Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания



Фонд оценочных средств дисциплины позволяет установить уровни развития компетенций в процессе освоения образовательной программы обучающимися на различных этапах с учетом формирования компетенций в ходе изучения дисциплин образовательной программы.

Для оценки уровня развития компетенций следует учитывать результаты работы на семинарских занятиях, результаты выполнения тестовых заданий, индивидуальных заданий, других форм текущего контроля, ответ на зачете.

Теоретические знания оцениваются опросами и тестами, практические умения и навыки - практическими заданиями.

Минимальный уровень освоения компетенций соответствует прохождению студентом всех форм текущего контроля по дисциплине с оценкой не ниже «удовлетворительно» (более 50% текущих оценок) и промежуточного контроля с оценкой «зачтено».

Освоение базового уровня компетенций подтверждается наличием 100% положительных оценок по всем формам текущего контроля по дисциплине (не менее 80% оценок «хорошо» и «отлично») и оценкой «зачтено» в ходе промежуточного контроля.

Продвинутый уровень освоения контролируемых компетенций по дисциплине может быть оценен на промежуточной аттестации.

Оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала; умеющему свободно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему основную литературу и знакомому с дополнительной, рекомендованной программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий изучаемой дисциплины в их значении для приобретаемой профессии; проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившему полное знание программного материала; успешно выполнившему предусмотренные в программе задания; усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе; показавшему систематизированный характер знаний по дисциплине и способность к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе профессиональной деятельности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности; справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой; знакомому с основной литературой, рекомендованной программой; допустившему погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающему необходимыми знаниями для устранения этих погрешностей под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 

