Условия, механизмы и возрастные особенности выработки и торможения условных рефлексов. Значение условных рефлексов для воспитания и обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, механизмы и возрастные особенности выработки и торможения условных рефлексов. Значение условных рефлексов для воспитания и обучения.



Условные рефлексы – это индивидуально приобретенные в течение жизни или при специальном обучении приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем (сигналом) и безусловнорефлекторным актом.

И.П. Павлов открыл условные рефлексы и сформулировал три основных принципа рефлекторной теории.

Первый принцип гласит, что всякая деятельность организма причинно обусловлена, детерминирована. Первоисточником всех изменений в организме является внешний мир. Внутренняя организация представляет собой зафиксированную наследственную морфофизиологическую структуру, которая возникла под влиянием рефлекторных процессов.

Вторым основным принципом, на котором основывается рефлекторная концепция, является принцип анализа и синтеза. По Павлову, все явления жизнедеятельности, внутренняя механика организма есть акты синтеза. Они осуществляются посредством анализа. Принцип анализа и синтеза в рефлекторной деятельности охватывает область процессов, происходящих в организме под влиянием внешних условий, превращения

внешних воздействий во внутреннюю и внешнюю деятельность, приспособления организма. По сути дела, это механизмы уравновешивания функций организма и воздействий среды.

Третий принцип сформулирован как принцип структурности. Он означает, что в мозге не происходят процессы, которые не имели бы материальной основы. Каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к определенной структуре. Такая морфологическая структура является врожденной и передается наследственно.

Механизм образования условного рефлекса. В зоне коркового представительства условного стимула и коркового (или подкоркового) представительства безусловного стимула формируются два очага возбуждения. Очаг возбуждения, вызванный безусловным стимулом внешней или внутренней среды организма, как более сильный (доминантный), притягивает к себе возбуждение из очага более слабого возбуждения, вызванного условным стимулом. После нескольких повторных предъявлений условного и безусловного раздражителей между этими двумя зонами «проторяется» устойчивый путь движения: от очага, вызванного условнымстимулом, к очагу, вызванному безусловным стимулом. В результате изолированное предъявление только условного стимула теперь приводит к реакции, вызываемой ранее безусловным стимулом. В качестве главных клеточных элементов центрального механизма образования условного рефлекса выступают вставочные и ассоциативные нейроны коры большого мозга.

Правила образования условных рефлексов следующие:

1) индифферентный раздражитель должен иметь достаточную силу для возбуждения  определенных рецепторов;

2) необходимо, чтобы индифферентный раздражитель подкреплялся безусловным стимулом, причем индифферентный раздражитель должен либо несколько предшествовать безусловному, либо предъявляться одновременно с ним;

3) условный раздражитель должен быть слабее безусловного;

4) необходимо нормальное физиологическое состояние корковых и подкорковых структур, образующих центральное представительство соответствующего условного и безусловного стимула.

При соблюдении указанных условий практически на любой стимул можно выработать условный рефлекс.

Значение условного рефлекса.

  Приобретение животными организмами способности к обучению в процессе индивидуального развития без передачи этого опыта по наследству дало возможность лучше и быстрее приспосабливаться к окружающему миру. Условнорефлекторный механизм лежит в основе формирования любого приобретенного навыка, в основе процесса обучения. На основе ряда условных рефлексов формируется динамический стереотип, являющийся основой привычек человека, его профессиональных навыков. Условные рефлексы резко расширяют число сигнальных, значимых для организма раздражителей, что обеспечивает несравненно более высокий уровень адаптивного (приспособительного) поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.005 с.)