Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Портфолио школьного библиотекаряСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методические рекомендации по составлению
СОДЕРЖАНИЕ: Введение Концепция библиотечного портфолио Типы портфолио Виды портфолио Методика формирования портфолио Организация и оформление портфолио
Приложения 1. Составление резюме 2. Лист самооценки профессиональной деятельности школьного библиотекаря 3. Тест «Информационная культура специалиста» Библиография
ВВЕДЕНИЕ Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: разработать концепцию библиотечного портфолио; определить его цели, задачи, функции, выявить практическую значимость; представить модели и разновидности портфолио в библиотечной практике; разработать методику формирования профессионального библиотечного портфолио; представить варианты организации и оформления портфолио. КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИО Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель. Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше [4]. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками. Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени. Задачи: проанализировать и обобщить свою работу; связать воедино отдельные аспекты своей деятельности; отразить динамику профессионального развития; представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно. Функции портфолио:
диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени; содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ; развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования; мотивационная – поощряет результаты деятельности; рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения [6]. Практическая значимость портфолио: аттестация в будущем; лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ; систематизация деятельности библиотекаря; фактор, стимулирующий профессиональное развитие. Модели портфолио Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности. ТИПЫ ПОРТФОЛИО При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа: Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря: дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней); грамоты; свидетельства; удостоверения; справки; сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска. В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет). Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить: конкурсные работы; проекты развития библиотеки; тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио – и видеозаписи); сценарии различных массовых мероприятий; электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок; видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий; авторские образовательные программы и УМК к ним; печатные работы. Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т. п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т. п.
Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т. д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов. Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов). Например: А. Портфолио простые: 3 варианта, т. е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов. Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов. В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов [6, 7, 8, 9]. ВИДЫ ПОРТФОЛИО Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический. Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т. е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале. Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности (см. приложение 1). Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы. В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков (см. приложения 2 и 3). Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень [3].
Тематический портфолио может включать: план (структуру, схему) занятий или разработки темы; пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т. д.; обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете; программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий); работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки); самоанализ проведённой работы; фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т. д.); отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия; подведение итогов, определение перспектив.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.011 с.) |