Объект, предмет и методология тгп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет и методология тгп



ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП

Объект ТГП - государство и право, которые исследуются  политологией, экономикой, социологией и т.п.

Предмет ТГП:

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Предметом ТГП будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно: возникновение государства и права; смена их исторических типов; развитие их сущности; эволюция форм государства и права; построение системы органов государства и системы права; осуществление функций государства и права; пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения; расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты; укрепление принципов демократии, законности и правопорядка; развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества; соблюдение, исполнение, использование и применение норм права; развитие юридической науки ТГП.

2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, субъективные права и обязанности и т.д.

Особенностью предмета ТГП является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

ЗНАЧЕНИЕ ТГП В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ТГП - одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при преподавании ТГП передаётся система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере.

ТГП дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин. Качественное знание исходных понятий ТГП позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение.

Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов. Пробел в знании материала по ТГП, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студента и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Если незнание конкретной статьи УК РФ можно быстро восполнить, прочитав ее текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства,

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

 3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

К организационным формам относятся:

 1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

 3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д. Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства. Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

 

 8. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ.

Становление права есть результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. С древнейших цивилизаций до новейшего времени сформировалось множество научных воззрений на право, основными из которых являются:

1. Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.
Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека, которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

2. Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи названной доктрины:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое происходит из "национального духа", "народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.

3. Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представители -  Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

4. Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представители - К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие. Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

5. Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители - Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др. Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно - атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то, и чувства обязанности сделать что-то;

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право.

6. Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА.

Принципы права — это основные положения и идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права.

Для принципов права характерны следующие свойства: 1. Представляют собой исходные фундаментальные положения и идеи. 2. Являются объективными закономерностями функционирования и развития права. 3. Прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве.4. Обеспечивают устойчивую связь между нормами, институтами и отраслями права. 5. Выступают в виде общеобязательных требований системы права. 6. Отражают своеобразие национальной правовой системы.7. Имеют самостоятельное регулятивное значение.

Виды принципов права.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые (общие) принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом.

Кобщеправовым относят такие принципы, как: 1) принцип справедливости,2) принцип юридического равенства граждан перед законом и судом, 3) принцип гуманизма, 4) принцип демократизма,5) принцип единство прав и обязанностей,6) принцип федерализма, 7) принцип законности, 8) сочетание убеждения и принуждения.

Межотраслевые - исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права. Например, для уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административно-процессуального и арбитражно-процессуального права характерны принципы: процессуальное равенство участников сторон; гласность судебного разбирательства; состязательность; презумпция невиновности.

Для отраслей уголовно-правового комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право) характерны следующие принципы:  неотвратимость наказания;индивидуализация наказания;экономия уголовной репрессии (наказание должно быть не суровее, чем требуется для достижения его цели).

Отраслевы е - исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли.

Например, в  гражданском праве - принцип равенства сторон; в уголовном праве - презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда; в земельном праве - принцип целевого характера использования земли; в административном праве - принцип субординации.

 

Функции права - это основные пути правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.

Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. К ним относится: экономическая функция; политическая; культурно-историческая; воспитательная; функция социального контроля.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА.

Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хороший закон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально - культурных, профессиональных и иных факторов.

Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и  применение правовых норм.

1)Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Например, всем известны запреты убивать или красть. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

2) Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

3) Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.
Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения.

Различают три способа реализации права: 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный, когда реализация права осуществлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.Правоприменение сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.

Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя соответствующую меру наказания либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу и т. п.). Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую- либо деятельность и т. п.).

Виды социальных норм

1) По сферам действия: экономические; политические; религиозные; организационные; экологические и др.

2) По механизму (регулятивным особенностям): мораль;право;обычаи;корпоративные нормы.

3) По форме выражения: Формально-определенные (письменные); Формально-неопределенные (не письменные).                             

Стадии законотворчества:

1) законодательная инициатива;

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) подписание и обнародование закона.

1. Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании НПА или же подготовленного законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам ГосДумы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также КС РФ, ВС РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Перед внесением законопроекта в законодательный орган проводится большая работа по его подготовке. Необходимо определить, имеется ли в действительности проблема, требующая принятия законодательного акта, и каков при этом должен быть объем правового регулирования. После этого осуществляется подготовка проекта НПА.

