Методы оценки уровня здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки уровня здоровья



На современном этапе создана целая система методов и средств оценки уровня здоровья, прогнозирования и динамического контроля за состоянием как отдельного человека, так и различных контингентов населения, цель которых - эффективное планирование, разработка и проведение лечебно-оздоровительных или профилактических мероприятий на этапах перехода от здоровья к болезни.

Существующие методы оценки уровня здоровья чаще основываются на определении функциональных возможностей организма. Для всесторонней оценки здоровья важно знать не только объем работы, которую может выполнить человек (уровень работоспособности), но и насколько он хорошо себя чувствует (качество здоровья), а также его продолжительность жизни (количество здоровья).

Развитие, здоровье ребенка оценить сложнее, так как это процесс динамический. При количественной оценке здоровья понятие «норма» теряет смысл. Если оно отражает среднестатистическую величину, то не может быть принято за исходную позицию, а рассматривается как средняя и довольно условная величина. При таком подходе не учитываются индивидуальные гено- и фенотипические особенности человека. Следует говорить об уровне здоровья индивида, который должен оцениваться в динамике относительно исходных для данного этапа обследования результатов.

Здоровье ребенка оценивается по следующим признакам:

• по уровню развития в различные возрастные периоды;

• адаптации к микро- и макросоциуму;

• уровню резистентности.

Важным критерием оценки здоровья считается индекс здоровья, т.е. доля неболеющих на момент исследования (в течение года и т.д.). В зависимости от величины индекса здоровья выделяют группы с очень низким, низким, средним, высоким и очень высоким показателем здоровья. По мере увеличения качества здоровья и перехода к группе с очень высоким уровнем здоровья риск смерти уменьшается в 30-50 раз! Если при очень низком здоровье в ближайшие восемь лет умирает каждый третий человек, то при очень высоком - лишь каждый сотый.

Для оценки качества здоровья предлагается метод трех шкал: физической, психической и социальной удовлетворенности. С их помощью достаточно просто измерить удовлетворенность человека своим здоровьем в стандартных количественных единицах (путем опроса либо самозаполнения по стандартному опроснику).

Комплексная оценка здоровья

В России предпринято немало попыток дифференцировать уровни состояния здоровья детей (Вельтищев Ю.Е. и др., 2001; Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., 2005; Юрьев В.К., 2008). Наиболее признанной остается градация на критерии и группы здоровья, предложенная С.М. Громбахом в 1965 г.

Для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий детского населения применяют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев: ФР, НПР, онтогенеза, резистентности, функцио -нального состояния органов и систем, хронических заболеваний или врожденных пороков развития (ВПР). У детей до 3 лет определяют все 6 критериев, от 3 лет и старше - 4 критерия (рис. 1-17).

Педиатр, исследовав и оценив все перечисленные критерии, дает заключение о принадлежности ребенка к той или иной группе здоровья (I, II, III, IV, V), дает конкретные медицинские и медико-педагогические рекомендации.

Рис. 1-17. Комплексная оценка здоровья детей.

Онтогенез

На здоровье детей влияют факторы онтогенеза: генеалогические, биологические и социальные.

Оценка генеалогического анамнеза проводится в трех направлениях.

• Выявление хромосомных заболеваний.

• Количественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза.

• Качественная оценка отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Для количественной оценки используют индекс отягощенности генеалогического анамнеза, или генеалогический индекс: I от. = суммарное количество заболеваний у кровных родственников пробанда / общее число кровных родственников, если есть сведения о состоянии их здоровья (табл. 1-14).

При качественной оценке отягощенности генеалогического анамнеза отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем, и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной обнаружены хронические заболевания разных органов и систем.

Течение раннего онтогенеза включает биологический анамнез: сведения об антенатальном (1-я и 2-я половина беременности), интранатальном (период родов), раннем неонатальном (первые 7 сут жизни ребенка), неонатальном и постнатальном периодах развития ребенка, полученные из выписок родильного дома, амбулаторной карты, а также из бесед с родителями.

При качественной оценке отягощенности генеалогического анамнеза отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем, и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной обнаружены хронические заболевания разных органов и систем.

Течение раннего онтогенеза включает биологический анамнез: сведения об антенатальном (1-я и 2-я половина беременности), интранатальном (период родов), раннем неонатальном (первые 7 сут жизни ребенка), неонатальном и постнатальном периодах развития ребенка, полученные из выписок родильного дома, амбулаторной карты, а также из бесед с родителями.

При расспросе получают сведения о течении раздельно 1-й и 2-й половины беременности, наличии кистоза, угрозы выкидыша, экстрагенитальных заболеваний, профессиональных вредностей у родителей, отрицательной Rh-принадлежности матери с нарастанием титра антител, хирургических вмешательств, вирусных заболеваний во время беременности, о посещении школы матерей по психопрофилактике родов.

