Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Римская монументальная живопись: её периодизация («помпейские стили»).

Поиск

Живопись Древнего Рима Монументальная живопись Частично внешний вид римского города можно представить на примере Помпей — италийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии погиб в 79 г. н. э. в результате извержения вулкана Везувий. Города были погребены под пеплом, и это способствовало их хорошей сохранности. Прекрасно сохранилось и внутреннее убранство домов. Дома знатных римлян украшались мозаиками и фресками. Мозаика Мозаики как правило располагались на полу помещения и выполнялись из камня. Самой известной мозаикой является «Битва при Иссе» или «Александрова мозаика». Она была обнаружена в Помпеях в 1831 году. Она украшала пол зала в так называемом Доме Фавна — богатейшей помпейской резиденции, названной так благодаря статуэтке танцующего Фавна, найденной в атриуме. Мозаика изображает переломный момент сражения: македонская конница во главе с Александром Великим (слева) наносит разрушительный удар по армии персов, а персидский царь Дарий III (справа) обращается в бегство. Сложно с точностью сказать, какое именно сражение изображено: возможно, битва при Иссе (333 год до н. э.), а возможно, и битва при Гавгамелах (331 год до н. э.). В любом случае речь идет о решающем историческом событии. Мозаика впечатляет своим размером (313 × 582 см) и сложностью исполнения. Для изображения сложных фигур и передачи светотеневых нюансов используются тессеры (кубики из камня, из которых выкладывается мозаика) размером 3 × 3 мм. Древний мозаичист изобразил множество любопытных деталей: например, один из раненых персов лежит спиной к зрителю, но мы видим его лицо благодаря отражению на поверхности металлического щита. Такие ходы демонстрировали мастерство художника и были темой бесед между хозяином дома и его гостями. Помпейские стили росписи. Первый помпейский стиль («инкрустационный»): II — I вв. до н. э. Ранние дома (II — конец I в. до н. э.) расписывали в так называемом первом помпейском стиле. Стены домов были разделены на части геометрическими формами, расписанными подобно кладке из ценных пород камня. Роспись дополнялась лепными архитектурными элементами (пилястрами, карнизами и др.).

Второй помпейский стиль («Архитектурный» или «Перспективный»): I в. до н. э. «Инкрустационный» стиль сменился «архитектурным», или вторым помпейским. Он был в моде в течение I в. до н. э. Мастера второго помпейского стиля превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, всевозможных портиков, фасадов зданий. В росписях появились и фигуры людей. В помпейской Вилле Мистерий, названной так по изображениям одном её помещении загадочной сцены, имеется прекрасный пример подобной росписи. Ритуальная комната буквально насыщена «огнём»: на красных стенах в натуральный рост представлены фигуры участников обряда в честь бога Дионоиса. Архитектурные членения помогают упорядочить очень сложную сцену, ядром которой выступает миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной (они изображены на центральной стене сидящими). На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, в котором принимают участие вполне реальные люди. Начало и конец композиции обрамлены фигурами женщин. Одна стоит, обращаясь в глубь комнаты, другая задумчиво, с иронией наблюдает за происходящим.

Третий помпейский стиль («Орнаментальный» или «Стиль канделябров») конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э. В эпоху Августа был популярен третий помпейский стиль. Его иногда называют «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты были на бытовую, мифологическую темы, пейзажи. Излюбленной темой становится изображение сада, огороженного золочёными решётками, плодоносящего, напоённого запахом трав и пением птиц. Как показывают раскопки в Помпеях и Геркулануме, в некоторых садах были бассейны, редкие цветы и кустарники, увитые растениями беседки — перголы. Благодаря расширению Римской империи за счет Египта, помпейское живописное искусство обогатилось новыми мотивами: на стенах домов появились изображения египетских богов, сфинксов, цапель, цветов лотоса.

IV «стиль» — «фантастический» или «иллюзорный» (63 год — начало II века нашей эры). Стиль не принес новых элементов, а объединил в себе достижения своих предшественников. Тем не менее, его ясно отличают фантастические композиции, динамичность и обилие фигур. Типичные мифологические сюжеты на фресках изображались на фоне фантастических строений и пейзажей, создававших эффект театральных декораций.

В этот период чаще встречались натюрморты, в целом не слишком популярные. Они не становились центральной картиной стены, а размещались обычно в верхнем ярусе, однако исполнялись со всей тщательностью. Поэтому натюрморты ценны ещё и как источник сведений о римской жизни. Например, особенно бросается в глаза распространение стеклянной посуды в противовес керамике.

Станковая живопись Фаюмские портреты Фаюмские портреты создавались для ритуала погребения в Древнем Египте во времена римского владычества I—III веков нашей эры. Первая находка в оазисе Фаюм в Египте в 1887 году закрепила за ними название фаюмские. Портреты так и продолжали именовать, даже обнаруживая подобные сокровища в других районах Египта. К настоящему моменту собрано около 750 древних шедевров. В IV веке до нашей эры Египет завоевала Греция, а в I веке до нашей эры — Рим. Сплетение культуры завоевателей и древнеегипетских традиций образовали новый стиль в изобразительном искусстве. Греческое влияние сказывалось в умении художников передавать объем с помощью светотени, использовать перспективу, применять колористику. Из Греции пришла и одна из основных техник фаюмских портретов — энкаустика. Древнеримская портретная живопись привнесла больше индивидуальности в изображения. Манера письма стала свободной, художники — внимательней к чертам лица. Согласно древнеегипетской традиции, такие портреты должны служить предметом культа мертвых. На большинстве портретов изображены молодые люди и дети. Сначала это объясняли малой продолжительностью жизни. Наряду с этим возникла и версия о том, что портреты делались «впрок» в 15−25 лет. Современные исследователи благодаря компьютерной томографии подтвердили это предположение и пришли к выводу, что до того, как стать ритуальным атрибутом, портреты по греческому обычаю украшали гостевые комнаты жилых домов. Это означает, что возраст на портрете и возраст усопшего различаются, но не всегда. Всё же часть портретов выполнена уже на бинтах мумий, а значит — после смерти человека. Материалы и техника Портреты писали на дощечках из кипарисового дерева или кедра. Техник использовали две: энкаустику (восковые краски) и темперу. Первые и самые лучшие портреты исполнены восковыми красками. Для этой техники художники вместе с кистью применяли горячий металлический стержень, вроде тонкого ножа. Плавясь при высокой температуре, восковые краски застывали, создавая неровности и эффект объема. Для темперного портрета доставало только кисти. Работа обходилась дешевле, но не была более легкой. Растёртые на яичном желтке краски сохли в момент, поэтому и писать надо было быстро, точно и без исправлений. Яркий атрибут фаюмских портретов — сусальное золото. Золотился либо фон, либо только венки, драгоценности или детали одежды. Со временем темпера окончательно заменила восковые краски. Сегодня фаюмские портреты пополнили собрания главных музеев Лондона, Парижа, Нью-Йорка и других городов мира. Бесценную коллекцию этих древних сокровищ хранит Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина.

Вилла Ариадны (третий стиль)

Вилла Мистерий (второй стиль)

Дом Грифонов на Палатине в Риме (переходный между первым и вторым стилем)

Вилла Фарнезина (третий стиль)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.237 (0.01 с.)