Доктор медицинских наук,профессор, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доктор медицинских наук,профессор,



академик Международной Академии информатизации,

Заведующий кафедрой гигиены детей и подростков

ММА имени И.М.Сеченова

Москва, апрель 1998 года

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы охраны здоровья детей и подростков касаются четверти населения Российской Федерации. В стране проживает 38,8 млн. детей. В настоящее время отмечается снижение уровня здоровья детского и под­росткового населения страны: в среднем не более 20% детей школьного возраста здоровы, отклонения в состоянии здоровья имеют 45% школьни­ков, 30-35% имеют хроническую патологию, 58 % выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья.

Установлена высокая степень влияния окружающей среды на здоро­вье растущего организма. В антропогенных геохимических провинциях, экологически неблагополучных районах у 21-23% детей, проживающих не менее 5 лет и родившихся в этих регионах, отмечена задержка и дис­гармония в физическом развитии, существенные отклонения в состоянии здоровья. В местах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 1,7 раза по сравнению с относительно чистыми районами выше общая заболеваемость детей.

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей в значительной степени связаны с неудовлетворительным материально-техническим со­стоянием и уровнем коммунального благоустройства детских дошкольных и образовательных учреждений. Значительное число детских учреждений (10-40%) не имеют централизованного водоснабжения, канализации, не подключены к системам централизованного отопления; медленно улуч­шаются показатели воздушной среды, микроклимата; в 21-29% исследо­ваний установлена низкая освещенность. Только треть образовательных учреждений имеет набор учебной мебели, соответствующей гигиениче­ским требованиям.

В соответствии с Законом "О санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения", принятым в 1991 году, подрастающее поколение страны является одной из ведущих групп санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием здоровья населения в связи с факторами окружаю­щей среды и условиями жизнедеятельности.

С целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополу­чия детей России разрабатывается и действует ряд государственных про­грамм ("Дети России", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Вакцинопрофилактика" и др.), Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, принятую в 1989 г. Генеральной Ассамбле­ей ООН.

Контроль и управление санитарно-эпидемиологическим благополу­чием детей и подростков невозможны без знания методов изучения и ана­лиза результатов исследований факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности детей и подростков, методов изучения, анализа и про­гнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности, умения оперировать медико-демографическими показателями, данными физического развития, заболеваемости, распределения детей на группы здоровья. Факторы риска, влияющие на здоровье детского населения, обработка, анализ и прогно­зирование изменений в состоянии здоровья детей и подростков - важные компоненты управления здоровьем детской популяции.

Для обеспечения благополучия детей важно уметь изучать и давать оценку их питания, режима дня, организации учебного, трудового процес­са и физического воспитания в детских учреждениях, функционального состояния и работоспособности организма, проводить санитарно - эпиде­миологический надзор и санитарно-гигиеническую экспертизу за предме­тами детского обихода (книги, игрушки, одежда, мебель) и материалами для их изготовления, а также за отводом земельного участка, проектиро­ванием, строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию зданий детских и подростковых учреждений.

Важными компонентами санитарно-эпидемиологического благопо­лучия детей и подростков является гигиеническое обучение и воспитание детей и их родителей, разработка и реализация государственных, регио­нальных и местных программ укрепления здоровья и профилактики забо­леваний детей и подростков, условий их жизнедеятельности, эффективная деятельность центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению благополучия детей и подростков.

В соответствии со стандартом подготовки врача по специальности "Медико-профилактическое дело", врач по гигиене детей и подростков центра госсанэпиднадзора обязан:

- осуществлять анализ состояния здоровья детских и подростковых организованных коллективов и детского населения в целом;

- проводить изучение факторов среды обитания, условий и режима воспитания, обучения, отдыха детских и подростковых коллективов с
широким использованием лабораторных исследований и инструменталь­ных замеров для объективной оценки их санэпидблагополучия;

- устанавливать причинно - следственные связи между состоянием здоровья детских и подростковых коллективов и факторами внешней и окружающей среды, условиями воспитания, обучения и проведения досу­га;

- осуществлять разработку и внедрение оздоровительных мероприя­тий, а также местных, региональных и республиканских программ охраны здоровья, профилактики заболеваний детского населения, оздоровления среды обитания и условий их жизнедеятельности;

- осуществлять контроль за проектированием, строительством и ре­конструкцией детских и подростковых учреждений;

- обеспечивать действенный Госсанэпиднадзор за деятельностью дет­ских и подростковых организованных коллективов, выполнением своих предложений и программ.

