Развития интереса к русскому языкуу детей 4-7лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития интереса к русскому языкуу детей 4-7лет



КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУУ ДЕТЕЙ 4-7ЛЕТ

Аннотация программы:

Комплексная программа, открытая для внедрения современных инновационных образовательных технологий по развитию детей 4-7 лет, имеет цель – формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу, формирование у детей уже с дошкольного возраста бережного отношения к родному языку, знание которого является фундаментом образования.

Основной принцип комплексной программы – принцип непрерывности в формировании интереса к русскому языку, когда процесс развития и воспитания интереса к русскому языку у детей дошкольного возраста строится на основе активного включения ребенка в игровую, словесно практическую, изобразительную деятельности при использовании фольклора и упражнений, представленных в игровой форме. Интеграция таких видов деятельности способствует развитию у детей психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия, на основе которых формируется интерес ребенка к словесному творчеству, а именно к языку общения и взаимодействия. Для полноценного постижения русского языка в дошкольном возрасте, программа насыщена упражнениями, основанными на использовании различных свойств отдельных слов и выражений. Применение мультимедийных пособий в развитии речи детей дошкольного возраста существенно оптимизирует образовательный процесс, расширяя возможности подачи материала. Грамотное использование способов подачи информации позволяет одновременно задействовать все органы чувств обучающегося, активизируя его познавательные способности. В предлагаемых разработках занятий обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни.

Дидактическая задача, решаемая комплексной программой, на раннем этапе формирования интереса детей к русскому языку это – обучение способам действий, связанных с выражением их эмоциональных отношений к русскому языку посредством фольклора, а также способам выражения в речи тех особенностей русского языка, которые им доступны и понятны.

Учебно-методическое обеспечение реализации комплексной программы, на основе современных инновационных образовательных технологий, соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста, и ставит целью введение ребенка в мир русского языка на принципах системного подхода. Поэтому оказывает непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, развивает образную речь, вооружает способом построения повествования и является способом приобщения детей с самого раннего возраста к богатству родного языка.

Словесная технология

Основные словесные методы, используемые в комплексной программе:

рассказы воспитателя - основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе;

рассказы (пересказ) детей – э тот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей как формы организации самостоятельной деятельности ребенка;

чтение художественных произведений детям - позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков. Также формируется главное умение – умение слушать и «слышать» других;

беседы - применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками слышать, слушать и интерпретировать художественные произведения, через воссоздание антологической картины мира ребенком. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания связи когнитивного и языкового развития ребенка.

 

Игровая технология

Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования, комплексная программа применяет те, которые:

-  помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат

сравнивать;

- помогают обобщать предметы по определенным признакам;

- учат ребенка отделять вымысел – художественный замысел от реального

мира вещей и событий;

- воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции и

смекалку в нестандартных жизненных ситуациях.

Целевые ориентации игровых технологий:

· дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков);

· развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий);

·обучающие самостоятельности, воли, сотрудничеству;

· формирующие нравственные, эстетические и мировоззренческие позиции;

· социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению).

Реализация игровых приемов и ситуаций в комплексной программе направленной на формирование устойчивого интереса у детей 4-7 лет

происходит по следующим основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

• деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве её средства;

• в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

· дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с условиями игры и обобщенным результатом игровой деятельности в целом.

Функции игры:

• развлекательная (это основная функция – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

• коммуникативная: освоение диалектики общения;

• самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

• игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в

• других видах жизнедеятельности;

• диагностическая – выявление отклонений от нормативного поведения,

• самопознание в процессе игры;

• функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру

• личностных показателей;

• межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей

• социально-культурных ценностей;

• функция социализации – включение в систему общественных отношений,

• усвоение норм человеческого общения.

Игровая технология в комплексной программе строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. При использовании игровых технологий в комплексной программе необходимо соблюдать следующие условия:

• соответствие целям воспитательно-образовательного процесса;

• доступность для детей данного возраста;

• отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

• игровые технологии должны быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного, логического, образного мышления детей.

Изобразительная технология

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и всех детей. Период дошкольного детства – один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Дети очень восприимчивы к проявлениям категории «прекрасное». Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, содержащей в себе знаковую и эстетическую составляющие.

Поэтому использование изобразительных символов для формирования первичных грамматических умений у детей дошкольного возраста, активно применяется в комплексной программе, при обучении дошкольников русскому языку, так как большая часть грамматических явлений не объясняется и не систематизируется. Обладая богатыми имитативными способностями, дети запоминают материал без осознания его структурных особенностей. Вследствие чего, у ребенка, который еще не имеет понятия о грамматике, легче выработать чувство языка с помощью изобразительных техник таких как:

- театрализации (эмпатия, вхождение в образ, имитация голосов птиц и зверей, пантомима);

-графической фиксации (детской инфографики) в стиле «нарисованного письма» средствами ИКТ;

-пополнение языкового и эмоционального багажа ребенка.

