Составители: Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Т.Ю. Вишневецкая, В.Р. Кучма, Е.В. Нарышкина, Д.В. Синякова, Н.Н. Суханова, Н.Л. Ямщикова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составители: Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Т.Ю. Вишневецкая, В.Р. Кучма, Е.В. Нарышкина, Д.В. Синякова, Н.Н. Суханова, Н.Л. Ямщикова



Рецензенты: И.С.Дронов, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой гигие­ны Ростовского медицинского университета; В.В.Калиберный, проф., зав. кафедрой гигиены детей и подростков Пермской медицинской академии. ISBN № 5-89004-066-9

 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: практическое руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико -профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений / Авт.: Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Т.Ю. Вишневецкая, В.Р. Кучма, Е.В. Нарышкина, Д.В.Синякова, Н.Н. Суханова, Н.Л. Ямщикова/ Под ред. профессора В.Р. Кучмы. -М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. - 608 с, ил. - 41, табл. - 124, прилож. - 51.

 

 

В практическом руководстве представлены современные методы контроля и управле­ния санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Особое внимание уделено методам изучения, анализа и прогнозирования состояния здоровья детей и подрост­ков в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности. Представлены методы изучения режима дня, организации учебного, трудового процесса и физического воспитания в детских учреждениях, функционального состояния и работоспособности организма. Наряду с традиционными разделами - санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-гигиеническая экспертиза за предметами детского обихода и материалами их изготовления, за отводом земельного участка, проектированием, строительством, рекон­струкцией и вводом в эксплуатацию зданий детских и подростковых учреждений и т.д. -введены новые разделы: принципы разработки и реализации государственных, региональ­ных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей и под­ростков, условий их жизнедеятельности; деятельность центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению благополучия детей и подростков.

Практическое руководство соответствует программе, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, и предназначено для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений.

ISBN № 5-89004-066-9

 

© Составители, 1998. © ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие...................................................................................... 5

1. Введение......................................................................................... 7

2. Методы изучения и анализа результатов исследований факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности детей и подростков....                                 16

3. Методы изучения, анализа и прогнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности................... 22

3.1.Медико-демографические показатели...................................... 22

3.2.Физическое развитие........................................................     25

3.3.Заболеваемость................................................................     67

3.4.Распределение детей на группы здоровья......................      71

3.5.Инвалидность детей и подростков........................................... 72

3.6.Факторы риска, влияющие на здоровье детского населения         74

3.7.Изучение, анализ, и прогнозирование состояния здоровья детей и подростков             80

4. Санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-гигиеническая экспертиза за отводом земельного участка, проектированием, строи­тельством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию зданий детских и
подростковых учреждений.....................................................    104

5. Методы изучения и оценки питания детей и подростков.......... 164

6. Санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-гигиеническая
экспертиза за предметами детского обихода и материалами для их изготовления              172

6.1.Основы гигиенической сертификации предметов детского ассор­тимента          172

6.2.Гигиеническая экспертиза одежды и обуви............................. 178

6.3.Гигиеническая экспертиза игрушки......................................... 198

6.4.Гигиеническая экспертиза школьных учебников и детских книг              206

7. Гигиеническая оценка мебели, оборудования и организации учебных мест детей и подростков 218

8. Методы изучения режима дня, организации учебного, трудового процесса и физического воспитания в детских учреждениях, функционального состояния, двигательной активности и работоспособности
организма ребенка..................................................................     229

8.1. Основные принципы организации изучения режима дня, учебной и трудовой

деятельности детей и подростков         230

8.2. Методы изучения функционального состояния, двигательной

активности и работоспособности ребенка............................     239

8.3........................................................................................... Гигиеническая оценка физического воспитания........................................................................................... 266

8.4.Гигиеническая оценка режима дня и учебно-воспитательного
процесса.................................................................................       292

