Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности.



ВВЕДЕНИЕ.

 

       Безопасность как мера защиты организма от внутренних и внешних опасностей является, несомненно, одним из природных факторов существования живых систем. Проблему безопасности живых организмов и следует рассматривать как составную часть экологической науки. При этом безопасность человека имеет свои особенности, обусловлены тем, что в отличие от других живых организмов, человек способен создавать собственную среду обитания, во многом отличную от природной среды и при этом имеющую такие виды опасностей, которые не свойственны природной среде. Живым организмам требуется не мало времени, порой жизнь многих поколений, чтобы найти меры защиты от природных опасностей. В определенной степени эволюцию живых организмов можно рассматривать как обеспечение их безопасности (выживания), адаптации в условиях непрерывного изменения природных условий среды обитания. Сознательная деятельность человека сформировала новую, антропогенную среду с такой высокой скоростью, что адаптационные возможности живых организмов с нею не всегда справляются. Не справляются с нею и адаптационные возможности организма самого человека. Поэтому на современном этапе развития человека, называемого эпохой научно-технической революцией, проблемы обеспечения безопасности человека от факторов сформированной им новой среды обитания, техносферы и биотехносферы, выступают как самостоятельное научное направление в решении проблем экологии человека, названное безопасностью жизнедеятельности.

       Под техносферой понимается определенная территория биосферы в прошлом, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Техносфера — это территория города или промышленного центра, промышленная зона, производственная и бытовая среда.

       В результате активной деятельности человека техносфера, занимающая незначительное пространство в окружающей природной среде при первых шагах человека на планете, последние три столетия начала значительно вытеснять природную среду, оказывая на нее значительное негативное влияние, изменила качество этой среды, загрязняя воздушную и водную среду, почву, продукты питания, изменение климатические условия, серьезно задевая интересы других живых организмов планеты. В настоящее время негативные воздействия представляют собой совокупность антропогенных и естественных воздействий, последние известны человеку давно и если воздействие природных факторов остаются достаточно стабильны на протяжении длительного периода времени, то антропогенное негативное воздействие по мере совершенствования творческой инженерной мысли человека непрерывно нарастают. В настоящее время негативные факторы производственной деятельности человека оказывают серьезное воздействие на человека, находящегося в техносфере.

       У общества появилась необходимость формирования научных подходов для обеспечения противостояния негативным факторам техносферы, что и способствовало появлению научной проблемы об обеспечении безопасности человека в системе “человек -техносфера” (человек -машина-среда обитания). Эта научная проблема привлекла исследователей в XIX и начале XX веков. Наибольшую социальную значимость проблема безопасности получила в наше время, что связано со значительными людскими потерями в различных сферах деятельности человека, включая сферу производства, так и сферу быта (таблица 1.1).

 

                                                                             Таблица 1.1

Сводные сведения о принудительной смерти человека в мире и в России

Источник негативных факторов Год

Количество погибших от воздействия негативных факторов, чел/год

В мире.                В России

Региональное загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания   1990   1600000   44800
Промышленное производство   1990   20000   8234
Стихийные бедствия 1990 140000 ¾
Чрезвычайные ситуации 1993 ¾ 1224

 

       Данные таблицы 1.1 свидетельствуют о том, что принудительная смерть как в мире, так и в России в настоящее время составляет 2.5% от годовой естественной смерти населения Земли, что вызывает озабоченность мирового сообщества, так как в соответствии с экологическими исследованиями негативные влияния подобного масштаба могут оказать влияние на жизнестойкость общества людей.

       Наука о безопасности жизнедеятельности имеет дело с системой “человек -техносфера” и ставит своей целью сохранение функциональной структурной целостности объекта - человека в условиях техносферы.

       Достижение этой цели позволяет одновременно решать задачу об ограничении воздействия техносферы на природную среду, что вводит в сферу интересов науки “Безопасность жизнедеятельности” и систему “техносфера -природная среда”, расширяя интересы безопасности жизнедеятельности до защиты природной среды от негативного воздействия, формируемого деятельностью человека в техносфере.