Ребенок строит предложение по определенным «моделям» (стереотипам), выработавшимся у него путем многократных повторений аналогичных предложений. Выработка прочного стереотипа обеспечивает правильное построение предложения согласно его грамматическому строю. Освоение грамматической стороны речи производится на основе образцов речи и фольклора.

Содержание программы

Учебный (тематический) план

№п/п

Наименование модулей (разделов) и тем

Всего

Часов

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

 

Лекции Интерактивные занятия

Самостоятельная деятельность

1. Звукопроизношение и стилизация речи в различных жанрах фольклора (пословицы, прибаутки, потешки, частушки)

 

   

 

 
2. Развитие навыков аудирования и синтеза предложений в русской народной речи (на примере сказок и былин)

 

   

 

 
3. Ассоциативно-образный ряд (басни, загадки, народные песни, колыбельные, детские песенки) Развитие фонематического слуха и восприятия, умения понимать и использовать в речи обобщающие слова

 

   

 

 
4. Развитие общих речевых навыков и введение новых лексических единиц (на примере скороговорок)

 

   

 

 
5. Интерактивная игра «Чудеса Русского языка». Закрепление ранее приобретенных знаний в новых учебно-игровых ситуациях с опорой на наглядность

 

   

 

 
6. Изобразительно-творческая деятельность (кукольный театр, пантомима, народные танцы и хороводы). Формирование у детей навыков творческой деятельности, используя приемы имитации

 

   

 

 

Итоговая аттестация

 

 

 

     

Итого

 

 

 

     
                   

Учебная программа

№ п/п Виды учебных занятий, учебных работ, час. Содержание
Тема 1.Звукопроизношение и стилизация речи в различных жанрах фольклора   Разработка моделей коррекции звукопроизношения и стилизации речи, на примере русских народных песенок, пословиц, прибауток, потешек и частушек ( «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»; «Дон! Дон! Дон!...», «Лень-потягота...»: «Гуси, вы гуси..»;  «Сидит, сидит зайка...»; «Кот на печку пошёл...»; «Сегодня день целый...»; «Барашеньки...», «Идёт лисичка по мосту...», «Солнышко-вёдрышко...», «Иди, весна, иди, красна...» и т.д.).
Тема 2. Развитие навыков аудирования и синтеза предложений в русской народной речи   Основы разработки индивидуальных навыков аудирования и синтеза предложений, на примере русских  сказок и былин (сказки:«Теремок», «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы; «Чудесные лапоточки», обр. Н. Колпаковой; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр, В. Даля; «Петушок м бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди», «Бычок - черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой, «Коза-дереза», «Петух и лиса»; былины: «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»,«Вавила и скоморохи»,«Вольга и Микула Селянинович»,«Добрыня и Алёша», «Добрыня Никитич и ЗмейГорыныч», «Добрыня Никитич»,«Иван-гостиный сын»,«Илья-Муромец»,«Илья-Муромец и Калин-царь»,«Илья-Муромец и Соловей Разбойник»,«Никита Кожемяка», «Садко», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Сказкние о храбром витязе Укроме-Табунщике», «Ставр Годинович» и т. д.)
Тема 3. Ассоциативно-образный ряд. Развитие фонематического слуха и восприятия, умения понимать и использовать в речи обобщающие слова   Формирование навыков образного и ассоциативного мышления, на примере басен, народных песен, загадок, колыбельных и детских песенок («Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерёг овец...», «Хотела галка пить...» «Дед хотел уху сварить...», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Слон и моська»,«Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Кукушка и петух»,«Лебедь, щука и рак», «Квартет», «Зеркало обезьяна»,«Волк илисица»,«Волк и ягненок»,«Волк на псарне», «Ножки, ножки, где вы были?» народные песни: «Пошла млада за водой», «Ходила младёшенька по борочку»,«Уж, как я ль свою коровушку люблю»,«А я по лугу, а я по лугу», «Со вьюном я хожу», «Комара женить мы будем»,«Дома ли кума воробей?», «Во кузнице», «Пошел козел по лесу», «Солдатушки браво ребятушки», «Из-за леса из-за гор»; загадки о растениях: · Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста) · Не огонь, а жжётся. (Крапива) · Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух) · Сидит дед во сто шуб одет; А кто его раздевает — слёзы проливает. (Лук) · Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь) · Белым цветёт, Зелёным висит, красным падает. (Яблоко) · Золотой теленок на привязи толстеет. (Дыня) загадки про животных: · Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) · Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисица) · Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух) · Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова) · Под большим камнем много камешков поют. (Цыплята под курицей) · Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны. (Улей) · Кого в ноевом ковчеге не было? (рыб) · Ничего не болит, а все стонет. (Свинья) и т.д.)
Тема 4. Развитие общих речевых навыков и введение новых лексических единиц   Необходимые условия для формирования общих речевых навыков, на примере русских народных скороговорок в целях развития интереса к русскому языку («Архип осип. Осип охрип», «Баран буян залез в бурьян», «Верзила Вавила весело ворочал вилы», «Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья – ползти», «Дpозд, дpозд, пpост, пpост, ковaный нос, железный хвост», «Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил», «Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку - испеки в печи калачи да мечи на стол горячи», «Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится», «Иван болван молоко болтал, да не выболтал», «Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки», «Купилa бaбуся бусы Мapусе» и т.д.)
Тема 5. Интерактивная игра «Чудеса русского языка». Закрепление ранее приобретенных знаний в новых учебно-игровых ситуациях с опорой на наглядность   Интеграция полученных ранее языковых навыков и социализация в коллективе. Воспитание интереса к овладению русским языком, развитию активной и пассивной речи на примере интерактивной игры «Чудеса русского языка», в ходе которой, дети переставляя фишки на игровом поле получают карточки с заданиями в которых предлагается  отгадывать загадки, петь песенки, частушки, заклички, рассказывать былины, русские народные сказки и басни участвовать в подвижных играх. Все игровые задания основаны на различных жанрах русского фольклора.
Тема 6. Изобразительно-творческая деятельность. Формирование у детей навыков творческой деятельности, используя приемы имитации   Вовлечение в процесс коллективной творческой деятельности, на примере кукольного театра, пантомимы, русских народных танцев, хороводов, календарных праздников и обрядов (спектакли «Теремок», «Репка», «Колобок», пантомимы «Утка», «Музыкальный компот», танцы импровизации: «Барыня», «Веселуха», «Топотуха», «Гусачок», «Валенки», «Во-саду ли», «Круговая плясовая», игровые танцы: «Метелица», «Пурга», «Бычок», хороводные игры: «Кукушка», «Карусель», «Западня», «Заинька» и т д.)