8.5.Гигиеническая оценка трудового воспитания, обучения

и профессионального образования детей и подростков......       332

8.6. Оценка организации каникулярной оздоровительной работы

в детских и подростковых коллективах................................      360

9. Гигиеническое обучение и воспитание детей и их родителей       369

10.Принципы разработки и реализации государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков, условий их жизнедеятельности      373

11.Деятельность центров государственного санитарно- эпидемиологического надзора по обеспечению благополучия детей и подростков.........................................       377

12. Примерная тематика практических занятий по курсу гигиены детей и подростков             399

13. Тестовые задания к государственному экзамену.............        435

Приложения...........................................................................             504

Литература..............................................................................        604


ПРЕДИСЛОВИЕ

Первый практикум по гигиене детей и подростков для студентов был выпущен под редакций профессора А.В. Молькова - первого заведую­щего кафедрой гигиены детей и подростков Московского государствен­ного университета - 1 Московского медицинского института в 1939 году. С того времени все руководства к практическим занятиям готови­лись на кафедре гигиены детей и подростков 1 ММИ имени И.М.Сеченова. Последнее "Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков" вышло в свет в 1983 году.

За годы, прошедшие с момента выхода предыдущего руководства, многое изменилось как в жизни общества, так и в деятельности органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы.

В 1991 году впервые в стране принимается Закон "О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с кото­рым анализ состояния здоровья населения или отдельных его групп ста­новится обязательным элементом деятельности санитарно-эпидемиологической службы и основой для создания системы управления состоянием здоровья в связи с факторами окружающей среды и условия­ми жизнедеятельности.

Наиболее часто изучение влияния факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности осуществляется на детской популяции. Существенно изменилась государственная система организации помощи детям и подросткам, введен государственный санитарно-эпидемиологический надзор, гигиеническая сертификация товаров дет­ского ассортимента и материалов для их изготовления. В субъектах федерации, городах, районах функционирует система государственного социально-гигиенического мониторинга.

В настоящем руководстве воплощен многолетний опыт коллектива кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, на основании которого определена структура практикума для студентов, обучающихся по специальности медико-профилактическое дело. Руководство соответствует Программе по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации в 1995 году.

В практическом руководстве представлены современные методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Особое внимание уделено методам изучения, анали­за и прогнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности. Пред­ставлены методы изучения режима дня, организации учебного, трудово­го процесса и физического воспитания в детских учреждениях, функционального состояния и работоспособности организма. Наряду с тради­ционными разделами - санитарно-эпидемиологический надзор и сани­тарно-гигиеническая экспертиза за предметами детского обихода и материалами их изготовления, за отводом земельного участка, проек­тированием, строительством, реконструкцией и вводом в эксплуата­цию зданий детских и подростковых учреждений и т.д., введены новые разделы: принципы разработки и реализации государственных, регио­нальных и местных программ укрепления здоровья и профилактики за­болеваний детей и подростков, условий их жизнедеятельности; дея­тельность центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению благополучия детей и подростков.

В практическое руководство в виде самостоятельных разделов включены примерная тематика практических занятий по курсу гигиены детей и подростков и тестовые задания к государственному экзамену. Это позволит, с одной стороны, во всех высших медицинских учебных заведениях обеспечить выполнение программы подготовки студентов по гигиене детей и подростков, а с другой - даст возможность в процессе проведения занятий учесть региональные, местные особенности и воз­можности, способствующие более глубокой подготовке будущих госу­дарственных санитарных врачей, а также более успешно и планомерно им самим подготовиться к государственным выпускным испытаниям.

Руководство может быть полезно как студентам медицинских высших учебных заведений, так и начинающим врачам, работникам детских воспитательно-образовательных учреждений.

Авторский коллектив выражает признательность доктору меди­цинских наук, профессору В.Н. Кардашенко, оказавшей помощь на этапе формирования структуры, основных разделов содержания руководства к практическим занятиям по гигиене детей и подростков.

Авторы с благодарностью воспримут все замечания и предложения по совершенствованию практического руководства.

Кучма В.Р.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.008 с.)