Выселение профкома из занимаемого помещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выселение профкома из занимаемого помещения



В конфликте с профсоюзом работодатель может нанести ему чувствительный удар, лишив профком помещения.

Если при этом нарушается колдоговор, то это означает только одно: дирекция делает ставку на силу[43]. Главный расчет здесь на то, что за время, пока профсоюз будет судиться с хозяином (и пусть даже, в конце-концов, победит в суде), он будет разгромлен в самой организации. Уязвимость же ставки на силу в том, что профсоюз может всё-таки выдержать давление и, после судебной победы, триумфально вернуться в своё помещение, а затем на волне успеха привлечь в свои ряды массу работников.

Поэтому в последнее время работодатели всё чаще лишают профкомы занимаемых помещений в ситуациях, когда юридические обстоятельства не столь однозначны, а именно:

а) истекает срок действия колдоговора, в котором зафиксирован адрес предоставленного профкому помещения,

б) профком занимает помещение на основании устной договоренности с работодателем. Такое может быть, например, когда:

- профсоюз на неофициальном уровне признается дирекцией, но в силу своей малочисленности был отстранен от подписания колдоговора между работодателем и карманным профсоюзом, или

- вдобавок к основному помещению профком профсоюза в филиале организации получил еще одно помещение, которое в колдоговоре не указано.

Работодатель при таком раскладе делает профсоюзу одно из предложений:

а) очистить занимаемое помещение;

б) перебраться в другое помещение, которое по каким-то параметрам может быть даже лучше прежнего, но:

- находится в отдаленном районе города, так что членам профсоюза туда неудобно добираться, или

- в нем уже находится профком карманного профсоюза[44];

в) снимать помещение по коммерческим расценкам, в противном же случае вернуть его работодателю.

Что же делать, если работодатель «открывает огонь» по профкому?

Прежде всего, оценить ситуацию с разных сторон. Возможно, вы обнаружите в новых обстоятельствах положительные аспекты. Скажем, переезд в общее с параллельным профсоюзом помещение может дать вам:

- доступ к информации: о положении в организации, настроениях работников, действиях и планах руководства – в больших, нежели ранее, масштабах;

- возможность упреждать враждебные действия параллельного профсоюза;

- новые способы агитации членов этого профсоюза, которые приходят в его профком за матпомощью и ссудами.

Грамотные и активные действия с течением времени могут дать эффект, обратный тому, на который рассчитывал работодатель. Вдруг вы заставите новых соседей работать по-настоящему? Или, напротив, они взвоют от вашего соседства и попросят дирекцию вернуть вам отдельное помещение?

Но допустим, что вы решили бороться за своё помещение. Тогда можно поступить так.

1. Тяните время. Скорее всего, сначала председатель профсоюза получит предложение освободить помещение профкома в определенный срок (как правило, от 24 часов до 1 месяца).

Если профком «попросили вон» устно (например, в ходе возбужденного спора с гендиректором на собрании, переговорах и т.п.), и вы видите, что это не просто эмоция[45], работодатель настроен решительно, а острый частный конфликт был лишь поводом, – то предложите руководителю организации направить в адрес профкома официальное письмо по этому вопросу. Это даст вам, во-первых, лишнее время для подготовки к ответным действиям, а во-вторых, лишний аргумент в суде (если, конечно, администрация нарушила колдоговор или законодательство).

Получив официальное письмо, внимательно разберите его мотивировочную часть. Работодатель может объяснять свои действия по-разному, по-разному стоит и реагировать. Например, в письме говорится, что:

а) в помещении профкома будет проведен плановый косметический ремонт. Ваши действия:

- затребовать у администрации график проведения ремонта. Пусть докажет, что ремонт был действительно запланирован. Впрочем, если есть опасность составления начальством липового графика, возможно, лучше отложить этот ход до суда,

- заявить, что ремонт в профкоме не требуется. Работодатель ведь может пойти на «ремонт» и совершенно нового помещения, лишь бы выставить оттуда профком,

- заявить, что проведёте ремонт в помещении профкома собственными силами в более удобное для вас время,

- предложить администрации отремонтировать в первую очередь производственные и бытовые помещения: наверняка в организации найдутся такие из них, которые пребывают в гораздо худшем состоянии, нежели ваш профком. В качестве подтверждения можно приложить к вашему письму акты инспектора (уполномоченного) по охране труда, а также фотографии этих помещений;

