Методологическая основа формирования развития интереса детей 4-7 лет к русскому языку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологическая основа формирования развития интереса детей 4-7 лет к русскому языку.



Комплексная программа базируется на результатах научных исследований Т.Г. Рамзаевой, С.Н. Цейтлин, А.М. Леушиной, В.И. Логиновой, Сокольниковой Н.М., Раздобариной Л.А., Положениях Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 гг.

    По словам С.Н. Цейтлин, нашим ученикам важно, как можно больше узнать от взрослых не только о своеобразии языка, которым пользуется ребёнок на разных стадиях своего развития, но и о стратегиях его освоения, о связи когнитивного и языкового развития ребенка, об индивидуальных особенностях речи разных детей и о многом другом. Путь ребенка в язык можно представить, как своего рода восхождение, движение по ступеням от полного отсутствия языка до владения им в степени, достаточной для того, чтобы стать полноправным членом определенного языкового сообщества. На верхней ступени лестницы – языковая система, которой пользуется взрослый носитель языка. На нижней ступени младенец, который не только не говорит, но даже еще не в состоянии воспринять содержание обращенной к нему речи взрослого. Ему предстоит выстроить собственную языковую систему, опираясь на речевую продукцию взрослых, которую он постоянно бессознательно перерабатывает, ибо вовлечен в коммуникацию с другими людьми с момента появления на свет и в этой коммуникации постепенно постигает мир, т. е. развивается когнитивно. Речевые инновации – неизбежные спутники его продвижения на этом пути, они свидетельствуют о том, что он не просто перенимает, а именно самостоятельно конструирует свою собственную языковую систему, добывая из речи взрослых языковые единицы и правила их использования и образования.

    В числе идей Т. Г. Рамзаевой, которые востребованы в настоящее время и, безусловно, будут в дальнейшем влиять на развитие методической науки и практики преподавания русского языка в начальной школе, есть как глобальные (концептуальные) идеи, так и идеи более частного порядка. В концепции начального языкового образования Т.Г. Рамзаевой, которая начала разрабатываться с 60-х годов XX века и потом постепенно совершенствовалась, развивающая функция предмета «Русский язык» связывается прежде всего с направленностью на овладение школьниками устной и письменной речью. Т. Г. Рамзаева подчёркивает, что овладение языком как средством общения способствует росту самосознания, формированию познавательных интересов и способностей, нравственному и умственному развитию учащихся.

    Общая цель обучения русскому языку предполагает развитие личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Эта цель конкретизируется Т. Г. Рамзаевой в ряде взаимосвязанных задач:

– овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

– усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики лексики, морфемики, словообразования;

– формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

– обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

    Проблемами формирования у детей дошкольного возраста интереса к русскому языку, его нормам, словарному, грамматическому, а также образному ресурсу занималась В.И. Логинова. Так, она разработала методику развития словарного запаса детей в неразрывной связи с освоением значения слов.

По ее мнению, при изучении слов нужно придерживаться определенной последовательности: сначала первичное знакомство с предметами окружающей действительности, формирование у дошкольников первичных общих представлений о предмете, закрепляющихся в соответствующем словаре; затем введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства предметов и явлений, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; и наконец, введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе различия и обобщения предметов или групп предметов по существенным признакам.

В.И. Логинова разработала методические требования к проведению занятий по работе над словарным запасом детей, основанных на учете их психологических особенностей (широкое использование игровых приемов, сюжетный характер игр-занятий, использование вопросов, предполагающих ответ-действие и другие).

    Другой ученый А.М. Леушина провела исследование развития связной речи у детей дошкольного возраста. При этом она, основываясь на трудах С.Л. Рубинштейна, выделяла «ситуативную речь» и противопоставляла ее «контекстной речи». В своем исследовании она приходит к важному для нас заключению, что не монолог, а диалогическая речь является первичной формой речи ребенка. И соответственно, не слово, а именно предложение (связная речь) является единицей речи и именно развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольника. Переход к контекстной – связной – речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка; усвоение родного языка создает предпосылки для произвольного использования всех его средств.

Таким образом, актуальность комплексной программы обусловлена:

необходимостью совершенствования норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;

1.1) проблемой разработки, внедрения и научно-методического обеспечения учебно-методического комплекса нового поколения по обучению русскому языку с использованием современных, в том числе информационных технологий;

1.2) одним из важнейших условий функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России – развитием интереса к русскому языку на ранних возрастных этапах.

Так, в Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016 – 2020 годы обозначены задачи, связанные с обеспечением эффективности и доступности системы изучения государственного языка Российской Федерации (русского языка) и совершенствованием условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном соответствующим Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, в требованиях к содержанию Программы отмечено, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Что также отражено в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном соответствующим Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, и с изменениями согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576, в пункте 12.1 «Русский язык и литературное чтение» обозначены следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

– сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

– овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Оба требования учтены при разработке Концепции. Вопросы изучения русского языка рассматриваются Советами по русскому языку при Президенте РФ и Правительстве РФ.

В обоих федеральных государственных образовательных стандартах согласно Ст. 63 п.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» одной из задач определено обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, что и является предпосылкой для разработки данной комплексной программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.007 с.)