 

 

Подготовка студентов по гигиене детей и подростков должна быть направлена на освоение следующих конкретных видов деятель­ ности:

- изучение и анализ состояния здоровья и физического развития дет­ского и подросткового населения;

- проведение гигиенической оценки факторов окружающей среды, влияющих на здоровье детей;

- проведение профилактических мероприятий среди детских и под­ростковых контингентов;

- осуществление государственного санитарно – эпидемиологического надзора за строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию учреждений для детей и подростков, выпуском предметов и изделий для детей;

- организация и проведение гигиенической оценки условий, про­грамм, методик и режимов воспитания и обучения детей;

- участие в планировании деятельности подразделений санитарно-эпидемиологической и лечебно - профилактической служб;

- участие в проведении организационно - управленческой деятель­ности;

- проведение работы по гигиеническому воспитанию детей и под­ростков и формированию здорового образа жизни.

В процессе обучения студенты должны овладеть конкретными зна­ниями и умениями.

Студент должен знать:

1. Определение гигиены детей и подростков как гигиенической науки, ее цель и задачи.

2. Связь гигиены детей и подростков с гигиеническими и другими меди­цинскими, биологическими и техническими науками.

3. Методы исследований, применяемые в гигиене детей и подростков.

4. Истоки гигиены детей и подростков: народная медицина и первые научно - популярные работы по вопросам гигиены воспитания детей XVI - XVIII вв.

5. Роль прогрессивных общественных деятелей (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, И.И. Бецкой) и первых русских профессоров - энцикло­педистов (С.Б. Зыбелин, Н.М. Амбодик) в развитии гигиены воспитания детей.

6. Роль отечественных терапевтов и педиатров (Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, А.Л. Гундобин, А. Кисель) в развитии школьной гигиены.

7. Вклад медицинского факультета Московского Университета в разви­тие гигиены детей и подростков.

 8. Роль Ф.Ф. Эрисмана в развитии отечественной школьной гигиены.

9. Роль отечественных гигиенистов (А.П. Доброcлавин, Г.В. Хлопин, В.Е. Игнатьев, Д.Д.Бекарюков), земских санитарных врачей в развитии школьной гигиены.

10. Роль А.В.Молькова - как основоположника гигиены детей и подрост­ков. Значение Н.А.Семашко, П.М.Ивановского, А.Я.Гуткина и др. в развитии гигиены детей и подростков в советский период.

11.  Определение понятия "здоровье", основные показатели, характеризующие здоровье детского и подросткового населения. Принципы оценки состояния здоровья детей и подростков.

12.  Особенности развития патологии у детей. Возрастная структура заболеваемости детского и подросткового населения. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей.

13. Медико-демографические критерии состояния здоровья, применяе­мые при оценке эколого-гигиенического состояния территории.

14.  Причины нарушения психического здоровья детей. Место психогигиены в охране психического здоровья.

15.  Методы изучения, анализа и прогнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами среды их обитания. Современные подходы к мониторированию здоровья детей и подростков.

16.  Закономерности роста и развития детского организма и их зависимость
от биологических и социальных факторов.

17.  Методы оценки физического развития коллектива и индивидуума.

18.  Возрастную периодизацию и ее значение для гигиены детей и подрост­ков.

19.  Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности.

20. Проблемы акселерации и ретардации роста и развития детей и под­ростков.

21. Морфо-функциональные особенности детей преддошкольного возраста (до 3 лет).

22. Морфо-функциональные особенности детей дошкольного возраста (3-6 лет).

23.Морфо-функциональные особенности детей младшего школьного возраста (6-9 лет).

24. Морфо-функциональные особенности детей среднего школьного возраста (11-14 лет).

25. Морфо-функциональные особенности детей старшего школьного (подросткового) возраста (15-18 лет).

26. Основные принципы гигиенического нормирования в гигиене детей и подростков.

27. Значение учения о биоритмах организма для гигиены детей и подрост­ков. Биоритмологический подход к организации учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков.

28. Гигиеническое обоснование воздушно-теплового режима в детских учреждениях. Системы вентиляции, отопления.

29. Гигиеническое обоснование к созданию оптимальной световой среды в помещениях для детей и подростков.

30. Гигиенические принципы организации режима дня детей различных возрастов.

31. Гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

32. Особенности режима дня в оздоровительных учреждениях для детей.

33. Физиологическую сущность утомления, подходы к профилактике пе­реутомления у детей.

34. Принципы гигиенического нормирования умственной деятельности детей.

