебного материала, четкая последовательность его изложения и раскрытия. 

К 9 – 10 годам они способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Развиваются навыки переключения и распределения внимания, увеличивается объем внимания и повышается его устойчивость.

Особенности воображения. Воображение младших школьников достаточно развито, оно отличается эмоциональной насыщенностью. В своем воображении ребенок может создавать различные ситуации и переживать их. Воображение активно используется: ребенок может сочинить сказку, придумать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для развития творческого воображения, фантазии. Основная тенденция развития воображения – это  совершенствование воссоздающего воображения, которое связано с представлением ранее воспринятого или созданием новых образов в соответствии с данным словесным описанием, схемой, рисунком.

Развитие воображения нуждается в подкреплении различными наглядными средствами. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы. Работа по развитию воображения должна быть организована таким образом, чтобы учащийся видел результаты своего труда, творчества.

Особенности памяти. Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Младшие школьники лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Характерно наличие непроизвольной памяти, ее избирательный характер. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, что вызывает эмоциональный отклик. Отсюда при воспроизведении информации возможно дополнение воспринятого содержания новыми, собственными подробностями и деталями, отсутствующими в исходном сообщении.

Преобладает механическая память, буквальное запоминание. Процесс заучивания протекает однообразно – дети читают материал несколько раз подряд, пока он не запомнится. Стремление дословно воспроизвести материал объясняется тем, что дети, еще не владея развернутой речью, не могут свободно своими словами излагать содержание запоминаемого материала. Опасаясь допустить неточность и искажение при воспроизведении, младшие школьники прибегают к дословному запоминанию. Склонность к дословному заучиванию следует тактично преодолевать, специально обучать способу смысловой группировки текста как приему запоминания.

Особенности мышления. У младших школьниковпреобладает наглядно-образное мышление, характеризующееся конкретностью, стремлением представить все наглядно, во всех деталях. Младший школьник представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, младшим школьникам понять еще трудно. В случае затруднения имеет место возвращение к примитивным формам мышления, то есть к материализованным действиям. Средством познания выступает практическое действие: ребенку недостаточно только смотреть и слушать, необходимо потрогать, повертеть предмет, о котором идет речь.

Именно этой особенностью (образность и конкретность мышления) объясняется использование принципа наглядности в качестве ведущего принципа обучения в этом возрасте.

Динамика развития мышления учащихся внутри данной возрастной группы характеризуется следующим образом. У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Ученики 3 – 4-х классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление.

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста, в первом классе, еще весьма элементарна и находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. В первом классе развиваются основные мыслительные действия и приемы: сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, обобщение, определение понятия, выведение следствия и т. д.

Второклассники уже могут анализировать предмет, не прибегая к практическим действиям с ним, дети способны вычленять различные признаки, стороны предмета уже в речевой форме. От анализа отдельного предмета, явления они способны переходить к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.

Ученики третьего класса способны дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию, построить дедуктивное умозаключение. Таким образом, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.

В тесной связи с развитием мышления происходит развитие речи. Не только увеличивается словарный запас, но и уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении. Осуществляется замена малознакомых трудных слов или понятий на более привычные. Развивается связная речь. В целом с усложнением мышления связано возникновение таких важных новообразований в структуре личности младших школьников, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.

Особенности деятельности (поведения). При поступлении в школу главными побудительными силами, направляющими деятельность ребенка, выступают мотивы, ориентированные на внешние атрибуты школьной жизни, в частности, такие мотивы, которые сформировались в рамках дошкольной игры «в школу». Столкновение с реальной школьной жизнью зачастую порождает для младших школьников целый ряд трудностей (трудности нового режима жизни, новые отношения с учителем, новые отношения с одноклассниками и др.), начальная радость знакомства со школой часто сменяется безразличием, апатией, вызываемыми невозможностью преодоления этих трудностей.

Переход к новой деятельности – учению, общение с новыми людьми –меняет мотивы поведения, дает толчок к развитию познавательных интересов, но может и провоцировать у детей чувство скованности или, наоборот, перевозбужденности. Главным является вхождение в учебную деятельность, овладение ее структурными элементами. Как субъект учебной деятельность младший школьник развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации информации.

