Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория прогресса (эволюционизм)Содержание книги Поиск на нашем сайте
Теория прогресса декларирует тенденции прогрессивной эволюции, в результате которых человечество должно не только обнаружить утерянные ценности, но, возможно, и создать их заново в более совершенной форме. Теорию прогресса не следует путать с естественнонаучной теорией эволюционизма, которая появилась много позже. Она возникла в рамках философии романтизма, а именно в тот период, когда дух романтизма соединился с духом рационализма философии Гегеля. Именно в рамках теории прогресса идеи философии религии Гегеля становятся прогрессивным эволюционизмом. Напомним, что, согласно Гегелю, развитие идет, поднимаясь от естественных религий восточных народов до основывающихся на эстетических и этических идеях «религий трех “великих культурных народов”, принимавших участие Гегель рассматривает миф лишь как один момент в развитии религиозного сознания, соответствующий определенной ступени религиозного развития. Гегелевская схема не могла упорядочить всех новых фактов мифологического и религиозно-исторического характера. Так возникла концепция великого французского философа XIX в. Огюста Конта, предложенная им в «Положительной философии». В этой работе Конт к принятой двузвенной классификации религий на монотеистические и политеистические добавляет еще один, более низкий тип – тип первобытных мифологий. Этот закон Конт назвал «законом трех стадий». Первая, или теологическая, стадия – фетишизм, – когда все происходящее объясняется действием сверхъестественных сил, богов и духов. Вторая, или метафизическая, стадия – политеизм – переходная, когда на место сверхъестественных агентов заступают в качестве причин абстрактные агенты – идеи, силы и последние сущности. Третья, или позитивная, стадия – монотеизм, – в нее, как полагал Конт, европейская цивилизация только начинает входить. При этом «человек убеждается в тщетности всякого исследования причин и сущностей и переходит к решению описательных задач – наблюдению феноменов и формулировку дескриптивных законов. Человека должно интересовать не то, почему случаются вещи, но только то, как они происходят» (Конт О., Новейшие факты не всегда подтверждали это правило. Поэтому новейшая мифология старалась больше внимания обращать на схему эволюции, в основе которой лежали непосредственно сами мифологические представления и их модификация, обнаруживаемая в зависимости от разнообразных условий природы и культуры. Появившаяся в XIX в. наука о древности стала интересоваться не только избранными народами. Она анализировала мифологию всех известных культур и народов древнего мира. Развитие этнологии принесло новые факты о первобытных народах, в которых угадывались начала всякого мифотворчества. Исследования первобытных народов позволили обнаружить новые закономерности. Фетишизм был разделен еще на две подгруппы – анимизм и тотемизм, т. е. соответственно на культ предков и культ животных. Была обнаружена четкая последовательность отмеченных религий: монотеизм повсюду развился из политеизма, а тот, в свою очередь, из фетишизма или анимизма и тотемизма. При этом, полагалось, происходит углубление и расширение идеи о Боге. Так появились господствующие теории новейшей мифоло-
Натуралистическая теория
Натуралистическая теория возникла как результат детального анализа классических мифов. Исследователи стали видеть в ми- Дальнейшее развитие эта теория получила в работах Расцвет натурализма проходил под воздействием классической мифологии, которая придавала сакральное значение явлениям природы – небесным телам, тучам, грозе, дождю, буре, рекам, горам и т. п. В рамках натуралистической теории стала развиваться сравнительная мифология, которая путем сравнения мифологий родственных народов (особенно индоевропейских) пыталась создать модель прамифа и выстроить всю праисторию национальных мифологий. В то же время сравнение греческих, римских и германских мифов обнаружило многочисленные и настолько значимые особенности, что все попытки реконструкции мифического материала, углубляющиеся до исторических начал отдельных племен, оказались нерезультативными. Чем тщательнее ученые исследовали мифологию, тем отчетливее становился факт, что народное суеверие – самостоятельная область мифотворчества. Вскоре внутри натуралистического направления произошла своеобразная инверсия. До этого природные элементы считались основными мифообразующими структурами. Теперь культы солнца, бури, воды, моря и т. п. стали рассматриваться как вторичные, появившиеся из перво- Когда исследователям стала доступна первобытная мифология диких народов, существенно отличавшаяся от классической мифологии, натуралистическая теория мифа обрела вторую жизнь. Все мифы стали выводиться из одного из двух начал – лунного либо солнечного.