Код компетенции Фонд оценочных средств Критерии и шкала оценивания компетенций
ОК-4 ОК-5 ОК-7 Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе результатов тестирования, текущего контроля и промежуточной аттестации с учетом формирования компетенций в ходе изучения отдельных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла Минимальный уровень. Понимает положения Конституции Российской Федерации, содержание принципов законности и патриотизма; способен выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета. Базовый уровень. Владеет навыками действия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма; способен выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности. Продвинутый уровень. Глубоко и всесторонне аргументирует свои взгляды по дискуссионным теоретическим вопросам; раскрывает роль будущей профессии в системе других государственных институтов. Способен действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма; способен выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности; способен к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии.
ОПК-1 Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе результатов выполнения рефератов, практических заданий, тестирования, текущего контроля и промежуточной аттестации с учетом формирования компетенций в ходе изучения отдельных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла Минимальный уровень. Знает основные понятия, категории, институты, правовые статусы субъектов жилищных правоотношений; способен оперировать юридическими понятиями и категориями жилищного права и отличать общественные отношения, регулируемые нормами жилищного права от других, сходных с ними общественных отношений. Базовый уровень. Студент изучил базисные теоретические положения жилищного права,  положения о вещных правах на жилое помещение, основаниях их возникновения, прекращения, порядок осуществления, положения, регулирующие основания и порядок использования общего имущества собственниками в многоквартирном доме,  вопросы регулирования жилищных правоотношений, в которых участвуют физические и юридические лица, государственные и муниципальные образования, сущность правил оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, льгот по оплате жилья для граждан, особенности управления многоквартирным домом; способен анализировать правовые нормы, давать им научно-обоснованную оценку; способен отличать общественные отношения, регулируемые нормами жилищного права от других, сходных с ними общественных отношений; способен определять этические принципы профессиональной деятельности юристов и правильно их применять. Продвинутый уровень. Имеет навыки работы с нормативными правовыми актами в сфере жилищного права, позволяющих использовать их в практической работе; способен использовать знания по жилищному праву в своей профессиональной деятельности; способен свободно оперировать юридическими понятиями и категориями жилищного законодательства; способен  юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; приобрел навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, материалами судебной практики.
ПК-1 Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе результатов выполнения рефератов, практических заданий, тестирования, текущего контроля и промежуточной аттестации с учетом формирования компетенций в ходе изучения отдельных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла   Минимальный уровень. Знает систему жилищного законодательства, тенденции развития и изменения жилищного права и законодательства; способен анализировать правовое содержание институтов жилищного права и законодательства, их особенности, содержание правовых актов жилищного законодательства. Базовый уровень. Демонстрирует твердые знания системы жилищного законодательства, тенденции развития и изменения жилищного права и законодательства; способен анализировать правовое содержание институтов жилищного права и законодательства, их особенности, содержание правовых актов жилищного законодательства и способен применять их положения на практике. Продвинутый уровень. Знает требования к подготовке и принятию нормативных правовых актов в сфере жилищного законодательства; имеет навыки разработки и принятия нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности.
ПК-3 Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе результатов выполнения рефератов, практических заданий, тестирования, текущего контроля и промежуточной аттестации с учетом формирования компетенций в ходе изучения отдельных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла Минимальный уровень. Знает требования к разработке и правильному оформлению юридических и служебных документов в сфере жилищного права;   Базовый уровень. Демонстрирует твердые знания в части подготовки юридических документов в сфере жилищного права, в том числе процессуально-правового характера. Продвинутый уровень. Демонстрирует глубокие, всесторонние знания основных требований  в части подготовки юридических документов, в том числе процессуально-правового характера; имеет навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, материалами судебной практики.
ПК-4 Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе результатов выполнения рефератов, практических заданий, тестирования, текущего контроля и промежуточной аттестации с учетом формирования компетенций в ходе изучения отдельных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла Минимальный уровень. Способность устанавливать нормы права, подлежащие применению в конкретной ситуации, давать правильную оценку определенной ситуации в процессе работы в сфере жилищного права. Базовый уровень. Способность выявлять нормы жилищного  права, необходимые для применения в конкретной ситуации, давать их толкование, способен осознавать правовые последствия принятых решений. Продвинутый уровень. Осведомленность о правоприменительной практике применения правовых норм в сфере жилищного законодательства, владеет информацией о принимаемых решениях высшими судебными инстанциями, касающихся  жилищной сферы; способен самостоятельно разбирать практические ситуации, возникающие в виде конкретного спора между участниками жилищных правоотношений.
ПК-21 Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе результатов выполнения рефератов, практических заданий, тестирования, текущего контроля и промежуточной аттестации с учетом формирования компетенций в ходе изучения отдельных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла Минимальный уровень. Знает порядок оформления результатов профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации, с учетом норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.   Базовый уровень. Способенправильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации, с учетом норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Владеет навыками правильного оформления результатов профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации. Продвинутый уровень. На достаточно хорошем профессиональном уровне знает порядок оформления результатов профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации, с учетом норм материального и процессуального права. Способен на хорошем профессиональном уровнеправильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации, с учетом норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Владеет навыками правильного и точного оформления результатов профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации.
ПК-24 Оценка приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется на основе результатов выполнения рефератов, практических заданий, тестирования, текущего контроля и промежуточной аттестации с учетом формирования компетенций в ходе изучения отдельных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла Минимальный уровень. Знает  способы, порядок и условия принятия оптимальных управленческих решений в конкретной сфере профессиональной деятельности, основные требования к организации управленческой деятельности. Владеет навыками подготовки и принятия управленческих решений. Базовый уровень. Способен принимать оптимальные управленческие решения в конкретной сфере профессиональной деятельности, проводить анализ эффективности управленческих решений. Владеет навыками подготовки и принятия управленческих решений, навыками выбора наиболее эффективных управленческих решений. Продвинутый уровень. На высоком профессиональном уровне знает способы, порядок и условия принятия оптимальных управленческих решений в конкретной сфере профессиональной деятельности, основные требования к организации управленческой деятельности. Способен на высоком профессиональном уровне принимать оптимальные управленческие решения в конкретной сфере профессиональной деятельности, проводить анализ эффективности управленческих решений. На высоком профессиональном уровне владеет навыками подготовки и принятия управленческих решений, навыками выбора наиболее эффективных управленческих решений.

   В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена в устной форме и может включать в себя:

-выставление оценки по результатам публичной защиты (в составе учебной группы) самостоятельной оригинальной работы, связанной с профилем подготовки;

-выставление оценки по результатам ответа по содержанию билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Жилищное право»

1. Предмет, метод, источники жилищного права.

2. Основные принципы жилищного права.

3. Жилищное правоотношение: понятие, особенности и виды. Субъекты жилищных правоотношений.

4. Жилое помещение как объект жилищного правоотношения. Виды жилых помещений.