Вносимый законопроект должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его оформлению. После регистрации этот законопроект передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов согласно их предметной компетенции. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.

2. Обсуждение законопроекта - это процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый Конституцией РФ и Регламентами Гос Думы и Совета Федерации. На этой стадии заслушиваются доклад о законопроекте, выступления депутатов, вносятся поправки в проект. После предварительного рассмотрения законопроекта в комитетах его выносят на рассмотрение Гос Думы. Процедура официального рассмотрения и принятия федеральных законов осуществляется в трех чтениях, после каждого из которых Гос Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты. При обсуждении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект (его представителя), и содоклада представителя ответственного комитета, заслушиваются предложения и замечания депутатов, полномочных представителей Президента и Правительства в Гос Думе, иных лиц, приглашенных на заседание палаты.

По результатам первого чтения Государственная Дума может принять одно из следующих решений:

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу с учетом высказанных замечаний;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон.

Кроме того, на данном этапе палата может вынести законопроект на всенародное обсуждение. В случае принятия законопроекта Гос Дума может установить срок подачи поправок и вынесения его на второе чтение. Принятый в первом чтении законопроект в обязательном порядке направляется всем субъектам права законодательной инициативы в течение 5 дней.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. При этом предоставляется возможность выступить (до 3 минут) авторам таких поправок, их оппонентам, после чего ставится вопрос о принятии (отклонении) такой поправки. По окончании голосования по поправкам и по предложению председательствующего на заседании проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.

В этом случае если большинство депутатов не проголосовало за такое предложение, то законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта по нему вновь проводится голосование. Если и в этом случае за принятие законопроекта во втором чтении не будет подано необходимое число голосов, то законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения противоречий и редакционной правки.

Третье чтение - это заключительное обсуждение в Гос Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

Одобренный в третьем чтении законопроект именуется федеральным законом.

3. Принятие законопроекта происходит путем голосования его в законодательном органе и достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Две подстадии:

а) принятие закона Гос Думой (ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос Думы, т.е. 50% + 1 голос; ФКЗ считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос Думы). Принятый Гос Думой ФЗ в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

б) одобрение закона Советом Федерации - ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации; ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации). Одобренный Советом Федерации ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Гос Думой.

В случае несогласия Гос Думы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос Думой ФЗ по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) статуса и защиты государственной границы РФ;

е) войны и мира.

4. Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. Принятый ФЗ подписывает Президент РФ и обнародует его. ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом и вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста ФЗ в «Российской газете» или «Собрании законодательства». Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Если Президент в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то Гос Дума и Совет Федерации вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Виды правового сознания

По субъектам:

1. Общественное - обобщенное правосознание всего общества в целом. Определяется и групповым, и индивидуальным правосознанием, и непосредственно воздействует на них;

2. Групповое - правосознание определенных групп и коллективов (профессиональные коллективы). Определяется сходством восприятия членами группы государственно-правовой действительности (например: врачи, юристы, педагоги, студенты);

3. Индивидуальное - правосознание конкретной личности. Обусловлено такими факторами, как социальное положение человека, уровень его образования и культуры, и др.

По глубине отражения правосознание делится на:

1. Научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой систем квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование. Складывается в результате научного осмысления правовых явлений. Научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, специальных исследований.

2. Профессиональное, близко к научному. Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности. Складывается в результате юридического образования и профессионального опыта.

3. Обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан. Складывается под влиянием окружающей обстановки, на основе семейного воспитания, практического жизненного опыта;

 

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП

Объект ТГП - государство и право, которые исследуются  политологией, экономикой, социологией и т.п.

Предмет ТГП:

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Предметом ТГП будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно: возникновение государства и права; смена их исторических типов; развитие их сущности; эволюция форм государства и права; построение системы органов государства и системы права; осуществление функций государства и права; пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения; расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты; укрепление принципов демократии, законности и правопорядка; развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества; соблюдение, исполнение, использование и применение норм права; развитие юридической науки ТГП.

2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, субъективные права и обязанности и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.093 с.)