Положение в империи и отношения с императором 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение в империи и отношения с императором



Императорыподтверждали привилегии городских властей, преследуя собственные цели. Эти цели были фискальными. Потребность Габсбургов в деньгах в связи с постоянными войнами возрастала. Между тем города к XV в. достигли известной самостоятельности, чему способствовало и прекращение практики имперских закладов — в XV в. было выплачено только 13% общей суммы закладов за всю историю их существования89. Вмешательство императоров во внутреннюю жизнь городов было затруднено. Выгоднее было поддерживать отношения доброжелательного покровительства.

В империи не существовало системы налогообложения, которая соответствовала бы потребности императоров. К городам, вошедшим в Швабский союз, применим термин «свободные имперские города (freie Reichsstädte), а не «свободные города» (freie Städte). Различия в правовом статусе свободных имперских и свободных городов обнаружены германскими исследователями в государственно-правовой практике Священной Римской империи, они закреплялись в традиционных представлениях, обычаях в XIV–XVI вв. Имперские города обязаны были выплачивать императору налоги, формально имевшие характер фиксированных фогтиальных платежей, а свободные города, несмотря на существование в пределах городских территорий имперских фогтов, налогов не платили. Традиционно имперские города должны были оказывать помощь императору в случае войны, если она велась «не за горами», а свободные города, напротив, обязывались помочь также и при походе «за горы» (имелись в виду походы в Италию).

Наиболее существенными являются конкретные особенности возникновения и развития городов, в частности, отношения их общин с феодалами. Свободные города были по преимуществу значительными центрами ремесла и торговли, служившими одновременно епископскими и архиепископскими резиденциями: Страсбург, Шпейер, Вормс, Майнц, Кельн, Безансон, Туль, [36] Мец, Верден, Камбре. Промежуточное положение занимали Базель, Констанц и Аугсбург. Последний, несмотря на то, что в нем находилась резиденция епископа Аугсбургского, к концу XV в. принадлежал уже к имперским городам. Наличие подобных резиденций играло в XIV в. положительную роль в истории свободных городов. В отличие от имперских они никогда не были в имперском закладе, только отдельные регалии или налог с евреев передавались некоторым феодалам90.

Фридрих III установил для некоторых городов правило, по которому ежегодные платежи могли взиматься только императором, но размеры таких налогов были незначительны91. Кроме того, военная обстановка требовала подчас существенной концентрации финансов. Поэтому во второй половине XV в. основным средством получения денег стали так называемые разверстки для всех сословий империи, оформлявшиеся на рейхстагах и получавшие наименование матрикулов. Матрикулярная система была неэффективна, но города все-таки являлись самым надежным плательщиком. Так, в 1489 г. города не выплатили 32% предписанной суммы, но в целом не было собрано 62% требуемых денег.

Император требовал порой денег, не созывая рейхстага. Правовой основой этих требований являлись традиции помощи империи в случае войны, а дли усиления аргументации использовались тезисы о турецкой опасности и необходимости защиты христианства. Расходы городов росли из года в год: Нюрнберг, например, выплатил императору с 1471 по 1492 г. 56 440 гульденов, то есть примерно 2800 гульденов в год, но уже швейцарская война обошлась городу в 1499 г. в 17 тыс. гульденов92. Не случайно в Нюрнберге еще в 1475 г. обсуждался с юристами вопрос об обязанности города в имперских войнах.

Консультации городского совета с юристами в 1475 г. — эпизод, заслуживающий самого пристального внимания, независимо от содержания выводов, хотя и они весьма интересны. По существу, это была попытка пересмотреть обычай, прибегнув к авторитету писаного права, запросив ученых–юристов. Ответ был крайне неопределенным, но содержал уже представления о разделении обязанностей города и обязанностей горожан: поскольку в ленной зависимости от императора находится город, то он обязан платить, но так как каждый бюргер в отдельности независим от императора, то он вовсе не должен этого делать93. Но, видимо, это было доступно пониманию только в Нюрнберге, где власть была отчуждена от общины в наибольшей степени.

Попытки поставить отношения с императором на другую основу, формализовать их, определить круг взаимных прав и обязанностей продолжения не имели. Причина тому в политической положении имперских городов относительно территориальных образований, в том, что определяется в историографии как «страх перед князьями».

