Потребности детского возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности детского возраста



Жизнедеятельность взрослого человека и ребенка можно представить в виде системы с пирамидальным принципом построения (так называемой пирамиды потребностей по Маслоу). Вслед за древними греками в ней выделяют три уровня: низший, телесный (от греч. soma - тело), средний, психический (от греч. psyche - душа), и вершину - духовный элемент (от греч. nous - дух). Абрахам Маслоу (1954) считал, что множество различных потребностей детей и взрослых можно представить в виде мотивационной пирамиды и спирали; эти потребности можно разделить на пять основных категорий (табл. 1-1; рис. 1-1, а). По мере удовлетворения нижележащих потребностей все актуальнее становятся потребности более высокого уровня. Потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений. Взаимоотношения между элементами внутри пирамиды подчинены законам гармонии, что обеспечивает динамическую устойчивость этой системы и возможность ее развития.

Таблица 1-1. Категории потребностей человека

№ п/п Потребность Тип Признаки
1 Физиологическая Физиологический Дыхание, жажда, голод, сон, физиологические отправления и др.
2 В защищенности и безопасности Экзистенциальный Безопасность учебной и трудовой деятельности, существования, комфорт, постоянство условий жизни и др.
3 В принадлежности к социальной группе Социальный Общение, привязанность, забота о друге и внимание к себе, совместная деятельность и др.
4 В уважении и признании Престижный Самоуважение, уважение со стороны других, признание, дружба и любовь, достижение успеха и высокой оценки и др.
5 В самовыражении Духовный Познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация и др.

Выделяют четыре базовые цели жизни человека и соответственно различают виды здоровья (рис. 1-1, б). На соматическом уровне их две: выживание, т.е. формирование и сохранение своей индивидуальной биологической структуры, и репродукция, обеспечивающая интересы вида, сохранение популяции.

На психическом уровне человек стремится реализовать себя как личность, т.е. прожить полноценную жизнь в обществе (третья цель жизни). К врожденным базовым психологическим потребностям ребенка относят потребность в безопасности и когнитивные (познавательные) потребности. У детей эти врожденные потребности проявляются в разных пропорциях, что зависит от индивидуальных особенностей и типа темперамента ребенка.

В высшей сфере человек проходит путь психической трансформации, развивая альтруизм, пытаясь понять свое место в мире, миновать жизненные этапы в согласии со своими наклонностями, т.е. состояться как духовная индивидуальность (четвертая цель жизни).

Предпочтение может отдаваться разным целям в зависимости от уровня развития индивида и обстоятельств его жизни.

Когнитивные потребности - необходимость в изучении и формировании определенных представлений об окружающем мире. Эти особенности становятся очень заметны у ребенка после того, как он в достаточной степени научится владеть своим телом и взаимодействовать с окружающей средой (примерно после 9-12 мес). До 7-10 лет ребенок постоянно находится в процессе познания.

Эмоциональные потребности относятся к категории врожденных. Осознанная вовлеченность в процесс коммуникации со взрослым фиксируется у младенца с раннего возраста. В первый год жизни эмоциональные потребности малыша тесно связаны с его потребностью в безопасности («я защищен, значит, я доволен»), с возрастом они значительно усложняются. Примерно после 3 лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть (табл. 1-2).

Потребность быть безоговорочно принятым психологи называют одной из самых значимых для человека на протяжении всей жизни.

Таблица 1-2. Этапы развития эмоций у детей

Возраст Характеристика
1-2 нед Отрицательная эмоция в виде крика - реакция неудовольствия
3-4 нед Положительная эмоция - феномен «предвосхищения кормления»
1,5-2 мес Улыбка - реакция на взрослого человека, начало психической и социальной жизни ребенка
3-4 мес Комплекс оживления - эмоция радости или отрицательные эмоции страха - крик и хныканье, сопровождаемые двигательной реакцией
3-6 мес Эмоциональная реакция на игрушки, формирование темперамента
6-12 мес Усложнение эмоций, чувство страха - синдром потери матери
1-1,5 года Высокая активность эмоциональной жизни, ослабевание отрицательных эмоций, первый период бесстрашия. Патологическая форма отрицательной эмоции - каприз
2-4 года Чувство страха и ужаса, синдром потери матери, сопереживание
4-6 лет Второй период бесстрашия

Рис. 1-1. Пирамида и мотивационная спираль по А. Маслоу (а); здоровье и его составляющие (б)

Примерно после 3-4 лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту.

