Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доктор медицинских наук,профессор,
академик Международной Академии информатизации, Заведующий кафедрой гигиены детей и подростков ММА имени И.М.Сеченова Москва, апрель 1998 года
ВВЕДЕНИЕ Проблемы охраны здоровья детей и подростков касаются четверти населения Российской Федерации. В стране проживает 38,8 млн. детей. В настоящее время отмечается снижение уровня здоровья детского и подросткового населения страны: в среднем не более 20% детей школьного возраста здоровы, отклонения в состоянии здоровья имеют 45% школьников, 30-35% имеют хроническую патологию, 58 % выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. Установлена высокая степень влияния окружающей среды на здоровье растущего организма. В антропогенных геохимических провинциях, экологически неблагополучных районах у 21-23% детей, проживающих не менее 5 лет и родившихся в этих регионах, отмечена задержка и дисгармония в физическом развитии, существенные отклонения в состоянии здоровья. В местах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 1,7 раза по сравнению с относительно чистыми районами выше общая заболеваемость детей. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей в значительной степени связаны с неудовлетворительным материально-техническим состоянием и уровнем коммунального благоустройства детских дошкольных и образовательных учреждений. Значительное число детских учреждений (10-40%) не имеют централизованного водоснабжения, канализации, не подключены к системам централизованного отопления; медленно улучшаются показатели воздушной среды, микроклимата; в 21-29% исследований установлена низкая освещенность. Только треть образовательных учреждений имеет набор учебной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям. В соответствии с Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принятым в 1991 году, подрастающее поколение страны является одной из ведущих групп санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием здоровья населения в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности. С целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия детей России разрабатывается и действует ряд государственных программ ("Дети России", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Вакцинопрофилактика" и др.), Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, принятую в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Контроль и управление санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков невозможны без знания методов изучения и анализа результатов исследований факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности детей и подростков, методов изучения, анализа и прогнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности, умения оперировать медико-демографическими показателями, данными физического развития, заболеваемости, распределения детей на группы здоровья. Факторы риска, влияющие на здоровье детского населения, обработка, анализ и прогнозирование изменений в состоянии здоровья детей и подростков - важные компоненты управления здоровьем детской популяции. Для обеспечения благополучия детей важно уметь изучать и давать оценку их питания, режима дня, организации учебного, трудового процесса и физического воспитания в детских учреждениях, функционального состояния и работоспособности организма, проводить санитарно - эпидемиологический надзор и санитарно-гигиеническую экспертизу за предметами детского обихода (книги, игрушки, одежда, мебель) и материалами для их изготовления, а также за отводом земельного участка, проектированием, строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию зданий детских и подростковых учреждений. Важными компонентами санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков является гигиеническое обучение и воспитание детей и их родителей, разработка и реализация государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков, условий их жизнедеятельности, эффективная деятельность центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению благополучия детей и подростков.
В соответствии со стандартом подготовки врача по специальности "Медико-профилактическое дело", врач по гигиене детей и подростков центра госсанэпиднадзора обязан: - осуществлять анализ состояния здоровья детских и подростковых организованных коллективов и детского населения в целом; - проводить изучение факторов среды обитания, условий и режима воспитания, обучения, отдыха детских и подростковых коллективов с - устанавливать причинно - следственные связи между состоянием здоровья детских и подростковых коллективов и факторами внешней и окружающей среды, условиями воспитания, обучения и проведения досуга; - осуществлять разработку и внедрение оздоровительных мероприятий, а также местных, региональных и республиканских программ охраны здоровья, профилактики заболеваний детского населения, оздоровления среды обитания и условий их жизнедеятельности; - осуществлять контроль за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений; - обеспечивать действенный Госсанэпиднадзор за деятельностью детских и подростковых организованных коллективов, выполнением своих предложений и программ.