Изменяются доминирующие авторитеты (наряду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя, библиотекаря). Учитель становится главным лицом; его рекомендации, пожелания не подлежат сомнению; даже отношение к другим ученикам опосредуется отношением к ним учителя. Отношение младших школьников к учебному предмету зависит от отношения к учителю и получения отметок.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретение знаний связано с переживаниями школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Оно подкрепляется похвалой учителя, его поощрением и другими формами стимулирования. Младшим школьникам наряду с предъявляемыми требованиями очень необходимы поощрение и поддержка.

Методы, формы и средства формирования информационной культуры младших школьников. Ведущими методами обучения младших школьников основам информационной культуры являются словесные, наглядные и практические.

В группе словесных методов, направленных на сообщение учебной информации в устной форме, особое место занимает беседа. Активизация внимания обучаемых во время беседы происходит с помощью вопросов, которые задаются учащимся. Роль вопросов в структуре беседы очень важна. Они продумываются и формулируются еще на этапе подготовки к занятию и должны соответствовать целому ряду педагогических требований. Так, они должны быть четкими в формулировке, краткими и ясными. Кроме того, очень важна их логическая последовательность.

При работе с младшими школьниками вопросы не должны быть громоздкими, сдвоенными. Например, вопросы типа: «Где и как вы выбираете книги для чтения?» или «Когда и с кем вы впервые пришли в библиотеку?» – являются  неверными с точки зрения дидактики, так как первоклассник еще не способен одновременно отвечать на два вопроса сразу, он не понимает, на какой подвопрос следует отвечать сначала; часто бывает так, что если ребенок не знает ответа на один из подвопросов, он не в состоянии ответить на другой. В этом случае правильным будет разбить сложные составные вопросы на разные составляющие, которые должны прозвучать как самостоятельные вопросы.

Возьмем для примера тему 1.4. «Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества». Вопросы, используемые в беседе по данной теме, можно представить следующим образом: «Что такое библиотека?», «Кто такой библиотекарь?» Не рекомендуется обращаться к первоклассникам как к общей массе («Были ли ВЫ уже в библиотеке?»), потому что первоклассник с трудом сможет применить этот вопрос к себе. Лучше перефразировать вопрос таким образом: «Кто из вас уже был в библиотеке?». Тогда следующие вопросы уже могут быть адресованы конкретным учащимся, ответы которых прозвучали. Например: «С кем ты приходил в библиотеку?», «Для чего ты приходил в библиотеку?», «Какие книги ты выбрал?».

Содержание вопросов может меняться в зависимости от возраста младшего школьника и тематики занятия, но форма представления вопросов должна оставаться прежней – четкой, лаконичной. Например, вопросы для учащихся второго класса, связанные с правилами пользования библиотекой, ориентацией в ее отделах, могут задаваться в следующей форме: «Кто знает, что нельзя делать в библиотеке?», «Кто знает правила поведения в библиотеке?». В третьем классе примерами вопросов могут служить следующие: «Что такое открытый доступ в библиотеке?»,  «Кто умеет пользоваться открытым доступом?».

В беседе с учащимися четвертого класса вопросы уже могут быть направлены как на всю аудиторию, так и на конкретного ученика. Например: «Как вы выбираете книгу в библиотеке?», «Почему ты выбрал именно эту книгу?», «Что такое книжная выставка?», «Какими книжными выставками вы пользовались?», «Ты часто берешь книги с книжной выставки?», «Что такое тематическая полка?», «Какие книги ты брал с тематической полки?». Следует отметить, что при беседе с конкретным учащимся не надо забывать обо всей аудитории, внимание которой надо постоянно привлекать к предмету разговора.