Показатели здоровья и заболеваемости используют применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций.

Факторы риска

Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет около 50% совокупного влияния всех других факторов (рис. 1-2, а).

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье 18-22%.

Как социальные, так и биологические факторы влияют на человека в определенных условиях окружающей среды, их доля составляет 17-20%.

Уровень здравоохранения - деятельность медицинских учреждений и усилия медицинских работников, определяет состояние здоровье на 8-10%.

• В настоящее время в России проживают более 30 млн детей до 18 лет.

• По данным Научного центра здоровья детей РАМН, можно признать здоровыми не более 2-15% детей.

В стране работают около 70000 врачей-педиатров, 8000 детских хирургов и 3000 неонатологов. Педиатрические кадры готовят кафедры педиатрии в 47 государственных медицинских вузах и на 25 медицинских факультетах государственных университетов. На систему здравоохранения выделяется около 3% (в экономически развитых странах - от 6 до 30%) валового национального продукта. Уровень же здравоохранения, как было сказано выше, оказывает влияние на укрепление здоровья населения максимум на 8-10%. На ЗОЖ - интерактивное поведение - приходится доля влияния около 50% в ряду факторов, определяющих здоровье. Следовательно, каждый человек, каждый ребенок должен любить самого себя и ответственно относиться к своему здоровью, т.е. нести ответственность за его сохранение и приумножение.

Важнейшим положением концепции здоровья стало доказательство его преимущественно социальной обусловленности. Это подчеркнуто и в материалах ВОЗ. Повседневно подтверждается зависимость от внешне-средовых факторов основных медико-демографических показателей - заболеваемости, смертности, инвалидности и т.п. Особенно наглядна такая зависимость в переломные моменты жизни общества, когда на фоне резких, негативных социально-экономических, политических изменений случается кризис общественного здоровья. Особо тяжкая форма социального опосредования массовой гибели и заболеваемости людей - война.

Факторы риска создают неблагоприятный фон и тем самым способствуют возникновению и развитию заболеваний. В то же время трудно разделить причины заболевания и факторы риска (табл. 1-3; рис. 1-2, б).

Таблица 1-3. Группировка факторов, обусловливающих здоровье и риски

Удельный вес, % Группа факторов риска
Образ жизни (49-53) Курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарственными средствами, одиночество, низкие культурный уровень и уровень образования, высокий уровень урбанизации и т.д.
Генетика, биология человека (18-22) Предрасположенность к наследственным, дегенеративным болезням
Внешняя среда (17-20) Загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими вредными веществами; резкие смены атмосферных явлений; повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения
Здравоохранение (8-10) Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество, малая доступность и несвоевременность оказания медицинской помощи

Число факторов риска огромно. Только генетических факторов риска, предрасполагающих к заболеваниям, еще в 1960-х годах было идентифицировано не более 1 тыс., а сегодня называют более 3 тыс. Всего же только из окружающей среды на человека действуют более 6 млн различных (физических, биологических, химических и др.) повреждающих факторов. При этом их число ежегодно возрастает на 5-6 тыс. Причем человек чаще сталкивается с воздействием нескольких повреждающих и отягощающих факторов, т.е. с их комплексным, многоплановым влиянием на его здоровье.

Из факторов риска выделяют первичные, зависящие от самого человека, его поведения и вторичные - патологические состояния, индуцирующие развитие заболеваний (табл. 1-4).

Таблица 1-4. Факторы риска заболеваний

Факторы риска заболеваний

первичные вторичные
Курение Алкоголизм Несбалансированное питание Гиподинамия Психоэмоциональный стресс Избыточная масса тела Эндокринопатии Артериальная гипертензия Гиперхолестеринемия и гиперлипидемия Иммунодефицитные состояния Аллергия

Факторы риска интенсивнее действуют на более уязвимые слои населения, относящиеся к группам риска в зависимости от определяющих их состав признаков. К ним относятся три группы населения:

• нуждающиеся в опеке (дети, старики, одинокие, мигранты и др.);

• лица с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты и т.п.);

• социально и экономически неустроенные (лица без определенного места жительства, безработные).

Факторы риска, способствующие возникновению заболевания, нередко сами выступают его причинами. Вместе с тем именно определение причины или условий перехода в патологическое состояние, уточнение патогенеза заболевания остаются трудной и не всегда решаемой задачей.

