Социализация детей дошкольного возраста в процессе формирования интереса к русскому языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация детей дошкольного возраста в процессе формирования интереса к русскому языку



Социализация (социальное развитие) детей дошкольного возраста в процессе психологического сопровождения в период адаптации в детском саду – это процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств, которые позволяют ребенку комфортно и эффективно общаться с другими детьми; развитие толерантности детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника), а также толерантности родителей, педагогов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет проблему позитивной социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных дошкольных образовательных организациях. Социализация личности дошкольника является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, по мнению Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

В дошкольном детстве закладываются основы индивидуального стиля социализации. Привыкнуть к детскому саду после жизни в семье ребенку всегда проблематично. Здесь другие требования, иные принципы взаимодействия друг с другом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социальному развитию дошкольников:

• воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

• приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

• создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

• формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты;

• развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

• формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

• развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

В содержательной части комплексной программы структурированы тематики, направленные на становление у детей способности к саморегуляции, позитивных образов, способности к рефлексии как средства самопознания и потребности в саморазвитии, обеспечивающие адекватное выполнение ребёнком своих возрастных, социальных и культурных ролей.

Содержание программы

Учебный (тематический) план

№п/п

Наименование модулей (разделов) и тем

Всего

Часов

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

 

Лекции Интерактивные занятия

Самостоятельная деятельность

1. Звукопроизношение и стилизация речи в различных жанрах фольклора (пословицы, прибаутки, потешки, частушки)

 

   

 

 
2. Развитие навыков аудирования и синтеза предложений в русской народной речи (на примере сказок и былин)

 

   

 

 
3. Ассоциативно-образный ряд (басни, загадки, народные песни, колыбельные, детские песенки) Развитие фонематического слуха и восприятия, умения понимать и использовать в речи обобщающие слова

 

   

 

 
4. Развитие общих речевых навыков и введение новых лексических единиц (на примере скороговорок)

 

   

 

 
5. Интерактивная игра «Чудеса Русского языка». Закрепление ранее приобретенных знаний в новых учебно-игровых ситуациях с опорой на наглядность

 

   

 

 
6. Изобразительно-творческая деятельность (кукольный театр, пантомима, народные танцы и хороводы). Формирование у детей навыков творческой деятельности, используя приемы имитации

 

   

 

 

Итоговая аттестация

 

 

 

     

Итого

 

 

 

     
                   

Учебная программа

№ п/п Виды учебных занятий, учебных работ, час. Содержание
Тема 1.Звукопроизношение и стилизация речи в различных жанрах фольклора   Разработка моделей коррекции звукопроизношения и стилизации речи, на примере русских народных песенок, пословиц, прибауток, потешек и частушек ( «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»; «Дон! Дон! Дон!...», «Лень-потягота...»: «Гуси, вы гуси..»;  «Сидит, сидит зайка...»; «Кот на печку пошёл...»; «Сегодня день целый...»; «Барашеньки...», «Идёт лисичка по мосту...», «Солнышко-вёдрышко...», «Иди, весна, иди, красна...» и т.д.).
Тема 2. Развитие навыков аудирования и синтеза предложений в русской народной речи   Основы разработки индивидуальных навыков аудирования и синтеза предложений, на примере русских  сказок и былин (сказки:«Теремок», «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы; «Чудесные лапоточки», обр. Н. Колпаковой; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр, В. Даля; «Петушок м бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди», «Бычок - черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой, «Коза-дереза», «Петух и лиса»; былины: «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»,«Вавила и скоморохи»,«Вольга и Микула Селянинович»,«Добрыня и Алёша», «Добрыня Никитич и ЗмейГорыныч», «Добрыня Никитич»,«Иван-гостиный сын»,«Илья-Муромец»,«Илья-Муромец и Калин-царь»,«Илья-Муромец и Соловей Разбойник»,«Никита Кожемяка», «Садко», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Сказкние о храбром витязе Укроме-Табунщике», «Ставр Годинович» и т. д.)
Тема 3. Ассоциативно-образный ряд. Развитие фонематического слуха и восприятия, умения понимать и использовать в речи обобщающие слова   Формирование навыков образного и ассоциативного мышления, на примере басен, народных песен, загадок, колыбельных и детских песенок («Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерёг овец...», «Хотела галка пить...» «Дед хотел уху сварить...», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Слон и моська»,«Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Кукушка и петух»,«Лебедь, щука и рак», «Квартет», «Зеркало обезьяна»,«Волк илисица»,«Волк и ягненок»,«Волк на псарне», «Ножки, ножки, где вы были?» народные песни: «Пошла млада за водой», «Ходила младёшенька по борочку»,«Уж, как я ль свою коровушку люблю»,«А я по лугу, а я по лугу», «Со вьюном я хожу», «Комара женить мы будем»,«Дома ли кума воробей?», «Во кузнице», «Пошел козел по лесу», «Солдатушки браво ребятушки», «Из-за леса из-за гор»; загадки о растениях: · Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста) · Не огонь, а жжётся. (Крапива) · Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух) · Сидит дед во сто шуб одет; А кто его раздевает — слёзы проливает. (Лук) · Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь) · Белым цветёт, Зелёным висит, красным падает. (Яблоко) · Золотой теленок на привязи толстеет. (Дыня) загадки про животных: · Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) · Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисица) · Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух) · Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова) · Под большим камнем много камешков поют. (Цыплята под курицей) · Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны. (Улей) · Кого в ноевом ковчеге не было? (рыб) · Ничего не болит, а все стонет. (Свинья) и т.д.)
Тема 4. Развитие общих речевых навыков и введение новых лексических единиц   Необходимые условия для формирования общих речевых навыков, на примере русских народных скороговорок в целях развития интереса к русскому языку («Архип осип. Осип охрип», «Баран буян залез в бурьян», «Верзила Вавила весело ворочал вилы», «Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья – ползти», «Дpозд, дpозд, пpост, пpост, ковaный нос, железный хвост», «Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил», «Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку - испеки в печи калачи да мечи на стол горячи», «Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится», «Иван болван молоко болтал, да не выболтал», «Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки», «Купилa бaбуся бусы Мapусе» и т.д.)
Тема 5. Интерактивная игра «Чудеса русского языка». Закрепление ранее приобретенных знаний в новых учебно-игровых ситуациях с опорой на наглядность   Интеграция полученных ранее языковых навыков и социализация в коллективе. Воспитание интереса к овладению русским языком, развитию активной и пассивной речи на примере интерактивной игры «Чудеса русского языка», в ходе которой, дети переставляя фишки на игровом поле получают карточки с заданиями в которых предлагается  отгадывать загадки, петь песенки, частушки, заклички, рассказывать былины, русские народные сказки и басни участвовать в подвижных играх. Все игровые задания основаны на различных жанрах русского фольклора.
Тема 6. Изобразительно-творческая деятельность. Формирование у детей навыков творческой деятельности, используя приемы имитации   Вовлечение в процесс коллективной творческой деятельности, на примере кукольного театра, пантомимы, русских народных танцев, хороводов, календарных праздников и обрядов (спектакли «Теремок», «Репка», «Колобок», пантомимы «Утка», «Музыкальный компот», танцы импровизации: «Барыня», «Веселуха», «Топотуха», «Гусачок», «Валенки», «Во-саду ли», «Круговая плясовая», игровые танцы: «Метелица», «Пурга», «Бычок», хороводные игры: «Кукушка», «Карусель», «Западня», «Заинька» и т д.)

