Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система отопления: паровая, водяная, воздушная, электрическая
Система парового отопления представляет собой совокупность трубопроводов, аппаратов, приборов и устройств, предназначенных для подачи водяного пара к отопительным приборам (паровым грелкам) и отвода от них отработавшего пара и конденсата. Использоваться в основном для отопления МО (при стоянке судна), механических мастерских, хозяйственных кладовых, санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических помещений, коридоров и тамбуров. В системе парового отопления в качестве теплоносителя применяется сухой насыщенный пар давлением не более 0,3 МПа. Воздух в помещениях подогревается теплотой, поступившей от пара через стенки теплообменных приборов (радиаторов). Система парового отопления часто выполняется совмещенной с системой хозяйственного пароснабжения, обеспечивающей паром с давлением 0,5 МПа следующие потребители: кипятильники, пищеварочные котлы, водонагреватели, стиральные машины, воздухоподогреватели, кондиционеры и др. По количеству трубопроводов, подводящих пар к радиаторам и отводящим от них конденсат, различают одно- и двухпроводные системы парового отопления. В двухпроводной системе по одной магистрали к радиаторам подводится пар, а по другой от них отводится конденсат. В однопроводной системе конденсат из радиаторов отводится в ту же паровую магистраль, по которой подводится к ним пар. Двухпроводная система отопления (рис.1.49) состоит из паровых радиаторов, трубопроводов свежего пара и конденсата, коллектора и сепаратора пара, редукционного и предохранительного клапанов, конденсатоотводчиков и измерительных приборов. К коллектору пар подводится от парогенератора. В сепараторе и редукционном клапане происходят отделение влаги и понижение давления до требуемого значения. Если давление за редукционным клапаном по каким-либо причинам превысит допустимое, то срабатывает предохранительный клапан, через который выпускается некоторое количество пара, и давление в системе снижается до допустимого. Из коллектора пар по трубопроводам подводится к радиаторам, от которых теплота передается воздуху помещений, его температура повышается, а пар в радиаторах конденсируется. Конденсат из радиаторов стекает в конденсатоотводчики, препятствующие выходу пара вместе с конденсатом.
Паровые радиаторы изготовляют гладкотрубные или оребренные (рис.1.50). Последние при одинаковом теплосъеме имеют меньшие габариты. Оребренный радиатор представляет собой трубу 2 с приваренными или припаянными тонкими ребрами 3. К трубопроводу радиатор присоединен штуцерными гайками 1.
Рисунок 1.49-Система парового отопления 4-конденсатная магистраль; 5-производственные мастерские; 6-невозвратный клапан; 7-конденсатоотводчик; 8-паровой радиатор; 9-трубопровод свежего пара; 10, 11, 29-запорные клапаны; 12-трубопровод конденсата; 13-МО; 14-кладовая; 15-паровая магистраль от парогенератора; 16-трубопровод пара с берега; 17-манометры; 18-трубопровод хозяйственного пароснабжения; 19-камбуз; 20-прачечная; 21-редукционный клапан; 22-предохранительный клапан: 23-сепаратор пара; 24-трубопровод сброса пара; 25-распределительный коллектор пара; 26-пусковые клапаны; 27-душевая; 28-трубопровод сброса конденсата за борт
Рисунок 1.50-Паровой радиатор
В однопроводной системе отопления циркуляция пара и конденсата в радиаторах осуществляется эжектором (рис.1.51). Эжектор создает некоторое разрежение в трубопроводе на выходе из радиатора, предотвращая застой в нем пара. Масса однопроводной системы на 25—30 % меньше массы двухпроводной. Радиаторы размещают на холодных стенках помещений. Для предохранения людей от ожогов их закрывают дырчатыми кожухами. Трубопроводы свежего пара прокладывают по переборкам и подволокам коридоров с помощью подвесок. Трубопроводы и радиаторы выполняют из меди или стали, а арматуру — из бронзы. Прокладываемые через не отапливаемые помещения и коридоры паропроводы изолируют для уменьшения потерь теплоты.
