Действующие лица и исполнители 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действующие лица и исполнители



 

Боги

 

Боги в классических мифах, может быть, и уступают первые роли героям, но стоят в иерархическом плане, безусловно, выше всех. В классической мифологии боги являются нам в виде живых и личных существ. Попробуем дать конкретные характеристики богов классической мифологии.

Какими бы важными драматическими действиями не были мистерии, всегда была потребность составить иерархию богов, расположить их по первородству и по значимости. Для этого
и составлялись теогонии. Самой авторитетной является теогония Гесиода, составленная им на рубеже VIII и VII вв. до н. э.

В Риме, на Марсовом поле, с древних времен находится храм Пантеон, что в переводе с древнегреческого языка – «храм всех богов». В Париже также есть здание с тем же названием – это храм святой Женевьевы, где похоронен, среди прочих национальных героев Франции, Наполеон. Так одно название двух храмов, расположенных в разных местах, приобретает два значения, в соответствии с главными действующими лицами классической мифологии – богами и героями.

Что касается богов, то классическая мифология собрала их достаточно много. Между ними установлена строгая иерархия. Попросим нашего простодушного друга специально рассказать нам о некоторых особенно значимых богах из классической мифологии. Давайте послушаем.

 

Я решил, что будет правильно, если я расставлю греческих богов по ранжиру. Поэтому начну с самого главного греческого бога, а потом еще о нескольких, тоже очень авторитетных.

1. Зевс (Юпитер) – главный бог, но точно не из местных. Скорее всего – из критских. Говорят, уж больно похож Зевс на микенского царя, того самого, у которого дворец на горе Олимпе, что в Северной Греции. Боги при Зевсе, подобно придворным

микенского царя, живут не хило. Кушают амбросию и пьют нектар. Юная Гера, иногда вместе с хромым Гефестом, вино
в чары наливает, Аполлон на лире музам аккомпанемент ведет.

Зевс молод, сексуален, бородат, знает себе цену. Другие боги его вообще-то уважают, хотя чаще боятся. Вон ведь, отца родного не пожалел ради власти.

Резиденция у Зевса – алтарь и оракул в Додоне, что на северо-западе Греции, есть еще святилище в Олимпии (это уже на западе Пелопоннеса). Там каждые четыре года в честь Зевса устраиваются атлетические состязания под названием «Олимпийские игры».

Множество священных эпитетов Зевса указывает конкре-
тно на его большую полезность. Например, одно из его имен – Зевс Полией – прямо указывает на то, что он покровительствовал возникновению городов-государств (полисов), наделяя их местными богами. Имя Зевс Геркей («оградитель») означает, что он охранял каждый очаг каждого отдельного человека.

Зевс был не только сексуален, но и любвеобилен. По жизни была у него единственная супруга – сестра его, Гера. Внимание же Зевс уделял всякой женщине, и не только из богинь или нимф, но и из простых смертных. Надо сказать, что и среди женщин, в силу некоторых особых обстоятельств, его мужская доблесть пользовалась исключительной популярностью.

2. Гера (Юнона) – ревнивая супруга Зевса, а также покровительница и защитница всех женщин и всякого брака. Она почитается также главной богиней Аргивской равнины, потому и покровительствует аргивским героям.

3. Посейдон (Нептун) – бог моря, дикий и вечно рагневанный брат Зевса с трезубцем в руке. Посейдон почитался отцом чудовищ (например, одноглазых циклопов). Однако первоначально он был еще и земным божеством, отвечавшим за плодородие земли и пресные воды. А еще он заведовал землетрясениями, насылая их всякий раз, иногда и без большой надобности, на людей. Посейдона считают мужем Деметры, богини урожая
и покровительницы коней. Наверное, поэтому и Посейдон принимает обличие коня необузданного – чтобы Деметре угодить и верность свою продемонстрировать.

4. Аид, или Плутон (Дис). Аид («невидимый») был другим братом Зевса. После победы над титанами ему достался в удел подземный мир, так и названный по его имени – Аидом. Однако греков не слишком волновала загробная жизнь. Они полагали, что после смерти от человека остается лишь дыхание или дым; бесплотным теням подземного мира нечего ожидать награды или наказания. Понятно, что владыка этого мира не вызывал особого интереса. (Правда, существовали также предания о наградах, уготованных избранным в Элизии, и о наказаниях в Тартаре грешникам, оскорбившим богов.) Более всего на Олимпе Аид прославился как джигит, похитивший Персефону (Кору), что была дочерью той самой Деметры. Аид обманом заставил Персефону съесть гранат. Персефона, когда его ела, то еще не знала, что теперь, хочешь, не хочешь, а придется ей каждый год возвращаться к Аиду на четыре месяца как его супруга законная и, соответственно, царица подземного царства. Вы знаете, у одного ученого человека я прочитал, что Персефона – это не греческое имя. Поэтому, говорит этот ученый человек, она, наверное, уже была царицей мертвых, но не у греков, а у минойцев. Так это же меняет дело. Тогда еще вопрос, кто кого совратил. Или Аид Персефону? Или Персефона Аида?