Самостоятельная работа

№ п/п Наименование модулей (разделов) и тем Вид самостоятельной работы СР час
  Звукопроизношение и стилизация речи в различных жанрах фольклора (пословицы, прибаутки, потешки, частушки) Разучивание дома с родителями пословиц, прибауток, потешек и частушек.  
  Развитие навыков аудирования и синтеза предложений в русской народной речи (на примере сказок и былин) Разучивание дома с родителями сказок и былин  
  Ассоциативно-образный ряд (басни, загадки, народные песни, колыбельные, детские песенки). Развитие фонематического слуха и восприятия, умения понимать и использовать в речи обобщающие слова Разучивание дома с родителями басен, загадок, народных песен, колыбельных и детских песенок  
  Развитие общих речевых навыков и введение новых лексических единиц (на примере скороговорок) Разучивание дома с родителями скороговорок  
  Интерактивная игра «Чудеса Русского языка». Закрепление ранее приобретенных знаний в новых учебно-игровых ситуациях. Придумать дома с родителями сказку  
  Изобразительно-творческая деятельность (кукольный театр, пантомима, народные танцы). Формирование у детей навыков творческой деятельности, используя приемы имитации Разучивание дома с родителями ролей и движений для кукольного театра, пантомима, народных танцев и хороводов  

 

Характеристика ожидаемых результатов формирования у детей интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу на возрастных этапах 4-7лет:

Система формирования у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к русскому языку должна быть реализована поэтапно. В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

· - овладение речью как средством общения и культуры;

· - обогащение активного словаря;

· - развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

· - развитие речевого творчества;

· - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

· - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

· - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Работа с родителями

Результаты обучения русскому языку в контексте формирования устойчивого интереса у детей 4-7 лет во многом зависят от заинтересованности родителей и их степени включенности в поддержку самостоятельную деятельности ребенка по овладению русским языком. Так как ребенок более раскрепощен с родителями и в данном возрастном периоде общение происходит наиболее комфортно в условиях семейного досуга. Если родители активно создают когнитивно-коммуникационную среду дома, это является хорошей предпосылкой для закрепления навыков и умений полученных в процессе реализации комплексной программы. С этой целью комплексная программа содержит рекомендации для родителей.

Рекомендации для родителей

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию интереса к русскому языку не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 4-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

Раннее обучение ребёнка чтению способствует развитию речи у неговорящих детей, а также у детей с нарушениями слуха и проблемами общения. Известны случаи, когда дети с синдромом раннего детского аутизма ежедневно осваивали чтение 20–30 новых слов благодаря феноменальной зрительной памяти.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 4-7 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются жанры фольклора - пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.02 с.)