Рисунок 1.51-Схема установки эжектора у паровой грелки 1-магистраль парового отопления; 2-эжектор; 3-регулирующий запорный клапан; 4-паровой радиатор; 5-отвод пара с конденсатом; 6-горло эжектора
Система водяного отопления по принципу действия аналогична системе парового отопления, а по устройству отличается от нее. Эта система состоит из водогрейного котла, нагревательных приборов, циркуляционных насосов, трубопроводов с запорной арматурой, расширительного сосуда и воздухосборника. Вместо водогрейного котла могут применяться утилизационные парогенераторы, в которых используется теплота отработавших газов двигателей или подогреватели воды (паровые, электрические). Теплоносителем служит горячая вода с температурой 368—363К (95—90 °С).
Системы водяного отопления могут быть нескольких разновидностей. По трубопроводам системы вода может циркулировать принудительным путем с помощью насоса либо естественным путем вследствие разности плотностей охладившейся в нагревательных приборах воды и горячей воды, поступающей к ним. Несмотря на то что система с естественной циркуляцией воды более проста из-за отсутствия в ней циркуляционных насосов, она уступает системе с принудительной циркуляцией по эффективности теплопередачи и надежности циркуляции воды. Поэтому, как правило, на морских судах применяют системы с принудительной циркуляцией воды. Системы могут быть открытые (сообщающиеся с атмосферой) и закрытые (температурные изменения объема воды воспринимаются воздушной подушкой расширительного бачка), двухтрубные и однотрубные. В однотрубной системе подвод горячей воды к отопительным приборам и отвод от них охлажденной воды осуществляются по одному и тому же трубопроводу. Систему отопления (рис.1.52) предварительно заполняют через палубную втулку 16 и трубопровод 15 холодной водой, контролируя напор манометром 17 и оставляя незаполненной лишь верхнюю часть расширительного бачка 18, (с указателем уровня 20) воспринимающую увеличивающийся объем воды после нагревания ее в котле 6. Отсутствие в системе такого бачка могло бы привести к течи воды через соединения трубопроводов системы или их разрыву. Из котла горячая вода естественным путем поднимается по магистрали горячей воды 8 в бачок (наиболее высоко расположенный). В нем собираются пузырьки воздуха и пара из воды, заполнившей трубопроводы и отопительные радиаторы 12 системы. При отсутствии расширительного бачка скапливание пузырьков воздуха и пара может приводить к образованию в коленах и разветвлениях трубопроводов воздушных или паровых мешков, нарушающих циркуляцию воды в системе. Пузырьки воздуха и пара отводятся из расширительного бачка по трубе 19 в атмосферу, а вода по подпиточным трубопроводам 10, 13 и 14 самотеком направляется к радиаторам 12. При переполнении бачка вода переливается по трубопроводу 7 в трюм. Охлажденная вода из радиаторов стекает в магистраль 1, из которой насосом 3 вновь возвращается в котел 6 для нагревания. При отключении краном 4 циркуляционного насоса отработавшая вода поступает в котел 6 через байпасный трубопровод 5. Кранами 11 можно отключать радиаторы. Отдельные участки системы разобщаются запорными клапанами 2, 9.
Рисунок 1.52. Система водяного отопления
В системах водяного отопления используют преимущественно стальные штампованные панельные или змеевиковые радиаторы. Трубопроводы изготовляют из стальных труб, а арматуру применяют стальную, латунную или бронзовую. Преимуществом водяного отопления по сравнению с паровым является более простое устройство из-за отсутствия конденсатоотводчиков, редукционных и предохранительных клапанов, сепараторов. Системы водяного отопления широко применяются на пассажирских и транспортных морских судах в каютах, кают-компаниях и служебных помещениях.