Самостоятельная работа

№ п/п Наименование модулей (разделов) и тем Вид самостоятельной работы СР час
  Звукопроизношение и стилизация речи в различных жанрах фольклора (пословицы, прибаутки, потешки, частушки) Разучивание дома с родителями пословиц, прибауток, потешек и частушек.  
  Развитие навыков аудирования и синтеза предложений в русской народной речи (на примере сказок и былин) Разучивание дома с родителями сказок и былин  
  Ассоциативно-образный ряд (басни, загадки, народные песни, колыбельные, детские песенки). Развитие фонематического слуха и восприятия, умения понимать и использовать в речи обобщающие слова Разучивание дома с родителями басен, загадок, народных песен, колыбельных и детских песенок  
  Развитие общих речевых навыков и введение новых лексических единиц (на примере скороговорок) Разучивание дома с родителями скороговорок  
  Интерактивная игра «Чудеса Русского языка». Закрепление ранее приобретенных знаний в новых учебно-игровых ситуациях. Придумать дома с родителями сказку  
  Изобразительно-творческая деятельность (кукольный театр, пантомима, народные танцы). Формирование у детей навыков творческой деятельности, используя приемы имитации Разучивание дома с родителями ролей и движений для кукольного театра, пантомима, народных танцев и хороводов  

 

Характеристика ожидаемых результатов формирования у детей интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу на возрастных этапах 4-7лет:

Система формирования у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к русскому языку должна быть реализована поэтапно. В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

· - овладение речью как средством общения и культуры;

· - обогащение активного словаря;

· - развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

· - развитие речевого творчества;

· - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

· - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

· - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Работа с родителями

Результаты обучения русскому языку в контексте формирования устойчивого интереса у детей 4-7 лет во многом зависят от заинтересованности родителей и их степени включенности в поддержку самостоятельную деятельности ребенка по овладению русским языком. Так как ребенок более раскрепощен с родителями и в данном возрастном периоде общение происходит наиболее комфортно в условиях семейного досуга. Если родители активно создают когнитивно-коммуникационную среду дома, это является хорошей предпосылкой для закрепления навыков и умений полученных в процессе реализации комплексной программы. С этой целью комплексная программа содержит рекомендации для родителей.

