Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кодекс профессиональной этики российского библиотекаряСтр 1 из 22Следующая ⇒
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря Библиотекарь: · обеспечивает высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов; · рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности; · противостоит ограничению доступа к библиотечным материалам и не допускает самовольного изъятия и необоснованного отказа (цезуры) на запрашиваемые документы; · не несет ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке; · строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и ее информационным потребностям; · охраняет конфиденциальность данных об информационной деятельности пользователя (за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством); · признает авторские права на интеллектуальную собственность; · стремится к профессиональному самосовершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности; · уважает знания коллег и охотно передает свои знания, видя в этом важнейшее условие развития профессии; · относится с уважением ко всем коллегам, защищает их права, если они не противоречат этическим нормам и способствуют авторитету профессии; · заботится о высоком общественном статусе своей профессии, стремится показать социальную роль библиотеки, укрепить ее репутацию. Кодекс принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации (4-я ежегодная сессия) 22 апреля 1999 года. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ I. Общие положения 1. Библиотека является структурным подразделением Средней образовательной школы (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 2. Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в уставе школы. 3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы. 5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы. 6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. II. Основные задачи 9. Основными задачами школьной библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции 10. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; б) создает информационную продукцию: • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т. п.); • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом; • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. V. Управление. Штаты 18. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 19. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 20. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.
21. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 22. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6); г) планово-отчетную документацию; д) технологическую документацию. 23. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом школы. 24. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь. 25. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. Общие положения Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения образовательного учреждения, назначается, освобождается от должности и подчиняется непосредственно директору ОУ. Контроль над деятельностью библиотеки осуществляет директор образовательного учреждения, который утверждает нормативные, технологические, планово-отчетные документы библиотеки. За организацию деятельности библиотеки отвечает заведующий библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива, входит в состав педагогического совета. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности заведующего библиотекой его обязанности могут быть возложены на библиотекаря, учителя или другого члена педагогического коллектива. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре и образовании, постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ и настоящей Инструкцией.
Функции
1. Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения. 2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса средствами библиотечного и информационного обслуживания.
Должностные обязанности 1. Организует работу библиотеки образовательного учреждения, несет ответственность за деятельность библиотеки ОУ в пределах своей компетенции:
· Разрабатывает и корректирует Положение о библиотеке ОУ, Правила пользования библиотекой, должностные инструкции сотрудников библиотеки, планы и отчеты в соответствии с планом учебно-воспитательной работы ОУ, график работы и расписание работы библиотеки; предоставляет их на утверждение директору ОУ. · Ведеё библиотечную учетно-финансовую документацию: · Использует в работе технические и информационные средства, новые информационные технологии. · Обеспечивает библиотеку библиотечной техникой · Обеспечивает режим работы библиотеки в соответствии с потребностями и спецификой ОУ. · Отвечает за эстетику оформления библиотечного помещения. ü осуществляет комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие). ü организует техническую и аналитико-синтетическую (классификацию, каталогизацию) обработку полученных документов. ü обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в соответствии с Библиотечно-библиографической классификацией. ü оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и буквенных разделителей, полочных и стендовых выставок. ü организует фонд особо ценных документов. ü изучает и анализирует состав фонда и его использование. ü предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, принимает меры для своевременного возврата документов.
ü следит за правильностью расстановки фонда. ü осуществляет выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их своевременное списание по установленным нормам и правилам. ü обеспечивает контроль за выданными читателям документами. ü проводит периодические проверки фонда. ü осуществляет оформление подписки на периодические издания (в том числе электронной), контроль за доставкой и регистрацию.
Права
Заведующий библиотекой имеет право: · Иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами.
Ответственность
Заведующий библиотекой несет ответственность: · за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения – в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ. · за неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей – дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством. · за причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей – частичную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Взаимоотношения. Связи по должности.
Заведующий библиотекой:
1. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами. 2. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими), систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы. 3. Может привлекаться к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы. 4. Согласовывает работу библиотеки образовательного учреждения с методическим центром. 5. Взаимодействует с Централизованной бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета. 6. Устанавливает взаимодействие с Экспедиционно-складским комплексом по вопросам поставок учебной литературы в образовательное учреждение. 7. Устанавливает и поддерживает связи с централизованными библиотечными системами, проводит совместную работу с детскими библиотеками. 8. Взаимодействует с организациями по вопросам приема-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.
