Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие скульптурного портрета и рельефа в эпоху Империи↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ведущее место в римской скульптуре занимает портрет. В век Августа резко меняется характер образа - в нем проступает идеал классической красоты и тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появляются парадные портреты в рост, исполненные спокойной сдержанности и величия. Мраморная скульптура Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э., Рим, Ватикан) изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке. Поза атлетически сложенного Августа проста. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. Но призывный жест поднятой правой руки изменяет основной ритм фигуры, подчеркивая решительное движение вверх и вперед. Голова построена строго, черты лица обобщены, объем вылеплен тонко моделированными крупными плоскостями, связанными плавным ритмом и мягкой светотенью. В нахмуренном лице с резко выступающими скулами и подбородком, в остром взгляде, в сжатых губах выражено напряжение. Строгий стиль Августа при Флавиях (69-96 гг. н. э.) сменяется более эффектным и помпезным портретом в рост; в это же время вновь возрождается резкий реализм, воспроизводящий человека со всеми его уродливыми чертами - Люций Цецилий Юкунд (вторая половина 1 в. н. э., Неаполь, Музей). Художники достигают многогранности, обобщенности характеристики. В портрете Нерона (Рим, Национальный музей), с низким лбом, тяжелым подозрительным взглядом, раскрывается жестокость деспота. Тяжёлая форма лица, пряди густой шевелюры переданы совокупностью крупных масс. Художники отказываются от традиционных фронтальных композиций и более свободно располагают скульптуру в пространстве, разрушая тем замкнутость образа республиканского портрета. Эти черты можно наблюдать в «Портрете римлянки» (Рим, Капитолийский музей). После сдержанности и скупости образов эпохи Траяна в пору кризиса античного мировоззрения при Антонинах (2 в.) в римском портрете появляются черты одухотворенности и вместе с тем утонченность, усталость, характеризующих умирающую эпоху. Люди предстают гуманными, но исполненными тревоги, с грустными взглядами, устремленными вдаль. Такое настроение подчеркивается глазами с резко врезанными зрачками, полуприкрытыми тяжелыми веками. Тонкая светотень и полировка лица уничтожают резкость линий. Третий век - эпоха расцвета римского портрета, все более освобождающегося от традиций прошлого. Этот расцвет совершается в условиях упадка, разложения Римского государства и его культуры, но вместе с тем и зарождения новых творческих тенденций. Приток варваров, часто стоящих во главе империи, вливает новые силы в увядающее римское искусство. В нем намечаются черты, получившие развитие в средневековье на Западе и Востоке, в портрете эпохи Возрождения. Возникают исполненные чрезвычайной энергии образы людей, рожденных жестокой борьбой, захватившей в то время общество. В бюсте императора Каракаллы (начало 3 в., Неаполь, Национальный музей) римский реализм достигает вершины. Индивидуальный образ Каракаллы вырастает до типического воплощения деспота. Беспощадный реализм обогащен психологическим проникновением во внутренний мир. Композиция построена на резком противопоставлении плеч и внезапно гневного поворота головы. Энергично высеченное лицо искажено злобой; экспрессивный образ драматизирован контрастами света и тени. Портретные образы этого периода контрастны. Они различны по характеристикам и художественным приемам. Скульптор обнажает не только жестокую борьбу грубых и сильных страстей человека, но становится чутким к тонким нюансам настроений. Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией. Филипп Аравитянин (244-249 гг., Ленинград, Эрмитаж) - суровый солдат, сын разбойника, воплощение образа «варварского» Рима; скульптор выделяет в его лице самое важное, лишь несколькими линиями и насечками намечает волосы, строит композицию крупными массами. В «Женском портрете» (4 в., Ленинград, Эрмитаж) в застывшем взоре, устремленном вдаль, духовный порыв предвосхищает иконные лики ранневизантийского искусства. Человек как бы обращается к внешнему миру, который воспринимается им воплощением неведомых сил. Воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе - человек осознает себя слабым существом. В пределах римского искусства рождается спиритуализм, характерный для возникающего средневекового искусства. В образе человек разрушается гармония физического и духовного начала, характерная для античного идеала личности. В эпоху Империи римский исторический рельеф меняется. Примером этого периода служит алтарь Мира (13-9 г. до н.э. Марсово поле. Рим). Это обнесенная стенами прямоугольная площадка. В центре стоит алтарь. Он расположен на ступенях, внутри и снаружи стены украшены рельефами. В верхней части наружных продольных стен распложен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю. Рельефные композиции очень строгие и ясные. Ниже фриза идет растительный орнамент из листьев и побегов аканфа. На торцевой стене алтаря изображено благоденствие империи в эпоху правления Августа. На торжественное процессии, изображенной на фризе мы видим: Августа, членов его семьи, его приближенных, сенаторов, жрецов (сильное портретное сходство). Композиция рельефов расчленена на отдельные сцены сюжетно и ритмически связанные между собой. Пластика строгая и ясная Искусство стран и народов мира. Орнамент очень реалистичен, но в то же время декоративен. Такие орнаменты широко используются в римском декоративном искусстве 1 в.н.э. Другим примером исторического рельефа служат рельефы на арке Тита. Она была воздвигнута в 81 г. в честь взятия Иерусалима. Это образец римской имперской архитектуры. Однопролетная арка очень богато декорирована. Свод арки украшен розетками. На стенах внутри арки - рельефы с изображением Тита и его войск, победоносно вступающих в Рим. В рельефах сцены исполнены движения, фигуры идут не вдоль фона, а из глубины и по диагонали, за счет чего фон воспринимается как реальное пространство. Изображения очень живые, фигуры выпуклые. В этих рельефах в отличие от алтаря Мира плоскость стены не утверждается, а разрывается, но поскольку архитектура арки очень живописна, то рельефы объединяются в единое целое. В эпоху императора Траяна окончательно формируется один из самых важных жанров в Риме - повествовательный исторический рельеф. Колонна Траяна -рельефы спиральны, имеют 22 витка, количество фигур около 2500. На рельефе изображены походы Траяна в Дакию. Рельефы повествовательны, очень реалистичны, в них показывается мощь римского войска, во главе которого часто появляется сам Траян. В некоторых случаях скульптор применяет аллегории. Иногда чувствуется архаизация (по сравнению с аркой Тита) Близкие и дальние предметы одинаково четкие, одного масштаба, поэтому фигуры расположены одна над другой. Изображения полихромные, имею резкие линейные контуры. Однако, в некоторых изображениях черты архаизации отсутствуют (статуи пленных даков). Очень интересным памятником эпохи Антонинов является колонна Антонина Пия (Рим. Марсово поле. Ок. 161 г. нэ). До наших дней дошла только база колонны со скульптурными изображениями. Это официальный памятник, установленный в честь умершего императора. На передней части базы колонны изображены император со своей женой Фаустиной и гением. В этом изображении виден кризис классической композиции (нет симметрии, не соблюден масштаб, однако изображения императора и его жены очень реалистичны). На боковых сторонах базы колонны даны сцены с изображением военного парада. Заметен новый принцип изображения пространства, очень похожий на реализованный впоследствии в христианском искусстве. В рельефе нет глубины, фигуры как бы прилеплены к плоскости. Все очень условно, ни масштаб, ни симметрии, ни глубина пространства не соответствуют классическому образцу. Плоскость, на которой находится фигуры, обозначена полочкой под ними.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.009 с.) |