б) производственная необходимость (теснота в служебных или подсобных помещениях подразделения, где помещается профком). Вы можете:

- обратиться в Госинспекцию труда (известив об этом работодателя) с просьбой провести проверку подсобных помещений на предмет соответствия их действующим нормативам,

- запросить нормативы у администрации или в Институте трудовой гигиены, либо сделать платный заказ на поиск нормативов в городской публичной библиотеке, чтобы затем с их помощью:

- самостоятельно (силами профсоюзной инспекции по охране труда) или совместно с администрацией провести ревизию помещений. Если выяснится, что реальной производственной необходимости нет, то подтверждающие это документы (акты) докажут факт дискриминации по признаку членства в вашем профсоюзе.

Помимо этого, можно предложить работодателю перезаключить колдоговор на новый срок (если его срок действия истек).

Ясно, как Божий день, что не всякий работодатель прислушается к приведенным выше аргументам. Однако официальной перепиской вы можете потянуть время, ибо, когда оно кончится, защищать будет уже нечего. Потому что с окончанием отведенного вам для «выселения» срока работодатель поступит, скорее всего, следующим образом:

а) если профком находится в одном из зданий управления организации, в которых действует особый пропускной режим, то администрация лишит вас доступа к нему (аннулирует постоянные пропуска, откажет в выдаче разовых пропусков, а то и просто укажет охране фамилии лиц, которых отныне пускать «не велено»),

б) если профком общедоступен, то могут запереть его на навесной замок, или составят комиссию, в присутствии которой вскроют помещение и врежут новый замок.

Та же комиссия позаботится и об имуществе профсоюза, составит опись находящихся в профкоме вещей и вывезет их:

а) в помещение профкома параллельного профсоюза,

б) в помещение, предоставленное вашему профкому где-нибудь на отшибе,

в) в подсобное помещение, принадлежащее администрации, с тем, чтобы потом передать вам имущество профсоюза по акту.

Пока этого не произошло, тяните время и готовьтесь к противодействию.

Случай передачи помещения другой организации в связи с его продажей или сдачей в аренду – самый редкий, но и самый трудный. Здесь остается лишь довольствоваться отведенным временем для плотной подготовки к противодействию.

2. ПРОТИВОДЕЙСТВУЙТЕ ВЫСЕЛЕНИЮ. Естественно, что если есть хоть малейшая надежда вернуться в помещение по суду, вы пойдете по этому пути. Но есть и другие способы. Обсудим их.

Прежде всего, зададимся вопросом: а что, собственно, может заставить вашего работодателя отказаться от планов немедленного выселения профкома? Таких факторов всего три:

а) демонстрация профсоюзом и его союзниками своей мощи,

б) всеобщее внимание к вашему с дирекцией конфликту,

в) покровительство профсоюзу со стороны властей предержащих.

Соответственно, выстраивайте тактику противодействия так, чтобы задействовать по меньшей мере один из этих факторов. Еще одно условие – до момента изгнания профкома из помещения не слишком задевать начальников лично, чтобы они могли (если всё-таки придется) отступиться от профкома без особо болезненных ударов по самолюбию. Способов же противодействия, в том числе нетрадиционных, можно придумать немало.

2.1. Демонстрация мощи. Проще всего, когда профсоюз силен, имеет массовую поддержки, и люди настроены по-боевому. Основная задача в таком случае – убедить дирекцию, что наезд на профком ведёт к обвальному обострению отношений с трудовым коллективом.

а) Удары по управлению. Какую цель ставит перед собой работодатель, лишая ваш профком помещения? Конечно, затруднить управление профсоюзом. Но и профсоюз в силах дать дирекции, в свою очередь, почувствовать, что такое сбой в управлении. Такое возможно, например, при блокировании входа в здание управления организации толпой посетителей (см. «Принудительный диалог»), живой цепью или заграждением. Можно вообще забаррикадировать складские помещения, вспомогательные службы, ключевые цеха, а то и главные ворота предприятия (см. раздел «Блокада»).