Подпись зав. библиотекой
Общая - положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой. - паспорт библиотеки. - годовой и месячный планы работы. - отчет работы за предыдущий год. - анализ заказа. - функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря. - график и расписание работы библиотеки.
По основному фонду - книга суммарного учета. - инвентарные книги. - журнал с копиями накладных. - папка актов движения фонда (списание, передача и т. д.). - акты о проведении инвентаризации и проверок фонда. - тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных. - тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд). - тетрадь учета подарочных изданий. - дневник работы школьной библиотеки. - журнал учета справок. - читательские формуляры.
По учебному фонду - книга суммарного учета. - план/отчет работы с учебным фондом. - копии накладных по доставке учебников. - журнал (папка) учета поступивших учебников. - тетрадь учета брошюрного фонда. - картотека учебников. - папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т. д.). - копии бланков-заказов учебников. - тетрадь замены учебников. - журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры. - диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний. - отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.
По аудиовизуальному фонду - книга суммарного учета. - инвентарные книги. - картотека (кассеты, диски) - инвентаризационный номер
Оформление библиотеки - эстетичность - все надписи набраны на компьютере - выставки книг с паспортами - расстановка фонда по ББК. - Полочные и буквенные разделители. Модели портфолио Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности. ТИПЫ ПОРТФОЛИО При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа: Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря: дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней); грамоты; свидетельства; удостоверения; справки; сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска. В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет). Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить: конкурсные работы; проекты развития библиотеки; тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио – и видеозаписи); сценарии различных массовых мероприятий; электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок; видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий; авторские образовательные программы и УМК к ним; печатные работы. Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т. п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т. п. Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т. д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов. Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов). Например: А. Портфолио простые: 3 варианта, т. е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов. Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов. В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов [6, 7, 8, 9]. ВИДЫ ПОРТФОЛИО Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический. Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т. е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале. Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности (см. приложение 1). Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы. В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков (см. приложения 2 и 3). Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень [3]. Тематический портфолио может включать: план (структуру, схему) занятий или разработки темы; пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т. д.; обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете; программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий); работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки); самоанализ проведённой работы; фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т. д.); отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия; подведение итогов, определение перспектив. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО В настоящее время не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Возможно, вы сами найдёте или разработаете оптимальный вариант размещения ваших материалов в вашем портфеле достижений. Главное, чтобы он был логически выстроен. Вот некоторые рекомендации и пожелания на эту тему. Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов. Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику. В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения. В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней. Портфолио документов В течение последних лет большинство материалов формируется уже в компьютерном варианте. Нужно только создать электронные папки и систематизировать имеющиеся архивы. Самая простая структура электронного портфолио представлена на схеме. В процессе работы вы сами найдете наиболее приемлемый для себя вариант. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА РАБОТЫ И ОТЧЁТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет: - цели, задачи и основные направления деятельности; - тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы библиотеки в целом или данного направления; - объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей; - ресурсы библиотеки: финансовые, материально – технические, кадровые и временные. Планирование обеспечивает решение трех комплексных задач: 1. Установление реальных возможностей библиотеки при ответе на вопрос «Где мы находимся в настоящее время?». Здесь определяются сильные и слабые стороны библиотеки, ее ресурсное обеспечение, наличие портфеля новых разработок. 2. Установление реальных целей, отвечая на вопрос «Куда мы хотим двигаться?» Оцениваются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность библиотек, определяются цели и ограничения в их осуществлении. 