Уточняют характер течения родов (длительный безводный период, стремительные или затяжные роды и др.), применения пособий в родах, оперативного родоразрешения (кесарево сечение), затем - оценку по шкале Апгар, крик ребенка, массу тела и рост, диагноз при рождении и выписке из родильного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации против туберкулеза (БЦЖ, Bacillus Calmette-Guerin - BCG), против гепатита В, время отпадения остатка пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома.

В течение первого месяца жизни на ребенка продолжают оказывать влияние перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния. Наконец, у младенца могут быть обнаружены рахит, анемия, хронические расстройства питания (гипотрофия, паратрофия, ожирение), аномалии конституции.

 

При расспросе получают сведения о течении раздельно 1-й и 2-й половины беременности, наличии кистоза, угрозы выкидыша, экстрагенитальных заболеваний, профессиональных вредностей у родителей, отрицательной Rh-принадлежности матери с нарастанием титра антител, хирургических вмешательств, вирусных заболеваний во время беременности, о посещении школы матерей по психопрофилактике родов.

Уточняют характер течения родов (длительный безводный период, стремительные или затяжные роды и др.), применения пособий в родах, оперативного родоразрешения (кесарево сечение), затем - оценку по шкале Апгар, крик ребенка, массу тела и рост, диагноз при рождении и выписке из родильного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации против туберкулеза (БЦЖ, Bacillus Calmette-Guerin - BCG), против гепатита В, время отпадения остатка пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома.

В течение первого месяца жизни на ребенка продолжают оказывать влияние перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния. Наконец, у младенца могут быть обнаружены рахит, анемия, хронические расстройства питания (гипотрофия, паратрофия, ожирение), аномалии конституции.

Социальный анамнез оценивают по восьми основным параметрам, таким, как полнота семьи, возраст, образование и профессия родителей, психологический микроклимат, отношение к ребенку, наличие или отсутствие у членов семьи вредных привычек и асоциальных форм поведения, жилищно-бытовые условия, материальное обеспечение, санитарно-гигиенические условия.

Анализ групп риска, которые выделяют у детей по генеалогическому, биологическому и социальному анамнезу, представлен в табл. 1-14.

Таблица 1-14. Оценка состояния онтогенеза с выделением групп риска

Группа риска

Отягощенность

Количество

оценка индекс (генеалогический анамнез) периодов биологического анамнеза с факторами риска параметров социального анамнеза с факторами риска
Диспансерная Высокая 0,9 и более 5-6 7-8*
Высокого риска Выраженная 0,6-0,8 3-4 5-6
Группа риска Умеренная 0,3-0,5 2 3-4
Низкого риска Низкая 0-0,2 1 1-2

* К диспансерной группе риска относят такие факторы риска, как отказ от ребенка, лишение родительских прав, ребенок-подкидыш, избиение ребенка родителями, отсутствие у семьи постоянного места жительства.

Физическое развитие

К важному критерию здоровья детей - оценке ФР - относятся масса и длина тела, окружность головы, окружность груди. Наряду с названными могут рассматриваться и другие показатели: толщина кожно-жировых складок, окружности бедра, голени, плеча, индекс массы тела и т.д. (материал подробно освещен в учебнике «Пропедевтика детских болезней» под ред. Р.Р. Кильдияровой и В.И. Макаровой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012).

Для оценки показателей ФР используют нормативные перцентильные таблицы и шкалы (лучше региональные). Вначале оценивают отдельно каждый из показателей ФР, а затем анализируют их соотношение. Перцентильная шкала представлена шестью (или семью) колонками цифр, отражающими значение признака.

Каждый измерительный признак (длину, массу тела, окружность головы и груди) помещают в свою область перцентильной шкалы. Уровень ФР определяют по перцентильной шкале определения роста по возрасту и полу ребенка. Результаты измерения в области до 3-го перцентиля указывают на очень низкий показатель уровня ФР, от 3-го до 10-го - на низкий, от 10-го до 25-го перцентиля - на ниже среднего показателя. Значения показателей в зоне от 25-го до 75-го перцентиля принимается за средние или условно нормальные величины. Область от 75-го до 90-го перцентиля указывает не выше среднего, от 90-го до 97-го - на высокий и от 97-го перцентиля и выше - на очень высокий показатель роста (рис. 1-18, а, 1-19, а). Определение гармоничности развития проводят на основании таких же результатов перцентильных оценок соответствия массы тела его росту (рис. 1-18, б, 1-19, б у детей старшего возраста; рис. 1-20 а, б - младшего возраста). Развитие гармоничное - при отнесении ребенка от 10-го до 90-го перцентиля, дисгармоничным - от 3-го по 10-й перцентиль, от 90-го и выше перцентиля.