б) Юридическая процедура. Кроме того, подняв на щит любое нарушение трудового законодательства или колдоговора, независимо от его масштаба, можно выдвинуть требования к работодателю, инициировав процедуру коллективного трудового конфликта с недалекой перспективой законной забастовки. Среди требований может быть и пункт по сохранению за профсоюзом помещения профкома.

в) Забастовка. Заодно безо всякой «процедуры», не откладывая в долгий ящик, начните работу по правилам («итальянскую забастовку»), массовое опоздание, наконец, кратковременную оккупационную стачку. Наплевать, что вы проведёте её в нарушение процедуры: работодатель будет впечатлен вашей решительностью. Предупредите руководство организации, что, если оно не оставит профком в покое, то работники начнут бессрочную стачку, которую судебным решением будет не остановить.

При всем при том работодатель должен знать, что яблоком раздора является помещение профкома, что, отказавшись от планов «выселения» профкома, он восстановит мирные в целом отношения с профсоюзом и работниками.

г) Союзники будут выступать в вашу поддержку тем веселей, чём активнее будете вы сами. Есть два важных правила:

- во-первых, солидарные акции редко бывают радикальнее действий запросившего помощи профсоюза. Иначе говоря, если самое большее, на что вы можете поднять своих людей – это пикет, то не ждите, что где-то за вас будут бастовать;

- во-вторых, солидарность шире и искренней, если союзники видят во враждебных действиях вашего работодателя опасный для себя прецедент. Тогда они принимают вашу беду как свою. Поэтому, если ваш профсоюз лишают одного из нескольких помещений, а другие профкомы ютятся на личных квартирах, то на серьезной кампании солидарности можно ставить крест.

Итак, варианты с союзниками:

- если ваша организация – филиал транснациональной корпорации, обратитесь в профсоюзы на иностранных предприятиях этой корпорации, чтобы они повлияли на вашу дирекцию, надавив на своих работодателей;

- обратитесь к профсоюзам и общественным организациям с просьбой о поддержке, которая может принять самые разные формы солидарности: письма, пресс-конференции, пикеты, митинги, шествия, забастовки, всякие нетрадиционные акции, наконец;

- подумайте, как можно ударить вашего противника «во фланг». Например, если организация действует с нарушением экологической безопасности (не очищаются выбросы в атмосферу, сточные воды и т.п.), то соответствующие общественные объединения могли бы провести общественную экологическую экспертизу и инициировать проведение государственной экспертизы[46] с перспективой здоровенного штрафа или закрытия части (да как бы не всего!) предприятия. Если фирма достаточно значительна и ведёт (планирует) строительство объекта с нарушением требований Градостроительного кодекса: самый распространенный пример – т.н. уплотнительная застройка, то не исключено содействие вам со стороны разных объединений горожан (товариществ собственников жилья, ЖСК, союзов общежитий и т.д.). Есть и еще варианты. Весь вопрос в том, насколько серьезно вы намерены потрепать вашего противника.

2.2. Локальные действия. Если у профсоюза не много сил, всё равно не стоит поднимать руки вверх. Есть разные акции, которые требуют не слишком большого количества участников и, в то же время, достаточно эффективны в качестве ударов по управлению. Для этого рекомендуем использовать такие приемы, как:

а) Блокада входа в здание управления,

б) Телефаксовая атака,

в) Заседание профкома. Отняв помещение у профсоюза, работодатель лишает его возможности беспрепятственно работать. Проведите заседание профкома в приемной (или в кабинете) генерального директора. Цель акции – демонстрация готовности к серьезному сопротивлению. Стоит также пригласить представителей общественных организаций и журналистов (предупредив их, конечно, о месте и обстоятельствах заседания) – среди последних вполне могут найтись те (например, корреспонденты левых, профсоюзных или демократических изданий), кто согласится принять участие в акции, а затем дать о ней репортаж.

г) Круглосуточное заседание (собрание) профкома, означающее фактическую оккупацию помещения.

д) Принудительный диалог в целях обсуждения с работодателем вопросов обеспечения беспрепятственного функционирования профсоюза.

Все упомянутые мероприятия обязательно широко освещать в СМИ.

е) Антиреклама.

2.3. Привлечение внешних ресурсов.