Подготовка студентов по гигиене детей и подростков должна быть направлена на освоение следующих конкретных видов деятель ности: - изучение и анализ состояния здоровья и физического развития детского и подросткового населения; - проведение гигиенической оценки факторов окружающей среды, влияющих на здоровье детей; - проведение профилактических мероприятий среди детских и подростковых контингентов; - осуществление государственного санитарно – эпидемиологического надзора за строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию учреждений для детей и подростков, выпуском предметов и изделий для детей; - организация и проведение гигиенической оценки условий, программ, методик и режимов воспитания и обучения детей; - участие в планировании деятельности подразделений санитарно-эпидемиологической и лечебно - профилактической служб; - участие в проведении организационно - управленческой деятельности; - проведение работы по гигиеническому воспитанию детей и подростков и формированию здорового образа жизни. В процессе обучения студенты должны овладеть конкретными знаниями и умениями. Студент должен знать: 1. Определение гигиены детей и подростков как гигиенической науки, ее цель и задачи. 2. Связь гигиены детей и подростков с гигиеническими и другими медицинскими, биологическими и техническими науками. 3. Методы исследований, применяемые в гигиене детей и подростков. 4. Истоки гигиены детей и подростков: народная медицина и первые научно - популярные работы по вопросам гигиены воспитания детей XVI - XVIII вв. 5. Роль прогрессивных общественных деятелей (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, И.И. Бецкой) и первых русских профессоров - энциклопедистов (С.Б. Зыбелин, Н.М. Амбодик) в развитии гигиены воспитания детей. 6. Роль отечественных терапевтов и педиатров (Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, А.Л. Гундобин, А. Кисель) в развитии школьной гигиены.
7. Вклад медицинского факультета Московского Университета в развитие гигиены детей и подростков. 8. Роль Ф.Ф. Эрисмана в развитии отечественной школьной гигиены. 9. Роль отечественных гигиенистов (А.П. Доброcлавин, Г.В. Хлопин, В.Е. Игнатьев, Д.Д.Бекарюков), земских санитарных врачей в развитии школьной гигиены. 10. Роль А.В.Молькова - как основоположника гигиены детей и подростков. Значение Н.А.Семашко, П.М.Ивановского, А.Я.Гуткина и др. в развитии гигиены детей и подростков в советский период. 11. Определение понятия "здоровье", основные показатели, характеризующие здоровье детского и подросткового населения. Принципы оценки состояния здоровья детей и подростков. 12. Особенности развития патологии у детей. Возрастная структура заболеваемости детского и подросткового населения. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей. 13. Медико-демографические критерии состояния здоровья, применяемые при оценке эколого-гигиенического состояния территории. 14. Причины нарушения психического здоровья детей. Место психогигиены в охране психического здоровья. 15. Методы изучения, анализа и прогнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами среды их обитания. Современные подходы к мониторированию здоровья детей и подростков. 16. Закономерности роста и развития детского организма и их зависимость 17. Методы оценки физического развития коллектива и индивидуума. 18. Возрастную периодизацию и ее значение для гигиены детей и подростков. 19. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности. 20. Проблемы акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков. 21. Морфо-функциональные особенности детей преддошкольного возраста (до 3 лет). 22. Морфо-функциональные особенности детей дошкольного возраста (3-6 лет). 23.Морфо-функциональные особенности детей младшего школьного возраста (6-9 лет). 24. Морфо-функциональные особенности детей среднего школьного возраста (11-14 лет). 25. Морфо-функциональные особенности детей старшего школьного (подросткового) возраста (15-18 лет). 26. Основные принципы гигиенического нормирования в гигиене детей и подростков. 27. Значение учения о биоритмах организма для гигиены детей и подростков. Биоритмологический подход к организации учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков.
