![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мифы воспоминания и забвенияСодержание книги Поиск на нашем сайте
В мифологии эта функция постоянно присутствует, но она редко торжествует в виде хэппи-энда. Скорее, мифы демонстрируют нам образы великой любви, даже когда любовников ожидает печальный конец. Вот один из вечных мифов о любви.
Орфея долго учили хорошо петь. Были у него, конечно, и природные способности. Все-таки, сын музы! Петь Орфей не только умел, но и любил. На всех картинах, что я видел, Орфей обязательно с арфой или с каким другим инструментом. Говорят, он был лучшим певцом во всей Фракии. Даже непонят- Долго ли, коротко ли, но оказался Орфей в этом месте. Вошли в его печаль духи и разрешили Орфею, как исключение из правил, забрать Эвридику из царства мертвых. Только одно условие поставили: – Когда будешь жену отсюда выводить, смотреть на нее – ни-ни! Даже оглядываться не смей, а то все потеряешь. Харона он также очаровал своим пением, и тот перевез его туда и обратно через реку мертвых. Туда одного, а обратно – Тут на Орфея набросились фракийские менады – дикие служительницы Дионисия – и разорвали его на мелкие части. Осталась от Орфея одна голова. Ее-то менады и бросили в реку. Так послушайте, как велика была сила любви! Голова Орфея плыла по реке и все равно призывала милую Эвридику: «Приди ко мне, я твой супруг!».
Нет мифа печальней на свете диком, Чем миф об Орфее несчастном и Эвридике. Не было больше ни одного путешественника в Греции, кто бы смог повторить путешествие Орфея в царство мертвых. Хотя в других странах встречались.
В классической мифологии тема любви была представлена именно как воспоминание после забвения. Начиная с XII в. любовь становится главным обстоятельством и целью жизни куртуазных рыцарей. В эту же сторону меняется и характер эпических повествований. Подвиг, который обязан осуществить герой, он посвящает уже не своему этносу, но любви. Именно в этом направлении складывается сюжет повести-сказки о Тристане
Мифы о божествах
Вопрос о сущности богов в мифологии особенно детально был обозначен в теоретической концепции С. Трубецкого, которую мы подробно рассмотрим в следующей главе в параграфе «Концепция религиозного союза людей с богами». В этой концепции С. Трубецкой доказывает, что в мифах всегда очевидно стремление людей освободиться от страха перед богами-демо- Мифы предупреждают нас о том, что, стремясь к свободе, человек в поисках Бога часто находит новых демонов, новые страхи и зависимости. Действительная свобода дается только
Но в разных мифологиях боги проявляют себя совершенно по-разному. И если в классической греческой мифологии в преклонении перед богами много действительно праздничных и ра-
Ну что сказать вам о божествах из скандинавской мифологии? Древние викинги называли своих богов асами. Это и не удивительно, потому что ас – это «бог». В скандинавских мифах были и другие, не свои, боги. Их называли ванами. Так вот, в себя и эти качества. Ведь именно как бог бури и бог мертвых скачет Один на своем восьминогом сером коне Слейпнире («скользящий») в Вальхаллу, чтобы там успеть выбрать из всех умерших убитых в сражении, и помогает им обрести жизнь вечную. Получается, что Один является предводителем душ мертвых воинов. Для них он уготовил специальный чертог – Вальхаллу, во врата которой может войти только герой, павший смертью храбрых. Многое Один сделал для блага и других людей. Вот однажды пожертвовал свой глаз Мимиру в обмен на глоток мудрости из мимирова родника, а потом еще девять ночей висел на священном дереве Иггдрасиль. Раненый, без пищи и воды, только чтобы обрести руны мудрости для людей. Не сразу Один стал первым из асов. Говорят, что схватка между ним и Всеотцом случилась еще в I в. до н. э. Но высочайшего признания среди людей он достиг только в V– VII вв., Еще Один – владыка всех девяти миров. Он живет в сторожевой башне Хлидскьяльв, и от его взора ничто не может укрыться. На плечах у Одина сидят два ворона: Хугин («мысль») Следующим по силе скандинавским богом следует считать Тора. Его чертог называют Бильскирнир («неразрушимый»). Тор должен защищать Асгард и Мидгард от великанов. Для этого у Тора живут два козла – Скрежещущий Зубами и Скрипящий Зубами, а еще у него есть колесница, в которой эти самые козлы возят молот Мьёлльнир («молния»). Инеистые великаны и горные исполины очень боятся этого молота и поэтому во всем подчиняются Тору. Конечно, с таким вот молотом викинги почитают Тора как бога грома. «Второй сын Одина – это Бальдр. О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и все его прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние.