а) Компромат. Нужны документы, зафиксировавшие крупные и мелкие, прошлые и нынешние грешки вашего работодателя и его подчиненных (как руководителей, предпринимателей, налогоплательщиков, но не как граждан или частных лиц). Если такие документы у вас есть (например, вы заблаговременно собирали их, и они лежали у вас до удобного случая), то заставьте государство немного поработать на профсоюз.

Это тот самый случай. Знаете, почему? Потому что работодатель прекрасно отдает себе отчёт, что вытесняя с предприятия профком, он наносит сильный удар по профсоюзу в целом. Сегодня такие действия предшествуют или идут в связке с отказом от безналичного перечисления членских взносов и недопуском представителей профсоюза на рабочие места его членов. Так что, если у вас еще остаются сомнения относительно намерений вашего «хозяина», отбросьте их и деритесь за профком. Промедлите сейчас, потом плоды вашей победы пожинать будет уже некому: профсоюз развалится.

Итак,отправьте компромат в ФСБ, УБЭП, Федеральную антимонопольную службу. Если на вашего противника нет ничего крупного, просто замучайте его запросами, проверками и вызовами из разных «органов». Обратитесь в Госинспекцию по охране труда, Санэпиднадзор, пожарную, налоговую инспекцию, прокуратуру, а также к губернатору и полпреду Президента (если у вас ГУП) по всем выявленным нарушениям.

2.4. «Блок» с властями предержащими. Есть еще асимметричный, как ныне говорят, ответ, причем вероятность успеха тем выше, чём значительней эта самая асимметрия. Дело в том, что вы можете напрочь изменить всю конфигурацию сил и, соответственно, сделать неактуальными, нежелательными, а то и опасными для работодателя его происки против помещения профкома.

Обсудите возможность сотрудничества с властями в сфере, скажем:

а) содействия какой-нибудь федеральной либо региональной программе,

б) взаимодействия с особенно популярной в вашем регионе партией,

в) создания новых рабочих мест,

г) противодействия безработице,

д) борьбы с ксенофобией,

е) благотворительности,

и так далее. В общем, посмотрите телевизор, почитайте газеты, посмотрите, что за кампанию только что начали власти, напрягите воображение. Выберите подходящую тему, подготовьте проект соглашения с планом мероприятий и предложите его местным властям. Большие начальники любят выгодно подать себя, любят поиграть во «взаимодействие» с обществом – авось, клюнут! Важно, чтобы ваша инициатива выглядела свежо и ново.

Конечно, выбирая этот ход, надо серьезно обдумать его возможные последствия. Идеальный вариант, если из вашей идеи, помимо бумажной деятельности, вырастет что-нибудь по-настоящему дельное. Потому что, начав что-то делать в сфере, которая привлекает всеобщее внимание, да если она к тому же еще и по-настоящему актуальна, ваш профсоюз приобретет положительный имидж в глазах общественного мнения (см. раздел «Работа со СМИ»). Это, что называется, стратегический расчет, тактический же – защита вашего профкома.

Итак, отправив мэру, губернатору или кому там еще свои предложения, проведите консультации с чиновниками тех ведомств, которые так или иначе могут иметь отношение к вашему начинанию. Пусть все эти шаги сопровождаются утечкой информации к работодателю. Пусть он ерзает днем и беспокойно ворочается по ночам, размышляя, что это профсоюзники зачастили в высокие кабинеты?

Наконец, соберите пресс-конференцию, посвятив её изложению позиции профсоюза на выбранную вами животрепещущую тему. Не страшно, если даже:

а) официального ответа от мэра-губернатора еще нет;

б) вам не удалось договориться о совместном проведении пресс-конференции с кем-нибудь из чиновников, с которыми вы консультировались.

Информационный повод будет заключаться именно в том, что ваша тема и так муссируется в СМИ. На самой пресс-конференции в удобный момент заявите, что ваши благие начинания, ваше сотрудничество с властью в столь важном деле будут серьезно затруднены, т.к. дирекция намерена лишить вас помещения профкома.

Как вы думаете, рискнет работодатель выселить вас из профкома ДО определенности с позицией мэра-губернатора? Полагаем, что не рискнет.

Что же касается позиции мэра-губернатора, то многое будет зависеть от того, насколько удачно вы выбрали тему и сформулировали ваши предложения.