Санология, или валеология

Теория факторов риска в обусловленности отклонений в состоянии здоровья позволила выдвинуть концепцию создания здоровья (promotion of health), состоящую из двух фаз:

• преодоления, уменьшения действия факторов риска;

• создания здоровья, его формирования (собственно promotion). Вторую фазу реализовать гораздо труднее, так как она подлинно профилактическая, основанная на недопущении факторов риска и непосредственных причин заболеваний, более того - на укреплении здоровья здоровых, называемым саногенезом (табл. 1-5, рис. 1-3).

Один из самых мощных факторов риска - ущербная духовность общества, которая способна существенно увеличить заболеваемость и смертность граждан от всех групп заболеваний.

 

Таблица 1-5. Фазы формирования здоровья (Лисицин Ю.П., 1998)

Фазы

I - преодоление следующих факторов риска здоровья II - формирование следующих факторов здоровья Низкие социальная и медицинская активность, общая и гигиеническая культура Высокая социальная и медицинская активность, высокий уровень общей и гигиенической культуры, социальный оптимизм Низкая трудовая активность, неудовлетворенность трудом, психоэмоциональный стресс, пассивность, апатия, психологический дискомфорт, депрессия Высокая трудовая активность, удовлетворенность трудом, физический и душевный комфорт, гармоничное развитие, физические, психические, интеллектуальные способности Загрязнение окружающей среды, низкая экологическая активность Оздоровление окружающей среды, высокая экологическая активность, экологически грамотное поведение Низкая физическая активность, гиподинамия Высокая физическая активность Нерациональное, несбалансированное питание Рациональное, сбалансированное питание Злоупотребление алкоголем, курение, потребление наркотиков, токсичных веществ Отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и др.) Напряженность в семейных отношениях, неблагоустроенность быта Дружеская атмосфера в семье, обустроенность быта

Индивидуальное здоровье (механизмы самоорганизации живой системы), возможности «управления» - предмет исследования санологии, или валеологии. Эта наука о здоровье интегральна, возникла на стыке биологии, генетики, медицины, педагогики, психологии и других наук (см. рис. 1-3).

Санология (от лат. sanitas - здоровье), или валеология:

• направление медицины здоровья (здравоохранения) в отличие от традиционной науки и практики врачевания, лечения;

• теория и практика охраны и укрепления, приумножения, воспроизводства здоровья здоровых;

• междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности;

• концентрация знаний и практических приемов формирования здоровья, в том числе используемых медициной;

• совокупность знаний о здоровье и ЗОЖ.

Рис. 1 -3. Взаимоотношение механизмов здоровья и болезни (а); взаимодействие валеологии с другими науками (б)

Здоровье в валеологии рассматривается как более общая категория в сравнении с болезнью. Предболезнь (или третье состояние) и болезнь - частные случаи, когда уровни здоровья снижены или обнаружены дефекты, т.е. между здоровьем и болезнью выделяются переходные состояния. Болезнь формируется и манифестирует, когда истощаются резервы здоровья.

Здоровье можно рассматривать как свободу:

• от боли на физическом уровне (состояние благополучия);

• страсти в эмоциональном плане (выражение безмятежности и невозмутимости);

• эгоизма.

Другими словами, здоровый человек чувствует заряд физической энергии, ощущение свободы от физиологических нарушений, эмоциональное спокойствие и свободу самовыражения, созидательную ясность ума.

Итак, объект валеологии - практически здоровый, а также оказавшийся в стадии предболезни (в третьем состоянии) человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Основные цели валеологии - максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи валеологии:

• исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;

• формирование у человека установки на ЗОЖ;

• сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение человека к ЗОЖ.

Слово «болезнь» - в русском языке происходит от слова «боль». Рудольфу Вирхову (1821-1902) принадлежит самое краткое из известных определений болезни: «Жизнь при ненормальных условиях». Первичным и основным процессом в развитии каждой болезни считается повреждение, дезорганизация структур и функций организма. Все реактивные, защитные, приспособительные процессы вторичны, развиваются вслед за повреждением в результате того или иного болезнетворного воздействия на организм.

Болезнь - сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней и внутренней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождаемый структурными, метаболическими и функциональными изменениями в органах и тканях разрушительного и приспособительного характера, которые приводят к снижению его (организма) приспособляемости к непрерывно меняющимся условиям окружающей среды и ограничению трудоспособности человека.