Однажды Бальдру приснился сон, что он скоро умрет. Тогда его мать, Фригг, взяла у всех вещей и всех живых существ клятву, что они не причинят Бальдру вреда. Тогда-то боги стали забавляться и пускать в Бальдра стрелы. Когда об этом узнал злодей Локи, то он превратился в старуху, пришел к матери Фригг и выпытал у нее, что только омела не давала клятвы не вредить Бальдру. Локи тут же сделал из омелы копье Любящая Фригг спросила богов, кто из них желает снискать ее любовь и вечную благодарность. Бог Хермод («мужественный») согласился отправиться в Хель. Там он договорился, что Хель отпустит Бальдра в Асгард, если все творения на свете будут оплакивать его смерть. Хермод рассказал об этом, и гонцы богов поспешили во все миры, умоляя всех оплакать Бальдра. Все оплакивали его, кроме старухи великанши Тёкк («благодарность»), которая на самом деле была переодетым злодеем Локи. Но случилось так, что и самому Локи за его злодейства пришлось остаться в Хеле. У Одина есть еще один сын – Хеймдалль. Этот белый ас – страж богов. Он обитает на краю небес. Стережет, не приближаются ли к радужному мосту Биврёст великаны. Он видит вдаль на сотню лиг, что ночью, что днем. Он слышит, как растут трава и шерсть у овец. У него есть рог Гьяллархорн, который протрубит на всю вселенную, созывая асов на последний бой, когда Хеймдалль увидит приближение сил зла. По-другому этого бога называют Гуллинтанни, потому что все зубы у него золотые. Скандинавские певцы мифов, скальды, прозвали Хеймдалля «ужасом Локи», потому что именно он После битвы Одина с Всеотцом в небесах случилось так, что кое-кто из асов отправился заложником в Ванахейм – страну ванов, а кое-кто из ванов остался заложником в Асгарде. Потом уже двух асов – Хёнира и Мимира – обменяли на заложников Ньёрда, отца Фрейра и Фрейи, и он тоже остался жить в Асгарде. Получается так, что война асов и ванов – это война в человеческих умах между древнейшей религией Севера и культом Ньёрда, Фрейра и Фрейи, которые пришли с юга, из Малой Азии. Ни одна сторона победы не одержала, северные и южные боги стали сосуществовать в Скандинавии, помогая друг другу. Уже во времена викингов Ньёрд стал почитаться как бог моря. Чертог Ньёрда на небесах зовется Ноатун («корабельный двор»). «Он управляет движением ветров и усмиряет огонь
Среди других скандинавских богов наиболее почитаемы Браги, бог поэзии, и его жена, богиня плодородия Идунн. Есть еще Видар – сын Одина, который отомстит за отца в Рагнарёк, разорвав челюсти Фенрира Волка. Еще Улль, сын Сив, который искусен в беге на лыжах и в стрельбе из лука. Еще Форсети, сын Бальдра, – бог справедливого суда и закона, а также другие, но все же менее значимые. Среди них упоминаются Хёнир Поклоняются в Скандинавии и богу Мимиру, поскольку именно он сторожит источник мудрости; ваны отрезали ему голову и вернули Одину, который «пропел над нею руны и тем дал ей силу говорить с собой, что позволило Одину узнать множество тайн» (Там же). Перед Рагнарёком голова Мимира давала Одину советы мудрости. В эпоху переселения народов главное место среди богинь занимала Мать-Земля, более известная под именем Ёрд, впоследствии – как Фригг. Это богиня плодородия. Мифы о царях и властителях
В скандинавской мифологии главным властителем реально считается Локи. Среди асов и ванов Локи старается держаться подальше. Никто не может сказать, кто такой Ло-
