Чтение на иностранном языке как способ формирования иноязычной компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение на иностранном языке как способ формирования иноязычной компетенции



Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика —читателя.

 

Рассматривая историю развития основ читательской компетентности младших школьников, современная педагогическая наука придерживается того факта, что компетентность — это субъективная характеристика деятеля, более высокая ступень формирования учебных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Проведенный теоретический анализ различных подходов к определению содержания «компетентность» и «компетенции» позволил разграничить эти понятия и сделать следующие выводы: младший школьный возраст рассматривается как наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности (автор — И.А.Зимняя), в нашем случае, в чтении детской литературы, которые ученик реализует в практике; в системе начальных компетентностей ребенка выделяются ключевые компетенции, овладение которыми позволяет ребенку решать различные проблемы на уроке чтения и в повседневной жизни и деятельности; ключевые компетенции не отдельная часть учебного плана, они интегрированы в его содержание.

 

 

Для дальнейшего использования этих понятий, в моём исследовании представляется целесообразным дополнить понятие читательской компетентности младших школьников следующим содержанием: читательская компетентность—это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.

 

Теоретический анализ положений, принципов и места компетентностного подхода в современном российском образовании осуществила И.А. Зимняя.

Ценностно-смысловая компетенция —ценности жизни, ценности культуры, истории цивилизации [3].

 

Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни; языковое и речевое развитие, овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

Коммуникативные компетенции: в устном, письменном общении, диалог, монолог, восприятие текста; иноязычное общение; коммуникативные задачи.

Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение, исследование, интеллектуальная деятельность. Компетенции деятельности: игра; средства и способы деятельности: проектирование, прогнозирование, исследовательская деятельность.

Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности обучающегося, становятся его личностными качествами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, иотношенческими составляющими [3].

 

Учитывая все эти положения, мы выдвинули предположение, что в перечне компетентностей, Дж.Равена, есть собственно компетентности, например, социальные, и есть их составляющие, т.е их компоненты. Если представить сами актуальные компетентности, то очевидно, что они будут включать такие характеристики, как: а) готовность к проявлению компетентности (т.е мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности(т.е, когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [9].

 

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и «навыковую» составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от «результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности [8].

 

Компетентностный подход в современной психолого-педагогической, социологической и философской литературе определяется как ведущий методологический ориентир развития современного образования.

 

Вместе с тем, терминологический аппарат компетентностного подхода еще формируется и, как следствие, в науке имеют место различные толкования основных категорий.

 

Анализ точек зрения ученых позволяет выделить сущностную характеристику компетентности — это, прежде всего, личностно обусловленное качество, являющееся нам в восприятии, т.е. в деятельности, поведении, решении возникающих ситуаций и проблем, а, следовательно, в конечном результате, компетенции являются характеристикой обучающихся, а также, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.005 с.)