28. Гигиеническое обоснование воздушно-теплового режима в детских учреждениях. Системы вентиляции, отопления. 29. Гигиеническое обоснование к созданию оптимальной световой среды в помещениях для детей и подростков. 30. Гигиенические принципы организации режима дня детей различных возрастов. 31. Гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. 32. Особенности режима дня в оздоровительных учреждениях для детей. 33. Физиологическую сущность утомления, подходы к профилактике переутомления у детей. 34. Принципы гигиенического нормирования умственной деятельности детей. 35. Гигиенические требования к организации учебного процесса в школе (расписание занятий, продолжительность учебного дня, недели, года). 36. Физиолого-гигиеническое обоснование правильной позы учащегося, требования к школьной мебели. 37. Гигиенические требования к организации и условиям обучения детей 6-летнего возраста в школе. 38. Гигиенические проблемы компьютеризации обучения и влияние компьютерной техники на функциональное состояние и работоспособность ребенка. 39. Подходы к гигиенической оценки школьных ЭВМ и основных факторов окружающей среды в кабинетах информатики и электронно-вычислительной техники. 40. Гигиенические требования к устройству оборудования и содержанию 41.Гигиенические принципы организации учебно-воспитательной и оздоровительной работы в учреждениях для детей с отклонениями в состоянии здоровья. 42. Биологическую потребность в движениях в зависимости от возраста и пола, основы нормирования двигательной активности. 43. Физиологические основы образования двигательных навыков и координации движений у детей в разные периоды развития. 44. Основы закаливания и его физиологическая сущность. 45. Основные принципы закаливания, методы оценки эффективности проведения закаливающих процедур. 46. Организацию закаливающих процедур в детских дошкольных учреждениях. 47. Оздоровительную роль физического воспитания и гигиенические принципы его организации в детских дошкольных учреждениях. 48. Гигиенические проблемы ранней спортивной специализации детей и подростков, организацию медицинского контроля за занятиями учащихся в специализированных спортивных классах, школах-интернатах спортивного профиля, детско-юношеских спортивных школах. 49. Особенности реакции организма подростка на физическую нагрузку. 50. Влияние физического труда на растущий организм. Особенности формирования функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков. 51. Физиолого-гигиенические требования к содержанию и организации трудового обучения и профессионального образования учащихся. 52. Динамику работоспособности, функционального состояния и состояния здоровья в процессе профессионального обучения.
53. Гигиенические принципы организации профессионального обучения. 54. Основные профессионально-производственные факторы и их влияние на организм подростков. 55. Медико-физиологические аспекты профессиональной ориентации школьников и задачи санитарного врача. 56. Психофизиологические критерии профессиональной пригодности. Ключевые профессионально-значимые функции подростков, особенности их формирования, классификацию. 57. Основы врачебно-профессиональной консультации и определения профессиональной пригодности подростков с отклонениями в состоянии здоровья. 58. Гигиенические принципы рационального питания детей и подростков. 59. Особенности обмена белков, жиров и углеводов в организме в период роста и развития. 60. Значение минеральных веществ в процессах роста и развития детского организма. 61. Значение витаминов в питании детей, основы профилактики гиповитаминозов. 62. Гигиенические принципы организации питания в детских учреждениях. 63. Организацию питания детей в оздоровительных учреждениях. 64. Основные принципы планировки детских дошкольных учреждений. 65. Современные планировочные решения участка и здания общеобразовательных школ. Значение земельного участка в создании благоприятных условий внешней среды. 66. Гигиенические требования к планировке школ различной вместимости. 67. Особенности планировки и санитарного благоустройства школ в I и IV климатических зонах. 68. Гигиенические требования к игрушкам. 69. Возрастные особенности процесса чтения у детей. Гигиенические требования к детским книгам и учебникам. 70. Гигиенические требования к одежде для детей раннего и дошкольного возраста. 71. Гигиенические требования к школьной и спортивной одежде детей и подростков. 72. Гигиенические требования к детской обуви (конструкция и материалы). 73.Гигиенические требования к синтетическим материалам, применяемым при изготовлении оборудования и предметов детского обихода. 74. Организацию Государственного санитарно-эпидемиологического надзора за производством предметов детского обихода с применением синтетических материалов. 75. Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, воспитанию медицинской активности детей и подростков. 76. Значение гигиенического воспитания в формировании здорового образа жизни, содержание и формы работы по гигиеническому воспитанию и обучению в учреждениях для детей и подростков различного возраста. 77. Организацию общественных форм работы по санитарному просвещению (участие в работе общества Красного Креста и занятия в медико-санитарных кружках). 