Важное положение среди властителей мира в скандинавской мифологии занимают инеистые и огненные великаны. Великаны похожи на громадных людей, но в отличие от них великаны могут управлять лавинами, пожарами, морозами, засухами Среди властителей Скандинавии известны также норны – могущественные богини судьбы: Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»). Очень уж эти норны похожи на мойр из Древней Греции. Также прядут нити человеческих судеб и в урочный час обрывают их. В Скандинавии они, кроме того, почитались и как хранительницы всего творения, потому что они орошали Мировое Древо Иггдрасиль водою источника Урд, смешивая ее с грязью, чтобы ясень не гнил. Норны древнее самого Одина, а может, и самого Солнца – Небесного Отца. Так считают потому, что на исходе каждого дня тьма поглощает Небесного Отца и наступает власть Луны, Но уж таких крутых властительниц, как валькирии, я больше Заметные персонажи среди властителей в скандинавской мифологии – эйнхерии. Это избранные валькириями мертвые воины, которые живут в Вальхалле. Преодолев реку Тунд и войдя во врата Вальгринд, «люди, убитые оружием, вступают
Мифы о путешествиях
Кроме мифов о пути, во всех без исключения мировых мифологиях представлены мифы, в которых рассказывается о конкретных путешествиях. По этим текстам можно судить о характере, мотивах и видах путешествий в разных странах и в иные времена. Чтобы понять концепцию путешествий в Древнем Египте, Трудно поверить, но такое пренебрежительное отношение
«…Слова, сказанные Амоном, царем богов: Сын мой от плоти моей, возлюбленный Небмаатра, Образ мой живой, создание моего тела, Рожденный мне Мут, госпожой Ишеру в Фивах, Владычицей Девяти Луков, Вскормившей тебя народов главой единственным! В радости сердце мое, когда вижу твою красоту. Сотворил я чудо для величества твоего: Вновь ты молод, Чтобы сделал я тебя Солнцем Обеих земель. Сотворил я чудо для тебя, повернув лицо свое к югу: Сделал так, что окружили тебя вожди Куша поверженного, Принеся все дары свои на спинах своих. Сотворил я чудо для тебя, повернув лицо свое к северу: Сделал так, что страны до концов Азии пришли к тебе, Принеся все дары свои на спинах своих. Отдают они тебе себя и детей своих, Моля тебя о даровании им дыхания жизни. Сотворил я чудо для тебя, повернув лицо свое к западу: Дал тебе схватить Чехенну, нет им спасения! Построена крепость эта во имя Величества моего, Окруженная стеной великой, что достает небес, Заселенная сыновьями князей лучников Нубии. Сотворил я чудо для тебя, Повернув лицо к восходу солнечному: Сделал так, что пришли к тебе земли Пунта, Со всеми цветами благоуханными своих просторов, С прошением мира твоего и дыхания жизни, что ты даешь…»
Этот фрагмент текста стелы храма Аменхотепа III в Ком-эль-Хеттане свидетельствует, что не было такой стороны света, куда бы не устремлялись алчные взоры египетских правителей. Египтяне относились к цивилизациям континентального типа. Они и завоевывали другие страны с суши, и более всего боялись и ненавидели врагов, «приходящих с моря». Египтяне представляли море хитрым, жадным и враждебным божест- Фараоны охотно участвовали в битвах за присоединение «Если отправляются мужчина и женщина по своим делам Надо сказать, что во времена Рамессидов сложилось единое пространство, объединяющее и африканскую, и азиатскую части Египта: «Если раньше участники египетских военных походов Эти процессы консолидации не означали толерантности в от- Мировой порядок в мифологии Древнего Египта наилучшим образом демонстрировала статуя царя египетского, под стопой которого помещался коврик с изображением Девяти Луков, символизирующих девять стран презренных, среди них Митания и Вавилон, Хатти и Ассирия, Сирия и Нубия. Вот выдержки из надписи в Мединет Абуамсес: «Что до Девяти Луков, я увел их с земли и их границ;
Нет, не до стран презренных египтянам. Не так ли, мой простодушный друг?