Безопасность жизнедеятельности как наука изучает условия взаимодействия в системе “человек -техносфера” и “техносфера -природная среда”, обеспечивая структурную и функциональную целостность человека и природной среды при воздействии на нее техносферных воздействий.

       Предметом изучения науки “Безопасность жизнедеятельности” является деятельность человека, осуществляемая в условиях техносферы, биотехносферы, окружающей природной среды. Эти три понятия можно объединить понятием среда обитания, т.е. окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

       Деятельность - активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде.

       Но жизненный опыт человека показывает, что в любом, создаваемом виде деятельности человек всегда задумывается о ее пользе в своем существовании, но одновременно эта создаваемая им деятельность может приносить человеку и вред (быть источником негативных воздействий), приводит к травматизму, заболеваниям, а порой заканчивается и полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность; и работа на производстве и различные виды отдыха, развлечения и даже деятельность, связанная с получением знаний.

       Анализ полезности и одновременно вредности (опасности)различных видов деятельности человека позволил отечественным ученым в области безопасности жизнедеятельности сформулировать следующую аксиому: любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома, названная аксиомой о потенциальной опасности деятельности человека, имеет по меньшей мере два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности: первый - разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, то невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс); второй - ни в одном виде деятельности не может быть нулевых рисков.

       Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положен в основу научной проблемы в обеспечении безопасности человека. Она является объективной предпосылкой развития теории прикладной науки “Безопасность жизнедеятельности” (БЖД).

Важнейшими положениями научной теории БЖД являются понятия: опасности, безопасности, риска, управления безопасностью жизнедеятельности. Опасность создается особыми свойствами материальных объектов, несовместимых с характеристиками человека. Она реализуется в форме заболевания, травмы или смерти человека.

Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключается реализация потенциальных опасностей, т.е. причинения ущерба здоровью человека. Безопасность — это цель, а безопасность жизнедеятельности - средство достижения безопасности. Поэтому наука “Безопасность жизнедеятельности” занимается изучением процессов с позиции оптимизации их по параметрам безопасности.

       Количественной мерой опасности является определение вероятности (риска) травм, профзаболеваний или гибели людей.

       Управление безопасности жизнедеятельности осуществляется на основе знания законов, принципов и методов обеспечения безопасности жизнедеятельности.

       Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина таким образом имеет собственную теорию, методологию и методы. В тоже время безопасность жизнедеятельности базируется на достижениях таких дисциплин как инженерная психология, физиология человека, охрана труда, экология, эргономика, экономика и т.д.

       Современная теоретическая база безопасности жизнедеятельности должна содержать, по убеждению специалистов, как минимум:

· основы модельной идентификации и коиплексного описания негативных факторов, действующих в условиях техносферы;

· основы определенных зон и временных показателей воздействия негативных факторов с учетом возможности их сочетания и многократного воздействия в моделях техносферы;

· основы формирования исходных показателей безопасности и экологичности к вновь создаваемым или реконструируемым элементам техносферы с учетом ее состояния.

· формирование требований к оператору технических систем и населению.

· основы управления показателями экологичности и безопасности техносферы на базе мониторинга этих показателей и применения наиболее эффективных мер и средств защиты.

При определении новых функций безопасности жизнедеятельности необходимо учитывать историческую последовательность возникновения негативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий. Достаточно долго негативные факторы техносферы оказывали основное воздействие на человека лишь в сфере производства, вынудив его разработать меры по технике безопасности. Необходимость более полной защиты человека в производственных зонах привела к охране труда. Сегодня негативное влияние производства расширилось до пределов, когда объектами защиты стали городское хозяйство, жилище и биосферы, примыкающим к производственным зонам.