Рис. 1-18. Перцентильные диаграммы физического развития девочек: а - массы тела и роста в соответствии с возрастом; б - массы тела по росту

Рис. 1-18 (окончание).

Рис. 1-19. Перцентильные диаграммы физического развития мальчиков: а - массы тела и роста в соответствии с возрастом; б - массы тела по росту

Рис. 1-19 (окончание).

Наибольшими отклонениями в ФР следует считать варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (рис. 1-21) - дефицит массы тела II степени; область до 3-го перцентиля и высокая масса тела - избыток массы тела II степени, область выше 97-го перцентиля при любой длине тела.

Вероятность патологической природы этих отклонений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями требуют обязательного обследования и консультирования специалистами.

У всех детей после 8 лет наряду с антропометрическими измерениями оценивают половое развитие с констатацией основных вторичных половых признаков.

Рис. 1-20. Перцентильные диаграммы массы тела по росту девочек (а) и мальчиков (б) раннего возраста

Рис. 1-20 (окончание)

Нервно-психическое развитие

Следующий критерий здоровья у детей до трех лет - оценка НПР. Контроль за НПР проводит врач визуально при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенных методик, суть которых излагается при чтении курса пропедевтики детских болезней (табл. 1-15).

Наглядно линия НПР - движения общие и рук (До и Др) от рождения до года - представлена на рис. 1-22.

При оценке НПР у детей до 3 лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития (Печора К.Л., 1986). Итогом оценки становится определение группы НПР.

 

Рис. 1-21. Ребенок 4 мес: нормотрофия (а); гипотрофия I степени (б); гипотрофия II степени (в); гипотрофия III степени (г)

Таблица 1-15. Ведущие линии нервно-психического развития ребенка в различные эпикризные сроки

Возраст Аз Ас Э Др До Рп Ра Н С И
1 мес + + +   +          
2 мес + + +   +   +      
3 мес + + + + +   +      
4 мес + + + + +   + +    
5 мес + + + + +   + +    
6 мес   +   + +   + +    
7 мес       + +   + +    
8 мес     + + + + + +    
9 мес   + + + + + + +    
10 мес     + + + + +      
11 мес     + + + + +      
12 мес +   + + + + + +    
1 год 3 мес         + + + + + +
1 год 6 мес         + + + + + +
1 год 9 мес         + + + + + +
2 года         + + + + + +
2 года 6 мес         +   + + + +
3 года         +   + + + +

Рис. 1-22. Показатели моторного развития детей с рождения до 1 года

 

Рис. 1-22. Показатели моторного развития детей с рождения до 1 года

• При соответствующем или опережающем возраст ребенка НПР определяется I группа.

• При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок - II группа.

• При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпи-кризных срока - III группа.

• При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока - IV группа.

Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считается месяц, для ребенка второго года - квартал, для третьего - полугодие, начиная с четвертого года жизни - один год.

Резистентность

Уровень резистентности организма-показатель при оценке здоровья - определяется в любом детском возрасте. Резистентность - совокупность генетически заложенных у ребенка неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекциям (табл. 1-16). Резистентность определяется по формуле: to = количество перенесенных ребенком острых заболеваний / число месяцев наблюдения.

Таблица 1-16. Оценка резистентности детей (Куршин М.А., 1989)

Кратность заболеваний Оценка
Отсутствие в течение года Высокая
1-3 в год (Iоз = 0-0,32) Хорошая
4-5 в год (Iоз = 0,33-0,49) Сниженная
6-7 в год (Iоз = 0,5-0,6) Низкая
8 в год и более (Iоз = 0,67 и более) Очень низкая

Синдром частой заболеваемости у детей может быть транзиторным и истинным. Для последнего характерны выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза, определенная качественная ее направленность. Кроме того, наблюдаются высокая частота острых респираторных заболеваний (ОРЗ), тяжелое и продолжительное течение острых заболеваний в течение 2-3 лет и более. Часто болеющим считается ребенок, если он переносит в течение года от 4 до 6 (в зависимости от возраста) острых заболеваний и более или имеет Iоз = 0,33 и выше.

Критериями определения часто болеющих детей (ЧБД) до 1 года считаются 4 случая ОРЗ, до 3 лет - 6; 4-5 лет - 5; старше - 4 ОРЗ в год и более. ВОЗ считают ЧБД при более 8-ми случаев заболеваний ОРЗ в год.

При крайне низкой резистентности организма необходимо исключение иммунодефицитного состояния.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.029 с.)