Определение основных понятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение основных понятий



Как пользоваться учебником

Каждая глава начинается с краткого обзора конкретной проблемы, далее следуют требования по освоению дисциплины, практическим навыкам и компетенциям студентов, в наглядной схематичной и табличной форме представлены основные положения учебника.

Методы представления информации единообразны, таблицы систематизированы в соответствии с типом содержащихся данных; рисунки, многочисленные фотографии конкретизируют и позволяют лучше усвоить предлагаемый материал. Символы: «Особенности развития у детей раннего возраста», «Обратить особое внимание!» - основные положения для запоминания; «Неотложная помощь» - доврачебная помощь при детском травматизме и других возможных неотложных состояниях.

Единицы измерения

В учебнике использованы единицы измерения, рекомендуемые Международной системой единиц (СИ), правда, иногда могут встречаться нестандартные единицы измерения. Границы норм зависят от разных лабораторных методик и могут быть неодинаковыми.

Тестовые задания

В конце каждой главы даны тестовые задания для самопроверки с эталонами ответов, которые позволяют лучше усвоить материал и помогают понять, что именно нужно специалисту.

Видеофильмы

К учебнику прилагаются видеофильмы (по 1-2 сюжета для каждой главы). Они призваны служить ориентиром для будущего специалиста в дальнейшей практической деятельности.

Обратная связь

Редакторы и издатели надеются, что учебник «Основы формирования здоровья детей» будет полезен для студентов медицинских вузов. Авторы будут рады получить ваши комментарии и пожелания по улучшению учебника.

Пишите нам: kildiyarova@mail.ru; arhangelsk163020@yandex.ru; luf@list.ru.

 

Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам.

Восточная мудрость

В основе стратегии достижения здоровья человека - формирование здоровой личности, создание необходимых условий для ее самопознания, саморазвития и самореализации. Буквально с рождения человеку необходимо включиться в процесс формирования своего здоровья, воспитания потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Для решения этой задачи необходимо осознанно воспитывать у детей установку на здоровье и формирование основ здоровой жизнедеятельности в системе «семья-педиатр-дошкольное образовательное учреждение-педиатр-школа-семья...».

Физическая и спортивная культура ребенка - вот тот фундамент, на котором формируются и здоровая жизнедеятельность, и здоровый стиль жизни. Биологическая потребность в движении, а также потребность получать удовольствие от участия в двигательной деятельности - ведущие у детей, поэтому формирование основ ЗОЖ в процессе занятий физической культурой весьма перспективно. Именно интерес к занятиям физическими упражнениями помогает сформировать у детей умения и навыки, позволяющие обеспечить здоровую жизнедеятельность, обрести установку на здоровье.

Жизнедеятельность человека осуществляется на трех уровнях: биологическом, психологическом и социальном. Трем уровням личности соответствуют три аспекта здоровья: физический, психический и духовный.

Физическое здоровье ребенка формируется в процессе его естественного роста и обусловлено уровнем развития органов и систем организма.

В основе психического здоровья - состояние общего душевного комфорта, которое ассоциируется с потребностью к самореализации как личности, т.е. обеспечивает социальную сферу жизни.

Нравственное здоровье определяется системой ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.

В обобщенном виде критериями здоровья могут служить следующие характеристики:

• для физического - «я могу»;

• для психического - «я хочу»;

• для нравственного - «я должен».

С учетом данных положений становится актуальной проблема разработки и научного обоснования профилактической направленности работы врача-педиатра. Предлагаемый вниманию читателей учебник написан в соответствии с программой подготовки студентов медицинских высших учебных заведений и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педиатрия».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение дисциплины «Основы формирования здоровья детей» проводится на III курсе педиатрического факультета.

Студент в общекультурном и профессиональном аспектах должен обладать способностью и готовностью:

• к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к толерантности;

• действовать с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты при работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебные тайны;

• реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками;

• к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

Задача будущего специалиста, врача в первую очередь - осуществление профилактической деятельности, которая включает ряд следующих мероприятий.

• Формирование у детей и подростков мотивированного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих.

• Выполнение рекомендаций, направленных на повышение двигательной активности пациентов, распределение детей и подростков на группы для занятий физической культурой с учетом их состояния здоровья.

• Организация в лечебно-профилактических, оздоровительных и воспитательных учреждениях противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний среди детей и подростков, и проведение их гигиенического воспитания.

• Диспансерное наблюдение за детьми и подростками с учетом возраста, пола и исходного состояния здоровья и др.

Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам.

Восточная мудрость

В основе стратегии достижения здоровья человека - формирование здоровой личности, создание необходимых условий для ее самопознания, саморазвития и самореализации. Буквально с рождения человеку необходимо включиться в процесс формирования своего здоровья, воспитания потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Для решения этой задачи необходимо осознанно воспитывать у детей установку на здоровье и формирование основ здоровой жизнедеятельности в системе «семья-педиатр-дошкольное образовательное учреждение-педиатр-школа-семья...».

Физическая и спортивная культура ребенка - вот тот фундамент, на котором формируются и здоровая жизнедеятельность, и здоровый стиль жизни. Биологическая потребность в движении, а также потребность получать удовольствие от участия в двигательной деятельности - ведущие у детей, поэтому формирование основ ЗОЖ в процессе занятий физической культурой весьма перспективно. Именно интерес к занятиям физическими упражнениями помогает сформировать у детей умения и навыки, позволяющие обеспечить здоровую жизнедеятельность, обрести установку на здоровье.

Жизнедеятельность человека осуществляется на трех уровнях: биологическом, психологическом и социальном. Трем уровням личности соответствуют три аспекта здоровья: физический, психический и духовный.

Физическое здоровье ребенка формируется в процессе его естественного роста и обусловлено уровнем развития органов и систем организма.

В основе психического здоровья - состояние общего душевного комфорта, которое ассоциируется с потребностью к самореализации как личности, т.е. обеспечивает социальную сферу жизни.

Нравственное здоровье определяется системой ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.

В обобщенном виде критериями здоровья могут служить следующие характеристики:

• для физического - «я могу»;

• для психического - «я хочу»;

• для нравственного - «я должен».

С учетом данных положений становится актуальной проблема разработки и научного обоснования профилактической направленности работы врача-педиатра. Предлагаемый вниманию читателей учебник написан в соответствии с программой подготовки студентов медицинских высших учебных заведений и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педиатрия».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение дисциплины «Основы формирования здоровья детей» проводится на III курсе педиатрического факультета.

Студент в общекультурном и профессиональном аспектах должен обладать способностью и готовностью:

• к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к толерантности;

• действовать с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты при работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебные тайны;

• реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками;

• к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

Задача будущего специалиста, врача в первую очередь - осуществление профилактической деятельности, которая включает ряд следующих мероприятий.

• Формирование у детей и подростков мотивированного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих.

• Выполнение рекомендаций, направленных на повышение двигательной активности пациентов, распределение детей и подростков на группы для занятий физической культурой с учетом их состояния здоровья.

• Организация в лечебно-профилактических, оздоровительных и воспитательных учреждениях противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний среди детей и подростков, и проведение их гигиенического воспитания.

• Диспансерное наблюдение за детьми и подростками с учетом возраста, пола и исходного состояния здоровья и др.

охранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития государства, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ «Об охране здоровья граждан», «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и др. В 2009 г. вступила в силу государственная программа по формированию ЗОЖ у граждан РФ (приказ Минздравсоцразвития России № 597н).

Современное состояние общества предъявляет все новые требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Здоровье детей - это объект особой совместной заботы родителей, врачей, учителей и государства.

Студент должен знать Студент должен уметь Студент должен быть компетентен
Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Основные потребности детей. Влияние факторов окружающей среды на здоровье ребенка Оценивать состояние здоровья на основании соответствующих критериев В знании потребностей детского возраста
Роль семьи в формировании здоровья ребенка Устанавливать группу здоровья ребенка, давать рекомендации по ЗОЖ В оценке клинического обследования ребенка
Методы оценки уровня здоровья Определять профилактические мероприятия, призванные повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам внешней среды В определении уровня здоровья детей и групп здоровья
Комплексную оценку и группы здоровья детей   В стратегии профилактических мероприятий и мер абилитации
Виды, этапы, уровни профилактики. Значение понятия «абилитация»    

Факторы риска

Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет около 50% совокупного влияния всех других факторов (рис. 1-2, а).

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье 18-22%.

Как социальные, так и биологические факторы влияют на человека в определенных условиях окружающей среды, их доля составляет 17-20%.

Уровень здравоохранения - деятельность медицинских учреждений и усилия медицинских работников, определяет состояние здоровье на 8-10%.

• В настоящее время в России проживают более 30 млн детей до 18 лет.

• По данным Научного центра здоровья детей РАМН, можно признать здоровыми не более 2-15% детей.

