Акты применения норм права: понятие, признаки, классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты применения норм права: понятие, признаки, классификация



Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоч. на то органом по конкретному юр. делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:

1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;

2) правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;

3) акты применения права носят индивидуальный характер; т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

5) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;

6) выступают в качестве юр. фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осущ. локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

7) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов:

1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;

2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; 3)мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;

4) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям:

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить:

1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);

2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают:

1) акты представительных органов;

2) акты исполнительных органов;

3) акты правоохранительных органов;

4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);

5) акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1) акты-регламентаторы;

2) правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают:

1) акты конституционно-правовые;

2) акты административно-правовые;

3) акты уголовно-правовые;

4) акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

1) на регулятивные;

2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют:

1) на принятые коллегиально;

2) принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают:

1) запрещающие;

2) обязывающие;

3) управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются:

1) на основные;

2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения

В зависимости от действия во времени различают:

1) акты однократного действия (наложение штрафа);

2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.005 с.)