Нетрудно видеть, что почти во всех случаях негативного влияния является техносфера с ее источниками выбросов, сбросов, отходов, энергетических полей и излучений. Идентичность источником воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в таких областях как безопасность труда, защита здоровья людей и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций безопасности жизнедеятельности. К ним относятся:

· прогнозирование негативных воздействий при создании и развитии зон деятельности, регионов техносферы и т.п.;

· описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;

· формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов - назначение предельно-допустимых выбросов, сбросов, энергетических воздействий, допустимого риска;

· организация мониторинга состояния среды и инспекционного контроля источников негативных воздействий;

· разработка и использование средств экобиозащиты;

· обучение население основам безопасности жизнедеятельности и подготовке специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.

       В настоящее время в вузах России вводится общеобразовательная дисциплина “Безопасность жизнедеятельности”, основанная на теоретических и методических принципах прикладной науки БЖД. Эта дисциплина призвана интегрировать на общей методической основе комплекса знаний, ранее изучавшихся в курсах “Охрана труда”, “Гражданская оборона”, и “Охрана окружающей среды”. Предпосылкой такого подхода является значительная общность в указанных выше курсах целей, объектов и предметов изучения, а также средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач.

       Среди четырех образовательных задач в области БЖД ** особое место занимает второй уровень - подготовка инженерно-технических работников (ИТР) всех специальностей, поскольку создаваемая и эксплуатируемая ими техника и технологические процессы являются основами источниками травмируемых (опасных) и вредных факторов, действующих в среде обитания.

____________________

**Первый уровень - общеобразовательный, которыми должен владеть каждый гражданин. Этот уровень должен вооружить человека навыками и правилами личной и коллективной безопасности, основами сохранения и рационального использования природных богатств. Реализуется этот уровень подготовки введение в средней школе дисциплины “Основы БЖД”.

       Третий уровень образования - подготовка инженеров по безопасности жизнедеятельности - специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. Введена в России группа новых специальностей 330100 “Безопасность жизнедеятельности”, 330200 (по отраслям) “Инженерная защита окружающей среды”, 330500 (по отраслям) “Безопасность технологических процессов и производств”, 330600 “Защита в чрезвычайных ситуациях, а также по направлению 553500 “Защита окружающей среды”. 50 вузов России к 1996 году начали подготовку специалистов по этим специальностям и направлению, государственные требования к минимуму учебных дисциплин определены соответствующими государственными стандартами.

       Четвертый уровень - внедрение как общего курса БЖД, так и специализированных курсов по безопасности и экологичности в системах повышения квалификации специалистов.

________________

       Разрабатывая новую технику, инженер обязан обеспечить не только ее функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экологические показатели, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности. С этой целью инженер при проектировании или перед эксплуатацией должен выявить все негативные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допущенных значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф.

       Поскольку повышение экологичности и безопасности современных технических систем часто достигается применением экобиозащитной техники, то ИТР обязан знать, уметь, применять, и создавать новые средства защиты, особенно в области своей профессиональной деятельности. Вместе с тем ИТР обязан понимать, что в области охраны природы наибольшим защитным эффектом обладают малоотходные технологии и производственные циклы, включающие получение и переработку сырья, выпуск продукции, утилизация и захоронение отходов, а в области безопасности - системы с высокой надежностью, безотходные технологии и системы с дистанционным управлением.

       В решении задач БЖД при проектировании и эксплуатации технических систем невозможно без знания инженером уровней допустимых воздействий негативных факторов на человека и природную среду, а также без знания негативных последствий, возникающих при нарушении этих нормативных требований.

       Как известно, основные негативные факторы формируются в технологических процессах, которые оказывают влияние как на человека, находящегося на конкретном рабочем месте, так и на человека, не имеющего никакого отношения к производственному процессу, но подвергающемуся негативному влиянию технологического процесса из-за несовершенства экобиозащитной техники.

       Обеспечение безопасности человека в производственной зоне от негативных факторов технологического процесса представляет собой важнейшее звено обеспечения защиты окружающей среды, предотвращения крупных аварий и катастроф, значительно влияющих на социальное благополучие населения в целом.