А и то, правда! И знать бы их не знали, и ведать бы их не ведали. Богат Египет, всего в нем в достатке, но, не поверите, иногда возникала и какая-никакая необходимость. И вроде, вещица-то совсем малая и незначительная, но почему-то нуж-
Действительно, древние сказания египетские о путешест-
Эту историю я знаю. Это типа бухгалтерского отчета. Дело было так. Один известный египетский вельможа Ун-Амон вдруг послан был в Сирию, конкретно в Палестину, а еще более конкретно – за благородным кедром для строительства священной ладьи для Амона Усерхет. Так и сейчас руководители иногда отправляют в командировку менеджера-снабженца. Но, скажу вам, были, были у египтян и свои привязанности. Очень они уважали землю под названием Та нечер, что значит «Земля бога». Побывали они в этой земле еще в XXVI в. до н. э. На протяжении многих столетий искали египтяне путь Начали экспедицию из города Коптос, и не случайно. Главным богом этого города был бог Мин, он же почитался и богом великой пустыни. А пустыня эта по всему Синаю простиралась. Так вот, окажется в пустыне путник, забредший сюда, Но до того еще много было дел. Надо было корабли экспедиционные доставить к побережью Красного моря – трудилось, написано, 3700 человек. На стелах еще можно прочесть, что пришлось много колодцев рыть, чтобы напоить такую большую рать. А вот достигли ли они Пунта – неведомо. То ли стелу пока не нашли, то ли не успели расшифровать еще. Недавно другую стелу обнаружили, так там сказывается, будто бы царь
«Да живет бог благой, царь Верхнего и Нижнего Египта
Из этого текста следует – точно был, но вот с какой целью, и вряд ли с экспедицией. Было несколько экспедиций. Но теперь точно известно, что одна оказалась удачной во всех отношениях. Руководил экспедицией вельможа Панехси. Экспедиция длилась три года. Царица Хатшепсут снарядила в путь громадные по тем временам корабли из папируса с огромным парусом. Точно такой же уже в наши времена Тур Хейердал построил, назвал «Ра» и путь экспедиции Панехси повторил, чтобы доказать, что все это не миф и эти экспедиции возможны. Знаем, что достигли корабли Панехси земли Пунта. Там их встретил царь Пунта Пареху. Вроде и похож лицом на египтянина, но одежды на нем – всего-то чепец и набедренная повязка. У царя еще жена была по имени Ати, женщина весьма видная, едва на осле умещалась. Стали друг другу дары приносить. Много подарков в Египет увезла экспедиция. И не только благовония, но и слоновую кость, золото, малахит, черное дерево, электрум, живых обезьян и жирафов. Думается, земля Пунта
«Лучшая мирра была на всех ее членах, ее благоухание было
Особенно обрадовалась царица тому, что мирру и ладан ей тоже живыми привезли – в кадках:
«Будьте счастливы с нами, деревья благовоний,
И после этого много раз снаряжали египтяне экспедиции
«Построил я, Рамсес III, ладьи великие и корабли перед ними с командами многочисленными, сопровождающими многими, капитаны их с ними, наблюдатели и воины, дабы командовать ими. Были они наполнены добром Египта бесчисленным, каждого сорта по десять тысяч. Посланы они в великое море с водами, вспять текущими, прибыли они в страну Пунт, не было неудач у них, прибывших в целости, внушающих ужас. Ладьи и корабли были наполнены добром Земли бога, из удивительных вещей страны этой: прекрасной миррой Пунта, ладаном в десятках тысяч, без счета. Дети правителя Земли бога прибыли перед данью своей, приготовленной для Египта» (Египетская мифология, 2002). Итак, египетская мифология путешествий весьма своеобычна, даже в сравнении с классической греческой мифологией. Во-первых – документальность путешествий. Рассмотренные тексты – это вроде и не мифы. Скорее, это документальное освидетельствование некоторых имевших место путешествий, которые вплетены в обязательный религиозный канон Древнего Египта. Всегда соблюдается точность дат и места события. Во-вторых – пафос текстов путешествий – самодостаточность Египта. В Египте все есть! В-третьих – деловитость путешествий. Невозможно себе представить египтянина, отправляющегося в путешествие за золотым руном. Это еще что такое? Вот за благовониями или, на худой конец, за кедром, пожалуйста! В-четвертых – отсутствие чудес как препятствий для героя. Признать серьезность препятствия для египтянина, значит признать преимущества чужих богов. Нет, египетские боги устранят все препятствия и будут следить, чтобы они не появились вдруг. В-пятых – нет похищений, пиратства, воровства, обманов. Все по-честному. В-шестых – постоянное присутствие и защита богов. Бог постоянно рядом с героем, незримо помогает ему. Все, что случает- В-седьмых – Египет превыше всего. Все, что делается, делается ради Египта.
