Переохлаждение и отморожение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переохлаждение и отморожение



• Доставить в теплое помещение, укутать в теплое одеяло, согреть отмороженный участок. Дать горячее питье. При легком отморожении лица и ушных раковин - растереть их мягкой тканью до порозовения, не повреждая кожу.

• Желательна теплая ванна в течение 30-45 мин с повышением температуры воды от 30 до 40 °С. Одновременно конечность массировать от периферии к центру (если нет пузырей!).

• На поврежденные участки кожи наложить сухую асептическую повязку.

• Госпитализировать при нарушении жизненно важных функций организма.

Госпитализировать в хирургическое отделение при отморожении (кроме ограниченного отморожения легкой степени).

В удалении от источников загрязнения химический состав атмосферы достаточно стабилен. Очаги выраженного загрязнения воздушного бассейна появляются в результате выбросов промышленными предприятиями и транспортом токсичных веществ, что при определенных метеорологических условиях приводит к заболеваниям и даже смертельным исходам, особенно у детей.

Загрязненный воздух раздражает большей частью дыхательные пути, вызывая болезни дыхательной системы. К раздражителям, вызывающим эти болезни, относятся SO2 и SO3, азотистые пары, HCl, HNO3, H2SO4, H2S, фосфор и его соединения. Пыль, содержащая окислы кремния, вызывает тяжелое легочное заболевание - силикоз. Уличные травмы глаз, вызываемые летучей золой и другими загрязнениями атмосферы, в промышленных центрах достигают 30-60% всех случаев офтальмологических заболеваний.

Солнце

Солнце служит основным источником электромагнитной радиации. Для оценки солнечной активности необходимо определить относительное число пятен на солнечном диске. С периодом повышенной солнечной активности связано ухудшение состояния больных с сердечно-сосудистой патологией из-за увеличения интенсивности свертывания крови в коронарных сосудах. На второй день солнечной активности чаще случаются автомобильные и прочие катастрофы, что связывают с резким снижением зрительно-моторной реакции на сигналы.

Вся область УФ-излучения условно делится на ближнюю (λ = 200- 380 нм) и дальнюю, или вакуумную (λ = 100-200 нм). Ближний диапазон УФ-лучей, в свою очередь, подразделяется на коротко-, средне- и длинноволновое УФ-излучение. Все эти УФ-излучения различаются по своему влиянию на организм человека.

УФ-излучение поглощается верхними слоями кожи человека и животных или тканей растений. Регулярное его воздействие на ребенка может быть достаточно разрушительным, вызывающим дерматиты, ожоги. Большие дозы УФ-излучения влияют на центральную нервную систему (ЦНС), вызывая головную боль, повышенную утомляемость, увеличение температуры тела, тошноту и др. Следует учитывать, что именно это излучение генерируется бактерицидными УФ-источниками излучения. Средневолновое УФ-излучение охватывает диапазон длин волн от 280 до 315 нм и называется излучением средней энергии, которое представляет опасность для органов зрения человека.

Наиболее выраженное проявление УФ-недостаточности - гиповитаминоз D, когда нарушаются фосфорно-кальциевый обмен и процесс костеобразования.

Неблагоприятное тепловое действие солнечных лучей квалифицируется как солнечный удар - особая форма теплового удара в случае прямого воздействия солнечных лучей на голову ребенка. Чем младше ребенок, тем короче время, которое он может проводить под прямыми солнечными лучами. Детям рекомендуется в солнечный летний день в период с 11 до 16 ч находиться в тени деревьев, под тентом и т.д.

Солнечный удар

• Переместить ребенка в прохладное помещение, уложить в горизонтальное положение, голову покрыть пеленкой, смоченной холодной водой, не закрывая лица.

• Дать обильное прохладное питье.

• Провести физическое охлаждение с использованием кондиционера или холодной воды.

При ухудшении состояния - госпитализировать.

Метеорологическая зона комфорта:

• температура для раздетого человека - в пределах 17,3-21,7 °С, для одетого - 16,7-20,7 °С;

• относительная влажность воздуха - около 50%;

• атмосферное давление - 750 мм рт.ст.;

• скорость ветра - 0-0,5 м/с.

Озон

Озоновая дыра - локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли (см. рис. 1-5). Озоновый слой разрушается в результате активного применения азотных удобрений в сельском хозяйстве, хлорирования питьевой воды, использования фреонов в холодильных установках и аэрозолях и других причин. Миллионы тонн хлорфторметанов поступают в нижний слой атмосферы, которые под действием УФ-излучения разрушаются, выделяя фтор и хлор, активно участвующих в процессах разрушения озона. Качество же воздуха зависит от концентрации озона и оценивается как хорошее, измененное, частично плохое, плохое и очень плохое, причем степень воздействия некачественного воздуха на детей и взрослых различна (табл. 1-7).