В стране работают около 70000 врачей-педиатров, 8000 детских хирургов и 3000 неонатологов. Педиатрические кадры готовят кафедры педиатрии в 47 государственных медицинских вузах и на 25 медицинских факультетах государственных университетов. На систему здравоохранения выделяется около 3% (в экономически развитых странах - от 6 до 30%) валового национального продукта. Уровень же здравоохранения, как было сказано выше, оказывает влияние на укрепление здоровья населения максимум на 8-10%. На ЗОЖ - интерактивное поведение - приходится доля влияния около 50% в ряду факторов, определяющих здоровье. Следовательно, каждый человек, каждый ребенок должен любить самого себя и ответственно относиться к своему здоровью, т.е. нести ответственность за его сохранение и приумножение.

Важнейшим положением концепции здоровья стало доказательство его преимущественно социальной обусловленности. Это подчеркнуто и в материалах ВОЗ. Повседневно подтверждается зависимость от внешне-средовых факторов основных медико-демографических показателей - заболеваемости, смертности, инвалидности и т.п. Особенно наглядна такая зависимость в переломные моменты жизни общества, когда на фоне резких, негативных социально-экономических, политических изменений случается кризис общественного здоровья. Особо тяжкая форма социального опосредования массовой гибели и заболеваемости людей - война.

Факторы риска создают неблагоприятный фон и тем самым способствуют возникновению и развитию заболеваний. В то же время трудно разделить причины заболевания и факторы риска (табл. 1-3; рис. 1-2, б).

Таблица 1-3. Группировка факторов, обусловливающих здоровье и риски

Удельный вес, % Группа факторов риска
Образ жизни (49-53) Курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарственными средствами, одиночество, низкие культурный уровень и уровень образования, высокий уровень урбанизации и т.д.
Генетика, биология человека (18-22) Предрасположенность к наследственным, дегенеративным болезням
Внешняя среда (17-20) Загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими вредными веществами; резкие смены атмосферных явлений; повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения
Здравоохранение (8-10) Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество, малая доступность и несвоевременность оказания медицинской помощи

Число факторов риска огромно. Только генетических факторов риска, предрасполагающих к заболеваниям, еще в 1960-х годах было идентифицировано не более 1 тыс., а сегодня называют более 3 тыс. Всего же только из окружающей среды на человека действуют более 6 млн различных (физических, биологических, химических и др.) повреждающих факторов. При этом их число ежегодно возрастает на 5-6 тыс. Причем человек чаще сталкивается с воздействием нескольких повреждающих и отягощающих факторов, т.е. с их комплексным, многоплановым влиянием на его здоровье.

Из факторов риска выделяют первичные, зависящие от самого человека, его поведения и вторичные - патологические состояния, индуцирующие развитие заболеваний (табл. 1-4).

Таблица 1-4. Факторы риска заболеваний

Факторы риска заболеваний

первичные вторичные
Курение Алкоголизм Несбалансированное питание Гиподинамия Психоэмоциональный стресс Избыточная масса тела Эндокринопатии Артериальная гипертензия Гиперхолестеринемия и гиперлипидемия Иммунодефицитные состояния Аллергия

Факторы риска интенсивнее действуют на более уязвимые слои населения, относящиеся к группам риска в зависимости от определяющих их состав признаков. К ним относятся три группы населения:

• нуждающиеся в опеке (дети, старики, одинокие, мигранты и др.);

• лица с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты и т.п.);

• социально и экономически неустроенные (лица без определенного места жительства, безработные).

Факторы риска, способствующие возникновению заболевания, нередко сами выступают его причинами. Вместе с тем именно определение причины или условий перехода в патологическое состояние, уточнение патогенеза заболевания остаются трудной и не всегда решаемой задачей.

Санология, или валеология

Теория факторов риска в обусловленности отклонений в состоянии здоровья позволила выдвинуть концепцию создания здоровья (promotion of health), состоящую из двух фаз:

• преодоления, уменьшения действия факторов риска;

• создания здоровья, его формирования (собственно promotion). Вторую фазу реализовать гораздо труднее, так как она подлинно профилактическая, основанная на недопущении факторов риска и непосредственных причин заболеваний, более того - на укреплении здоровья здоровых, называемым саногенезом (табл. 1-5, рис. 1-3).

Один из самых мощных факторов риска - ущербная духовность общества, которая способна существенно увеличить заболеваемость и смертность граждан от всех групп заболеваний.

