Вопрос 40. Систематизация нпа: понятие, виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 40. Систематизация нпа: понятие, виды.



Систематизация НПА - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование НА путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения (приведение законодательства в определенную систему).

Необходима для обеспечения: доступности законодательства, удобства пользования законодательством, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Виды систематизации:

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения НА без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др.

Инкорпорация подразделяется на официальную  - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих НА. Она может осуществляться на основе хронологического и тематического принципов; неофициальную - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники НА по отраслям права, издаваемые в учебных целях).

Черты инкорпорации:

· она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

· субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;

· инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;

2) консолидация - форма систематизации путем объединения НА без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь НА объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Сочетает в себе черты инкорпорации и кодификации.

Черты консолидации:

1. представляет собой своеобразный правотворческий прием;

2. проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

3. при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный НА, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

3) кодификация - форма систематизации путем объединения НА в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.).

Черты кодификации:

· по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

· кодификацию осуществляют компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

· в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

· кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;

 · результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер, значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

Кодификационные акты делятся на виды:

1. основы законодательства - кодифицированные НПА федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;

2. кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни;

3. уставы - кодифицированные НПА, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы ЦБ, дисциплинарные уставы и т.п.);

4. положения - кодифицированные НПА, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах и т.д.);

5. правила - кодифицированные НПА, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, ПДД).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.007 с.)