Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы риска, влияющие на здоровье детского населения
Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов: - характеризующие генотип популяции, - образ жизни, - состояние окружающей среды. Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития. В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым вклад социальных факторов в формирование состояния здоровья составляет около 50%, биологических факторов - около 20%, антропогенных факторов - также около 20% и медицинского обслуживания - до 10%. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастные особенности роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенность факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различная в зависимости от пола и возраста индивидуума. Исследование роли социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди населения (Г.И.Сидоренко, Е.Н.Кутепов, 1997) в современных социально-экономических и эколого-гигиенических условиях показало величины вклада социальных, биологических и антропогенных факторов довольно близкие классификации ВОЗ. Так социальные факторы составляют 24,8-39,5%, в том числе образ жизни - 2,8-10,8%, биологические факторы - от 17,4 до 35,4% и антропогенные - от 10,0 до 56,9%. Величина вклада отдельных факторов зависит от возраста детей (таблица 3.6.1) Таблица 3.6.1 Величина вклада факторов в заболеваемость детей (в%) Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н., 1997
Известно, что на состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы: возраст родителей на момент рождения ребенка, характер вскармливания, жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), осложнения беременности (особенно токсикозы второй половины беременности) и родов, хронические болезни матери и острые заболевания ее во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравма вовремя беременности, курение родителей, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий, помощь близких родственников в воспитании детей и др. При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социальную группу факторов, необходимо помнить, что их роль также различна в разных возрастных группах (таблица 3.6.2.). Таблица 3.6.2 Вклад социальных факторов в развитие заболеваний у детей в зависимости от возраста (в %)
В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей, в возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения (ДДУ). Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В возрасте 7-10 лет наибольшее значение имеют жилищные условия, доход, содержание животных и курение родственников дома. Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов (таблица 3.6.3.)
Таблица 3.6.3 Вклад биологических факторов в развитие заболеваний у детей в зависимости от возраста (в %)
Для каждого возраста характерны преобладание тех или иных факторов, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов риска, планировании и осуществлении профилактических и оздоровительных мероприятий. Изучение факторов риска развития заболеваний у детей наиболее часто осуществляется с использованием специальных анкет. В Методических рекомендациях Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ "Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье" (№ 01-19/31-17 от 17.03.96) представлена анкета, разработанная и апробированная сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков ММА имени И.М.Сеченова (приложение 3.6.1.). В анкете факторы, формирующие здоровье ребенка на различных этапах его развития, объединены в три группы: - медико-биологические факторы риска периода беременности матери и родов; - факторов риска раннего детства (вскармливание, рост и развитие); - факторы риска образа жизни. Анкета заполняется родителями. В заполненной анкете суммируются обведенные кружком баллы по каждой группе. Полученные результаты сопоставляются с прогностической шкалой "риска" (таблица 3.6.4.). Согласно этой шкале по каждой группе показателей рассчитан суммарный балл, сопоставление с которым позволяет отнести ребенка к той или иной группе риска. Анализ результатов анкетирования позволяет делать правильные выводы о причинах изменений в состоянии здоровья детского населения и организованных коллективов, более целенаправленно проводить профилактическую и оздоровительную работу с ребенком в условиях детского учреждения и дома. Таблица 3.6.4 Прогностическая шкала «риска» развития заболеваний у детей в зависимости от медико-социальных причин
Изучение одного из ведущих факторов риска возникновения отклонений в состоянии здоровья и заболеваний у детей и подростков - образа жизни во многих странах осуществляется с помощью специальной анкеты-опросника, разработанной в рамках международной Программы профилактики заболеваний (Cindi children scrining examinasion horm) - анкеты "Cindi" (приложение 3.6.2.). Вопросы анкеты объединены в 7 разделов: данные о себе, режим и характер питания, двигательная активность, употребление алкоголя и курение, привычки, информированность о состоянии своего здоровья. Анкета заполняется детьми и, пользуясь данными их обработки, медицинские работники школ и поликлиник, санитарно-эпидемиологической службы могут оценить распространенность того или иного явления среди молодежи (гипокинезия, курение и т.д.), получить представление о характере питания учащихся в школе и дома, наметить пути повышения мотивации детей к укреплению своего здоровья, мероприятия по оздоровлению среды их обитания и повышению качества медицинского обслуживания.
С целью формирования базы данных социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения города (района), в связи с меняющейся социально-экономической и эколого-гигиенической ситуациями, необходимо данные анкетного опроса, информацию о других факторах риска вводить в компьютер для формирования баз данных и дальнейшей их обработки на ЭВМ. Однако врач по гигиене детей и подростков не всегда имеет возможность провести математический анализ взаимосвязи и взаимообусловленности состояния здоровья с теми или иными факторами риска. Важно и логически установить связь между показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов и группой действующих факторов. Для практических целей можно пользоваться условной классификацией социально-гигиенических факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма (таблица 3.6.5.) Таблица 3.6.5. Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей
Обобщенные анкетные данные могут быть положены в основу разра-ботки комплексных программ оздоровления условий труда и быта молодежи, предупреждения негативных явлений в её среде, профилактики заболеваний, повышения мотивации к здоровому образу жизни.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.009 с.) |