Анимистическая теория
В рамках натуралистической теории возникло направление, основанное Вильгельмом Маннгардтом. Оно поставило в основу мифа о природе веру в души и в духов. Так, с помощью метафоры Маннгардт привел натурализм к анимизму. Расширение круга мифологических исследований стало происходить не столько за счет углубления классической мифологии, сколько за счет включения в него преданий диких народов. Особо интересовало исследователей сравнение религиозных представлений и культов диких народов. При этом в большей мере анализировался анимистический ряд, а именно представления диких народов о духах и демонах. Главной аксиомой анимистической мифологической теории стал императив о духах и демонах как основе образования мифа. Согласно этой теории, боги природы, боги судьбы и их многочисленные модификации возникли из той первичной формы веры, которая еще Анимистическая теория тем более заслуживает внимания, поскольку развивалась на громадном эмпирическом материале. Одна из самых интересных анимистических теорий была предложена Эдуардом Тэйлором. Центральным моментом здесь стало сведение всех мифологических структур (в частности, веры Параллельно с анимистической теорией Тэйлора возникла манистическая мифологическая теория английского философа и социолога Герберта Спенсера. Спенсер прежде всего известен как автор системы синтетической философии, согласно которой общество эволюционирует подобно живому организму. Оно может организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации. В ходе эволюции адаптация становится «не случайностью, но необходимостью». Универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания, согласно Спенсеру, является теория эволюции (или теория прогресса). Основные положения мифологии Спенсера были опубликованы в его работе «Философия и религия. Природа и реальность религии» (1885). В основе данного труда лежит постулат о том, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, Дальнейшее развитие анимистическая теория получила в тру- Заметным событием в развитии анимистической теории Преанимистическая теория
Одновременно и сильной стороной анимистической теории, и ее слабостью был обязательный императив веры в души Одной из теорий, развивающих идеи анимизма, стала так называемая преанимистическая теория, которая в основу мифологии поставила символы чародейства. Эти работы открыли новую страницу мифологии, которую стали называть также теорией чародейства. Опираясь на первоначальный чародейский характер религиозных церемоний, эта теория приравнивает миф к религии. Преанимизм основан на вере в чародейство, которое сопровождается аффектами, а также дополняющими их движениями, по которым оно и обнаруживает себя. При этом аффекты могут проявляться почти неограниченно долго, даже тогда, когда исчезают первичные психологические мотивы. Преанимистическая концепция признает также формы веры в «телесную душу» с чародейскими обрядами, воздействующими на нее.
2.7. Символические концепции и теория
Новое направление в мифологическом анализе обозначил немецкий философ, психолог и лингвист Вильгельм Вундт. Он подошел к анализу мифотворчества с точки зрения, принятой Однажды Вундт заметил, что «если мифологи пытаются Что касается искусства, то там символизм пытался уйти от общепринятых схем и правил и передать произведению искусства существенные черты самой реальности: «забрать у Музыки свое добро», – так формулировал задачу символизма французский поэт и мыслитель Поль Валери. Концепция символизма основана на убежденности в превосходстве искусства над всеми прочими способами познания, а также вере в то, что за видимым миром скрывается подлинный, который стал бы доступен человеку, если бы между восприятиями разных органов чувств была установлена система соответствий. Рационалистическая концепция позволяет выявить его интеллектуальную сторону. При этом мифология всегда раскрывается как область наивных, первобытных представлений. Подобный характер мифотворчества связан с изменчивостью судьбы Герберт Спенсер, в традициях эпохи Просвещения, относил эти обряды к области «непознаваемого». Для понимания этих процессов использовалась вспомогательная гипотеза о «поэтическом украшении фактических процессов в природе и истории». Мифология – это не только научное исследование явления мифа, она широко использует в исследованиях комплекс мифообразований для рационалистического толкования мифов, когда сами явления как бы смешиваются размышлениями рассуждающего наблюдателя. Таким образом, мифология представляет собой, с одной стороны, объект исследования, с другой – науку, которая занимается исследованием этого объекта. Разница между ними лишь в том, что «первая размышляет о природе, Боге По