Принципы системного подхода, применяемые в проектировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы системного подхода, применяемые в проектировании



учебно-методического обеспечения комплексной программы:

– целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;

– иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;

– структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры;

– множественность, позволяющая использовать множество различных моделей для описания отдельных элементов и системы в целом;

– системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Комплексная программа применяет технологии:

1. Словесную;

2. Игровую (ассоциативные, коммуникативные, дидактические игры);

3. Изобразительную;

Словесная технология

Основные словесные методы, используемые в комплексной программе:

рассказы воспитателя - основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе;

рассказы (пересказ) детей – э тот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей как формы организации самостоятельной деятельности ребенка;

чтение художественных произведений детям - позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков. Также формируется главное умение – умение слушать и «слышать» других;

беседы - применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками слышать, слушать и интерпретировать художественные произведения, через воссоздание антологической картины мира ребенком. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания связи когнитивного и языкового развития ребенка.

 

Игровая технология

Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования, комплексная программа применяет те, которые:

-  помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат

сравнивать;

- помогают обобщать предметы по определенным признакам;

- учат ребенка отделять вымысел – художественный замысел от реального

мира вещей и событий;

- воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции и

смекалку в нестандартных жизненных ситуациях.

Целевые ориентации игровых технологий:

· дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков);

· развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий);

·обучающие самостоятельности, воли, сотрудничеству;

· формирующие нравственные, эстетические и мировоззренческие позиции;

· социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению).

Реализация игровых приемов и ситуаций в комплексной программе направленной на формирование устойчивого интереса у детей 4-7 лет

происходит по следующим основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

• деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве её средства;

• в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

· дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с условиями игры и обобщенным результатом игровой деятельности в целом.

Функции игры:

• развлекательная (это основная функция – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

• коммуникативная: освоение диалектики общения;

• самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

• игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в

• других видах жизнедеятельности;

• диагностическая – выявление отклонений от нормативного поведения,

• самопознание в процессе игры;

• функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру

• личностных показателей;

• межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей

• социально-культурных ценностей;

• функция социализации – включение в систему общественных отношений,

• усвоение норм человеческого общения.

Игровая технология в комплексной программе строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. При использовании игровых технологий в комплексной программе необходимо соблюдать следующие условия:

• соответствие целям воспитательно-образовательного процесса;

• доступность для детей данного возраста;

• отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

• игровые технологии должны быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного, логического, образного мышления детей.

Изобразительная технология

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и всех детей. Период дошкольного детства – один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Дети очень восприимчивы к проявлениям категории «прекрасное». Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, содержащей в себе знаковую и эстетическую составляющие.

Поэтому использование изобразительных символов для формирования первичных грамматических умений у детей дошкольного возраста, активно применяется в комплексной программе, при обучении дошкольников русскому языку, так как большая часть грамматических явлений не объясняется и не систематизируется. Обладая богатыми имитативными способностями, дети запоминают материал без осознания его структурных особенностей. Вследствие чего, у ребенка, который еще не имеет понятия о грамматике, легче выработать чувство языка с помощью изобразительных техник таких как:

- театрализации (эмпатия, вхождение в образ, имитация голосов птиц и зверей, пантомима);

-графической фиксации (детской инфографики) в стиле «нарисованного письма» средствами ИКТ;

-пополнение языкового и эмоционального багажа ребенка.

Ребенок строит предложение по определенным «моделям» (стереотипам), выработавшимся у него путем многократных повторений аналогичных предложений. Выработка прочного стереотипа обеспечивает правильное построение предложения согласно его грамматическому строю. Освоение грамматической стороны речи производится на основе образцов речи и фольклора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.01 с.)