Понятно, что мы здесь привели лишь один из возможных способов «блокирования» с властями. Есть и другие варианты демонстративного характера.

3. ПОРАЖЕНИЕ. Если вас всё-таки лишили помещения, то не унывайте. Бывает хуже, гораздо хуже. Опыт российского профдвижения показал, что профком может прекрасно себя чувствовать и вне территории организации, в которой действует ваш профсоюз. Переберитесь:

а) в офис дружественного профсоюза или другой общественной организации, с которой вам удастся договориться;

б) на квартиру к одному из членов профкома;

в) в помещение, снятое у сторонней организации на правах субаренды;

г) в холл близлежащего Дома культуры.

Каждый из этих вариантов имеет свои недостатки, но и может оказаться вполне приемлемым на более или менее длительный срок.

Помимо этого, работу профкома в условиях изгнания можно превратить в дополнительный информационный повод для СМИ. Так, председатель профкома завода «Арсенал» (Санкт-Петербург), в середине 1990-х годов изгнанный новым хозяином из своего помещения на заводе, принимал посетителей на расположенном поблизости Финляндском вокзале. Если такой вариант кажется вам несолидным, то придумайте что-нибудь еще. Главное – не опускать руки. И, помимо привлечения внимания прессы к конфликту, проводите новые акции. Пусть работодатель почувствует, что спокойная жизнь для него кончилась.


Защитные действия

Антиреклама

Преследуя цель создать вокруг работодателя атмосферу рискованного сотрудничества, антиреклама может быть довольно разнообразной.

1. Электронный ресурс сегодня приобретает всё большее значение. Именно поэтому начнем наш обзор с него.

1.1. Откройте сайт своего профсоюза – сегодня это сделать проще простого. Есть различные Интернет-службы и порталы, вроде mail.ru, которые предоставляют такую услугу бесплатно. Например, если вы зайдете на страницу mail.ru и внизу её кликнете мышкой на гиперссылке «Мой сайт», то получите подробные пошаговые инструкции по немедленному созданию сайта.

Конечно, на сайте следует разместить в первую очередь материалы о профсоюзе и его деятельности. Но сейчас нас больше интересует вопрос о месте сайта в кампании антирекламы вашего работодателя. Вот что можно сделать в этом направлении:

а) разместить на сайте материалы о нарушениях в вашей фирме трудового законодательства, равно как и вообще любой компромат на руководство организации;

б) создать при сайте форум для публичного обсуждения в Интернете волнующих вас вопросов;

в) договориться с солидарными организациями и лицами о размещении на их сайтах гиперссылок на ваш сайт. Если же вы сможете перевести хотя бы основные материалы на английский язык (с помощью знакомого переводчика или за деньги в специальной фирме), то могут согласится сделать ссылку на ваш сайт и иностранные профсоюзники.

Не слишком большие денежные затраты (примерно 1,5 тысячи рублей) дадут вам дополнительные возможности, среди которых самые важные – учет вашего сайта поисковыми системами (Яндексом и др.) и включение его в электронные каталоги.

1.2. Разместить антирекламу можно и на сайтах и форумах наёмных работников, которые уже начали появляться в русском Интернете. Участники этих форумов публикуют «черные списки» фирм, в которых плохо обращаются с работниками и клиентами, приводят факты директорского произвола и т.п. вещи.

2. Обращение в СМИ. Его цель – подвергнуть Вашего работодателя общественной критике или даже осуждению. Подумайте над удачным информационным поводом для журналистов. Например, замерзают теплоэнергетики в котельной, дающей тепло и горячую воду в окружающие дома – это же классический пример «сапожника без сапог»! Или в здании управления организации ведётся богатый ремонт, в то время как в производственных помещениях стены облуплены, окна забиты фанерой, а с потолка падают куски штукатурки. Тележурналисты могут клюнуть на «картинку», т.е. красочный вид, который будет «выгодно» смотреться в новостях. Еще одно условие – событийность, т.е. развитие ситуации. Никто не будет вновь и вновь показывать одну и ту же картинку, если вы ничего не делаете, чтобы её изменить.

Очень хорошо, если вам удастся в материалах для СМИ использовать данные составленного вами «Каталога разрухи», посвященного нарушениям охраны труда в организации.