сравнению с рационалистической концепцией, поэтически-символическая теория обладает рядом преимуществ. Она прилагает к вещам масштаб, заимствованный у них самих или, по крайней мере, у самых близких к ним духовных продуктов. Между поэзией и мифом существует тесная связь. Мифы одновременно и поэтические выдумки, и реальность. На основе мифологических представлений и под их влиянием формируют- Согласно символической концепции, миф, в сущности, тождествен поэтическому творчеству, а мифологическое представление подобно поэтической метафоре. Главное же их различие состоит в том, что миф создается целым народом, а поэтическое произведение – отдельным автором. Поэтическое творчество требует поэтического языка, в котором элемент любого уровня организации языковой системы стремится стать семантически мотивированным и может быть оценен с точки зрения выполнения им эстетической или поэтической функции (Якобсон Р., 1985). Поэтический язык – «язык Другой важный отличительный признак исследователи мифологии находят в собственно содержании. Считается, что содержание мифа отражает действительность, между тем как поэтическое произведение основывается на свободном полете воображения автора. Так возникает различие между мифологической и поэтической метафорами. Мифологическая метафора одушевляет явления природы, превращая их в личные, мыслящие и чувствующие существа. Поэтическая метафора преследует в своих образах только цели наглядного изображения. Человек часто для усиления символа пользуется метафорой, т. е. употребляет слова, обозначающие некоторый класс объектов, для обозначения другого класса объектов. Например, мы часто переносим вполне определенные значения (медведь, волк, заяц, лиса и т. п.) на человека. Мифологии метафора присуща изначально. Поскольку метафора – один из основных приемов познания объектов действительности и их обозначения, а также создания образов и порождения новых значений. Тем самым одновременно познается сущность объекта, создается его образ и порождается новый смысл. Метафора имеет национальную специфику, особенно хоро- Всякое рационализирование мифа и религии пренебрегает имеющими решающее значение мотивами. В этом отношении понятие о символе обнаруживает в современной мифологии расплывчатую неопределенность (Крейцер Фр., 2001). Так, например, различие между мифом и поэзией отнюдь не в том, что миф принимается за действительность, а произведение поэтического творчества не принимается за таковую. Глубже всех других в сущность мифа проникают те представления, которые пытаются подвести его под понятие символа с помощью образов, которое приписывается мифу. Символ – «всякий образ, с помощью которого конкретизируется идейное содержание, не данное непосредственно в самом образе. Поэтому мифологические представления истолковываются с позиций религиозной символики, а также как иносказания в пределах научных истин, моральных учений и исторических событий» (Обломиевский Д. Д., 1973). В современной мифологии присутствуют две формы символизма. Первая рассматривает мифологическое представление как символ природы, вторая – как символ религии. В первом случае за символическим выражением явления природы стоит вышедшая из мифа форма сказания или сказки. Во втором случае мифологическое представление принимается за символ какой-нибудь религиозной идеи, которая лежит вне области мифологии. Сам миф о природе не имеет никакого символического значения, поскольку все явления природы постигаются в нем (мифе) непосредственно, т. е. так, как он их изображает. Мифологические представления о природе воспринимаются как реальность, а не символ. Истолкование мифа как «символического одеяния для религиозных идей отличается от рациональной интерпретации по существу лишь тем, что мифологическое представление может Поэтому миф и символ отнюдь не тождественны. Они как Так, например, христианское крещение берет начало в очистительных церемониях, встречающихся почти у всех наро- Но уже в очень раннюю эпоху люди стали подобным очистительным церемониям придавать особое значение, поскольку они являлись составными частями религиозных культов и совершались одновременно с обращением к богам. Когда же действие этой силы стало признаваться за чисто духовное действие, то внешнее (материальное) очищение тела превратилось в символ некоторого магического влияния потустороннего чувственного мира. Так реальное мифологическое представление оказалось связано с символическим. Затем крещение стало «чистым», т. е. утратило мифологический и магический характер, но стало религиозным символом. Символическая теория мифа реализуется в рамках идеи регрессивного развития. Согласно данной теории, мифу должно предшествовать религиозное Откровение.