Ничтожные количества озона, возникающие при грозе, придают воздуху запах свежести, но при концентрации свыше 0,5 мг/м3 воздуха озон вызывает раздражение дыхательных путей, головокружение, удушливый кашель, боли в сердце. Тропосферный озон - загрязнитель, который способен угрожать здоровью людей и животных, а также повреждать растения. Допустимыми безопасными концентрациями озона считают 0,5-2,5 РРт (0,0001 мг/л).

Таблица 1-7. Профилактические меры при нарушении качества воздуха

Качество воздуха 8-часовая концентрация озона, РРп1 Мероприятия
Хорошее 0,01-0,064 -
Измененное 0,065-0,084 Ограничение пребывания на открытом воздухе при повышенной чувствительности
Частично плохое 0,085-0,104 Ограничение пребывания на открытом воздухе играющим детям, спортсменам, при заболеваниях дыхательной системы
Плохое 0,104-0,124 Избегание длительного пребывания на открытом воздухе играющим детям, спортсменам, при заболеваниях дыхательной системы
Очень плохое Свыше 0,125 Избегание нахождения на открытом воздухе всем категориям населения

Неблагоприятное воздействие изменений погоды вызывает нарушения функций ряда органов и систем организма ребенка, обеспечивающих терморегуляцию и оптимальные условия для его жизнедеятельности. Частыми и достоверными раздражителями выступают температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость ветра. Определенную роль выполняют метеорологические явления, например туман, пыльные бури, смерчи.

Крайне высокая температура воздуха с повышением уровня озона непосредственно приводит к смерти от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, особенно у детей и пожилых людей. Вследствие загрязнения воздуха в городах ежегодно происходит около 1,2 млн случаев смерти. Кроме того, во время сильной жары повышаются уровни пыльцы растений и других аэроаллергенов в воздухе. Они могут провоцировать бронхиальную астму, от которой страдают около 300 млн человек.

Радиация

Радиация по самой своей природе вредна для жизни, особенно чувствительны к ней дети. На экстренный случай в Японии даже предусмотрен специальный чемоданчик для предупреждения ее последствий. (рис. 1-6)

Относительно небольшие дозы при облучении хрящевой ткани замедляют или вовсе останавливают рост костей, что приводит к аномалиям развития скелета. Облучение головного мозга ребенка при лучевой терапии вызывает изменения в его характере, приводит к потере памяти, а у детей раннего возраста - к слабоумию и идиотии. Биологическое действие радиации обусловлено высокой чувствительностью нуклеиновых кислот, которые могут разрушаться, что приводит к гибели клеток или возникновению мутаций.

Вода

Почти все загрязняющие вещества, которые первоначально попали в атмосферу, в конечном итоге оказываются на поверхности суши и воды. Оседающие аэрозоли могут содержать ядовитые тяжелые металлы: свинец, ртуть, медь, ванадий, кобальт, никель. Обычно они малоподвижны и накапливаются в почве. В почву с дождями попадают также кислоты, которые наносят экологический, экономический и эстетический ущерб.

Океаны и моря загрязняются вследствие поступления вредных веществ с речными стоками, выпадения их из атмосферы и, наконец, благодаря деятельности человека. Естественное загрязнение происходит в результате просачивания нефти из нефтеносных слоев, главным образом, на шельфе. Наибольший вклад в нефтяное загрязнение океана вносят морские перевозки нефти, а также внезапные разливы большого количества нефти при авариях танкеров.

Многие болезни передаются через загрязненную воду. Так, связанные с водой инфекционные болезни ежегодно уносят до 3,2 млн человеческих жизней - примерно 6% всех случаев смертей в мире. Многие острые кишечные инфекции передаются человеку в результате загрязнения водоисточников экскрементами, выделяемыми из организма больных. Через воду могут передаваться такие заболевания, как гепатит, туляремия, водная лихорадка, бруцеллез, полиомиелит. Вода становится источником заражения человека глистами, лямблиями и т.д.

Рис. 1-6. Результаты воздействия радиоактивного облучения в различных дозах и зависимость заболеваний от количества лет после радиационного облучения

Рис. 1-6 (окончание)

Использование жесткой воды вызывает появление осадка (накипи), а слишком мягкая вода приводит к коррозии труб, так как в этом случае отсутствует кислотно-щелочная буферность, которую обеспечивает гидрокарбонатная (временная) жесткость. Вкус природной питьевой воды, например родниковой, обусловлен именно присутствием солей жесткости.

Значение воды

• Ежедневно для питья и гигиены человеку необходимо от 20 до 50 л воды, но каждый третий человек в мире испытывает нехватку воды для удовлетворения повседневных потребностей.

