Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Римская монументальная живопись: её периодизация («помпейские стили»).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Живопись Древнего Рима Монументальная живопись Частично внешний вид римского города можно представить на примере Помпей — италийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии погиб в 79 г. н. э. в результате извержения вулкана Везувий. Города были погребены под пеплом, и это способствовало их хорошей сохранности. Прекрасно сохранилось и внутреннее убранство домов. Дома знатных римлян украшались мозаиками и фресками. Мозаика Мозаики как правило располагались на полу помещения и выполнялись из камня. Самой известной мозаикой является «Битва при Иссе» или «Александрова мозаика». Она была обнаружена в Помпеях в 1831 году. Она украшала пол зала в так называемом Доме Фавна — богатейшей помпейской резиденции, названной так благодаря статуэтке танцующего Фавна, найденной в атриуме. Мозаика изображает переломный момент сражения: македонская конница во главе с Александром Великим (слева) наносит разрушительный удар по армии персов, а персидский царь Дарий III (справа) обращается в бегство. Сложно с точностью сказать, какое именно сражение изображено: возможно, битва при Иссе (333 год до н. э.), а возможно, и битва при Гавгамелах (331 год до н. э.). В любом случае речь идет о решающем историческом событии. Мозаика впечатляет своим размером (313 × 582 см) и сложностью исполнения. Для изображения сложных фигур и передачи светотеневых нюансов используются тессеры (кубики из камня, из которых выкладывается мозаика) размером 3 × 3 мм. Древний мозаичист изобразил множество любопытных деталей: например, один из раненых персов лежит спиной к зрителю, но мы видим его лицо благодаря отражению на поверхности металлического щита. Такие ходы демонстрировали мастерство художника и были темой бесед между хозяином дома и его гостями. Помпейские стили росписи. Первый помпейский стиль («инкрустационный»): II — I вв. до н. э. Ранние дома (II — конец I в. до н. э.) расписывали в так называемом первом помпейском стиле. Стены домов были разделены на части геометрическими формами, расписанными подобно кладке из ценных пород камня. Роспись дополнялась лепными архитектурными элементами (пилястрами, карнизами и др.). Второй помпейский стиль («Архитектурный» или «Перспективный»): I в. до н. э. «Инкрустационный» стиль сменился «архитектурным», или вторым помпейским. Он был в моде в течение I в. до н. э. Мастера второго помпейского стиля превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, всевозможных портиков, фасадов зданий. В росписях появились и фигуры людей. В помпейской Вилле Мистерий, названной так по изображениям одном её помещении загадочной сцены, имеется прекрасный пример подобной росписи. Ритуальная комната буквально насыщена «огнём»: на красных стенах в натуральный рост представлены фигуры участников обряда в честь бога Дионоиса. Архитектурные членения помогают упорядочить очень сложную сцену, ядром которой выступает миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной (они изображены на центральной стене сидящими). На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, в котором принимают участие вполне реальные люди. Начало и конец композиции обрамлены фигурами женщин. Одна стоит, обращаясь в глубь комнаты, другая задумчиво, с иронией наблюдает за происходящим. Третий помпейский стиль («Орнаментальный» или «Стиль канделябров») конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э. В эпоху Августа был популярен третий помпейский стиль. Его иногда называют «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты были на бытовую, мифологическую темы, пейзажи. Излюбленной темой становится изображение сада, огороженного золочёными решётками, плодоносящего, напоённого запахом трав и пением птиц. Как показывают раскопки в Помпеях и Геркулануме, в некоторых садах были бассейны, редкие цветы и кустарники, увитые растениями беседки — перголы. Благодаря расширению Римской империи за счет Египта, помпейское живописное искусство обогатилось новыми мотивами: на стенах домов появились изображения египетских богов, сфинксов, цапель, цветов лотоса. IV «стиль» — «фантастический» или «иллюзорный» (63 год — начало II века нашей эры). Стиль не принес новых элементов, а объединил в себе достижения своих предшественников. Тем не менее, его ясно отличают фантастические композиции, динамичность и обилие фигур. Типичные мифологические сюжеты на фресках изображались на фоне фантастических строений и пейзажей, создававших эффект театральных декораций. В этот период чаще встречались натюрморты, в целом не слишком популярные. Они не становились центральной картиной стены, а размещались обычно в верхнем ярусе, однако исполнялись со всей тщательностью. Поэтому натюрморты ценны ещё и как источник сведений о римской жизни. Например, особенно бросается в глаза распространение стеклянной посуды в противовес керамике. Станковая живопись Фаюмские портреты Фаюмские портреты создавались для ритуала погребения в Древнем Египте во времена римского владычества I—III веков нашей эры. Первая находка в оазисе Фаюм в Египте в 1887 году закрепила за ними название фаюмские. Портреты так и продолжали именовать, даже обнаруживая подобные сокровища в других районах Египта. К настоящему моменту собрано около 750 древних шедевров. В IV веке до нашей эры Египет завоевала Греция, а в I веке до нашей эры — Рим. Сплетение культуры завоевателей и древнеегипетских традиций образовали новый стиль в изобразительном искусстве. Греческое влияние сказывалось в умении художников передавать объем с помощью светотени, использовать перспективу, применять колористику. Из Греции пришла и одна из основных техник фаюмских портретов — энкаустика. Древнеримская портретная живопись привнесла больше индивидуальности в изображения. Манера письма стала свободной, художники — внимательней к чертам лица. Согласно древнеегипетской традиции, такие портреты должны служить предметом культа мертвых. На большинстве портретов изображены молодые люди и дети. Сначала это объясняли малой продолжительностью жизни. Наряду с этим возникла и версия о том, что портреты делались «впрок» в 15−25 лет. Современные исследователи благодаря компьютерной томографии подтвердили это предположение и пришли к выводу, что до того, как стать ритуальным атрибутом, портреты по греческому обычаю украшали гостевые комнаты жилых домов. Это означает, что возраст на портрете и возраст усопшего различаются, но не всегда. Всё же часть портретов выполнена уже на бинтах мумий, а значит — после смерти человека. Материалы и техника Портреты писали на дощечках из кипарисового дерева или кедра. Техник использовали две: энкаустику (восковые краски) и темперу. Первые и самые лучшие портреты исполнены восковыми красками. Для этой техники художники вместе с кистью применяли горячий металлический стержень, вроде тонкого ножа. Плавясь при высокой температуре, восковые краски застывали, создавая неровности и эффект объема. Для темперного портрета доставало только кисти. Работа обходилась дешевле, но не была более легкой. Растёртые на яичном желтке краски сохли в момент, поэтому и писать надо было быстро, точно и без исправлений. Яркий атрибут фаюмских портретов — сусальное золото. Золотился либо фон, либо только венки, драгоценности или детали одежды. Со временем темпера окончательно заменила восковые краски. Сегодня фаюмские портреты пополнили собрания главных музеев Лондона, Парижа, Нью-Йорка и других городов мира. Бесценную коллекцию этих древних сокровищ хранит Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Вилла Ариадны (третий стиль) Вилла Мистерий (второй стиль) Дом Грифонов на Палатине в Риме (переходный между первым и вторым стилем) Вилла Фарнезина (третий стиль)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.237 (0.01 с.) |