Известно, что традиционной формой политической деятельности имперских городов в масштабах отдельных земель и империи были городские союзы. [37] Последним самостоятельным (без участия феодалов) объединением имперских городов явился Швабский союз городов, не прекращавший своего существования после битвы при Деффингене, хотя и потерявший былое могущество. В 30–40-е годы XV в. в Союз входили Нордлинген, Швебиш-Халл, Гмюнд, Ульм, Роттвейль, Кемптен, Динкельсбюль, Донауверт, Гинген, Аален, Бопфинген, Ротенбург, Таубер, Кауфбойрен, Мемминген, Лейткирх, Аугсбург и Нюрнберг. Он защищал торговые пути от разбоя, используя военные отряды городов, а также пытаясь заключать соглашения с отдельными князьями94. Последние пошли на прямую конфронтацию с имперскими городами. Так называемая городская война 1449–1450 гг. не представляла собой совместно организованной и проведенной военной акции князей германского Юго-Запада, но различные локальные конфликты, вызванные территориальными претензиями отдельных князей или их желанием заставить имперские города поделиться своим богатством, привели к серьезному поражению даже крупнейших городских общин. Права и привилегии городов остались в целом в неприкосновенности, но самостоятельных политических акций они после городской войны не предпринимали95.

Несмотря на отсутствие в Швабии единой княжеской власти, признание за всей ее территорией непосредственного имперского подчинения, города оказались в окружении княжеских земель. Владения крупных дворян, хотя и многочисленные, существенного политического значения не имели96. В частности, финансовое благосостояние Аугсбурга могло быть подорвано недружественной политикой Баварии, имевшей возможность закрыть дорогу на Венецию, а Эсслинген находился в зависимости от Вюртемберга, способного блокировать городскую торговлю. Регенсбург к концу XV в. превратился в анклав внутри Баварского герцогства, от которого зависело также удачное проведение нюрнбергских ярмарок. В этих условиях города рассматривали непосредственное имперское подчинение как гарантию от притязаний князей97.

Агрессивная политика Виттельсбахов, захвативших в 1486 г. Регенсбург, не могла не беспокоить руководителей швабских городов: поэтому они были вынуждены оплачивать войны Габсбургов. Возобновились попытки возродить Швабский союз городов — в 1479 и в 1488 гг. были достигнуты соглашения между Ульмом, Гмюндом, Меммингеном, Изни, Лейткирхом, Биберахом и Ааленом о союзе на четыре года. Но самостоятельные действия городов были невозможны. Новое объединение могло возникнуть только при участии и поддержке князей Юго-Западной Германии, тем более что городам предстояло вступить в конфликт с герцогами Баварии. Существенной в этих условиях была позиция императора98.

Габсбурги же стремились укрепить свое положение на германском Юго-Западе и проводили антибаварскую политику. Другие князья тоже были обеспокоены усилением Виттельсбахов. Произошло то, что можно назвать благоприятным стечением обстоятельств, и в 1488 г. под эгидой императора и под его давлением был образован Швабский союз. [38]

Выводы данной главы имеют промежуточный характер. Однако можно заключить, что между тремя группами проблем, обозначенными в начале главы, — властно-собственнические отношения, социальная структура, отношения с императором — существует единство.

Эти проблемы, отражающие различные стороны существования города, связаны с проблемой городской общины, которая выступала в качестве субъекта городского развития, городской политики, городского права. Принадлежность к общине обусловливала права собственности бюргера; воля общины определяла объем власти магистрата (хотя не всегда прямо, а опосредованно); в свою очередь, социальное равновесие внутри общины было предметом заботы городских властей. В конечном счете, отношения с императором также зависели от общины.

Таким образом, община связывала воедино и сугубо внутреннее развитие города, и его отношения с внешним миром. Этот вывод следует учитывать в первую очередь при изучении участия городов в Швабском союзе.

На первый взгляд, можно говорить о существенном противоречии в развитии городов. Их социально-политическое устройство стремилось к замкнутости. Но их экономическая жизнь была антиавтаркична, во многом зависела от торговых коммуникаций с другими областями Европы и связей с ближней сельской округой. Необходимо также учитывать и то, что в данной главе прямого отражения не нашло, но достаточно хорошо известно историкам культуры. Речь идет о широком кругозоре горожанина того времени, о вовлеченности германского города и его жителя в жизнь Германии, Европы, да и всего мира — достаточно вспомнить тему монографии Н. В. Савиной, писавшей не только о землевладении Фуггеров, но и о их деятельности в Южной Америке.

