Концепция семиотических фантомов эпохи глобализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция семиотических фантомов эпохи глобализации



 

Было бы ошибочным считать, что миф присущ только лишь архаической культуре и у него нет корней для того, чтобы проявить себя в современности. И сегодня массы людей находятся под прессингом самых разнообразных мифов и руководствуются ими в рамках новых традиций. Новые возможности мифотворчества известный современный русский ученый А. Г. Ваганов связывает с «рождением принципиально нового, неизвестного раньше феномена – семиотических фантомов эпохи глобализации» (Ваганов А. Г., 2004). С наступлением эры Интернета, т. е. создания глобальной коммуникационной среды, впервые
в истории человечества появляется возможность воздействовать на психоэмоциональное состояние человека в глобальном масштабе.

В современной культуре нет ничего более гибкого, приспособляемого, мертвящего и живительного, косного и современного, чем миф. «Под знаком “научного мифа” появились солярные и метеорологические теории, объясняющие фольклорные сюжеты и верования» (Новичкова Т. А., 2001).

Современное постиндустриальное общество не может существовать иначе как в интенсивной информационной среде. Ему необходима феноменально быстрая циркуляция знаков, включающая их производство, воспроизводство, переработку и рефлексию. «Вся жизнь общества, в котором господствуют современные условия производства, проявляется как невероятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление… Спектакль – это не совокупность образов, но общественное отношение между людьми, опосредованное образами» (Дебор Ги, 2004).

Современная мифология отстаивает свой научный статус (например, уфология). Первым среди семиотических фантомов эпохи глобализации проявил себя именно НЛО-феномен. С точки зрения цитируемых выше рассуждений Дебора, если бы НЛО-феномена не было, то его следовало бы придумать. Рациональное объяснение НЛО-феномена вполне возможно. Его объясняют, например, геополитические и технологические интересы стран, стремящихся к геополитическому первенству. К сходным выводам приходят современные социологи и геополитики при анализе терроризм-феномена, мифические стороны которого при строгом семиотическом анализе подтверждаются с вероятностью более 0,8.

Следующий современный феномен мифического плана – масс-медиа-феномен. Американский социолог Уэйн Андерсон проводил серию экспериментов со своими студентами и обобщил их результаты следующим образом: «Что меня поразило больше всего, так это почти поголовное доверие студентов телевизионным развлекательным программам, которые стали для них главным ориентиром в ответе на сложный вопрос». Большие массы людей охотно подчиняются и доверяют знакам, которые обрушиваются на них и эффективно регулируют их отношения: волеизъявление в избирательных компаниях; одобрение и осуждение каких-либо и чьих-либо действий; оценка труда руководителей и различных социально-экономических компаний; проведение референдумов; лоббирование законов; формирование так называемой потребительской корзины; создание образов друга, врага, «империи зла», ангелов и монстров. «От масс постоянно требуют, чтобы они подавали свой голос, им навязывают социальность избирательных кампаний, профсоюзных акций, сексуальных отношений, празднований, свободного выражения мнений» (Бодрийяр Ж., 2000).

Наше время дало принципиально новые возможности воздействия на людей: «Информационная магистраль “Интернет” трансформирует нашу культуру не менее кардинально, чем
книгопечатный пресс Гуттенберга – средневековую» (Гейтс Б., 1996).

Академик П. В. Симонов в своих исследованиях продемонстрировал схожесть процессов мифотворчества и гипнотизации.
В обоих случаях возрастает активность правого полушария, которое «связано с реализацией врожденных и приобретенных автоматизмов, в то время как левое вовлекается в деятельность каждый раз, когда требуется анализ новой ситуации и активный поиск оптимальных в этой ситуации решений. В конечном счете мифотворчество приводит человека к пассивно-подражательно-
му поведению» (Симонов П. В., 1993).

«Наши метафоры создают содержание нашей культуры. Поскольку культура вводится и передается посредством коммуникации, сами культуры, т. е. наши исторически построенные системы верований и кодов, под влиянием новой технологической системы подвергаются фундаментальному преобразованию –
с течением времени все больше и больше» (Кастельс М., 2000). Действительно, как только прямое человеческое общение заменяет технология, коммуникация становится невозможной.

В условиях Интернета миф становится не столько знаком, что-либо означающим, сколько копией зачастую несуществую-
щего оригинала – симулякром (понятие, введенное М. Эпштейном), которыми обычно и довольствуется современная постмодернистская культура. За симулякрами невозможно уже различить начала, истоки. Миф становится реальностью сегодняшнего дня. Вероятность того, что весь наш мир представляет собой Матрицу (вспомним фильмы братьев Вачовски!), ученые оценивают в 25 % (Ник Бостром).

В современном мире миф становится удобной формой манипулирования массами людей, а само мифотворчество все более проявляется на глобальном уровне. Более того, оно становится очень важным и новейшим инструментом глобализации.


 

3 МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР

 

 

Несмотря на противоположность принципов науки и мифологии, все-таки существует одно, логическое, требование и к ми-   
фотворчеству. Мифы, собранные в один цикл, все же должны, по крайней мере, не противоречить друг другу. Что касается классической мифологии, то собранные здесь мифы о происхождении мира и генеалогии богов часто не сходятся, а иногда
и противоречат друг другу. Возможно, все дело в разнообразии источников, усвоенных греческой мифологией в ходе ее формирования. Космогонические мифы были восприняты классической мифологией, скорее всего, от ближневосточных религий. Как мне представляется, в те времена, когда пантеон богов Древней Греции только еще складывался, вполне естественным было попытаться отождествить своих молодых богов с богами древних цивилизаций Востока. Тем самым своим богам как бы придавался больший вес и значение. Пытаясь привести роли богов в соответствие, греки иногда сами запутывались и, как следствие, создали несколько сложных и часто противоречащих друг другу систем.

Особенно много разночтений в вопросе о происхождении мира. Так, согласно одной из этих систем, мир был рожден
в страстных объятиях Эвриномы, богини всего сущего, и мирового змея Офионома. Гомер считал, что мир и боги вышли из вод в результате союза Океана и Тефиды, олицетворяющих первобытные воды.

Существовали еще и так называемые мистериальные культы, каждый из которых имел собственную тайную эзотерическую теогонию.

Мистерии были особо почитаемы в Греции. Они представляли собой драматизированные религиозные ритуалы, связанные
с поклонением умирающему и воскресающему богу. Мистерии были известны еще в Египте. Так, возможно, в древнейших Абидосских мистериях в Древнем Египте разыгрывался миф

 


о смерти и воскресении бога Осириса. Мистерии включали ритуальное оплакивание умершего бога и ликование по поводу его возвращения к жизни. В Греции особо популярны были мистерии, посвященные богу Дионису. Ритуал мистерий обычно включал дифирамбы (так назывались сюжетные драматические танцы) и хоровое пение, реже декламацию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.005 с.)