3. Установление способов достижения цели или ответ на вопрос «Как мы собираемся сделать это». В общих чертах и конкретно определяются основные задачи, ресурсы, затраты; намечается, что сделать библиотекарю для выполнения поставленных задач. При планировании рекомендуется использовать активные методы и формы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Активные библиотечные формы и методы работы (сокращенный вариант): Встречи – сентябрьские, в читальном зале, с интересной книгой, автором, лучшим читателем, встречи – фантазии. Вечера – размышления, вопросов и ответов, задушевного разговора, вечера – сюрпризов. Дискуссии Игры – литературные, ролевые, интеллектуальные, профориентационные, игры – путешествия, игры – доказательства. Инициативы – информационная, литературная, творческая. Конкурсы – литературные, на самого усидчивого читателя периодики, на лучшую популярную книгу, на лучшую домашнюю библиотеку. Круизы – литературно – экологические, историко – краеведческие. Клубы Посиделки – девичьи, библиотечные, краеведческие, святочные, фольклорные. Портреты – политические, читателя, библиотекаря. Презентации (презентации – обсуждения) – журналов, книг, части фонда, статьи, стихотворения, альбома, фильма, грампластинки, диска, сайта. Рандеву – пресс – встречи, разговоры по душам. Репортажи (а также интервью) – экологические, актуальные. Фантазии – литературные, поэтические, музыкальные. Часы – вопросов, библиотечных вопросов и ответов, поэтические, рассуждения, практических рекомендаций, спора о…, откровенного разговора, полезного совета. Некоторые новые формы работы библиотеки с применением компьютерных технологий - Интернет – каникулы - Обзоры новых ресурсов Интернета - Электронные выставки; дайджесты; – Выпуск библиографических указателей, пособий, списков на разных носителях информации; - Виртуальные экскурсии по библиотекам; - Слайд – лекции; - Компьютерные презентации; - Мастер – класс по внедрению новых ИКТ (для пользователей); - Премьеры дисков; - Интернет – знакомства; - Мультимедиа – просмотры; - Посещения виртуальных музеев мира; - Электронная игротека; - Конкурс мультимедиа – сочинений; - Видеобесседы, уроки, рассказы о…; - Урок – навигация; чат – конференция и др. Некоторые услуги в работе библиотеки с применением компьютерных технологий: - Путеводители по ресурсам; - Тематические электронные файлы и папки; - Пользовательские инструкции; - Библиотечная веб–страница; - Библиотечный сайт; - Информационные библиотечные сводки; - Электронная визитка; - Электронная библиотечная лоция; - Пресс-клиппинг (мониторинг прессы); - Оцифровка фондов библиотеки с последующей организацией доступа к ним как в сетевом режиме План и отчёт библиотеки – главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки. Основная цель этого материала – помочь школьному библиотекарю грамотно и чётко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учителям и педагогам, а затем убедительно отчитаться. В основу работы библиотек положены следующие документы: “Закон о библиотечном деле” (1994) и “Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения”. В этом Положении говорится о том, что каждая библиотека должна иметь план работы на учебный год, утвержденный директором школы. Этот план – часть общего годового плана учебно-воспитательной работы данного учреждения: Как организовать планирование? Планирование отражает конкретные цели и задачи одного учебного года. При составлении текущих планов учитывается количество сотрудников библиотеки, количество рабочих часов в году, трудозатраты на все процессы, мероприятия и услуги, включённые в план. Кроме того, в плане должен присутствовать резерв времени на необходимые, но не запланированные работы и потенциальную возможность временной нетрудоспособности сотрудников библиотеки. В качестве дополнительного резерва в плане учитывается работа читательского актива, совета библиотеки и возможность заимствования той или иной готовой библиотечно-информационной продукции или услуги в библиотеках других типов. I. Приступая к работе, библиотекарь должен знать основные направления учебно-воспитательного плана. Какие задачи стоят перед вашим учреждением на текущий год? Необходимо обдумать, чем библиотека может помочь в их выполнении, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь педагогам и школе.
II. Перед составлением плана необходимо побеседовать с зам. директора по воспитательной работе, с председателями методических объединений и обговорить основные направления работы и все крупные мероприятия. Необходимо заранее заручиться согласием и поддержкой специалистов – предметников, чтобы знать, на кого можно опереться при организации задуманного мероприятия, обговорить масштаб такой работы (один класс, параллель, вся школа).
III. План должен быть неразрывно связан с жизнью школы и не может носить отвлеченный характер. Если ваше учебное заведение имеет свои особенности (в режиме работы, в изучении каких-то дисциплин), это должно найти свое отражение в плане. Необходимо конкретизировать вашу специфику, воплощая ее в конкретные мероприятия. Специфика в изучении школьных дисциплин должна указать библиотекарю на особое отношение к этим направлениям работы.
IV. Следующий этап – определение главных те года, мотражение их в основных задачах и конкретизация в плане работы. V. План составляется с учетом литературных и памятных дат года. Познакомившись с таким календарем, отметьте те даты, которые будут определяющими в учебном году, и подумайте о том, какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть для ребят эти темы. Против выбранных тем в своем черновике можно указать формы работы: книжная выставка, обзор, праздник, игра.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.173 с.) |