• Потребление и жесткой, и мягкой воды обычно не угрожает здоровью. Однако есть данные, что высокая жесткость способствует образованию мочевых камней, а низкая - незначительно увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

От излишка в воде фтора зависит частота заболеваемости кариесом.

Звук

Все живые организмы, в том числе и человек, воспринимают звук из внешней среды.

Звуком называют механические колебания внешней среды под воздействием неких упругих волн, которые распространяются в газах, жидких и твердых телах и воспринимаются слуховым аппаратом животных и человека (от 16 до 20000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком (УЗ), меньшей - инфразвуком (ИЗ).

Ухо человека не слышит инфразвук, это упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). ИЗ - естественное явление, он «прячется» в шуме леса, моря. Источниками ИЗ-колебаний служат также грозовые разряды (гром), взрывы, орудийные выстрелы. И в земной коре наблюдаются инфразвуковые колебания, возбуждаемые землетрясениями, взрывами, обвалами и даже транспортными средствами. Распространение ИЗ на большие расстояния в море позволяет предсказывать стихийные бедствия, например цунами. Биологическое действие ИЗ проявляется, если частота волны совпадает с так называемым α-ритмом головного мозга, что может вызвать у человека серьезные заболевания. Кроме того, собственная частота нашего вестибулярного аппарата близка к 6 Гц, поэтому неприятные ощущения возможны в результате длительной езды в автобусе, поезде, при плавании на корабле или даже качании на качелях. Интересный факт: привидения - это следствие воздействия ИЗ на психику человека.

УЗ - упругие волны высокой (более 20 кГц) частоты. О существовании УЗ известно давно, но его практическое использование в науке, технике, промышленности и медицине началось сравнительно недавно. Воздействие звуков на организм человека изучено еще недостаточно. К примеру, дельфинотерапия приобретает все большую известность в качестве метода, показавшего хорошие результаты в комплексном лечении различных органических поражений ЦНС, синдрома Дауна, нейросенсорной тугоухости, нарушений обмена веществ и реабилитации после психологических травм. Одним из основных лечебных эффектов этого метода является уникальная способность дельфинов выступать в качестве природного ультразвукового сонара, оказывающего прямой лечебный эффект на клеточном уровне и улучшающего работу всех органов и систем организма человека.

Формирование здоровья детей звуками природы - одно из направлений звукотерапии и традиционной медицины. Лечение такими звуками особенно необходимо детям, живущим в крупных городах. Природа дает огромный заряд энергии, духовные и физические силы и творческий потенциал. Необходимо обращать внимание детей на красоту цветников, газонов, деревьев и листьев, бабочек, пение птиц, приучать их к постоянному любованию окружающим нас миром (рис. 1-7). Звуки природы - это также гром, рокот моря, шелест листьев, журчание ручья, шум дождя или водопада.

Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройный аккорд. Уровень шума в 20-30 децибелов практически безвреден для человека, допустимая граница - примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым, вызывая многочисленные реактивные изменения ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, вестибулярного анализатора, снижение слуха. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение в крупных городах.

Музыку называют гормоном удовольствия, она улучшает не только настроение и самочувствие, но и помогает человеку в борьбе с серьезными заболеваниями, обладает даже обезболивающим эффектом. В качестве вспомогательного средства слушать музыку рекомендуют пациентам, которым предстоят сложные обследования или длительные процедуры. Наслаждаясь звуками любого из инструментов - будь то гитара, аккордеон или рояль - и тем более пытаясь играть на них, ребенок стимулирует свои умственные способности, поскольку ритм, мелодия и высота звука «считываются» в различных отделах головного мозга. К примеру, прослушивание музыки Моцарта усиливает мозговую активность, что носит название «эффект Моцарта». В медицине широко используется музыкотерапия, особенно в лечении детей с перинатальным поражением ЦНС (табл. 1-8).

Рис. 1-7. Формирование здоровья звуками природы

Музыкотерапия противопоказана:

• младенцам с гипертензионно-гидроцефальным, судорожным синдромом;

• детям в тяжелом состоянии, сопровождаемом выраженной интоксикацией организма;

• больным острым отитом при болевом синдроме.