Критика рационализма
Итак, рационалистическая теория объясняет миф теми свойствами сознания, которые сами выросли из мифического мышления человека. Размышляющий наблюдатель всегда привносит в миф свою позицию. Этот факт порождает противоречие между наукой как силой, разрушающей миф, и мифологией, которую многие рассматривают как первобытную науку. Но пути мифа Критика рационалистической теории прежде всего касается исследователей, исповедующих эту теорию, которые на основе тождества эмпирического содержания делают вывод о сходстве характера и средств мышления в науке и мифотворчестве. Действительно, миф возникает из того же материала, что использует и наука, т. е. из представлений и чувств, аффектов и побуждений человеческого сознания относительно объективной окружающей действительности. Но дикарь и ученый используют принципиально разные средства мышления. При этом не следует ограничивать эти различия только уровнем постижения действительности. Научное понимание, безусловно, более зрело по сравнению с мифологическим мышлением, ибо оно имеет за собой школу более богатого опыта и более опытного мышления. Но дело не только Постепенно подобные мотивы практицизма освобождаются от пут мифологического мышления и приобретают самостоятельную ценность. Так, на смену мифологическому представлению вещей приходит их научное рассмотрение. Затем происходит коренной переворот в самом мышлении, как в его конкретных мотивах, так и в общих максимах, которым оно следует. Преобладающей в сфере научного исследования становится максима объективной закономерности явлений. И рационалистическая, и символическая теории, несмотря на их различия, согласуются в том, что всякое мифообразование содержит в себе оживление или даже олицетворение явлений. Оживляющая сила мифа, безусловно, есть свойство, роднящее его с поэзией. Однако миф принимает за действительность то, что в поэзии признается лишь за простую игру воображения. Не раз отмечаемые исследователями сходства между мифологическими воззрениями различных народов объясняют две другие концепции. Одна из них, теория аналогии, близко подходит к символическому толкованию. Другая – гипотеза переселения, имеет рационалистический корень, хотя и выросла
Теория аналогии
Теория аналогии чаще всего представлена в отдельных приложениях понятия об аналогии в исследованиях, посвященных исторической и этнологической мифологии. Так, например, немецкий этнолог и путешественник Адольф Бастиан специально подчеркивал существование подобных далеко идущих аналогий, когда ввел понятие «народная мысль» как «некоторое совокупное душевное достояние человечества, опирающееся на первичные способности и поэтому не нуждающееся во внешнем сообщении» (Bastian A., 1866–1871). Бастиан утверждал, что сходство обычаев в различных частях мира является продуктом аналогичных форм мышления, которые он назвал «элементарными идеями». На ранних стадиях развития общества элементарные идеи формируются как «народные понятия» под воздействием географической среды; позднее они видоизменяются под влиянием исторических факторов (Bastian A., 1895). Идея аналогии получила свое дальнейшее развитие в «Мифологии Илиады» Людвига фон Зибеля. Согласно его концепции, «миф – это чувственный образ, соответствующий некоторому понятию» (Sybel L. von, 1877). Это представление Зибеля сближает теорию аналогий с символической теорией. Образ следует считать мифическим, когда он отображает понятие чувственно и опосредованно. Это, по Зибелю, и есть аналогия, которая в модели определяется как среднее пропорциональное между собственным образом и его понятием. В качестве аналогий «мифологическое сознание выбирает ближайшие к нему представления, принадлежащие его собственному бытию и окружающей природе. Поэтому возможны разные типы аналоговых воззрений мифа – пластичное, антропоморфное, зооморфное или какое-нибудь иное, в зависимости от признаков подвергающегося в данный момент чувственному изображению понятия» (Там же). Макс Мюллер в своем теоретическом обобщении подчеркивал, что теория аналогий ошибочно приписывает мифологии «образный язык», за знаками которого скрывается определенная система понятий. При этом отдельное мифическое представление не является для мифотворческого сознания заместителем какого-нибудь понятия: «Для мифологического сознания отдельное мифологическое представление реально в точно такой же чувственно-воззрительной форме, в какой оно представляет его себе. Лишь мы вкладываем в это представление понятие, когда мы пытаемся как-нибудь истолковать его. А некоторой системой мифология какого-нибудь народа становится лишь С помощью теории аналогий обычно истолковываются отдельные мифологические представления или культы. Так, например, объясняют перенесение атрибутов одного божества на другое многие чародейские действия и жертвоприношения. Примером использования такого рода аналогий является обряд заклинания дождя, когда участники чародейства появляются Обычно магическое действие тем крепче и надежнее, чем непонятнее церемония чародейства. Общим свойством магических действий является живучесть и консервативность внешних форм, которые укладываются в понятие чародейства по аналогии. Это значит, что внешние формы чародейства хотя и мало что могут рассказать нам о характере самих явлений, но их характер и последовательность приобретают самодостаточность, наподобие литургии в религии. Аналогии в истории мифов занимают такое же место, как