 В целом вопросы в беседе должны обеспечивать активизацию мыслительной деятельности школьников, подведение учащихся к правильным выводам, к пониманию нового материала. Во время беседы важно внимательно выслушивать ответы каждого, требуя, чтобы учащиеся давали развернутые ответы, содержащие аргументацию высказываемых суждений. Например, в ходе беседы при посещении библиотеки во время экскурсии могут быть заданы вопросы следующего характера: «Чем отличается домашняя библиотека от школьной?», «Чем отличается детская библиотека от школьной?», «Зачем нужна библиотека?», «Почему нужно соблюдать правила поведения в библиотеке?» и т. п.

Наряду с беседой в работе с младшими школьниками широко используется рассказ – это устное повествовательно-сообщающие изложение учебного материала, не прерываемое вопросами учащихся. К нему предъявляются следующие требования: он должен быть непродолжительным (кратким), эмоциональным, образным, простым по лексике (доступным по изложению материала для понимания), включать яркие, понятные, убедительные примеры.

В младших классах преобладает объяснительно-иллюстративный или эвристический рассказ. Чаще всего рассказ сочетается с объяснением излагаемого материала, то есть включает рассуждение учителя (библиотекаря), анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений.

Объяснение, как правило, сопровождается демонстрацией самого объекта изучения (картотеки, книжной выставки, полочных разделителей). Следует помнить, что младшему школьнику трудно выслушивать длинное объяснение, особенно если оно воспринимается только на слух. Объяснение должно быть кратким, эмоциональным. Оно должно сопровождаться наглядным представлением информации, поскольку для детей данного возраста характерно наглядно-образное и конкретное мышление, а также наглядно-образное развитие памяти. Таким образом, словесные методы обучения при работе с младшими школьниками неразрывно связаны с использованием наглядных методов.

Назначение наглядных методов обучения заключается в визуализации учебной информации при помощи различных средств, делающих эту информацию воспринимаемой зрительно. При посредстве слова библиотекаря учащиеся наблюдают за определенным объектом (объектами) и путем наблюдения, сопоставлений получают о нем необходимые сведения. Наглядно можно осуществлять показ книг, периодических изданий, справочников и энциклопедий, конкретной библиотеки. 

Специфика младшего школьного возраста заключается в необходимости обязательной демонстрации изучаемого объекта, так как дети воспринимают информацию конкретно, а не абстрактно. Так, рассказ о библиотеке (тема 1.4. «Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества» в разделе I «Информационные ресурсы общества и информационная культура») предполагает обязательное присутствие детей в библиотеке. Точно так же изучение первичных и вторичных документов (темы 1.2. «Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества» и 1.3. «Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации») должно в обязательном порядке сопровождаться их демонстрацией и непосредственным обращением к ним учащихся. Таким образом, основными наглядными средствами при изучении этих тем выступают сами документы, специально отобранные в соответствии с особенностями данной возрастной группы учащихся.

Рассказ первоклассникам о классификации документов по целевому назначению должен сопровождаться рассматриванием самих документов (учебных, справочных, научно-познавательных, художественных, для досуга), адресованных детям этого возраста и соответствующих их информационным потребностям. На выставке эти издания целесообразно сгруппировать вокруг ярких, красочных иллюстраций, символизирующих названия того или иного класса документов (учебные, художественные и т. п.). При этом изображение должно сопровождаться текстовым заголовком. Например, учебная литература может быть представлена самими учебниками, иллюстрацией, на которой нарисован ученик в процессе учения, и заголовком «Учебные издания»; художественная литература – детскими книгами, содержащими художественные произведения, иллюстрацией с персонажами сказок и комиксов, заголовком  «Художественная литература».

Использование наглядных методов обучения имеет особое значение при изучении раздела III «Аналитико-синтетическая переработка источников информации». Так, в теме 1.3. «Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации» сопоставление полного текста сказки или небольшого рассказа с библиографическим описанием и аннотацией на него позволяет получить детям наглядное представление о сущности свертывания информации. Показывая текст и составленные на него библиографическое описание и аннотацию, библиотекарь объясняет информативность элементов библиографического описания (автор, заглавие) и сравнивает объем текста и аннотации, наглядно демонстрируя разницу между первичным и вторичным документом.