Есть, правда, серьезное «но». Дело в том, что сегодня остается всё меньше независимых СМИ, в первую очередь это касается телевизионных каналов и провинциальной прессы. Им не интересно писать о серьезных производственных проблемах: в мелких организациях потому, что «это всё не существенно»; в крупных организациях потому, что ссора с их руководством чревата неприятностями. (Подробнее см. раздел «Работа со СМИ»).

3. Выход на «заграницу» – один из ударов по деловой репутации работодателя. Если организация работает с иностранными партнерами, то не грех разослать им короткое и конкретное письмо с фотографиями ваших рабочих мест и пояснениями к ним. Чтобы партнеры как-то отреагировали (они ведь тоже работодатели), стоит их уведомить о ваших параллельных действиях, среди которых могут быть:

а) размещение письма к ним на вашем Интернет-сайте, а также на разных рабочих, левых и профсоюзных сайтах, как отечественных, так и зарубежных;

б) публикация письма к ним в профсоюзной газете, а также в других СМИ;

в) обращение к профсоюзам, действующим в фирмах этих иностранных партнеров, с просьбой выражения солидарности вашей борьбе;

г) отправка копии письма и других материалов в некоторые крупные издания тех стран, где находятся партнеры вашего работодателя.

4. Работа с отделом кадров. Можно сделать так: если в организации много вакансий, то приходящим устраиваться на работу можно специально посвятить:

- пикет или

- листовки со списком наиболее вопиющих нарушений.

Пусть это и не отпугнет основную массу пришедших (хотя кто знает!), но зато создаст нервозное настроение в среде начальства, а то и, глядишь, вынудит работодателя пойти на диалог с профсоюзом. Кроме того, вы будете избавлены от необходимости вести дополнительную разъяснительную работу с вновь устроившимися в вашу фирму – они уже будут знать о профсоюзе и о том, чём он занимается.

5. «Лавина писем» – серьезный рецепт. Автором этой идеи был безвестный маленький человек советской эпохи, который, оказавшись в самом мрачном её ведомстве – ГУЛАГе, не сдался, а нашел способ, столь же смелый, сколь и неожиданный, коллективного сопротивления произволу лагерной администрации (см. Приложение 5). Удивительное дело, но этот способ применим и сегодня.

Цели этого способа воздействия:

а) задергать ваше руководство вниманием посторонних лиц и организаций, комиссиями из вышестоящих учреждений,

б) запугать снятием с должности

в) и – самая главная: создать вокруг атакованного вами работодателя обстановку минного поля.

Под последним подразумевается следующее: от удачно проведенной вами кампании может пострадать деловой имидж организации, что неизбежно отразится на её конкурентоспособности и состоянии бизнеса.

Кампания потребует от вас немного средств, но отнимет много сил, времени и нервов. Кроме того, нарушения, против которых вы боретесь, должны быть достаточно серьезными и бесспорными (задокументированными), чтобы ни у кого не было возможности обвинить вас в том, что вашего работодателя вам просто «заказали» его конкуренты. Поэтому, выбирая этот способ, взвесьте все «за» и «против» него.

Проводить кампанию лучше в крупной организации. Письма можно рассылать по следующим адресам:

а) Работодателю (в Совет директоров, генеральному директору) и его агентам:

- руководителю Вашего подразделения (филиала),

- в службу охраны труда;

б) Всем сколько-нибудь крупным акционерам, если Вы работаете в акционерном обществе (АО). Это создаст у них впечатление, что в организации, чьи акции они держат, дела идут не лучшим образом, и заставит их также направлять встревоженные послания Вашему работодателю, а того – тратить силы на их успокаивание. Возможно, письма произведут на кого-то столь серьезное впечатление, что он начнет добиваться созыва внеочередного собрания акционеров;

в) В корпоративную газету, с просьбами:

- опубликовать материалы по нарушениям,

- приехать для интервью у автора письма и у начальства,

- сделать запрос информации (если, конечно, ваша организация – ГУП).