 

I РАЗДЕЛ. АНАЛИЗ ОПАСНОСТЕЙ СИСТЕМЫ “ЧЕЛОВЕК - МАШИНА - ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА”

    Глава 1.1. Система “человек - машина - Среда”.

Трудовая деятельность.

Производственная среда — это пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека. В производственной среде как части техносферы формируется негативные факторы, природа которых существенно отличается от негативных факторов природного характера. Эти факторы формируют элементы производственной среды, среды обитания, к которым относятся:

1. предметы труда;

2. средства труда, инструмент, технологическая оснастка, машины;

3. продукты труда, полуфабрикаты;

4. Энергия (электрическая, пневматическая, химическая, тепловая и др.);

5. технологические процессы, операции, действия;

6. природно-климатические факторы (микроклиматические условия труда (температура, влажность и скорость движения воздуха));

7. растения, животные;

8. персонал;

9. рабочие места, цехи, участки и т.д.

       Технологические процессы протекают в производственных помещениях. Ими являются замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей, связанная с участием в различных видах производства, в организации, контроле и управлении производством, а также с участием во внепроизводственных видах труда на предприятиях транспорта, связи и т.п.

       Внутри производственных помещений находится рабочая зона и рабочие места. Рабочей зоной называется пространство до 2 м. Над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих. Рабочее место - часть рабочей зоны, оно представляет собой место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности. Постоянным называется рабочее место, на котором работающих находится большую часть (более 50% или более 2 часов непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным местом работы считается вся рабочая зона. Введение понятий рабочей зоны и рабочего места имеет значение для реализации контроля состояния условий труда, определения уровня социальных льгот на производстве, именно здесь формируются основные производственные опасности (травмоопасные и вредные).

       Опасность — это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека. Все виды опасностей (негативных воздействий), формируемых в процессе трудовой деятельности разделяют в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизические (социальные).

       К опасным физическим факторам относятся: движущиеся машины и механизмы; различные транспортно-подъемные устройства и перемещаемые грузы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.); отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента, электрический ток, повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т.д.

       Вредными для здоровья физическими факторами являются: повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибраций, ультразвука и различных излучений - тепловых, ионизирующих, инфракрасных и др. К вредным физическим факторам относятся также запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока.

       Химические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на следующие подгруппы: общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, аэрозоли свинца и др., токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз, латуней и некоторых пластмасс вредными наполнителями. К этой группе относятся агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ним.

       К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы и т.д.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

       К психофизическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.)

       Между опасными и вредными производственными факторами наблюдается определенная взаимосвязь. Во многих случаях наличие вредных факторов способствует появлению травмоопасных факторов. Например, чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли (вредные факторы) повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).

       Уровни воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов нормирован предельно-допустимыми уровнями, значения которых указаны в соответствующих стандартах системы стандартов безопасности труда и санитарно-гигиенических правилах.

       В ряде случаев (невыполнение требований нормативных актов по охране труда, несоблюдение технологического процесса и др.) при проведении технологических процессов в воздушную среду рабочей зоны поступают вредные химические вещества в виде газов, пыли, аэрозолей. Концентрация вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны нормирована ГОСТ 12.1.005-88 “Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны”.

       Если концентрация вредных химических в воздушной среде превышает уровень установленной предельно-допустимой концентрации, то работа в таких условиях приводит к различным заболеваниям работающих, в том числе и к профессиональным заболеваниям.

       Предельно-допустимое значение вредного фактора (по ГОСТ 12.0.002 - 80) - это предельное значение величины вредного производственного фактора (в данном случае предельно-допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны), воздействие которого при ежедневной регламентированной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности и заболеванию как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства.

       Необходимо подчеркнуть, что любая деятельность характеризуется наличием потенциальных опасностей, так как их действие на человека может быть только в тех случаях, когда зона действия опасностей (ноксосфера) пересекается с зоной действия человека (человек попадает в зону действия электрического тока, зону действия шума, вибраций, зону движения транспорта и т.д.).

       Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности могут быть

· сам человек как сложная система “организм - личность”, в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека могут быть непригодны для реализации конкретной деятельности;

· процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания.

       Сочетание различных факторов, формируемых в производственной среде, определяет условия труда работающих на производстве. Они оказывают влияние на здоровье и работоспособность человека.

       Современная физическая теория функциональных систем различает три функциональных состояния организма как реакцию на воздействие условий труда: нормальное, пограничное (между нормой и патологией) и патологическое. Эти состояния можно использовать в качестве физиологической шкалы для определения тяжести и напряженности труда. Каждое из трех приведенных функциональных состояний организма разбивается на две подгруппы, определяет равномерный переход от одного состояния организма в другое, характеризуемое определенными условиями труда. Таким образом, все условия труда на производстве разбивается условно на 6 групп. Нормальное функциональное состояние организма определяют условия труда, обозначаемые как 1-я и 2-я группы:

       1 - условия труда у нормальных людей способствуют улучшению самочувствия. Организм функционирует нормально. Работоспособность высокая.

       2 - условия работы соответствуют ПДК и ПДУ. Работоспособность не нарушается, отклонений в состоянии здоровья в связи с профессиональной деятельностью не наблюдается на протяжении всей трудовой деятельности человека.

       Пограничное функциональное состояние организма определяют условиями труда, обозначенные как 3-я и 4-я группы:

       3 - условия труда таковы, что они приводят у практически здоровых людей к возникновению реакций, свойственных пограничному состоянию организма: наблюдается снижение производственных показателей. Отдых и улучшение условий труда сравнительно быстро устраняет отрицательные последствия.

       4 - формирование у практически здоровых людей в процессе труда более глубокого пограничного состояния: ухудшается большинство физиологических показателей (особенно в конце смены или недели). Появляются типичные производственно обусловленные предзаболевания.

       Патологическое функциональное состояние определяют условия труда, обозначенные как 5-я и 6-я группы:

       5 - Значительно неблагоприятные условия труда, которые в конце смены, недели формируют реакции, характерные для патологического функционирования организма у практически здоровых людей, исчезающие у большинства работников после полноценного отдыха. Однако у некоторых работников они могут перейти в производственно обусловленные и профессиональные заболевания.

       6 - особо неблагоприятные (критические) условия труда. Патологические реакции развиваются очень быстро, могут иметь необратимый характер и нередко сопровождаются нарушениями жизненно важных органов.

       Каждая группа условий труда соответствует различным категориям тяжести и напряженности труда, что позволяет выразить условия труда в балах, соответствующих группе условий труда.

       Принимая во внимание, что каждому баллу определяет фактическое функциональное состояние организма человека, отечественные медики совместно со специалистами, изучающими вопросы безопасности труда определены конкретные значения факторов производственной среды (температура воздуха, шум, тепловое излучение, монотонность, различение объектов и т.д.), формирующих каждую подгруппу функциональных состояний человека. Таким образом появилась возможность, изучая условия труда на производстве (аттестация и сертификация рабочий мест предприятия), получать через систему баллов оценку влияния производственной среды на здоровье и работоспособность человека. Эта комплексная оценка влияния факторов производственной среды на функциональное состояние человека получила название интегральная оценка тяжести и напряженности труда (Ит), которая практически характеризует сочетание действия на человека производственных опасностей при условии их аддитивного воздействия.

       Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

       Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.

       Введение в нашей стране практики оценки условий труда через показатель интегральной тяжести труда позволило дать для конкретных производств и профессий гигиеническую оценку существующих условий и характера труда на рабочих местах, установления на этой основе приоритетных в проведении оздоровительных мероприятий, а также формирование социальной политики на производстве (сокращенный рабочий день, льготы и компенсации по условиям труда, страхование на производстве и др.).

 

Понятие риска.