Рекомендации для родителей

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию интереса к русскому языку не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 4-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

Раннее обучение ребёнка чтению способствует развитию речи у неговорящих детей, а также у детей с нарушениями слуха и проблемами общения. Известны случаи, когда дети с синдромом раннего детского аутизма ежедневно осваивали чтение 20–30 новых слов благодаря феноменальной зрительной памяти.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 4-7 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются жанры фольклора - пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.


 

Алфавит.

Фонетика и графика: Звуки и буквы. Деление слов на слоги. Ударение. Перенос. Согласные мягкие и твердые. Звонкие и глухие согласные звуки. Непроизносимые согласные.

Орфография: Большая буква в словах. Мягкий знак в словах. Написание сочетаний с шипящими. Разделительный ь. Безударные гласные в корне слова. Парные согласные в корне слова. Правописание безударных окончаний.

Морфемика и словообразование: Части слова. Образование слов. Форма слова. Родственные слова.

Семантика и лексикология: Слова с несколькими значениями. Синонимы и антонимы.

Морфология: Части речи. Имя существительное. Род и число имён существительных. Падежи имен существительных. Окончания имен существительных при изменении по падежам. Склонение имен существительных. Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе. Притяжательные прилагательные. Глагол. Время глагола. Спряжение. Виды глагола. Наклонение глагола. Возвратные глаголы. Глаголы движения (приставочные и бесприставочные). Предлоги. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Указательные местоимения. Притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Склонение имен числительных. Наречие.

Синтаксис и культура речи: Словосочетание. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Текст, предложение и слово. Речь.

В УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, при проектировании учебно-методического обеспечения его реализации используются компетентностный и системный подходы.

Компетентностный подход.

При проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК внимание уделено формированию следующих «ключевых» компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Учитываются ценностные представления ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурная компетенция. Учитываются особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.

3. Учебно-познавательная компетенция. Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационная компетенция. Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Знание языка, владение способами взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей и другое. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, развивать эмоциональную саморегуляцию.

8. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

 

Таким образом, при проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, мы ориентированы на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции); основная формула результата образования – «знаю, как»; предполагается продуктивный характер образовательного процесса; доминирующий компонент образовательного процесса – практика и самостоятельная работа; характер контрольных процессов – комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

    При этом компетентностный подход при проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, решает следующие задачи:

· согласованность цели и задач обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся;

· подготовка учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем;

· подготовка учащихся к успеху в жизни;

· повышение степени мотивации учения;

· обеспечение единства образовательного процесса в аспектах учения и воспитания.

При проектировании учебно-методического обеспечения реализации УМК для детей 1-4 класса, направленного на формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому и образному ресурсу, мы следуем принципам системного подхода:

– Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

– Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня.

– Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры.

– Множественность, позволяющая использовать множество различных моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

– Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Характеристика ожидаемых результатов формирования у детей интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу на разных возрастных этапах.

 

Система формирования у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к русскому языку должна быть реализована поэтапно. В результате непрерывного обучения русскому языку у выпускников начальной школы должны быть сформированы ценностные представления о русском языке: русский язык - это родной язык русского народа; государственный язык Российской Федерации; средство межэтнического и международного общения; развивающееся явление; один из развитых языков мира; язык, входящий в семью славянских языков.

увеличение количества самостоятельных учебных действий;

интерес к самопознанию; 

появление стремления учиться;
понимание выразительности языка;

создание собственных поэтических произведений,

занятие творческой работой, переводами на русский язык произведений зарубежных авторов.
интерес к действию (письмо, чтение, анализ, составление мини-словарей, наглядных пособий);

интерес к результату работы, правильному ответу;

быстрое включение в работу, умение самостоятельно определить цель и задачи урока, пути их достижения, проанализировать свою работу и оценить её;

активное участие во внеучебной деятельности: предметных неделях, кружках; самостоятельная подготовка сообщений по интересующим их темам.

Дети 7 - 10 лет.  Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

– овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.


 

Список основной литературы

1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.

3. Бурлачко Т.С., Градусова Л.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами/Т.С.Бурлачко, Л.В. Градусова// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 12-13
4. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.
5. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
6. Зикеев А.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. - М.: Владос, 2013. - 143 c.
7. Калиниченко С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
8. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
9. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.
19. Ляско Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
10. Носенко И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. - 96 c.
11. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.
12. Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 80 c.
13. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
14. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
15. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
16. Ханина О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 48 c.
17. Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУУ ДЕТЕЙ 4-7ЛЕТ

Аннотация программы:

Комплексная программа, открытая для внедрения современных инновационных образовательных технологий по развитию детей 4-7 лет, имеет цель – формирование у ребенка интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу, формирование у детей уже с дошкольного возраста бережного отношения к родному языку, знание которого является фундаментом образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.084 с.)