5. Жилищные фонды: понятие, классификация и их правовое значение.

6. Учет жилищного фонда: виды учета, порядок осуществления.

7. Признание жилого помещения непригодным для проживания: основания, порядок, правовые последствия.

8. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение: понятие, порядок осуществления, отказ.

9. Переустройство и перепланировка жилого помещения: понятие, виды, порядок осуществления, отказ. Последствия самовольного переустройства и перепланировки.

10. Права и обязанности собственника жилого помещения и граждан, проживающих совместно с соб­ственником жилого помещения.

11. Правовое положение бывших членов семьи собственника жилого помещения и нанимателя по договорам социального найма и найма специализированного жилого помещения.

12. Понятие «общее имущество многоквартирного дома», содержание общего имущества собственников помещений в мно­гоквартирном доме.

13. Условия предоставления жилья в социальном жилищном фонде.

14. Основания признания граждан нуждающимися в жилых поме­щениях, предоставляемых по договорам социального найма, понятие «малоимущий».

15. Принятие на учет, снятие с учета и отказ в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

16. Очередность предоставления жилья по договорам социального найма. Внеочередное предоставление жилья.

17. Заключение договора социального найма жилого помещения. Значение решения о предоставлении жилья. Типовой договор социального найма.

18. Права, обязанности и ответственность наймодателя.

19. Права, обязанности и ответственность нанимателя и членов семьи нанимателя жилого помещения занимаемого по договору социального найма.

20. Обмен жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма. Виды обмена.

21. Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.

22. Правовое положение временных жильцов при социальном найме.

23. Замена жилого помещения: понятие, основания, порядок. Отличие от обмена.

24. Изменение и прекращение договора социального найма

25. Расторжение договора социального найма по инициативе наймодателя: основания, порядок.

26. Понятие выселения. Основания и порядок выселения нанимателя и членов его семьи из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. Виды выселения.

27. Правовые последствия ненадлежащего использования жилого помещениями и нарушения прав и интересов соседей собственником, нанимателем и иными лицами, проживающими в жилом помещении.

28. Особенности правового режима жилья коммунального назначения.

29. Обеспечение жилищных прав собственника при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

30. Ответственность в жилищном праве. Защита жилищных прав.

31. Правовое положение жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

32. Органы управления жилищного и жилищно-строительного кооператива.

33. Правовое положение членов кооператива.

34. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива.

35. Жилищный накопительный кооператив: понятие, создание, особенности членства в кооперативе.

36. Правовое положение товарищества собственников жилья.

37. Органы управления товарищества собственников жилья.

38.Права и обязанности членов товарищества. Прекращение членства в товариществе.

39.Специализированный жилищный фонд: понятие, виды. Основания предоставления специализированного жилья в пользование.

40. Договор найма специализированного жилого помещения. Общая характеристика, отличия от иных видов найма.

41. Особенности найма служебных жилых помещений Договор найма служебного жилого помещения.

42. Особенности найма жилых помещений в общежитиях. Договор найма жилого помещения в общежитиях.

43. Основания предоставления жилых помещений маневренного фонда. Договор найма жилого помещения маневренного фонда.

44. Пользование жилыми помещениями в домах социального обслуживания и социальной защиты населения.

45. Предоставление жилья беженцам и вынужденным переселенцам

46. Способы управления многоквартирным домом. Порядок выбора способа управления.

47. Управляющая организация. Договор управления многоквартирным домом; общая характеристика, содержание.

48. Непосредственное управление многоквартирным домом.

49. Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома. Порядок проведения, компетенция.

50. Приватизация жилых помещений.

51. Договор долевого участия в строительстве: общая характеристика, содержание. 

52. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги: структура, размер платы, порядок внесения.

 

Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету, экзаменам, в том числе государственной аттестации. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Наиболее важные вопросы тем или разделов курса выносятся на семинарские занятия. Семинары проводятся после цикла лекций в целях проверки контроля уровня подготовленности студентов, закрепления ими изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов и сообщений по правовой проблематике, а также приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые положения и тезисы.

Для приобретения навыков исследовательской деятельности по дисциплине предусмотрена подготовка студентами научных сообщений, докладов, рефератов, работа над которыми активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных правовых проблем.