Главная задача при этом заключается не в том, чтобы дать школьнику определение первичных и вторичных документов, а в том, чтобы ребенок имел представление о возможности подготовки на основе одного (большого, полного) документа – другого (краткого, сжато передающего только суть информации). Принципиально важно при этом добиваться ясного понимания детьми практической полезности получаемых сведений. В частности о том, что на основе вторичного документа можно найти сам первичный документ. Как показывает практика, у первоклассников и второклассников не складывается четкое представление о назначении вторичного документа, осознание практической значимости элементов библиографического описания (автор, заглавие) без их демонстрации. Вот почему так важно на практике показывать школьникам возможность применения и использования полученных знаний. Например, поиск книг любимого автора по его фамилии как в алфавитном каталоге, так и на книжной полке в библиотеке.

Наглядные методы обучения, в частности, метод иллюстраций можно использовать, например, для показа крупнейших библиотек мира, их читальных залов и книгохранилищ. Этот показ должен быть направлен не на механическое запоминание учащимися многомиллионных объемов книжных фондов, километров библиотечных каталогов и занимаемых этими библиотеками гигантских площадей, а на осмысление детьми масштабности существующих мировых систем книгохранения, для представления о том, как человечество любит книгу, бережно ее хранит, какие строит для этого здания, какие усилия прилагают разные государства, чтобы сохранить книгу для потомков. Также через иллюстрации можно показать эволюцию развития библиотеки – от первых ее форм до самых современных систем, в том числе и электронных библиотек. Для этого могут быть использованы самые разнообразные средства: фотографии, рисунки, картины, а также слайды, проецируемые на экран, и видеофильмы.

Использование на уроках кино-, звукозаписей, электронных энциклопедий, компьютерной системы «ЛИКС-ИЗБОРНИК», мультимедийной программы «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации тоже может содействовать лучшему усвоению учебного материала.

Обучение младших школьников основам информационной культуры предусматривает рациональное использование школьным библиотекарем разнообразных форм организации учебного процесса. В зависимости от количества обучаемых библиотекарь может проводить занятия как с однородной группой учащихся (отдельный класс, изучающий курс «Основы информационной культуры личности»), так и с группой учащихся, выразивших желание заниматься в кружке «Юный книголюб», «Академия информационных наук», «Школа информационного комфорта» и т. п., а также может обучать отдельного учащегося в ходе индивидуальной консультации в библиотеке. В этом случае форма занятия будет связана с количественным составом обучаемых: учебное занятие в форме урока, занятие кружка, консультация. Соответственно, такая форма будет отражать и временную регламентацию учебных занятий. Так, в первом случае занятия библиотекарь будет проводить в рамках учебного расписания, во втором – в  режиме внеклассной работы с отдельной группой учеников, в третьем – также в режиме внеклассной работы, но индивидуально. В случае внеклассной работы группа может объединять учащихся разных возрастных групп по интересам.

Большое значение при выборе формы обучения имеет место проведения занятий, определяемое содержанием изучаемого раздела и темы. Так, например, изучение первого и второго разделов курса – «Информационные ресурсы общества и информационная культура» и «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения» – наиболее целесообразно проводить на базе школьной библиотеки. При этом возможно сочетание различных форм обучения. Так, для первичного знакомства со школьной библиотекой весьма полезна экскурсия. Экскурсии можно организовать и в другие библиотеки (детскую, публичную). Эта форма позволяет многоаспектно раскрыть возможности библиотеки и определить ее место в жизни учащегося. Экскурсия может быть посвящена в одном случае изучению нового материала, в другом – закреплению, когда в библиотеке проводится, например, игра – путешествие, КВН и т. п. как итоговое занятие. На базе библиотеки могут проходить не только экскурсии, но и практические занятия, позволяющие закрепить полученные знания в области поиска информации по различным видам информационных запросов, навыки работы с разнообразными источниками информации и т. п.

Изучение третьего и четвертого разделов – «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» и «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся»  – может   осуществляться в обычном или компьютерном классе.

Наиболее распространенной формой обучения в школе, как известно, является урок. В работе с младшими школьниками наиболее целесообразно использование комбинированного типа урока, включающего такие элементы, как ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач, проверка домашнего задания, проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу, изложение нового материала, первичное закрепление изученного, подведение итогов урока и постановка домашнего задания.(16, с. 12). 