Система воздушного отопления предназначена для подачи в помещения предварительно подогретого воздуха, который одновременно используется и для вентиляции. Воздух подогревают в воздухонагревателях (калориферах). Воздушное отопление выполняется без рециркуляции (подогревают только свежий воздух) и с рециркуляцией (осуществляется дополнительная внутренняя циркуляция воздуха помещений через воздухонагреватели). Вследствие меньших затрат теплоты на нагревание воздуха системы с рециркуляцией более экономичны. Системой воздушного отопления оборудуют жилые, служебные и общественные помещения. Система с рециркуляцией воздуха (рис.1.53) позволяет применять для отопления наружный, а также рециркуляционный воздух или их смесь.
Рисунок 1.53-Система воздушного отопления
Наружный воздух через грибовидную вентиляционную головку (заборный раструб) 1 направляется по воздуховоду 2 в электровентилятор 3 и нагнетается им в воздухонагреватель 4, в который по трубопроводу 5 подается горячая вода. Нагретый воздух подводится по воздуховоду 6 и трубам 7 к каютам и попадает в них через воздухораспределители 8. Во время работы системы с рециркуляцией воздуха некоторое количество его поступает в электровентилятор непосредственно из кают. Поступление в электровентилятор наружного и рециркуляционного воздуха регулируют с помощью шибера (заслонки) 9, установленного на приемном воздуховоде. Нагнетаемый вентилятором воздух увлажняется распыленной водой или паром в увлажнителе. Иногда в системах воздушного отопления дополнительно к групповому воздухонагревателю размещают местные воздухонагреватели (рис.1.54).
Рисунок 1.54-Схема местного воздухонагревателя 1-подвод горячей воды; 2-нагреватель воздуха; 3-воздухораспределительный шкафчик; 4-регулировочный клапан; 6-эжекционная головка; 6-подвод воздуха от электровентилятора; 7-отвод отработавшей воды
Воздух в которые поступает из обогреваемого помещения и после подогрева вновь возвращается в него. Воздух из помещения в шкафчик нагревателя подсасывается эжекционной головкой, в которую свежий воздух нагнетается электровентилятором. Количество воды, протекающей через воздухонагреватель, а значит, и температуру воздуха в помещении можно изменять регулировочным клапаном. Электрическое отопление судовых помещений применительно к понятию «судовая система» не подходит. Однако поскольку при электрическом отоплении, основанном на преобразовании электрической энергии в тепловую, теплота от грелок передается воздуху судовых помещений, то этот вид отопления следует упомянуть, говоря о судовых системах искусственного микроклимата. Электрические грелки бывают стационарные и переносные. В зависимости от мощности и напряжения грелки компонуют из отдельных нагревательных элементов. Каждый элемент состоит из стальной трубки, заполненной кварцевым песком, и пропущенной через нее спирали, изготовленной из нихрома. Концы элементов заделаны кремнийорганическим клеем и керамическим изолятором. Электрическое отопление гигиенично и удобно в эксплуатации, но связано с большими эксплуатационными расходами.
Система охлаждения. Oхлаждающей системой называется система, предназначенная для отвода теплоты от воздуха охлаждаемого помещения и передачи ее хладагенту в испарителе. Систему образуют охлаждающие приборы, насосы вентиляторы, приборы автоматики, трубопроводы и другое оборудование. Теплота от охлаждаемых помещений и других объектов может отводиться непосредственно хладагентом или хладоносителем. Соответственно различают две основные системы: непосредственного охлаждения и охлаждения хладоносителем. В качестве хладоносителя обычно используются растворы солей (рассолы) или вода. Такие системы охлаждения называют рассольными (водяными). Применяются и другие хладоносители, например этиленгликоль. На морских транспортных судах по виду циркуляции воздуха в охлаждаемых помещениях делятся на системы с естественной и принудительной циркуляцией. При непосредственной системе охлаждения помещений с естественной циркуляцией воздуха (рис.1.55) теплота отводится хладагентом, кипящим в испарительных батареях ИБ, выполненных в виде батарей различного типа, расположенных в охлаждаемых помещениях. Жидкий хладагент подается в испарительные аппараты через регулирующие клапан РК. Пары хладагента отсасываются и сжимаются компрессором КМ, затем конденсируются в конденсаторе КД, отдавая теплоту охлаждающей забортной воде.