35. Гигиенические требования к организации учебного процесса в школе (расписание занятий, продолжительность учебного дня, недели, года).

36.  Физиолого-гигиеническое обоснование правильной позы учащегося, требования к школьной мебели.

37.  Гигиенические требования к организации и условиям обучения детей 6-летнего возраста в школе.

38.  Гигиенические проблемы компьютеризации обучения и влияние компьютерной техники на функциональное состояние и работоспособность ребенка.

39.  Подходы к гигиенической оценки школьных ЭВМ и основных факторов окружающей среды в кабинетах информатики и электронно-вы­числительной техники.

40. Гигиенические требования к устройству оборудования и содержанию
кабинетов информатики и электронно-вычислительной техники.

41.Гигиенические принципы организации учебно-воспитательной и оздоровительной работы в учреждениях для детей с отклонениями в со­стоянии здоровья.

42.  Биологическую потребность в движениях в зависимости от возраста и пола, основы нормирования двигательной активности.

43. Физиологические основы образования двигательных навыков и координации движений у детей в разные периоды развития.

44. Основы закаливания и его физиологическая сущность.

45. Основные принципы закаливания, методы оценки эффективности про­ведения закаливающих процедур.

46.  Организацию закаливающих процедур в детских дошкольных учреждениях.

47. Оздоровительную роль физического воспитания и гигиенические принципы его организации в детских дошкольных учреждениях.

48. Гигиенические проблемы ранней спортивной специализации детей и подростков, организацию медицинского контроля за занятиями учащихся в специализированных спортивных классах, школах-интернатах спортивного профиля, детско-юношеских спортивных школах.

49. Особенности реакции организма подростка на физическую нагрузку.

50. Влияние физического труда на растущий организм. Особенности формирования функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков.

51. Физиолого-гигиенические требования к содержанию и организации трудового обучения и профессионального образования учащихся.

52. Динамику работоспособности, функционального состояния и состояния здоровья в процессе профессионального обучения.

53. Гигиенические принципы организации профессионального обучения.

54. Основные профессионально-производственные факторы и их влияние на организм подростков.

55. Медико-физиологические аспекты профессиональной ориентации школьников и задачи санитарного врача.

56. Психофизиологические критерии профессиональной пригодности. Ключевые профессионально-значимые функции подростков, особенности их формирования, классификацию.

57. Основы врачебно-профессиональной консультации и определения профессиональной пригодности подростков с отклонениями в состоя­нии здоровья.

58.  Гигиенические принципы рационального питания детей и подростков.

59.  Особенности обмена белков, жиров и углеводов в организме в период роста и развития.

60. Значение минеральных веществ в процессах роста и развития детского организма.

61. Значение витаминов в питании детей, основы профилактики гиповитаминозов.    

62. Гигиенические принципы организации питания в детских учреждениях.

63. Организацию питания детей в оздоровительных учреждениях.

64. Основные принципы планировки детских дошкольных учреждений.

65. Современные планировочные решения участка и здания общеобразовательных школ. Значение земельного участка в создании благоприятных условий внешней среды.

66. Гигиенические требования к планировке школ различной вместимости.

67.  Особенности планировки и санитарного благоустройства школ в I и IV климатических зонах.

68. Гигиенические требования к игрушкам.

69. Возрастные особенности процесса чтения у детей. Гигиенические требования к детским книгам и учебникам.

70. Гигиенические требования к одежде для детей раннего и дошкольного возраста.

71. Гигиенические требования к школьной и спортивной одежде детей и подростков.

72. Гигиенические требования к детской обуви (конструкция и материалы).

73.Гигиенические требования к синтетическим материалам, применяемым при изготовлении оборудования и предметов детского обихода.

74. Организацию Государственного санитарно-эпидемиологического надзора за производством предметов детского обихода с применением синтетических материалов.

75. Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, воспитанию медицинской активности детей и  подростков.

76. Значение гигиенического воспитания в формировании здорового образа жизни, содержание и формы работы по гигиеническому воспи­танию и обучению в учреждениях для детей и подростков различного возраста.

77.  Организацию общественных форм работы по санитарному просвещению (участие в работе общества Красного Креста и занятия в медико-санитарных кружках).

78. Роль медицинских работников в организации санитарно - просвети­тельской работы среди персонала детских и подростковых учреждений и родителей.

79. Содержание и методы работы санитарного врача по формированию
здорового образа жизни в семье.

80.  Содержание работы санитарного врача по организации и проведению летней оздоровительной работы среди детей и подростков.