5. Деметра (Церера). Вот, как мне кажется, с чего надо было бы начать рассказ о Деметре. Все греческие боги делятся на олимпийских (небесных) и хтонических (земных). А вот Деметра, сестра Зевса, относится и к олимпийским божествам, и к хтоническим, поскольку от нее зависит плодородие земли. Так, Зевс в качестве бога неба и дождя стал супругом богини земли – Деметры – и отцом «девы» – Коры, олицетворяющей прорастающие посевы. Вот профессор уже говорил о мистериях в Греции. Так вот, самым известным из мистериальных культов был как раз культ Деметры и Коры в Элевсине, что близ Афин. Главным в этих элевсинских мистериях был миф
о горестных скитаниях Деметры в поисках дочери, похищенной Аидом. А дочь похищенная тем временем также скиталась. Ее мало кто узнавал, так, наверное, она изменилась. Даже родственники из Элевсина ее тоже не узнали, но принимали Кору очень любезно. В благодарность за это Кора пыталась сде-
лать бессмертным сына царя Элевсина. Она стала втайне закалять его в огне. Но тут вдруг горестная Деметра находит дочь Кору. И что же она видит? Ее родная дочь непонятно чем занимается! Тут Деметра в такое смятение вошла, что ее скорбь привела в Элевсин сначала неурожай, а потом и голод. Когда же ее родную Кору ей в Элевсине возвратили, то вознаградила Деметра элевсинцев как раз этой самой мистерией,
т. е. тайной.       

6. Афина (Минерва). Когда я в школе прочел Гомера, то для себя отметил, что Афина – это как бы покровительница героев. Потом из других книжек узнал, что еще раньше Афина была микенской богиней и очень почиталась на Крите. Потом уже ее культ стал быстро развиваться в Афинах. Вот тогда-то она
и стала общегреческой богиней. Афину всегда изображают
с копьем, в шлеме и в нагруднике, который еще называют «эгидой». Получается, что это очень даже воинственная женщина. Но, кроме того, она еще богиня ремесел и мудрости. Родилась Афина из головы Зевса.

7. Аполлон и Артемида (Диана). Боги-близнецы, дети Зевса от титаниды Лето. Росли близнецы на острове Делос, где мать их, Лето, прятала, да и сама укрывалась от ревнивой Геры. Аполлон стал одним из самых важных богов Греции – богом музыки, поэзии, очищения, пророчества и целительства. По ходу Аполлон набрал такую силу, что его сравнивают
с солнцем. Ему посвящены святилища во многих местах Греции. Например, в Дельфах, где я, кстати сказать, побывал. Некоторые ученые писатели считают, что Аполлон – это раннее анатолийское божество, которое очень понравилось грекам. Похоже на правду, особенно, если учесть, что в Троянской войне Аполлон поддерживает троянцев Малой Азии против греков. Но   
без Аполлона нельзя себе представить Олимп Древней Греции
и ее мифологию. Аполлон заботится об искусстве. Он красив, юн и совсем не воинственен. Его единственное оружие – лук.

Так же и его сестра Артемида – охотница и покровительница охотников, богиня диких мест и зверей – пользуется только луком. Артемида девственна, однако в то же время она является богиней чадорождения, но в Эфесе (это на западном побережье Малой Азии) она, почему-то, изображалась со множеством грудей. Она охотится в самых диких местах. Однажды один охотник, Актеон, подсмотрел, как она купалась в лесном ручье. Артемида его очень примерно наказала, чтобы другим неповадно было подсматривать, – превратила Актеона
в оленя. Так этого несчастного его же собственные псы и растерзали. Когда одна женщина, по имени Ниоба, стала хвалиться тем, что у нее больше детей, чем у Лето, Артемида так разгневалась, что извела и женщину эту, а заодно и ее семерых сыновей и семерых дочерей. Никого не пожалела. Но иногда
в ней просыпалось что-то человеческое. Рассказывают, что однажды перед Артемидой провинился Агамемнон. Тот самый, который возглавлял поход греков на Трою. За этот свой проступок несчастный Агамемнон должен был принести в жертву свою дочь Ифигению. Так Артемида сжалилась над бедной девушкой и незаметно подменила ее на жертвенном алтаре ланью. Говорят, что после этого Ифигения стала жрицей Артемиды в Тавриде.