Рисунок 1.55-Схема непосредственной системы охлаждения помещений ИБ - испарительная батарея, КД – конденсатор, РК – регулируемый клапан, КМ – компрессор, П – помещение При системе охлаждения с хладоносителем рефрижераторный трюм охлаждается промежуточным хладоносителем (водным раствором соли хлористого кальция, имеющим наиболее низкую температуру замерзания). Охлаждающие батареи экранируют все стенки трюма, кроме днища. Холодильная установка имеет два замкнутых контура циркуляции: хладагента и рассола (рис.1.56).
Теплота отводится рассолом, циркулирующим в рассольных батареях РБ, располагающихся на ограждающих поверхностях помещения. В свою очередь рассол охлаждается хладагентом в испарителе, И холодильной машины. Циркуляция рассола обеспечивается рассольным насосом РН.
Рисунок 1.56-Схема охлаждения помещений с промежуточным хладоносителем РБ - рассольная батарея, И - испаритель, КД – конденсатор, РК – регулируемый клапан, КМ – компрессор, РН – рассольный насос, П – помещение
Для устранения контакта рассола с воздухом система должна быть закрытой (с расширительным баком), что предотвращает попадание кислорода и влаги из воздуха в холодный рассол и предупреждает интенсивную коррозию оборудования и понижение концентрации рассола. Расширительный бак, присоединяемый к верхней точке системы, служит одновременно для выпуска воздуха из нее и компенсации температурных изменений объема рассола. При воздушной системе рефрижераторный трюм охлаждается холодным воздухом (рис.1.57). Последний при прохождении через помещение нагревается, а помещение охлаждается. Нагретый воздух всасывается осевым вентилятором через приемные окна, расположенные в верхней части трюма, прогоняется через воздухоохладитель и охлаждается кипящим хладагентом. Охлажденный воздух возвращается в трюм по нагнетательному днищевому воздухораспределительному каналу, в качестве которого используется полость между тепловой изоляцией днища и верхней перфорированной стенкой канала. Такая стенка служит одновременно решеткой для размещения перевозимого груза. Через зазоры в решетке воздух подается под груз по всей площади трюма. Воздушные системы обеспечивают равномерное распределение воздуха и температуры по всему объему охлаждаемого помещения. Воздухоохладители и вентиляторы устанавливаются непосредственно внутри трюма (в выгородке, отделенной от него неизолированной перегородкой, или вне трюма в специальных рубках на верхней палубе). Процесс охлаждения воздуха одновременно сопровождается осушением, так как при охлаждении содержащийся в нем водяной пар конденсируется на поверхности охлаждающего прибора в виде инея или росы.
Рисунок 1.57-Схема воздушной системы охлаждения помещений КД – конденсатор, РК – регулируемый клапан, КМ – компрессор, П – помещение. ВО – воздухоохладитель, В – вентилятор, НК – нагнетательный канал
Системы циркуляции воздуха в трюмах (рис.1.58), как правило, применяются вертикального типа во избежание застойных зон и различаются главным образом расположением и конструкцией воздухораспределительных каналов.
Рисунок 1.58-Схемы вертикальных систем циркуляции воздуха при воздушном охлаждении: а) «сверху – вниз»; б) «снизу – вверх» 1-воздухоохладитель; 2-вентилятор; 3-всасывающий канал; 4-всасывающие отверстия; 5-воздухораспределительный канал; 6-приточные отверстия
Вопросы для самоконтроля: 1 Системы естественной и искусственной вентиляции, принцип действия? 2 Системы кондиционирования воздуха, принцип действия? 3 Системы отопления: паровая, водяная, воздушная, электрическая? 4 Системы охлаждения?
Рекомендуемая литература [ 1, 6, 9,10 ]
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.118 с.) |