 

Таблица 1-5. Фазы формирования здоровья (Лисицин Ю.П., 1998)

Фазы

I - преодоление следующих факторов риска здоровья II - формирование следующих факторов здоровья Низкие социальная и медицинская активность, общая и гигиеническая культура Высокая социальная и медицинская активность, высокий уровень общей и гигиенической культуры, социальный оптимизм Низкая трудовая активность, неудовлетворенность трудом, психоэмоциональный стресс, пассивность, апатия, психологический дискомфорт, депрессия Высокая трудовая активность, удовлетворенность трудом, физический и душевный комфорт, гармоничное развитие, физические, психические, интеллектуальные способности Загрязнение окружающей среды, низкая экологическая активность Оздоровление окружающей среды, высокая экологическая активность, экологически грамотное поведение Низкая физическая активность, гиподинамия Высокая физическая активность Нерациональное, несбалансированное питание Рациональное, сбалансированное питание Злоупотребление алкоголем, курение, потребление наркотиков, токсичных веществ Отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и др.) Напряженность в семейных отношениях, неблагоустроенность быта Дружеская атмосфера в семье, обустроенность быта

Индивидуальное здоровье (механизмы самоорганизации живой системы), возможности «управления» - предмет исследования санологии, или валеологии. Эта наука о здоровье интегральна, возникла на стыке биологии, генетики, медицины, педагогики, психологии и других наук (см. рис. 1-3).

Санология (от лат. sanitas - здоровье), или валеология:

• направление медицины здоровья (здравоохранения) в отличие от традиционной науки и практики врачевания, лечения;

• теория и практика охраны и укрепления, приумножения, воспроизводства здоровья здоровых;

• междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности;

• концентрация знаний и практических приемов формирования здоровья, в том числе используемых медициной;

• совокупность знаний о здоровье и ЗОЖ.

Рис. 1 -3. Взаимоотношение механизмов здоровья и болезни (а); взаимодействие валеологии с другими науками (б)

Здоровье в валеологии рассматривается как более общая категория в сравнении с болезнью. Предболезнь (или третье состояние) и болезнь - частные случаи, когда уровни здоровья снижены или обнаружены дефекты, т.е. между здоровьем и болезнью выделяются переходные состояния. Болезнь формируется и манифестирует, когда истощаются резервы здоровья.

Здоровье можно рассматривать как свободу:

• от боли на физическом уровне (состояние благополучия);

• страсти в эмоциональном плане (выражение безмятежности и невозмутимости);

• эгоизма.

Другими словами, здоровый человек чувствует заряд физической энергии, ощущение свободы от физиологических нарушений, эмоциональное спокойствие и свободу самовыражения, созидательную ясность ума.

Итак, объект валеологии - практически здоровый, а также оказавшийся в стадии предболезни (в третьем состоянии) человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Основные цели валеологии - максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи валеологии:

• исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;

• формирование у человека установки на ЗОЖ;

• сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение человека к ЗОЖ.

Слово «болезнь» - в русском языке происходит от слова «боль». Рудольфу Вирхову (1821-1902) принадлежит самое краткое из известных определений болезни: «Жизнь при ненормальных условиях». Первичным и основным процессом в развитии каждой болезни считается повреждение, дезорганизация структур и функций организма. Все реактивные, защитные, приспособительные процессы вторичны, развиваются вслед за повреждением в результате того или иного болезнетворного воздействия на организм.

Болезнь - сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней и внутренней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождаемый структурными, метаболическими и функциональными изменениями в органах и тканях разрушительного и приспособительного характера, которые приводят к снижению его (организма) приспособляемости к непрерывно меняющимся условиям окружающей среды и ограничению трудоспособности человека.

Общая стрессовая реакция по Гансу Селье (1936) подразделяется на три условные стадии:

• тревогу;

• адаптацию;

• истощение.

Стрессоры вызывают стереотипный ответ начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы (рис. 1-4, а). Длительное напряжение приспособительных систем может привести к заболеванию или осложнить течение болезни. «Стресс - это все, что или приводит к преждевременному старению организма, или способствует возникновению заболеваний» (табл. 1-6).

Таблица 1-6. Классификация стресса по Г. Селье

Показатель

Характеристика

Местный адаптационный синдром

Воспаление

Общий адаптационный синдром

Тревога

Адаптация Истощение
Шок Противошок Повышение резистентности Нарушение гомеостаза
Степень выраженности

Стрессогенные реакции, состояния, заболевания

Локализация нарушений

Нервно-психические, сердечно-сосудистые, эндокринные, желудочно-кишечные и др.

