Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие скульптуры и основные мастера: Лисипп, Скопас, Пракситель, Леохар.

Поиск

В период поздней классики (конец V— IV в. до н. э.) продолжали строиться города с четкой планировкой. Новых высот достигла скульптура, особенно в передаче портретных черт, эмоциональных состояний. В IV в. до н.э. работали четыре величайших греческих скульптора: Пракситель, Скопас, Леохар и Лисипп.

Архитектура. Галикарнасский мавзолей. После смерти правителя Мавсола (IV в. до н.э.) жена воздвигла ему надгробие в виде огромного архитектурного сооружения, получившего название Мавзолей. В древности это надгробие считали одним из самых замечательных по величине, богатству и красоте украшений. На огромном цоколе высотой 24 м, составляющем первый этаж, где помещалась погребальная камера, возвышался заупокойный храм с 36 ионическими колоннами. Перекрытие храма представляло собой чудо инженерного искусства древности — пирамидальное возвышение в 24 ступени, увенчанное скульптурной колесницей с четверкой коней. Над памятником трудились несколько греческих скульпторов, самым известным из которых был Скопас. Кроме него в этой работе принимал участие тогда еще молодой Леохар. Каждый скульптор украшал одну сторону здания. Там были статуи богов, Мавсола, его жены, предков, изваяния всадников, львов и три рельефных фриза. На одном из фризов было изображено состязание колесниц, на другом — кентавромахия (борьба греков с кентаврами), на третьем — амазономахия (битва греков с амазонками). Последний фриз сохранился лучше других. Сражение в самом разгаре. Действие развертывается в бурном темпе. Сражающиеся охвачены пафосом битвы. Трудно сказать, кто будет победителем. Особенностью композиции фриза было свободное размещение фигур на фоне, когда-то окрашенном в синий цвет.

Римский архитектор Витрувий (I в. н.э.) писал, что Мавзолей входит в число семи чудес света. В древности, если хотели выразить свое восхищение каким-либо знаменитым памятником, говорили: «Настоящий Мавзолей».

Скульптура. Пракситель славился особенной мягкостью лепки, способностью в холодном мраморе и бронзе передавать теплоту живого тела. Он создал образы богов, героев и обычных юношей и девушек, иногда веселых и шаловливых, а порой задумчивых. Наиболее яркая черта творчества Праксителя — умение сочетать глубо81 кий внутренний мир своих героев с поразительным физическим совершенством. Самыми выдающимися произведениями скульптора считаются «Гермес с Дионисом» и прекрасная «Афродита Книдская», послужившая впоследствии для создания многочисленных копий и подражаний.

Статуя «Гермес с Дионисом» была обнаружена при раскопках храма Геры в Олимпии и вполне может являться подлинником, а не копией. Вероятно, раньше у статуи были раскрашены волосы, лицо, глаза.

Мраморный Гермес заботливо придерживает одной рукой малыша Диониса. Но мысли Гермеса витают где-то далеко, меланхолический взгляд скользит мимо ребенка, прекрасное лицо кажется печальным, а сильные мышцы расслаблены. Пракситель изменил трактовку образов богов. Гермес не бородатый бог, а изящный юноша в расцвете своей молодости. Дионис не взрослый, а младенец, тянущий ручки к кисти винограда. Мифологический сюжет трактуется отчасти как бытовой, но одухотворенность и совершенная красота возвышают его над повседневностью. Для эпохи заката классической культуры подобные образы были очень характерны.

Жители города Книда приобрели у Праксителя статую обнаженной Афродиты и построили для нее специальное открытое святилище (не следует забывать, что древнегреческий храм не имел окон), позволяющее рассматривать статую со всех сторон. Люди со всего света приезжали, чтобы взглянуть на чудесную мраморную богиню. Существовала легенда, что для этой статуи Афродита лично позировала Праксителю. К сожалению, скульптура Афродиты не сохранилась.

Творчество Праксителя проникнуто духом утонченной гармонии и поэтичности. Он использует способность мрамора передавать мягкую, мерцающую игру светотени, тончайшие фактурные нюансы.

Скопас был старшим современником Праксителя. Его художественная манера настолько ярка и своеобразна, что творения Скопаса безошибочно узнаются среди других скульптур. Изваянные им фигуры в порыве чувств почти утрачивают равновесие. «Менада» Скопаса захвачена стихией пляски, напрягающей все тело, выгибающей торс, запрокидывающей голову.

Для развития реалистического искусства очень важно то, что в отличие от скульптур V в. до н.э. эта статуя рас­ считана на обозрение со всех сторон. Каждый ракурс вносит новые черты в созданный художником образ: тело то уподобляется своим изгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали и др.

Леохар был самым видным представителем идеализирующего направления. Он работал в Афинах, Олимпии, Дельфах, Галикарнасе и при дворе Александра Македонского. Самая прославленная работа Jleoxapa — бронзовая статуя Аполлона Бельведерского, исполненная с высоким профессиональным мастерством. Эта скульптура передает величие, спокойствие и холодную торжественность бога гармонии и искусств. Изящно перекинутый через плечо плащ не скрывает обнаженного тела. Волосы уложены в сложную пышную прическу. В фигуре и поступи Аполлона сочетаются сила и грация, энергия и легкость, шагая по земле, он словно парит над ней. Причем движение повелителя муз, по выражению русского искусствоведа Б. Р. Виппера, «не сосредотачивается в одном направлении, а как бы лучами расходится в разные стороны». Эта скульптура знаменует высокую ступень виртуозного мастерства Леохара.

Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и создал вполне реалистический его портрет с приподнятыми бровями и низким лбом, рассеченным глубокими морщинками. Игра светотени придает лицу разные выражения: то безмятежное, то проникнутое предчувствием трагедии. Скульптору удалось передать характер Александра: его беспокойный дух и огромную одаренность.

Лисипп, разносторонний и очень талантливый мастер, любил изображать мифологические сюжеты. Благодаря римской копии мы можем познакомиться со статуей «Отдыхающий Геракл»: герой стоит, опираясь на палицу и, отведя за спину правую руку, голова его повернута влево. Статую необходимо обозреть со всех сторон, чтобы получить полное представление о содержании образа, каждый взгляд на фигуру вносит новый оттенок в ее понимание. «Отдыхающий Геракл» несет на себе печать усталости, тягот жизни и трагической опустошенности.

Замечательный пример творчества Лисиппа — статуя Апоксиомена — юноши, счищающего скребком песок, налипший на тело во время состязаний (греки на спортивных площадках натирали тело маслом). Этого юношу уже не спутаешь с юным богом или героем: хотя он физически совершенен, лицо его прозаично, лишено обаяния. Это просто смертный человек. От идеализированного образа человека в эпоху классики Лисипп пришел к постижению разнообразия человеческих характеров, к передаче особенностей возраста и психологических переживаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.011 с.)