Факторы риска, влияющие на здоровье детского населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы риска, влияющие на здоровье детского населения



Детское население подвергается воздействию многообразных факто­ров окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов:

- характеризующие генотип популяции,

- образ жизни,

- состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в со­четании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в кото­рой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и раз­вития.

В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сфор­мулированные ВОЗ, согласно которым вклад социальных факторов в формирование состояния здоровья составляет около 50%, биологических факторов - около 20%, антропогенных факторов - также около 20% и ме­дицинского обслуживания - до 10%. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастные особенности роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распро­страненность факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различная в зависимости от пола и возраста индивидуума.

Исследование роли социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди населения (Г.И.Сидоренко, Е.Н.Кутепов, 1997) в со­временных социально-экономических и эколого-гигиенических условиях показало величины вклада социальных, биологических и антропогенных факторов довольно близкие классификации ВОЗ. Так социальные факторы составляют 24,8-39,5%, в том числе образ жизни - 2,8-10,8%, биологиче­ские факторы - от 17,4 до 35,4% и антропогенные - от 10,0 до 56,9%. Ве­личина вклада отдельных факторов зависит от возраста детей (таблица 3.6.1)

Таблица 3.6.1

Величина вклада факторов в заболеваемость детей (в%)

Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н., 1997

Показатель

Возрастная группа, годы

Факторы

Сумма

Социальные Образ жизни Биологические Антропогенные
Возраст 0-10 До 1 1-4 7-10 24,4 25,4 33,7 14,0 6,6 2,8 5,8 10,8 21,2 35,4 25,0 17,4 29,0 26,5 26,0 33,9 81,2 90,1 90,5 76,1
К-во больных детей 0-10 37,1 4,3 28,0 17,1 86,5
Число случаев заболеваний ОД 0-10 33,5 2,8 20,4 26,1 82,8
Число случаев аллергических заболеваний 0-10 7,9 8,2 19,3 45,2 80,6
Число случаев хронических заболеваний ОД 0-10 11,9 13,4 36,1 27,0 88,4

 

Известно, что на состояние здоровья детей оказывают влияние от­дельные факторы: возраст родителей на момент рождения ребенка, харак­тер вскармливания, жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), осложнения беременности (особенно токсикозы второй половины беременности) и родов, хрониче­ские болезни матери и острые заболевания ее во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравма вовремя беременности, курение родителей, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных меро­приятий, помощь близких родственников в воспитании детей и др.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социальную группу факторов, необходимо помнить, что их роль также различна в раз­ных возрастных группах (таблица 3.6.2.).

Таблица 3.6.2

Вклад социальных факторов в развитие заболеваний у детей в зависимости от возраста (в %)

Возраст, годы Характер семьи, образование родителей Жилищные условия, доход Посещение ДДУ Наличие животных и курение в доме Сумма
До 1 1-4 7-10 0-10 23,5 14,9 5,4 13,8 1,2 11,1 7,9 6,9 1,9 8,2 0,7 3,7 2,8 5,8 10,8 6,6 29,4 39,5 24,8 31,0

 

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей, в возрасте 1-4 лет значе­ние этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значи­мым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного уч­реждения (ДДУ). Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В возрасте 7-10 лет наибольшее значение имеют жилищ­ные условия, доход, содержание животных и курение родственников дома.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболе­ваемость, являются заболевания матери во время беременности и ослож­нения течения беременности и родов (таблица 3.6.3.)

 

Таблица 3.6.3

Вклад биологических факторов в развитие заболеваний у детей в зависимости от возраста (в %)

Возраст, годы Возраст родителей, порядковый номер беременности Заболевания матери во время беременности Осложнения беременности, родов Грудное вскармливание Сумма
До 1 1-4 7-10 0-10 4,7 1,8 2,2 2,8 14,2 4,1 3,9 6,8 14,8 14,5 8,3 8,4 1,7 4,6 3,0 3,2 35,4 25,0 17,4 21,2

 

Для каждого возраста характерны преобладание тех или иных факто­ров, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов риска, планировании и осуществлении профилактических и оздоровительных мероприятий.