Таблица 1-8. Рекомендуемые произведения классической музыки

Произведения Воздействие
«Мазурка» Шопена, вальсы Штрауса, «Мелодия» Рубинштейна Ослабление чувства тревоги и неуверенности
Кантата № 2 Баха, «Лунная соната» Бетховена Избавление от раздражительности, разочарования
Симфония № 6 Бетховена (часть 2), «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта Общее успокоение
Концерт ре минор для скрипки Баха Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми
«Дон Жуан» Моцарта, Венгерская рапсодия № 1 Листа, сюита «Маскарад» Хачатуряна Уменьшение головной боли, связанной с эмоциональным напряжением
Шестая симфония Чайковского (часть 3), увертюра «Эгмонт» Бетховена Поднятие общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения
«Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, симфония № 5 Мендельсона Повышение концентрации внимания, сосредоточенности

Ритм музыкального произведения может обретать наркотические свойства. Например, если он кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15-30 Гц), то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс. Этим объясняется популярность дискоклубов у подростков.

Биологические ритмы

В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов. Известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга и многих других физиологических процессов. Вся жизнь представляет собой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования, утомления от напряженного труда и отдых.

В конце XIX - начале XX в. Г. Свобода, В. Фисс, А. Тельчер создали популярную концепцию о трех ритмах: 23-суточный - физический, 28-суточный - эмоциональный и 33-суточный - интеллектуальный (рис. 1-8).

Суть концепции о ритмах состоит в следующем. Во-первых, все три ритма возникают одновременно в момент рождения или в момент самого зачатия - образования зиготы. Во-вторых, они имеют строго синусоидальную форму, не изменяющуюся на протяжении всей жизни человека, и, следовательно, неизменную частоту, т.е. длительность периода. В-третьих, положительная часть каждой синусоиды (полуволны, расположенной выше так называемой нулевой линии - горизонтали, проведенной посередине между максимумами и минимумами) соответствует периодам подъема физической, эмоциональной и умственной активности, а отрицательная ее часть (полуволна, расположенная ниже указанной горизонтали) характеризуется периодом упадка, снижения этих видов активности.

Рис. 1-8. Представление интеллектуального (зеленый цвет), физического (синий) и эмоционального (красный) биоритмов

В дни подъема физического ритма спортсмены достигают максимальных результатов, в дни спада их результаты минимальные. Аналогичное волнообразное течение претерпевают эмоциональный и интеллектуальный потенциал человека. В положительной полуволне эмоционального ритма господствуют оптимистические настроения, чувство уверенности в себе, мир представляется прекрасным; в отрицательной полуволне эмоциональная жизнь смещается в минорную фазу.

В регуляции суточной периодики функций принимает участие гипоталамус, который посредством рилизинг-факторов регулирует тропные функции эндокринных органов, продукция которых подвержена суточным ритмам. Факторы, которые влияют на ритмичность процессов, происходящих в живом организме, получили название «синхронизаторы», или «датчики времени» (табл. 1-9).

аблица 1-9. Факторы, влияющие на ритмичность процессов

Факторы

внешние внутренние
Изменение освещенности, температуры, магнитного поля, интенсивности космических излучений, приливы и отливы, сезонные и солнечно-лунные влияния, социальные влияния Нейрогуморальные процессы, протекающие в определенном, наследственно закрепленном темпе и ритме

Ритмы формируются внешними синхронизаторами. Ярким примером формирования эндогенных ритмов под влиянием синхронизаторов внешней среды может служить воздействие на новорожденного ребенка света, звука, пищи и др. По мере роста и развития усиливается роль внутренних факторов. Сравнительно быстро формируется 24-часовой суточный ритм физиологических процессов. На 2-3-й неделе жизни ребенка начинается синхронизация температуры тела с ритмом дня и ночи на протяжении суток, на 4-20-й неделе жизни - частоты пульса. В первые 2 нед жизни экскреция с мочой кортизола и кортикостерона также подтверждена суточным колебаниям - максимальная в 16-20 ч, минимальная - поздним вечером и ночью.

Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма. Эти знания вызвали развитие новых направлений в медицине - хронодиагностику, хронотерапию, хронофармакологию. Основу их составляет положение о том, что одно и то же средство в разные часы суток оказывает на организм различное, иногда прямо противоположное воздействие. Именно поэтому для получения большего эффекта важно указывать не только дозу, но и точное время приема лекарственных средств.

Согласно древней китайской философии, природа характеризуется пятью первоэлементами, или особенностями, составляющими мира и жизни (стихиями) - это дерево, огонь, земля, металл, вода, тесно взаимосвязанные с внутренними органами человека (рис. 1-9). Звезда стихий рассматривается как магический амулет благополучия, она как бы символизирует гармонию, вечность и совершенство. Данное воззрение положено в основу широко используемого метода лечения - акупунктуры.

На формирование здоровья детей благотворно влияет ландшафт. Известно, что санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, окружающий ландшафт оказывает положительное воздействие на биологические ритмы. Растительные биоценозы, леса обладают выраженным оздоровительным действием.

Рис. 1-9. Пять первоэлементов (из Древней Китайской медицины)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.039 с.)