Самостоятельная работа студента предшествует семинарским занятиям. Такая работа связана с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в рекомендованной преподавателем тематической литературе.

Семинары могут проводиться в форме учебных конференций, включающих в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Самостоятельная работа студентов должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на знание лекционного материала и обсужденных тем семинарских занятий, необходимо закрепить и расширить знания в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Чтобы добиться высокой результативности самостоятельной работы, важно тщательно спланировать и согласовать ее с преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. При возникновении проблемных вопросов, не поддающихся самостоятельному разрешению, следует обратиться за дополнительной консультацией к преподавателю.

 Результативность освоения учебного материала обеспечивается эффективной системой контроля и включает: обсуждение вопросов на семинарских занятиях, индивидуальные беседы с обучаемыми, проверку конспектов лекций и индивидуальных заданий, контрольные работы, зачет. Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

В соответствии с тематическим планом по наиболее важным вопросам предусматриваются индивидуальные собеседования с обучаемыми, дополнительные индивидуальные занятия со слабоуспевающими.

Индивидуализация обучения достигается также путем подготовки обучаемыми реферативных сообщений с последующим заслушиванием на семинарских занятиях, путем подготовки работ, выступлений с научными сообщениями на заседаниях научного общества. Индивидуализация обучения связана с развитием познавательных процессов, способностей и активности обучаемых, что достигается решением проблемных задач, включением в занятия элементов ролевых ситуаций, постановкой активизирующих вопросов, показом наиболее часто встречающихся ошибок в правоприменении и их анализом, характеристикой различных точек зрения по спорным вопросам, ориентацией обучаемых на выработку собственного мнения и умение его отстаивать, аргументировать.

Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, следует изучить материал учебника, затем ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них) – работами выдающихся философов, историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения дисциплины рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа студентов организуется в формах индивидуальных и коллективных занятий. Применяются различные виды учебных занятий, в том числе, творческие задания, тестирование, консультации.

Самостоятельная работа реализуется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и семинарских занятиях;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в электронной образовательной среде;

- в библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся – как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

- подготовку и написание эссе, докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы,

- выполнение домашних заданий разнообразного характера;

- поиск и отбор информации по отдельным разделам дисциплины в сети Интернет;

- работу с нормативными документами, их конспектирование;

- текущее и итоговое тестирование.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи.

Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации зачету (экзамену).

Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям.

Семинар – форма занятия, на котором обсуждаются и прорабатываются теоретические вопросы курса.

Цель этих занятий – помочь студентам глубже освоить теоретический материал, приобрести навыки самостоятельной и творческой работы над документами и первоисточниками.

Подготовка к семинару состоит не только в чтении и конспектировании указанной преподавателем литературы, но и в проработке конспекта лекций, изучении соответствующих разделов учебника.

Написание эссе требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Эссе, обсуждаются на семинарском занятии аудиторией, в связи, с чем помогают сформировать у студентов навыки работы в коллективе, принятия совместных решений, способность вынесения коллегиальных решений.

Нормативно-правовые акты могут использоваться на занятиях по праву со следующими задачами: осознание студентами значимости правовых документов в жизни общества; уяснение смысла юридических норм, содержащихся в текстах нормативных актов; использование полученных из источника права знаний в практической учебной деятельности (решение юридических задач, разбор ситуаций, имеющих правовой смысл, выполнение иных практических заданий); применение смысла правовых норм в реальной жизни. Обобщая можно сказать, что главной целью использования нормативно – правовых актов на занятиях по праву является научить студентов извлекать необходимые правовые знания из нормативного акта, и использовать их для решения повседневных проблем в правовой сфере.

 Методика работы с нормативно-правовыми актами предполагает целенаправленную работу преподавателя со студентами по развитию умений получения знаний из юридических актов. Обладая этими умениями, студенты смогут самостоятельно извлекать необходимые правовые знания из нормативного акта и оперировать ими в повседневной жизни.