Распространенность

Моно- и полисистемные нарушения

Генез стресс-фактора

Эндогенный, экзогенный и эндогенно-экзогенный

         

Адаптация взаимосвязана с резистентностью организма - здоровьем. Уровни здоровья в медико-социальных условиях характеризуются следующими взаимообусловленными понятиями (рис. 1-4, б).

Рис. 1-4. Стадии развития стресса по Г. Селье и основные пути формирования стресс-реакции (а); уровни здоровья в медико-социальных условиях (б)

ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Окружающая среда оказывает на здоровье значимое влияние. Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - незначительная часть биосферы, а человек - лишь один из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное преимущество. Но люди на протяжении веков стремились не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. В результате любая их деятельность оказывала влияние на окружающую среду, причем чаще отрицательное. Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привело к пониманию, что здоровье - капитал, не только данный природой от рождения, но и зависящий от окружающих условий.

Воздействие окружающей среды на образ жизни и организм человека можно рассматривать с нескольких позиций:

• как укрепляющее здоровье, повышающее защитные силы организма и трудоспособность;

• ограничивающее виды жизнедеятельности;

• вызывающее заболевание или ухудшающее функциональное состояние организма.

Элементы окружающей среды многообразны, их присутствие настолько естественно для человека, что положительное или отрицательное воздействие распознается не сразу.

Воздух

Атмосферный воздух - один из основных жизненно важных элементов окружающей нас среды.

В течение суток человек вдыхает около 12-15 м3 кислорода, выделяет приблизительно 580 л углекислого газа.

• Дыхание - естественный физиологический процесс, без которого ребенок может обойтись не более полминуты.

• Без пищи можно прожить 3-4 нед, без воды - несколько дней.

Самый известный источник инфракрасного (ИК), ультрафиолетового (УФ) и других видов излучений - Солнце (рис. 1-5).

Рис. 1-5. Солнце как источник излучений: процессы, происходящие в атмосфере Земли

В диапазоне до 200 см происходит наиболее эффективное резонансное поглощение теплового ИК-излучения. Тепловая энергия проникает в ткани человека на глубину до 3-4 см. ИК-лучи на химическом уровне воздействуют на молекулы воды. Последние положительно влияют на больные и ослабленные клетки, способствуя усилению кровообращения, насыщению клеток организма кислородом и интенсификации тем самым обмена веществ. В результате происходит расщепление жиров и понижается уровень кислотности. ИК-лучи обладают дезодорирующим, очищающим, противоядным воздействием. Они очищают загрязненный воздух, активизируют рост растений. Для их применения было разработано различное медицинское оборудование в целях имитации солнечных ванн (загара), а также простые излучатели: солнечные концентраторы, ИК-лампы и др.

При изменении температуры воздуха в сторону экстремального увеличения или уменьшения возможны опасные для здоровья ребенка состояния - перегревание (тепловой удар) или переохлаждение и отморожение. Тепловой удар - общая реакция организма ребенка на воздействие высоких температур. Переохлаждение - общая реакция организма ребенка на воздействие низких температур. Отморожение - повреждение тканей при воздействии низких температур, чаще - атмосферного воздуха. Неблагоприятными считаются колебания температуры в 8-10 °С и выше.

Тепловой удар

• Переместить ребенка в прохладное помещение, уложить, голову покрыть пеленкой, смоченной холодной водой, оставив свободным лицо.

• Дать обильное прохладное питье.

• Провести физическое охлаждение холодной водой.

• При ухудшении состояния - госпитализировать.

Солнце

Солнце служит основным источником электромагнитной радиации. Для оценки солнечной активности необходимо определить относительное число пятен на солнечном диске. С периодом повышенной солнечной активности связано ухудшение состояния больных с сердечно-сосудистой патологией из-за увеличения интенсивности свертывания крови в коронарных сосудах. На второй день солнечной активности чаще случаются автомобильные и прочие катастрофы, что связывают с резким снижением зрительно-моторной реакции на сигналы.

Вся область УФ-излучения условно делится на ближнюю (λ = 200- 380 нм) и дальнюю, или вакуумную (λ = 100-200 нм). Ближний диапазон УФ-лучей, в свою очередь, подразделяется на коротко-, средне- и длинноволновое УФ-излучение. Все эти УФ-излучения различаются по своему влиянию на организм человека.