81.  Законодательные и нормативные акты Российской Федерации по охра­не здоровья детей и подростков.

82.  Государственную систему организации лечебно - профилактической
помощи детям и подросткам. Подходы к охране здоровья детей в условиях страховой медицины.

83. Основные положения международной Конвенции по правам ребенка и состояние ее реализации в Российской Федерации.

84. Европейскую региональную программу "Здоровье для всех к 2000 году", ее основные задачи применительно к детскому и подростковому контингентам. Основные показатели "ЗДВ - 2000".

85.  Основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского и подросткового населения и основные разделы деятельности врача по гигиене детей и подростков.

86. Систему Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, учреждения и подразделения, занимающиеся вопросами обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия детей и подростков.

87. Основные задачи санитарно-эпидемиологической службы на современном этапе, систему управления состоянием здоровья детей в связи с факторами окружающей среды.

88. Организацию медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и учащихся на основе массовых скрининг - тестов и методы оздоровления в условиях детского сада, школы.

89. Основные профили и характер лечебно-оздоровительной работы в детских санаториях.

Студент должен уметь:

1. Составить программу изучения санитарно - эпидемиологического благополучия детей (показатели здоровья и источники информации).

2. Провести антропометрическое исследование (соматометрия, физиометрия, соматоскопия) ребенка.

3. Провести вариационно-статистическую обработку материалов атропометрических исследований.

4. Оценить физическое развитие индивидуума, коллектива.

5. Рассчитать основные показатели, характеризующие состояние здоровья детской популяции (индекс здоровья, количество часто болеющих).

6. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей и подростков.

7. Провести анализ состояния здоровья и разработать оздоровительные и санитарно - гигиенические мероприятия.

8. Исследовать продолжительность и характер деятельности детей (хронометраж, наблюдение за поведением детей, анкетирование).

9. Исследовать работоспособность и функциональное состояние организма ребенка (корректурные пробы, хронорефлексометрия, динамометрия, треморометрия).

10.  Оценить режима дня детского коллектива и индивидуума в зависимости от возраста, состояния здоровья, типа учреждения.

11.  Провести гигиенический анализ учебно-воспитательного процесса в детском дошкольном учреждении.

12.  Провести гигиенический анализ учебного процесса в школе (учебная нагрузка, расписание, и др.).

13. Дать гигиеническую оценку физического воспитания в общеобразовательной школе, его форм, средств и условий проведения, урока физической культуры с использованием хронометражных наблюдений.

14. Оценить правильность дозирования нагрузки для детей основной, подготовительной и специальной групп на основе использования ис­следований частоты пульса, дыхания и артериального давления.

15. Дать гигиеническую оценку организации урока трудового обучения учащихся начальных, средних и старших классов с использованием хронометражных наблюдений и исследований функционального со­стояния организма.

16. Провести врачебно-профессиональную консультацию и составить заключение о профессиональной пригодности подростка.

17. Дать рекомендации по профессиональной ориентации подростка на основе анализа профессионально-значимых функций и по развитию у подростка ключевых профессионально значимых функций.

18. Провести анализ условий жизнедеятельности детей и подростков (освещенность, микроклимат, шум, излучения, содержание вредных веществ в воздухе помещений, атмосферном воздухе).

19. Оценить питание ребенка и подростка в организованных коллективах (балансовый метод, изучение меню - раскладок, лабораторный контроль за питанием).

20. Провести санитарно-гигиеническое обследование пищеблока образовательного учреждения.

21. Дать гигиеническую оценку мебели в классе (маркировка, подбор и расстановка мебели, рассаживание учащихся).

22. Составить план-задание для школы на приобретение мебели.

23. Дать оценку рабочей позы учащегося.

24. Дать гигиеническую оценку игрушки, рекомендации к использованию с учетом возраста игрушки.

25. Дать оценку теплозащитным свойствам одежды.

26. Дать оценку и заключение по физико-механическим свойствам тканей и пакетов одежды, применяемых для изготовления детской одежды, конструкции одежды.

27. Провести гигиеническую экспертизу шрифта, набора, бумаги, печати, полиграфического оформления учебников и учебных пособий для учащихся.

28. Проводить санитарно - эпидемиологическую экспертизу проектов образовательных учреждений (ДДУ, школ, школ-интернатов, ПТУ) с ис­пользованием нормативной документации и составлять заключение по ф. 303у.

29. Работать с законодательными и нормативно-методическими докумен­тами (СП, СН, ГН, СанПиН, СНиПы, ГОСТы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.086 с.)