Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приводы управления арматурой
Арматура судовых систем служит для закрывания, регулирования или переключения трубопроводов. Она обеспечивает отключение, изменение количества протекаемой среды, изменение направления движения среды в разные трубопроводы, поддержание в трубопроводах постоянного давления и защиту систем от попадания в них посторонних предметов. Корпуса арматуры изготовляют литыми, сварными или штампо-сварными. Основными материалами служат сталь, бронза, латунь. Всю арматуру судовых систем классифицируют по назначению и конструкции.
Клапана. Клапаны это вид арматуры, в которой проход трубопровода перекрывается специальной деталью – тарелкой, перемещающейся возвратно-поступательно по нормали к плоскости седла (места перекрытия канала трубопровода). Клапаны применяются при диаметрах до 500 мм и давлениях до 6,5 МПа. Достоинство клапанов - надёжность закрытия. Недостаток - большое гидравлическое сопротивление. В зависимости от способа управления тарелкой и назначения клапаны разделяются на запорные, невозвратные, невозвратно-запорные, невозвратно-управляемые, предохранительные, дроссельные и редукционные. Клапаны запорные перекрываются тарелкой, регулируемой шпинделем или штоком могут быть проходными и угловыми (рис.1.15). У таких клапанов шток и тарелка жёстко связаны. В крайнем нижнем положении штока тарелка прижимается к седлу и перекрывает проход трубопровода, в крайнем верхнем положении штока тарелка поднимается над седлом и обеспечивает пропускание среды в обоих направлениях.
Рисунок 1.15-а) проходной клапан; б) угловой клапан
Клапаны невозвратные, предохранительные и редукционные работают автоматически. В невозвратном клапане (рис.1.16) штока нет, тарелка прижимается к седлу в корпусе собственным весом и давлением среды, протекающей в трубопроводе, или пружиной.
Рисунок 1.16-Невозвратный клапан
Клапаны редукционные (рис.1.17) применяются для снижения статического давления среды в трубопроводах и поддержания его постоянства независимо от колебания давления до и после места установки этого клапана.
Рисунок 1.17-Схема редукционного клапана Предохранительные клапаны (рис.1.18) работают автоматически: среда проходит, отжимая тарелку, прижимаемую к седлу клапана пружиной, сжатие которой заранее регулируется. При повышении в трубопроводе давления на величину более 20% рабочего тарелка отжимается от седла и клапан открывается, сбрасывая избыточное давление.
Рисунок 1.18-Предохранительный клапан
Клапаны дроссельные (рис.1.19) применяются для уменьшения давления в трубопроводах путем изменения гидравлического сопротивления среды, регулируемого положением тарелки.
Рисунок 1.19-Схема дроссельного клапана: 1 – корпус, 2 – дроссельный затвор, 3 – шпиндель, 4 – винтовой механизм
Краны. Краны вид арматуры, в которой канал трубопровода перекрывается цилиндрической, конической или шаровой пробкой с одной или с несколькими прорезями различной формы. Перекрытие канала обеспечивается притёртостью пробки, поэтому краны используются при относительно небольших диаметрах (до 80 мм) и давлениях (до 0,1 МПа). Выделяют следующие виды кранов:
- проходные, имеющие одну прорезь в виде прямого канала и сообщающие между собой два трубопровода (рис.1.20).
Рисунок 1.20-Пробковый проходной кран
- трёхходовые, имеющие в пробке одну прорезь L- или Т-образной формы и сообщающие между собой три трубопровода, кран с L- образной пробкой имеет три возможных положения, а с Т-образной – четыре (рис.1.21).
Рисунок 1.21-Схемы действия кранов разных типов: а) – проходной; б) – трехходовой с L-образной пробкой; в) – трехходовой с Т-образной пробкой
- краны-манипуляторы (рис.1.22), имеющие в пробке несколько прорезей различной формы и сообщающие между собой три, четыре и более трубопроводов (применяются, например, в системах гидравлики).
Рисунок 1.22-Крановый манипулятор
Достоинства кранов: сравнительно малое гидравлическое сопротивление, малая масса и габариты. Недостатки: необходимость тщательной притирки пробки и уплотнения для обеспечения герметичности, опасность гидравлического удара при быстром закрытии крана (поэтому не рекомендуется использование кранов в системах со скоростью движения среды более 1 м/с).
Проходные краны в современных судовых системах не применяются, кроме кранов с шаровой пробкой. Такие краны обладает хорошей герметичностью (пробка сферической формы и плотно пригнанный к ней корпус исключает необходимость в сальниковом уплотнении), долговечностью и отсутствием гидравлического сопротивления (так как форма канала в пробке точно соответствует форме присоединяемого трубопровода). Такие клапаны находят применение в неответственных судовых системах (бытового водоснабжения и отопления). По способу соединения с трубопроводами существуют краны фланцевые, штуцерные и муфтовые.
Задвижки. Задвижки это вид арматуры, в которой проход трубопровода перекрывается плоским или клиновидным затвором, перемещающимся по нормали к оси трубопровода. Задвижки с плоскими затворами используют для газообразных сред, задвижки с клиновидным затвором – для жидких сред (клиновидная форма способствует уплотнению паза, в который входит затвор). Задвижки с затвором в виде клина или двух шарнирно соединённых дисков называют клинкетами(рис.1.23).