8. Афродита (Венера). Афродита считалась в Греции богиней красоты и любви. Скорее всего, культ Афродиты пришел
в Грецию от одного из этносов Ближнего Востока. Гомер считал ее дочерью самого Зевса от Дионы. Но Гесиод утверждал, что она родилась из морской пены, оплодотворенной кровью гениталий оскопленного Урана, отца Крона. И произошло это, якобы, на Кипре. Несмотря на непосредственную связь Афродиты с тем, что мы считаем прекрасным, греки все же очень побаивались ее гнева. Они почитали в ней могущественную космическую силу, способную на многое. Одна из легенд повествует, что однажды Артемида позавидовала великой преданности Ипполита своему отцу – герою Тесею. Тогда-то и решила Афродита внушить мачехе Ипполита Федре безрассудную и неукротимую страсть к нему. Именно тогда Ипполит отверг Федру, та покончила с собой, а перед этим успела оболгать Ипполита. Афродита была воистину роковая богиня. Даже ее любовь была опасна. Взять хотя бы ее возлюбленного Адониса – был убит вепрем. Или ее любимец Парис – погиб во время Троянской войны. Говорят, что благодаря Афродите началась
и сама Троянская война.

9. Гефест (Вулкан). Гефест, вроде здоровый мужик, кузнец богов, божество вулканов. Однако все над ним смеются, обманывают. Гефест не только здоровый, но еще и справедливый бог. Однажды не стерпел, вмешался в ссору Зевса с Герой, так громовержец сбросил Гефеста с небес, а тот хромым инвалидом стал на всю жизнь. Супругой у него Афродита, которая постоянно изменяет ему. Однажды Гефест притворился, что уезжает в командировку. А когда Афродита пригласила на свое ложе бога войны Ареса, то Гефест набросил сеть на счастливого любовника и запутал его. В самый, что ни на есть, момент страсти жгучей. А все равно боги больше завидовали Аресу, чем сочувствовали Гефесту.

10. Арес (Марс). Арес, чье имя – синоним слова «война», был олицетворением грубой силы; его уважали, почитали, но не любили. Гомер изображает его хвастуном и трусом, хотя было полезно иметь его на своей стороне. В мифологии ему отводится роль предка многих жестоких и воинственных героев.

11. Гермес (Меркурий). Гермес был богом пастухов. Скорее всего, он пришел на Олимп из Центральной Греции, где был

ландшафтным богом в горной Аркадии. Гермес отвечал за плодовитость не только стада, но и людей. Поэтому часто он изображается как фаллический символ – в виде возбужденного бородатого каменного столба. Интересно, что когда Гермеса изображают прекрасным безбородым юношей, это значит, что здесь он выступает покровителем атлетики и гимнастики. Часто в мифологии он нам встречается как бог дорог и покровитель путешественников, купцов, а заодно еще и воров,
и грабителей. Бог странствий Гермес выступает также в роли провожатого душ умерших в царство мертвых. По своему характеру он и похож на туроператора – находчив, красив, изобретателен и не всегда заслуживает доверия.

12. Дионис, или Вакх (Бахус). Дионис, бог чувственного раскрепощения, достигаемого с помощью вина, плясок и драмы. Он отвечал также и за мистерии. Мистериям его научила мать, танцовщица Семела из Фив. Она всегда была окружена танцующими менадами (т. е. «безумствующими женщинами»). Диониса всегда изображают в виде изнеженного молодого мужчины в сопровождении козлоногих сатиров и силен с лошадиными ногами.

В греческой мифологии много и других богов. Особенно известны музыкант и поэт из Фракии Орфей, покровитель мистерий; Гестия (Весте) – богиня священного домашнего очага
и сестра Зевса; Эрос (Купидон) – бог вожделения, один из самых древних богов Греции; козлоногий Пан – бог стад и лугов; Геката – богиня колдовства, связанная с загробным миром.

Несколько богов из титанового периода сохранили свое положение и после того, как Зевс со своим родом пришел к власти. Среди них Гея (Теллус), была бабкой Зевса и почиталась как «матерь всего». Гелиос и Селена – «солнце» и «луна» –
боги, объезжающие небосвод в специальных колесницах. Пространства греческого мифа были заселены также многочисленными местными божествами, речными богами, полубога-
ми и всевозможными великанами, чудовищами и разнообраз-
ными миксантропическими созданиями (полуживотными-полу-
людьми).

Классическая мифология собрала вместе большое число богов. Как видим, пришли они к Олимпу из разных мест. Это
не случайно. Новая, классическая мифология Греции должна была найти место богам из всех подчиненных Афинам окраин. Только в этом случае они становилась понятными и узнаваемыми для всех жителей большой страны, возникшей на юге Евро-

 

пы, на берегах Эгейского, Ионического и Черного морей. Только в этом случае эта страна приобретала в мифологии новый фактор, способствующий централизации и объединению различных этносов в единое эллинистическое государство.