Гипотеза переселения
Гипотеза переселения первой связала феномен мифотворчества с феноменом путешествий. Она начала складываться в эпоху Просвещения, когда философы и энциклопедисты в поиске рациональных причин и следствий стали связывать мифы с актами жреческой мудрости либо жреческого обмана. Согласно данной гипотезе, миф мог быть открыт однажды – в конкретное время и в конкретном месте, а оттуда уже распространился по всей земле. Гипотеза переселения пыталась создать рациональную конструкцию возникновения мифа в конкретно историко-географических границах на месте другой гипотезы – о едином первоначальном откровении, породившем миф. До начала XIX в. первобытной родиной мифообразования признавалась Индия. Для анализа мифотворчества особо важна работа Фридриха Шлегеля «О языке и мудрости индейцев», К середине XIX в., когда было накоплено много новых фактов, связанных с великими открытиями в дельте Нила, родиной мифа стали считать Египет. В частности, Фридрих Крейцер первым сформулировал гипотезу о происхождении греческой мифологии из египетских источников. Еще позже ряд ученых провозгласили столицей мифологии Вавилон. Как итог, к 70-м годам XIX в. наука располагала довольно обширной информацией о древних цивилизациях Востока. Отчетливо проявилось стремление (а может, в этом была и необхо- В отличие от теории аналогии, которая видит в общности мифологических аналогий единство присущих всему челове- Гипотеза переселения многократно усилилась благодаря трудам ученых-филологов, развивавших концепции единичности явлений языка и литературы. Так, например, Отто-Фридрих Группе, предполагал, что без допущения сходных природных способностей человека рецепция сообщенных со стороны мифов была бы просто невозможна: «Религия и миф не принадлежат Противники гипотезы переселения не устают повторять, что природная способность не может проявляться только один лишь раз за время существования человека на нашей планете. Почему же, если эти свойства проявились однажды, они не могут повторять себя вновь и вновь? Эти исследователи считают, что только исторический анализ зарождения мифа вряд ли может быть единственным при изучении явления, которое по своей природе лежит вне круга исторических исследований. Наука бессильна при подтверждении сакральных гипотез. Она не может их ни подтвердить, ни отвергнуть. Это действительно так, если в случае с мифологическим мышлением мы, скорее всего, имеем дело не с инстинктами, а с откровением. Дело в том, что ранние исследователи мифов чаще всего рассматривали их как явления филологического и этнологического ряда, относящиеся к области философии, истории и религии, Первая из этих теорий выросла в структуре гербартовской школы психологии народов и попыталась объяснить мифотворчество явлениями иллюзии. Вторая – в лоне современной французской социологической школы и связана с явлениям гипноза и внушения.
Теория иллюзии
Психология народов зародилась из психологических проблем языкознания, мифологии, истории искусств и истории нравов. Представители теории иллюзии (Х. Штейнталь, А. Кун, М. Мюл- Штейнталь пытался распространить гипотезу об индогерманской прарелигии также и на семитов, составлявших, по его мнению, вместе с индогерманцами арийско-семитский пранарод. Используя одно из важнейших базовых понятий гербартовской школы об апперцепции, он попытался дать определение сущности мифологической апперцепции. Согласно Иоганну Фридриху Гербарту, который, кстати, считается основателем современной педагогики, апперцепция – «процесс, при котором определенные, наличные уже в сознании и могущественные массы представлений ассимилируют новопоявившиеся представления» (Гербарт И. Ф., 1940). В отличие от И. Ф. Гербарта, Х. Штейнталь определяет существенную сторону мифологического представления как разновидность апперцепции, когда характер ощущения какого-нибудь природного явления непосредственно связывается с ходячими представлениями и поэтому постигается как нечто по существу отличное от реальных свойств этого явления (например, багровый закат солнца связывают с представлением об истекающем кровью герое, и само солнце поэтому начинает апперципироваться, как умирающий герой). Штейнталь подчеркивает, что «мифологическая апперцепция не что иное, как иллюзия, или обман чувств» (Штейнталь Х., 1964).
Теория внушения
Теория иллюзий с самого возникновения стала подвергатьс<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.016 с.) |