Изучение факторов риска развития заболеваний у детей наиболее часто осуществляется с использованием специальных анкет. В Методиче­ских рекомендациях Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзо­ра РФ "Оценка физического развития и состояния здоровья детей и под­ростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье" (№ 01-19/31-17 от 17.03.96) представлена анкета, разработан­ная и апробированная сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков ММА имени И.М.Сеченова (приложение 3.6.1.).

В анкете факторы, формирующие здоровье ребенка на различных этапах его развития, объединены в три группы:

- медико-биологические факторы риска периода беременности мате­ри и родов;

- факторов риска раннего детства (вскармливание, рост и развитие);

- факторы риска образа жизни.

Анкета заполняется родителями. В заполненной анкете суммируются обведенные кружком баллы по каждой группе. Полученные результаты сопоставляются с прогностической шкалой "риска" (таблица 3.6.4.). Со­гласно этой шкале по каждой группе показателей рассчитан суммарный балл, сопоставление с которым позволяет отнести ребенка к той или иной группе риска.

Анализ результатов анкетирования позволяет делать правильные вы­воды о причинах изменений в состоянии здоровья детского населения и организованных коллективов, более целенаправленно проводить профи­лактическую и оздоровительную работу с ребенком в условиях детского учреждения и дома.

Таблица 3.6.4

Прогностическая шкала «риска» развития заболеваний у детей в зависимости от медико-социальных причин

Шкала риска

Оценка группы факторов (сумма баллов)

Медико-биологические факторы Факторы раннего детства Факторы образа жизни
Группа наименьшего риска До 31 До 12 До 27
Группа настороженности 31-40 13-21 27-35
Группа повышенного риска Свыше 40 Свыше 21 Свыше 35

 

Изучение одного из ведущих факторов риска возникновения откло­нений в состоянии здоровья и заболеваний у детей и подростков - образа жизни во многих странах осуществляется с помощью специальной анке­ты-опросника, разработанной в рамках международной Программы про­филактики заболеваний (Cindi children scrining examinasion horm) - анкеты "Cindi" (приложение 3.6.2.).

Вопросы анкеты объединены в 7 разделов: данные о себе, режим и характер питания, двигательная активность, употребление алкоголя и ку­рение, привычки, информированность о состоянии своего здоровья.

Анкета заполняется детьми и, пользуясь данными их обработки, ме­дицинские работники школ и поликлиник, санитарно-эпидемиологической службы могут оценить распространенность того или иного явления среди молодежи (гипокинезия, курение и т.д.), получить представление о харак­тере питания учащихся в школе и дома, наметить пути повышения моти­вации детей к укреплению своего здоровья, мероприятия по оздоровлению среды их обитания и повышению качества медицинского обслуживания.

С целью формирования базы данных социально-гигиенического мо­ниторинга за состоянием здоровья населения города (района), в связи с меняющейся социально-экономической и эколого-гигиенической ситуа­циями, необходимо данные анкетного опроса, информацию о других фак­торах риска вводить в компьютер для формирования баз данных и даль­нейшей их обработки на ЭВМ.

Однако врач по гигиене детей и подростков не всегда имеет возмож­ность провести математический анализ взаимосвязи и взаимообусловлен­ности состояния здоровья с теми или иными факторами риска. Важно и логически установить связь между показателями состояния здоровья дет­ских и подростковых коллективов и группой действующих факторов.

Для практических целей можно пользоваться условной классифика­цией социально-гигиенических факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма (таблица 3.6.5.)

Таблица 3.6.5.

Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей

Благоприятные (оздоровительные) Неблагоприятные (факторы риска)
1. Соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам 1. Нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности
2. Оптимальный двигательный режим 2. Недостаточная или избыточная двигательная активность
3. Закаливание 3. Нарушения режима дня и учебно-воспитательного процесса
4. Сбалансированное питание 4. Недостатки в организации питания
5. Рациональный суточный режим 5. Отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни
6. Здоровый образ жизни 6. Неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе

 

Обобщенные анкетные данные могут быть положены в основу разра-ботки комплексных программ оздоровления условий труда и быта моло­дежи, предупреждения негативных явлений в её среде, профилактики заболеваний, повышения мотивации к здоровому образу жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.009 с.)