УФ-излучение поглощается верхними слоями кожи человека и животных или тканей растений. Регулярное его воздействие на ребенка может быть достаточно разрушительным, вызывающим дерматиты, ожоги. Большие дозы УФ-излучения влияют на центральную нервную систему (ЦНС), вызывая головную боль, повышенную утомляемость, увеличение температуры тела, тошноту и др. Следует учитывать, что именно это излучение генерируется бактерицидными УФ-источниками излучения. Средневолновое УФ-излучение охватывает диапазон длин волн от 280 до 315 нм и называется излучением средней энергии, которое представляет опасность для органов зрения человека.

Наиболее выраженное проявление УФ-недостаточности - гиповитаминоз D, когда нарушаются фосфорно-кальциевый обмен и процесс костеобразования.

Неблагоприятное тепловое действие солнечных лучей квалифицируется как солнечный удар - особая форма теплового удара в случае прямого воздействия солнечных лучей на голову ребенка. Чем младше ребенок, тем короче время, которое он может проводить под прямыми солнечными лучами. Детям рекомендуется в солнечный летний день в период с 11 до 16 ч находиться в тени деревьев, под тентом и т.д.

Солнечный удар

• Переместить ребенка в прохладное помещение, уложить в горизонтальное положение, голову покрыть пеленкой, смоченной холодной водой, не закрывая лица.

• Дать обильное прохладное питье.

• Провести физическое охлаждение с использованием кондиционера или холодной воды.

При ухудшении состояния - госпитализировать.

Метеорологическая зона комфорта:

• температура для раздетого человека - в пределах 17,3-21,7 °С, для одетого - 16,7-20,7 °С;

• относительная влажность воздуха - около 50%;

• атмосферное давление - 750 мм рт.ст.;

• скорость ветра - 0-0,5 м/с.

Озон

Озоновая дыра - локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли (см. рис. 1-5). Озоновый слой разрушается в результате активного применения азотных удобрений в сельском хозяйстве, хлорирования питьевой воды, использования фреонов в холодильных установках и аэрозолях и других причин. Миллионы тонн хлорфторметанов поступают в нижний слой атмосферы, которые под действием УФ-излучения разрушаются, выделяя фтор и хлор, активно участвующих в процессах разрушения озона. Качество же воздуха зависит от концентрации озона и оценивается как хорошее, измененное, частично плохое, плохое и очень плохое, причем степень воздействия некачественного воздуха на детей и взрослых различна (табл. 1-7).

Ничтожные количества озона, возникающие при грозе, придают воздуху запах свежести, но при концентрации свыше 0,5 мг/м3 воздуха озон вызывает раздражение дыхательных путей, головокружение, удушливый кашель, боли в сердце. Тропосферный озон - загрязнитель, который способен угрожать здоровью людей и животных, а также повреждать растения. Допустимыми безопасными концентрациями озона считают 0,5-2,5 РРт (0,0001 мг/л).

Таблица 1-7. Профилактические меры при нарушении качества воздуха

Качество воздуха 8-часовая концентрация озона, РРп1 Мероприятия
Хорошее 0,01-0,064 -
Измененное 0,065-0,084 Ограничение пребывания на открытом воздухе при повышенной чувствительности
Частично плохое 0,085-0,104 Ограничение пребывания на открытом воздухе играющим детям, спортсменам, при заболеваниях дыхательной системы
Плохое 0,104-0,124 Избегание длительного пребывания на открытом воздухе играющим детям, спортсменам, при заболеваниях дыхательной системы
Очень плохое Свыше 0,125 Избегание нахождения на открытом воздухе всем категориям населения

Неблагоприятное воздействие изменений погоды вызывает нарушения функций ряда органов и систем организма ребенка, обеспечивающих терморегуляцию и оптимальные условия для его жизнедеятельности. Частыми и достоверными раздражителями выступают температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость ветра. Определенную роль выполняют метеорологические явления, например туман, пыльные бури, смерчи.

Крайне высокая температура воздуха с повышением уровня озона непосредственно приводит к смерти от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, особенно у детей и пожилых людей. Вследствие загрязнения воздуха в городах ежегодно происходит около 1,2 млн случаев смерти. Кроме того, во время сильной жары повышаются уровни пыльцы растений и других аэроаллергенов в воздухе. Они могут провоцировать бронхиальную астму, от которой страдают около 300 млн человек.

Радиация

Радиация по самой своей природе вредна для жизни, особенно чувствительны к ней дети. На экстренный случай в Японии даже предусмотрен специальный чемоданчик для предупреждения ее последствий. (рис. 1-6)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.145 с.)