Рисунок 1.23-Клинкетная задвижка
Достоинства задвижек: наименьшее гидравлическое сопротивление из всех видов арматуры; меньшее усилие закрытия. Недостатки: плотность запирания трубопроводов меньше, чем у клапанов; время закрытия в несколько раз больше, чем у клапанов. Вследствие малого гидравлического сопротивления клинкетные задвижки устанавливаются там, где крайне важно уменьшить гидравлическое сопротивление (на всасывающей линии насоса), а также в системах с постоянным движением среды. Захлопки - вид арматуры, в которой в качестве запорного органа служит круглый диск, поворачивающийся вокруг оси, проходящей через линию симметрии трубопровода (рис.1.24). Применяются при диаметрах трубопроводов 300 – 1000 мм и при давлениях до 1,0 МПа. В закрытом положении диск перекрывает проход трубопровода, в открытом положении он повёрнут на 900и обтекается средой с обеих сторон. Преимущества поворотных затворов – простота конструкции, малое гидравлическое сопротивление, малая масса и габариты.
Рисунок 1.24.Захлопка бортовая: 1 –корпус; 2 –крышка; 3 – валик; 4 – тарелка; 5 – пробка спускная
Приводы управления арматурой. Приводы подразделяют на местные и дистанционные. Местные приводы - у становлены непосредственно на объекте. К местным ручным приводам относят маховики, рукоятки, ключи, которые обычно входят в состав арматуры в качестве отдельных узлов. Дистанционные приводы служат для управления в отдалении от объекта, когда непосредственный доступ к арматуре затруднено. К дистанционным приводам относятся: - тросовые приводы, представляющие собой систему тросов диаметром 3 – 7 мм и блоков; - валиковые приводы (рис.1.25), использующие для передачи крутящего момента валики, представляющие собой трубы диаметром 32 – 70 мм. Валики соединяются между собой с помощью соединительных и ходовых муфт. Изменение направления линии валиков осуществляется с помощью шарнирных муфт или конических зубчатых передач. К элементам набора валики крепятся кронштейнами. Непроницаемость прохода валиков через водонепроницаемые переборки и палубы обеспечивается использованием палубно-переборочных сальников.
Рисунок 1.25-Схема валикового привода
Достоинство: простота и надёжность. Недостатки: значительная масса и габариты, ограниченная дальность управления. Для возможности дистанционного управления работой систем используется специальная арматура. Такая арматура по конструкции главных элементов аналогична арматуре с ручным управлением, только перемещающий запорный орган шпиндель приводится в движение специальным исполнительным механизмом. Основные требования к арматуре с дистанционным управлением:
- осуществление надёжного контроля над закрытием и открытием арматуры; - обеспечение требуемой скорости срабатывания; - исключение самопроизвольного изменения режима работы управляемого объекта; - возможность использования в случае необходимости резервных средств управления (ручных);
Для дистанционного управления арматурой может применяться гидропривод, пневмопривод и электропривод. В гидравлическом приводе потенциальная энергия (давление) жидкости, полученная в объёмном насосе, передаётся к исполнительному механизму и преобразуется в механическую работу открытия или закрытия арматуры. В качестве рабочих жидкостей в гидроприводах используют вязкие капельные жидкости, чаще всего минеральные масла высокой очистки. Для поддержания заданного давления (10 – 15 МПа) при неработающих насосах и обеспечения плавности срабатывания привода в его состав включают гидроаккумуляторы. В качестве распределительных устройств используются клапанные, крановые и золотниковые манипуляторы. В качестве исполнительных механизмов наибольшее распространение получили однополостные подпружиненные сервоприводы, двухполостные сервоприводы, реечные и рычажные гидромашинки, реже – гидромоторы. В состав привода входят (рис.1.26) бак с рабочим маслом 1, насос 6, пневмогидроаккумулятор 4, трубопроводы 5, кран-манипулятор 3, исполнительный механизм 2 (двухполостной сервопривод), управляющий шпинделем клапана. С помощью крана-манипулятора поток масла направляется в одну из полостей гидроцилиндра 2, для другой полости одновременно открывается слив масла в бак.
Рисунок 1.26-Схема гидравлического привода
Достоинства гидропривода: надёжность и плавность работы, простота предохранения от перегрузок, возможность создания больших усилий и одновременного управления большим количеством арматуры, свобода компоновки. Недостатки: большая масса, сложность монтажа и контроля работы исполнительных механизмов. Пневмопривод по принципу действия подобен гидравлическому, с той разницей, что в качестве рабочей среды используется сжатый воздух давлением до 4,5 МПа, получаемый от системы воздуха среднего давления. Управление впуском воздуха осуществляется краном-манипулятором. Системы пневмопривода выполняются открытыми (отработавший в исполнительном механизме воздух стравливается в атмосферу). Достоинства: пневматический привод легче гидравлического и проще по конструкции, обладает большей быстротой срабатывания. Недостатки: из-за стравливания воздуха работа пневмопривода сопровождается шумом, расширение воздуха приводит к неравномерности срабатывания. Электропривод используется для преобразования электрической энергии в механическую работу закрытия или открытия арматуры. В состав привода входят: источник электроэнергии, электрокабели, пульт управления и исполнительный механизм. Питание электропривода осуществляется от общесудовой электросети или аккумуляторных батарей. В качестве исполнительных механизмов могут использоваться электродвигатели и электромагниты. Привод с электродвигателями получается весьма громоздким и требует значительных электрических мощностей, поэтому не получил распространения для управления судовой арматурой. В основном применяется электромагнитный привод, отличающийся малыми габаритами, быстротой действия и лёгкостью управления. Для арматуры условным проходом до DУ50 наиболее компактным и технологичным является электропривод. Однако, его недостатком является необходимость обеспечения электрозащиты и пожарной безопасности. Для арматуры условным проходом более DУ50 наиболее компактным и технологичным является гидропривод и пневмопривод. Использование пневмопривода запрещается на арматуре, установленной внутри цистерн с жидкостью – обрыв трубопровода сжатого воздуха может привести к разрушению цистерны и гибели судна.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.034 с.) |