Вопрос о возникновении и развитии мифа всегда рассматривается в плоскости формирования продуктов духовного творчества. Современный подход к научным исследованиям в области мифологии начал формироваться в середине XVIII в., когда итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико разработал принципы творческого воображения человека в формировании мифов на различных стадиях культурного развития (Вико Дж., 1895). Именно он предложил новой науке различать исторический и психологический аспекты мифологии. В историческом плане изучаются условия возникновения первых мифов, а также комплекса условий и факторов, сопровождающих этот процесс. В психологическом плане – связи мифотворчества с общими свойствами человеческого сознания. Эти два аспекта исследования мифологии имеют следствием тот факт, что мифологические исследования одной своей частью входят в историю духовной культуры, а другой – в этнопсихологию, т. е. психологию народов. Развитие практики путешествий в эпоху Просвещения не только способствовало росту общей мифологической эрудиции ученых, но и заставило их глубже задуматься над теоретическими вопросами. В круг мифологических исследований включаются анализ мировых религий, мифологии первобытных народов, народных обычаев и суеверий. Французский ученый той поры Бернар Ле Бовье де Фонтенель в работе «О происхождении басен» (1724) выдвинул гипотезу о том, что «всегда существовала общая человеческая предрасположенность по отношению к мифологии». Миф, как мы уже знаем, сам не допускает недоговоренностей и требует абсолютной веры от слушателя. Поэтому исследование мифологии всегда зависит от религиозных взглядов исследователей. Кардинальные различия между религией и мифологией бы- Первое путешествие в 1610 г. во Францию и Италию под- В 1628 г., во время своего второго путешествия в Европу, Гоббс случайно обнаружил «Начала» Евклида, и любовь к геометрии стала его второй страстью. Теперь он знает, что взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимой системы доказательств. Третье путешествие Гоббса по Европе (1634–1636 гг.) заставило его приступить к разработке собственной философской системы. Говорят, что на этот подвиг его благословил сам Галилей, который предложил Гоббсу распространить принципы В возрасте 84 лет Гоббс написал автобиографию в стихотворной форме на латыни, а еще два года спустя сделал переводы «Илиады» и «Одиссеи» Гомера на английский язык. Это небольшое отступление показывает нам, какие замечательные люди возродили, более чем через тысячу лет, интерес После Томаса Гоббса внимание к мифологическим текстам быстро росло, и уже к началу XIX в. были накоплены значительные для анализа факты. Появились первые обобщения. Всего различают одиннадцать типов мифологических концепций: · конструктивная мифология; · теория вырождения; · теория прогресса (эволюционизм); · натуралистическая теория; · анимистическая теория; · преанимистическая теория; · критика рационализма; · теория аналогии; · гипотеза переселения; · теория иллюзии; · теория внушения. Рассмотрим их подробнее.
Конструктивная мифология
Конструктивной называют всякую мифологическую теорию, которая в основу явлений мифотворчества кладет некоторый, принятый a priori или заимствованный извне, например из области метафизических, моральных или абстрактно-логических рассуждений, принцип. Ранее всего мифология стала использовать философские конструкции, в частности по схеме, разработанной Блаженным Августином в его «Граде Божием», где картина развития человечества связывается с христианским мотивом искупления. Побудительной причиной этого развития Блаженный Августин определяет данное человечеству Богом назначение, которое Для объяснения особенностей мифотворчества использова-
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.128.235 (0.028 с.) |