Умения работы с нормативно-правовыми актами – это группа умений, направленных на усвоение специфики юридического учебного материала. В качестве умений работы с нормативно – правовыми актами можно выделить следующие: умение давать общую характеристику нормативно – правового акта (реквизиты, структура, регулируемые отношения, субъекты, понятия, приведенные в качестве нормативных и др.); умение определять место нормативно – правового акта – в системе права (систематизация); умение читать нормативно-правовой акт и извлекать из него требуемые правовые знания; умение анализировать содержание текста нормативного акта, которое включает в себя: умение объяснять смысл юридической нормы, давать ее комментарий; умение выявлять сущностные признаки юридических понятий, содержащихся в тексте нормативного акта; умение извлекать и обобщать знания из нескольких нормативных актов; умение использовать выдержки из текста акта при ответе для иллюстрации теоретических положений; умение использовать своей позицией; умение определять вид юридической нормы; умение использовать текст нормативного акта для аргументации своей позиции; умение определять вид юридической нормы; умение использовать нормативно – правовые акты при решении юридических ситуаций.

Формирование умений работы с нормативно-правовыми актами можно осуществить по определенной модели, включающей в себя несколько стадий: Первая стадия включает в себя мотивацию к деятельности, которая основывается на осознании студентами жизненной необходимости умения работать с нормативными актами. Способом мотивации можно считать рассмотрение актуальной для студентов жизненной ситуации, требующей разрешения с использованием нормативно-правового акта. Очень важно, чтобы эта ситуация была близка для обучаемых, соотносилась с их правовым статусом и жизненным опытом. Преподаватель знакомит студентов с алгоритмом работы с нормативно - правовыми актами, который мы рассматриваем как ориентационная основа учебной деятельности при изучении права (обучаемые, для выполнения задания, могут использовать часть алгоритма). Алгоритм включает следующие шаги: Внимательно прочитайте название юридического текста (раздела, главы, статьи). Внимательно прочитайте текст нормативного акта и постарайтесь понять содержание норм права. Определите главное понятие и понятия, которые являются его признаками. Выпишите неизвестные понятия и дайте им определения. На втором этапе организуется работа студентов с текстом нормативно – правового акта по указанному алгоритму при участии преподавателя.

 Решая задачи правового характера, студенты определяют, на какой нормативно-правовой акт ссылаться, каковы элементы нормы права. Решая конкретные задачи, правового характера, студенты осознают последовательность действий и делают соответствующие выводы. На следующей стадии студенты работают без опоры на образец (алгоритм). Студенты объясняют последовательность своих действий, решая правовые задачи.

Нужно отметить, что правильное решение задачи не является самоцелью, а средством организации работы студентов и мотивацией к учебной деятельности. Важно проследить сам процесс поиска ответа, к которому обучаемые должны прийти, самостоятельно проанализировав источники права. Таким образом, работа студентов с нормативно – правовыми актами способствует получению глубоких и прочных знаний по предмету; позволяет создать наиболее полное представление о праве, приблизить те или иные положения к практике. Полученные в ходе изучения нормативно – правовых актов знания, умения студентов создают основу для дальнейшего обучения в области права и способствуют становлению правосознания личности.

Для эффективной организации СРС необходимо:

последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме занятия, творческая работа и т.д.);

постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиление их самостоятельного характера;

систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

Для студентов очной и заочной форм обучения возможно проведение интернет-тестирования через портал дистанционного образования ФГБОУ ВО ВГУЮ.

Существуют приемы, помогающие лучше подготовиться к тестированию. Они касаются управления своим вниманием и памятью, рациональным использованием ресурсов своей работоспособности, волевой мобилизации.

При прохождении теста необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- концентрация внимания влияет и на общее время прохождение теста, и на количество случайных ошибок;

- выработка привычки дважды перечитывать задание: определение значимых слов в задании поможет избежать ошибок, связанных с неверным пониманием вопроса из-за пропуска, например, частицы «не»;

- исключение заведомо неверных ответов используется, когда вы точно не знаете правильный ответ: исключив несколько заведомо неподходящих вариантов, вы увеличиваете свои шансы;

- контроль времени: пропустите вопрос, на который не можете дать ответа – вернитесь к нему после того, как все остальные задания будут выполнены. Всегда помните, в результаты теста входит

общий бал.

Важным видом учебной деятельности студента является самостоятельная работа.

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в образовательном учреждении ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в Институте вопрос об уровне знаний вплотную встает перед обучающимся только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно – выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

Работа с книгой

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.

Правильный подбор учебных пособий рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература также указана в учебно-методических комплексах по данному курсу.

Изучая материал по учебному пособию, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоят



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.075 с.)