Общая стрессовая реакция по Гансу Селье (1936) подразделяется на три условные стадии:

• тревогу;

• адаптацию;

• истощение.

Стрессоры вызывают стереотипный ответ начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы (рис. 1-4, а). Длительное напряжение приспособительных систем может привести к заболеванию или осложнить течение болезни. «Стресс - это все, что или приводит к преждевременному старению организма, или способствует возникновению заболеваний» (табл. 1-6).

Таблица 1-6. Классификация стресса по Г. Селье

Показатель

Характеристика

Местный адаптационный синдром

Воспаление

Общий адаптационный синдром

Тревога

Адаптация Истощение
Шок Противошок Повышение резистентности Нарушение гомеостаза
Степень выраженности

Стрессогенные реакции, состояния, заболевания

Локализация нарушений

Нервно-психические, сердечно-сосудистые, эндокринные, желудочно-кишечные и др.

Распространенность

Моно- и полисистемные нарушения

Генез стресс-фактора

Эндогенный, экзогенный и эндогенно-экзогенный

         

Адаптация взаимосвязана с резистентностью организма - здоровьем. Уровни здоровья в медико-социальных условиях характеризуются следующими взаимообусловленными понятиями (рис. 1-4, б).

Рис. 1-4. Стадии развития стресса по Г. Селье и основные пути формирования стресс-реакции (а); уровни здоровья в медико-социальных условиях (б)

ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Окружающая среда оказывает на здоровье значимое влияние. Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - незначительная часть биосферы, а человек - лишь один из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное преимущество. Но люди на протяжении веков стремились не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. В результате любая их деятельность оказывала влияние на окружающую среду, причем чаще отрицательное. Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привело к пониманию, что здоровье - капитал, не только данный природой от рождения, но и зависящий от окружающих условий.

Воздействие окружающей среды на образ жизни и организм человека можно рассматривать с нескольких позиций:

• как укрепляющее здоровье, повышающее защитные силы организма и трудоспособность;

• ограничивающее виды жизнедеятельности;

• вызывающее заболевание или ухудшающее функциональное состояние организма.

Элементы окружающей среды многообразны, их присутствие настолько естественно для человека, что положительное или отрицательное воздействие распознается не сразу.

Воздух

Атмосферный воздух - один из основных жизненно важных элементов окружающей нас среды.

В течение суток человек вдыхает около 12-15 м3 кислорода, выделяет приблизительно 580 л углекислого газа.

• Дыхание - естественный физиологический процесс, без которого ребенок может обойтись не более полминуты.

• Без пищи можно прожить 3-4 нед, без воды - несколько дней.

Самый известный источник инфракрасного (ИК), ультрафиолетового (УФ) и других видов излучений - Солнце (рис. 1-5).

Рис. 1-5. Солнце как источник излучений: процессы, происходящие в атмосфере Земли

В диапазоне до 200 см происходит наиболее эффективное резонансное поглощение теплового ИК-излучения. Тепловая энергия проникает в ткани человека на глубину до 3-4 см. ИК-лучи на химическом уровне воздействуют на молекулы воды. Последние положительно влияют на больные и ослабленные клетки, способствуя усилению кровообращения, насыщению клеток организма кислородом и интенсификации тем самым обмена веществ. В результате происходит расщепление жиров и понижается уровень кислотности. ИК-лучи обладают дезодорирующим, очищающим, противоядным воздействием. Они очищают загрязненный воздух, активизируют рост растений. Для их применения было разработано различное медицинское оборудование в целях имитации солнечных ванн (загара), а также простые излучатели: солнечные концентраторы, ИК-лампы и др.

При изменении температуры воздуха в сторону экстремального увеличения или уменьшения возможны опасные для здоровья ребенка состояния - перегревание (тепловой удар) или переохлаждение и отморожение. Тепловой удар - общая реакция организма ребенка на воздействие высоких температур. Переохлаждение - общая реакция организма ребенка на воздействие низких температур. Отморожение - повреждение тканей при воздействии низких температур, чаще - атмосферного воздуха. Неблагоприятными считаются колебания температуры в 8-10 °С и выше.

Тепловой удар

• Переместить ребенка в прохладное помещение, уложить, голову покрыть пеленкой, смоченной холодной водой, оставив свободным лицо.

• Дать обильное прохладное питье.

• Провести физическое охлаждение холодной водой.

• При ухудшении состояния - госпитализировать.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.056 с.)