Структура комбинированного урока может меняться в зависимости от дидактической цели (или целей).

Урок может быть проведен в форме экскурсии. Экскурсия активно используется в школьной библиотеке с различными возрастными группами, в том числе с младшими школьниками. Однако, зачастую, школьным библиотекарем она не воспринимается как занятие, которое нужно готовить заранее, проводить по определенным правилам, формулировать цель ее проведения и решать конкретные задачи для достижения цели. Библиотекарь увлеченно, эмоционально рассказывает все самое интересное о библиотеке, ее книгах, стремится показать привлекательную сторону библиотеки, в результате чего на ребенка обрушивается несистематизированный поток информации, пусть и интересной, но трудно усваиваемой. При этом ребенку сложно, даже практически невозможно запомнить и правила пользования библиотекой, и правила обращения с библиотечной книгой, и какие книги где находятся.

Методика организации экскурсии как формы занятия предусматривает соблюдение специальных правил ее подготовки и проведения. К их числу относятся: 1) определение и формулировка цели экскурсии; 2) определение ее содержания; 3) планирование состава объектов изучения с учетом возраста учащихся. Так, для младших школьников это должно быть не более двух-трех предметов; 4) определение форм и методов организации деятельности учащихся в ходе экскурсии; 5) выбор способов показа функционирования изучаемых объектов; 6) подведение итогов; 7) ответы на возникшие в ходе экскурсии вопросы. Таким образом, экскурсия, как и любая другая форма занятий, предусматривает наличие конкретной дидактической цели и задач, а также тщательную подготовку ее проведения. 

Значительное место при проведении занятий по основам информационной культуры личности с младшими школьниками занимает игра. Это связано с тем, что ведущей деятельностью младшего школьника до поступления в школу была игра. Ребенок привык играть – это его естественное состояние. Элементы игры пронизывают практически все виды деятельности младшего школьника. Не случайно проекты раннего развития построены на обучении детей в этом естественном состоянии – игре.

В отличие от других игр педагогическая или дидактическая игра обладает существенным признаком – «…наличием четко поставленной цели обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» (41, с. 52).

Игровая форма создается на уроках при помощи игровых приемов, ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим игровым направлениям: 1) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 2) учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3) учебный материал используется в качестве средства игры; 4) в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; 5) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (41).

При обучении учащихся младшего школьного возраста основам информационной культуры рекомендуется использовать занимательные дидактические игры. Занимательный, привлекательный характер должно носить уже само название занятия в форме игры. Например, экскурсия в библиотеку может выглядеть как «Посещение Книжкиного дома», «Поход в Читай-Город», «Путешествие в Книжное царство – премудрое государство», «Странствие в Книгоград» или «Инфоград».

Это посещение должно включать яркий, красочный, эмоциональный рассказ библиотекаря о библиотеке и ее отделах (абонемент, читальный зал), ее ресурсах, о правилах пользования библиотекой и библиотечной книгой, правилах поведения читателей, о специальных отделах, ориентированных на младшего школьника. Знакомство с «Книжкиным домом» всегда предусматривает беседу о наиболее ярких, красочных изданиях для детей, их просмотр.

Для большей привлекательности экскурсии ее могут проводить вместе с библиотекарем Незнайка и Знайка, Мальвина и Буратино, домовенок Кузя, пираты и т. д., то есть персонажи, уже хорошо знакомые детям по книгам. Могут вводиться в действие и выдуманные персонажи, которые живут в библиотеке и пока еще незнакомы школьникам: юный волшебник Читайка, Старичок-Книговичок, гном Библиовичок, принцесса Каталожка и т. п.

Возможно проведение экскурсии в театрализованном виде. Так, встречу детей с героями любимых книг можно проиллюстрировать следующим примером. Придя в библиотеку, младшие школьники попадают в волшебную страну, где на пороге их встречает Василиса Премудрая. Она сообщает детям, как устроена страна-библи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.037 с.)