Система архитектурных ордеров древней Греции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система архитектурных ордеров древней Греции.



Дорический ордер:

Система его конструкции состоит из трех главных частей — постамента, колоннады и покрытия. Непосредственно из постамента вырастают колонны. Они массивны и могучи, так тесно поставлены, что кажутся не просторной, сквозной галереей, а сплошной непроницаемой стеной. Их задача — нести, поддерживать огромную тяжесть, нависающую над их головами.

Колонны не только сдерживают тяжесть, но и раздробляют ее единство, продолжая свой упор в вертикальных линиях триглифов и поднимая крышу треугольником фронтона. В результате устанавливается полное равновесие направлений; чувством глубокой уверенности, непоколебимой твердости веет от дорийского храма.

Мы выделили три главные составные части всей конструктивной схемы, но каждую из них, в свою очередь, можно подразделить на новые составные части — индивидуальные и законченные.

Рассмотрим теперь в деталях все составные элементы дорийского ордера. Фундамент храма (или стереобат) скрыт под землей. Постамент, состоявший по большей части из трех уступов, поднимал храм над окружением. С поверхности постамента, которая носит название стилобата, поднимаются стены и колонны храма. Колонна дорийского ордера вырастает из стилобата без всякой базы. Она как бы составляет одно целое с постаментом. Дорийская колонна снабжена неглубокими каннелюрами, которые соприкасаются острыми гранями и подчеркивают устремление колонны навстречу тяжести.

Горизонтальные балки, лежащие на колоннах, носят название антаблемента и состоят из двух главных частей. Нижняя часть антаблемента, состоящая из гладких каменных балок, называется архитравом. Вторая, верхняя часть антаблемента называется фризом и, в свою очередь, состоит из двух перемежающихся частей — триглифов и метоп. Триглиф — один из самых характерных элементов дорийского ордера — представляет собой нечто вроде короткого пилястра с двумя призматически углубленными каннелюрами и двумя полужелобками по краям. Отверстия между триглифами закрывались плоскими каменными плитами, так называемыми метопами, служившими обычно полем для рельефных композиций. 

Над полосой фриза кругом всего храма тянется сильно выступающий вперед карниз, или гейсон.

С двух узких сторон храма, спереди и сзади, двускатная крыша образует треугольные поля, называемые фронтонами, или тимпанами. Фронтоны украшены обыкновенно скульптурными группами.

Окончательное завершение силуэту дорийского храма и, вместе с тем, как бы победный выход наружу его вертикальных, несущих сил дают так называемые акротерии, то есть терракотовые украшения, помещающиеся на вершине фронтона и по его углам.

Ионический ордер:

От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями.

Колонна ионического ордера делилась на три части: базу, ствол и капитель.

Капитель состоит здесь из продолговатого бруска, срезанного прямой плоскостью по длинной стороне и закругляющегося на узких сторонах, без всякого перехода этот брусок насаживался на круглый ствол колонны. Cтвол ионийской колонны гораздо тоньше. Он суживается кверху меньше, чем дорийской, и равномернее.

Антаблемент ионийского ордера, соответственно тонкой и стройной колонне трактован ниже и профилирован тоньше, чем в дорийской архитектуре. Ионийский архитрав всегда состоит из нескольких (чаше всего трех) полос, слегка выступающих одна над другой, и замыкается сверху пластически трактованным киматием. Вообще следует отметить, что в ионийском ордере гораздо больше мелких, промежуточных элементов, что они трактованы самостоятельнее и, в отличие от дорийского ордера, показаны не живописью, а пластической лепкой.

 Ионийский гейсон уже дорийского, сильнее выступает вперед и лишен всяких украшений. Что касается фронтона, то ионийский обычай не требует непременного украшения его скульптурными группами.

Коринфский ордер:

Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.013 с.)