Риск - количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызванных действием на человека конкретной опасности: (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.) отнесенных на определенное количество жителей (работников) за конкретный период времени. Значение риска от конкретной опасности можно получить из статистики несчастных случаев, случаев заболевания, случае насильственных действий на членов общества за различные промежутки времени: смена, сутки, неделя, квартал, год. “Риск” в настоящее время все чаще используется для оценки воздействия негативных факторов производства. Это связано с тем, что риск как количественная характеристика реализации опасностей можно использовать для оценки состояний условий труда, экономического ущерба, определяемого несчастным случаем и заболеваниями на производстве, формировать систему социальной политики на производстве (обеспечение компенсаций, льгот).

       Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб (риск). Формы ущерба разнообразны: травмы различной степени тяжести, заболевания, материальные потери.

       Триада “опасность -причины -нежелательные последствия” - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (риск).

       Количественная оценка опасностей - это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный срок.

       Опасности могут быть реализованы в форме травм или заболеваний только в том случае, если зона формирования опасностей (ноксфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера). В производственных условиях это могут быть рабочая зона и источник опасности (один из элементов производственной среды) (Рис.1).

 

Рис. 1 Формирование области действия опасности на человека в производственных условиях (для физических (энергетических) травмоопасных (опасных) и вредных производственных факторов)

 

Для большинства физических травмоопасных и вредных производственных факторов размеры ноксферы можно определить расчетом (зона растекания электрического тока, зона производственных вибраций и шума, опасная зона лазерного излучения и др.). Химические и биологические факторы, как правило, строго определенной зоны их действия определить невозможно и зона их действия полностью заполняет рабочую зону, создавая высокий уровень риска работающих.

       Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для определенного индивидуума.

Источниками индивидуального риска могут быть различные виды жизнедеятельности человека. Причины возникновения рисков и их среднее значение представлены в таблице.

       Социальный риск — это риск группы людей. Он представляет собой зависимость между частотой событий и числом поражений при этом людей. В зарубежной литературе, посвященной анализу производственных аварий, в которых, как правило, погибает много людей для сравнительной оценки тяжести производственных аварий и технических катастроф используются F/N - диаграммы.

Таблица...

 

Классификация источников и уровней риска смерти человека в промышленно развитых странах. (R = число смертей на 1 человека в 1 год).

 

№№ Источник Причины Среднее значение
1 Внутренняя среда организма человека.     Генетические и соматические заболевания, старение.   Rср = 0.6-1·10-2
2 Естественная среда обитания. Несчастные случаи от стихийных бедствий (землетрясения, ураганы, наводнения и др.) Rср = 1·10-6 наводнения 4·10-5 землетрясения 3·10-5 грозы 6·10-7 ураганы 3·10-8
3 Техносфера. Несчастные случаи в быту, на транспорте, заболевания от загрязнений окружающей среды.   Rср = 1·10-3
4 Профессиональная деятельность. Профессиональные заболевания, несчастные случаи на производстве (при профессиональной деятельности). Профессиональная деятельность: безопасная R<10-4 относительно безопасная R=10-4 ¸10-3 опасная R=10-3 ¸10-2 особо опасная R>10-2
5 Социальная среда. Самоубийства, самоповреждения, преступные действия, военные действия и т.д.   Rcр = (0.5-1.5)·10-4

 

       Из процедур определения риска можно выделить 4 методических подхода, которые используются в практике анализа несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2. Модельный, основанный на построении моделей воздействия негативных процессов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п. Эти методы основаны на расчетах, данные для которых получить непросто на современном производстве.

3. Экспертный, когда вероятность различных событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов.

4. Социологический, основанный на опросе населения, работников предприятия.

Перечисленные методы отражают разные аспекты риска. Поэтому применять их необходимо в комплексе.

Невозможность создания абсолютно безопасной деятельности (техники, технологического процесса) привела к необходимости формирования концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства (сокращение затрат на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.09 с.)