Толку от газеты мало, ничего они не опубликуют, никуда не приедут, информацию не запросят. Но обязательно доложат руководству организации, внеся свою лепту в общую нервозность;

г) В Госинспекцию труда. Это могут быть как самостоятельные послания, так и копии писем адресатам из пункта «а». Госинспекция вынуждена будет все послания регистрировать, записывать в журналах результаты проверок по этим письмам. Чтобы Госинспекция труда как-то реагировала: теребила Вашу организацию, являлась для очередной проверки, составляла акты и т.п. – направляйте копии писем в нее сразу и в Федеральную инспекцию в Москву;

д) В органы исполнительной власти, особенно если вы работаете в ГУПе или МУПе. От  чиновных звонков и раздраженных требований устранить нарушения работодателю будет не так-то просто отмахнуться;

е) Депутатам разных уровней, в соответствующие комитеты Госдумы РФ, местного парламента. В письмах можно просить:

- о посылке депутатского запроса,

- о встрече с работодателем либо с вами как избирателями;

ж) В некоторые крупные СМИ. Достаточно выбрать те из них, которые по каким-либо причинам могут или должны заинтересоваться ситуацией. В этом списке:

- коммунистическая газета, на основании традиционного интереса коммунистов к рабочей проблематике,

- оппозиционная руководству города газета (особенно, если у вас ГУП или МУП),

- деловой еженедельник (особенно, если ваша организация – крупное АО),

- любое другое издание, недавно (или хотя бы однажды) писавшее о вашей организации или персонально о вашем работодателе.

Корреспонденты будут запрашивать у вашего работодателя информацию (если это ГУП), звонить с просьбами дать интервью, пустить на территорию предприятия для набора материала для репортажа, в связи с необычностью кампании и исключительностью ситуации обязательно дадут публикации. Больше того, заинтересованные журналисты из других изданий будут тоже осаждать вашего работодателя.

з) Российским и особенно зарубежным партнерам и клиентам вашей организации. Как правило, сотрудничающий с иностранцами работодатель заинтересован в своем имидже, так что это будет для него весьма болезненно.

Каждое письмо должно быть подписано одним человеком, посвящено одному факту нарушений и содержать одну просьбу. Письмо может быть коротким, но желательно, чтобы оно было написано от руки. Впрочем, учитывая трудоемкость кампании, а также распространенность современных технологий, допустимы шаблонный текст и тиражирование. Кампания должна быть рассчитана на несколько месяцев. Письма надо рассылать 2-3 раза в неделю, по графику таким образом, чтобы каждый адресат в течение кампании получил от каждого автора по нескольку писем – это для гарантии его реакции, скорее всего раздраженной или недоуменной, которую он выразит работодателю: «что у вас там, черт возьми, происходит?!»

Итак, невооруженным глазом видно, что «лавина писем» - это лучший способ привлечь внешние ресурсы для многократного умножения своего давления на работодателя. Умело организованная и настойчиво проводимая, «лавина писем» создаст у работодателя впечатление, что он обложен со всех сторон. Всякую нормальную работу вести в таких условиях невозможно.

Надо учитывать, что кампанию остановить сразу будет тоже невозможно, хотя такая необходимость может возникнуть. Например, при обращении к вам работодателя с просьбой прекратить её и обещанием устранить злосчастные нарушения. Какие-то письма еще не успеют дойти до адресатов. Кто-то из адресатов замедлит с запросом к работодателю. Поэтому лучше всего будет предложить работодателю следующее:

а) Устранить какие-то нарушения немедленно;

б) Неплохо было бы заставить работодателя подписать с профсоюзом соглашение (или внести изменения в колдоговор, если такой в организации есть) по интересующему вас вопросу;

в) Начать устранение остальных нарушений, о чём заявить на совместной с работодателем пресс-конференции. На последней профсоюз заявит, что проблема решается, и разосланные работниками жалобы отзываются. Можно также сообщить о сроках устранения и оговорить способы информирования об этом общественности и СМИ.

Работа со СМИ

«Надо чтобы шум сразу далеко шел!»

(Из листовки Стачкома ЗИМа (Самара))

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Опыт последних лет показывает, что даже работник, «отдельно взятый» дирекцией для раздавления, способен эффективно бороться с начальственным произволом, грамотно привлекая СМИ в свою защиту. Ниже приведем несколько рекомендаций, доказавших свою практичность.