78. Роль медицинских работников в организации санитарно - просветительской работы среди персонала детских и подростковых учреждений и родителей. 79. Содержание и методы работы санитарного врача по формированию 80. Содержание работы санитарного врача по организации и проведению летней оздоровительной работы среди детей и подростков. 81. Законодательные и нормативные акты Российской Федерации по охране здоровья детей и подростков. 82. Государственную систему организации лечебно - профилактической 83. Основные положения международной Конвенции по правам ребенка и состояние ее реализации в Российской Федерации. 84. Европейскую региональную программу "Здоровье для всех к 2000 году", ее основные задачи применительно к детскому и подростковому контингентам. Основные показатели "ЗДВ - 2000". 85. Основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского и подросткового населения и основные разделы деятельности врача по гигиене детей и подростков. 86. Систему Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, учреждения и подразделения, занимающиеся вопросами обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия детей и подростков. 87. Основные задачи санитарно-эпидемиологической службы на современном этапе, систему управления состоянием здоровья детей в связи с факторами окружающей среды. 88. Организацию медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и учащихся на основе массовых скрининг - тестов и методы оздоровления в условиях детского сада, школы. 89. Основные профили и характер лечебно-оздоровительной работы в детских санаториях. Студент должен уметь: 1. Составить программу изучения санитарно - эпидемиологического благополучия детей (показатели здоровья и источники информации). 2. Провести антропометрическое исследование (соматометрия, физиометрия, соматоскопия) ребенка. 3. Провести вариационно-статистическую обработку материалов атропометрических исследований. 4. Оценить физическое развитие индивидуума, коллектива. 5. Рассчитать основные показатели, характеризующие состояние здоровья детской популяции (индекс здоровья, количество часто болеющих). 6. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей и подростков. 7. Провести анализ состояния здоровья и разработать оздоровительные и санитарно - гигиенические мероприятия. 8. Исследовать продолжительность и характер деятельности детей (хронометраж, наблюдение за поведением детей, анкетирование). 9. Исследовать работоспособность и функциональное состояние организма ребенка (корректурные пробы, хронорефлексометрия, динамометрия, треморометрия). 10. Оценить режима дня детского коллектива и индивидуума в зависимости от возраста, состояния здоровья, типа учреждения. 11. Провести гигиенический анализ учебно-воспитательного процесса в детском дошкольном учреждении. 12. Провести гигиенический анализ учебного процесса в школе (учебная нагрузка, расписание, и др.). 13. Дать гигиеническую оценку физического воспитания в общеобразовательной школе, его форм, средств и условий проведения, урока физической культуры с использованием хронометражных наблюдений. 14. Оценить правильность дозирования нагрузки для детей основной, подготовительной и специальной групп на основе использования исследований частоты пульса, дыхания и артериального давления. 15. Дать гигиеническую оценку организации урока трудового обучения учащихся начальных, средних и старших классов с использованием хронометражных наблюдений и исследований функционального состояния организма. 16. Провести врачебно-профессиональную консультацию и составить заключение о профессиональной пригодности подростка. 17. Дать рекомендации по профессиональной ориентации подростка на основе анализа профессионально-значимых функций и по развитию у подростка ключевых профессионально значимых функций. 18. Провести анализ условий жизнедеятельности детей и подростков (освещенность, микроклимат, шум, излучения, содержание вредных веществ в воздухе помещений, атмосферном воздухе). 19. Оценить питание ребенка и подростка в организованных коллективах (балансовый метод, изучение меню - раскладок, лабораторный контроль за питанием). 20. Провести санитарно-гигиеническое обследование пищеблока образовательного учреждения. 21. Дать гигиеническую оценку мебели в классе (маркировка, подбор и расстановка мебели, рассаживание учащихся). 22. Составить план-задание для школы на приобретение мебели. 23. Дать оценку рабочей позы учащегося. 24. Дать гигиеническую оценку игрушки, рекомендации к использованию с учетом возраста игрушки. 25. Дать оценку теплозащитным свойствам одежды. 26. Дать оценку и заключение по физико-механическим свойствам тканей и пакетов одежды, применяемых для изготовления детской одежды, конструкции одежды. 27. Провести гигиеническую экспертизу шрифта, набора, бумаги, печати, полиграфического оформления учебников и учебных пособий для учащихся. 28. Проводить санитарно - эпидемиологическую экспертизу проектов образовательных учреждений (ДДУ, школ, школ-интернатов, ПТУ) с использованием нормативной документации и составлять заключение по ф. 303у. 29. Работать с законодательными и нормативно-методическими документами (СП, СН, ГН, СанПиН, СНиПы, ГОСТы).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.086 с.) |