Хотелось бы еще немного порассуждать относительно Гермеса как бога путешествий. При этом мои рассуждения исходят из следующего посыла. Если Гермес – бог путешественников, то в его поступках обязательно должна была бы прослеживаться эта линия. Так, мне кажется, мы могли бы больше узнать о сущности, в том числе сакральной, путешествий в эпоху классической мифологии.

Словом «герма» в античное время обозначали груды камней. Эти камни в Древней Греции служили межевыми знаками на полях. Бог Гермес – чистый греческий бог. Он появился и набрал силу в ландшафтах горной Аркадии. Это значит, что в своем имени Гермес должен нести этимологию слова, образующего его имя. Тогда возникает вопрос: каковы должны были быть отношения бога Гермеса к группе межевых камней? Возможны варианты. Во-первых, Гермес мог возводить эти межевые знаки. Действительно, это возможно, поскольку он был к тому же еще и богом пастухов. Вот он и метил границы их владений, а тем самым, в сущности, указывал границы их возможных перемещений в пределах обитаемого ландшафта. Наверное, следует согласиться, что в горной Аркадии самыми путешествующими людьми и были пастухи. Они как настоящие путешественни-
ки длительное время вынуждены были пребывать вне дома.
А маршруты своего путешествия пастухи определяли по межевым камням, чтобы размежеваться с другими пастухами-путе-
шественниками. Это значит, что у каждого путешественника были свой маршрут и свой участок ландшафта, который он должен был осваивать.

Вот и получается, что бог путешествий Гермес прямо указывает нам на первых путешественников. Ими были именно пастухи. Причем не из индоевропейского этноса, который ворвался с волной переселения на территорию Древней Греции, а того коренного этноса, который еще с палеолитических времен был связан именно с данным ландшафтом.

И все-таки имя бога Гермеса, определенно, индоевропейского происхождения. А это говорит о том, что Гермес, скорее всего, устанавливал межи путешествий для пастухов-аборигенов. Тем самым он мог решать и вторую задачу – ставить пределы
и регулировать перемещения-путешествия пастухов в новом этносе. Тогда получается, что уже в античные времена путешествия нуждались в регулировании. Для этого, по всей видимости, могли устанавливаться понятные для путешественников знаки, которые поначалу имели, возможно, наиболее распространенную форму в виде межевых камней, а закончилось это, как вы догадываетесь, строительством одного из чудес света, созданного специально для обслуживания путешественников, – Александрийского маяка.

Далее мне показалось довольно занятным то обстоятельство в обязанностях Гермеса, что он был богом путешествий, но покровительствовал не только путешественникам, но и овцам,
и коровам. Откуда взялась такая специализация и что в принципе общего между столь разными субъектами? Я нахожу только один ответ. Это позиция самого божества. Он, как верховное божество, ответственное за благополучие всех путешествовавших, должен был прокладывать для них безопасные маршруты. Этот вывод косвенно подтверждается и тем обстоятельством, что Гермес отвечал в Древней Греции за состояние дорог и дверей. Значит, в те далекие времена в Греции уже существовали дороги! По крайней мере, если был бог на Олимпе, который за них отвечал, то могла быть и служба на земле, которая должна была их создавать и эксплуатировать. Кому же в то время нужны были дороги? Я думаю, не тем несчастным умершим, чьи души Гермес должен был препроводить в страну Аид. Хотя
и это тоже была прямая его обязанность. Конечно, не для них.
Я так думаю: дороги и тогда, да и теперь нужны разного рода путешественникам.

Культ Гермеса способен объяснить еще несколько особенностей путешествий и обязательных ритуалов путешественников. Гермесу поклонялись как защитнику дверей. До сих пор в Осетии есть обязательный тост «за порог дома». Этим тостом люди призывают в защитники святого Георгия, который бы оградил дом от дурного гостя и, наоборот, приводил бы гостей добрых
и заслуженных. Если Гермес отвечал за двери, то, вероятно, именно в этом смысле. Путешественники перед сном должны были поблагодарить Гермеса за то, что он оградил их от всевозможных невзгод и опасностей, и выпить бокал вина. Если в путешествиях случалось найти сокровища или совершить выгодную сделку, то это также считалось особой милостью от Гермеса и требовало соответствующей жертвы или благодарности
в его честь. Итак, путешествия в классический период Древней Греции не мыслились без участия и благословения Гермеса.

 

Кроме того, именем Гермеса в Греции устанавливался определенный порядок путешествий и создавалась необходимая для этого инфраструктура.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.021 с.)