Итак, если Вы в противостоянии с работодателем хотите получить поддержку СМИ, а не пересуды в редакциях о Вас как еще одном сумасшедшем, то Вам нет смысла:

а) Беспокоить журналистов только потому, что Вы пострадали. Другое дело, если Ваш случай по какой-то причине может стать знаковым, например:

- работодатель, преследующий Вас, чём-то особенно интересует СМИ,

- преследуя Вас, агенты работодателя допускают грубейшие нарушения законов (избиения, угрозы, попытки открыть на Вас уголовное дело и пр.),

- у Вас накопилось рекордное количество отписок из разных инстанций,

- если Вы получили поддержку значительного числа работников,

- суд по Вашему делу затянулся на много лет,

- Ваше дело рассматривается в Европейском суде.

Этот перечень можно увеличить во много раз. Главное, чтобы Ваше дело как важное или интересное восприняли не только Вы, но и кто-то из журналистского сообщества;

б) Беспокоить все имеющиеся в городе медиа. Работайте только с теми из них, кому Ваша информация может быть интересна (см. пункт «Выбор СМИ»). Очень хорошо, если с кем-то из журналистов у Вас завяжутся приятельские или даже товарищеские отношения,

в) Навязывать изданию свою тему после однократного отказа работать с ней.

Чём же могут помочь журналисты?

1. Запрос информации [47] в письменной или устной форме. Иногда уровень издания (федеральная, муниципальная газета или бюллетень небольшой партии) не столь важен; главное, чтобы СМИ имело государственную регистрацию. Запрос информации может иметь:

а) как прикладное значение для Вас: получить у работодателя какие-то сведения, которые обычным порядком Вам как работнику недоступны;

б) так и демонстративный для работодателя характер: пусть обеспокоится, что конфликт вышел за рамки его «тихой заводи» – предприятия.

2. Встреча журналиста с работодателем (или его представителем) на том же формальном основании (запрос) для согласования с ним некоторых вопросов готовящейся по Вашему делу статьи. Разобравшись с «помощью» журналиста, чём грозит ему публикация, работодатель может пойти на примирение с Вами, лишь бы добиться отмены публикации.

Имейте лишь ввиду, что просто так, ради незнакомого человека, журналисту суетиться (а возможно, и подставляться) нет смысла. Поэтому, если Вы не общественник с обширным кругом знакомых в среде издателей всяких газеток и бюллетеней, то шансов воспользоваться приведенными выше «услугами» у Вас почти нет.

3. Репортаж (телерепортаж):

- о ходе судебного заседания. Учтите, что, если телевизионщики увидят пустой зал, то снимать не будут. Отсюда мораль: или не беспокойте их попусту, или привлекайте в свои союзники – но в качестве союзников, а не поголовья! – коллег по работе (профсоюз),

- о развитии Вашего противостояния с администрацией.

Наконец, два способа выхода на редакции:

а) Разошлите пресс-релиз. Заинтересовавшиеся журналисты сами позвонят Вам. Но, напоминаем вновь и вновь, при условии, что есть серьезный информационный повод.

б) Чтобы увеличить вероятность отклика, можно обзвонить журналистов, которые известны Вам как пишущие по Вашей тематике.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА. Летом 1992 года объявили забастовку работники Трамвайно-троллейбусного управления Санкт-Петербурга, зарплата которых безнадежно отставала от бешеного роста цен. Реакция горожан была подобна слепой стихии: в редких трамваях, выведенных на линию штрейкбрехерами, люди били стекла, колотили водителей. Еще долго после забастовки питерцы ругали забастовщиков, возглавлявший которых стачком никак не позаботился об общественном мнении. А ведь надо было обратиться к горожанам, рассказать им о бедственном положении своих семей, показать вынужденность забастовки, указать на истинных её виновников. Тогда реакция жителей могла быть другой: нейтральной и даже сочувственной. И у трамвайщиков было бы гораздо больше шансов на победу.

Очевидно, что профсоюз нуждается в положительном образе в глазах общественного мнения. Серьезную роль в создании этого образа играют средства массовой информации (СМИ): газеты, радио, телевидение и Интернет-СМИ. И так как дело это важное и для профсоюза довольно сложное, то желательно выделить особого человека, который занимался бы исключительно (или преимущественно) работой со СМИ, как сегодня всё чаще говорят: п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.116 с.)