Есть серьезные основания считать одного из известных аугсбургских хронистов, Бурхарта Цинка, автором народной книги о Фортунате, герой которой объездил и описал всю Европу и вел торговлю на Востоке. Деталь показательная — хроники были посвящены событиям внутригородским, на первый взгляд, не столь уж масштабным, но рассматривались они современниками в широком контексте. Границы ойкумены расширялись на глазах, просьбы императоров, воевавших во всей Европе, постоянно напоминали городской элите, да и городской общине о их причастности к тому, что творится в мире. Наконец, книгопечатание и высокая степень грамотности создавали предпосылки для принципиально нового отношения к Священному Писанию, до перевода которого на немецкий язык оставалось совсем немного.

Коммунализм, общинность, высокая степень социальной замкнутости немецкого бюргерства вовсе не противоречили его открытости миру и тем проблемам, которыми этот мир жил. Сочетание универсалистского и локального, общинного и индивидуального легло в основу нового отношения к проблемам спасения, благочестия, ко всему тому, что составило содержание Реформации. [39]

89 Landwehr G. Die Verpfändung der deutschen Reichsstädte im Mittelalter. Köln, Graz, 1967. S. 140 f.; Möncke G. Zur Problematik der Terminus «Freie Stadt» in 14. und 15. Jh. // Bischofs- und Kathedralstädte des Mittelalters und der frühen Neuzeit. Köln, Wien, 1976. S. 84, 86, 93. Isenmann N. Reichsstadt und Reich an der Wende vom späten Mittelalter zur frühen Neuzeit // Mittel und Wege. S. 17–18, 20, 24, 29–30.

90 Isenmann. Op. cit. S. 34.

91 Lünig. IX,21. No. XX; X,35. No. XLIX.

92 Isenmann. Op. cit. S. 64, 69–70, 86, 88.

93 Ibid. Anhang. No. 7. S. 219–220.

94 Blezinger. Op. cit. S. 3–5, 8–9, 11–12, 17, 122, 124, 126, 129–130; Angermeier. Königtum und Landfriede. S. 412, 417.

95 Blezinger. Op. cit. S. 130–133; Angermeier. Königtum und Landfriede. S. 420; Hesslinger. Op. cit. S. 19, 23.

96 Bader K. S. Der deutsche Südwesten in seiner territorialstaatlichen Entwicklung. Sigmaringen, 1978. S. 130.

97 Isenmann. Op. cit. 3. 33. 52–53; Schmidt H. Op. cit. 3. 76; Schmidt H.-Chr. Op. cit. S. 24.

98 Hesslinger. Op. cit. S. 32, 47, 49.

ГЛАВА 2
Имперские города Юго-Западной Германии и Швабский союз

Имеющийся в распоряжении источниковый материал стоит того, чтобы изложить его подробно, с упоминанием тех деталей, которые дают представление о повседневной деятельности людей, занимавшихся политикой в XVI в., рассказать об их денежных и иных расчетах, устремлениях, возможностях. Во многом это нужно для того, чтобы иметь адекватное представление о таких сторонах общественной жизни, как военная, фискальная, судебная; знать не только об их принципах, но и об осуществлении этих принципов, о реальном делании политики.

Образование Швабского союза имело конкретные политические причины, связанные с политикой Габсбургов в Юго-Западной Германии. Их наследственные владения представляли собой совокупность нескольких элементов: Форальберг (территория к западу от Альберга до Боденского озера, находящаяся в непосредственном подчинении инсбрукского регимента), некомпактно расположенные домениальные владения в Швабии до Шварцвальда, отдельные фогтства и несколько сеньорий, где Габсбурги имели высшую юрисдикцию, а также Передняя Австрия. Все эти территории принадлежали Габсбургам как территориальным князьям. Выкупленное у Трухзесов фон Вальдбургов ландфогтство, имперское по происхождению, с 1486 г. также стало владением дома Габсбургов без восстановления прежнего статуса. В 1504 г. под власть Габсбургов как князей перешло ландфогтство Гагенау99.

До конца 80-х годов XV в. серьезных попыток расширить наследственные владения за счет других территориальных князей в Юго-Западной Германии Габсбургами не предпринималось. Но проявилась тенденция к расширению владений в Бургундии и Нидерландах, к установлению связей с испанской короной. Эта политика повлекла за собой конфронтацию с Францией. Одновременно усилилась экспансия Габсбургов в Центральной Европе, что привело к военному столкновению с Венгрией.

Власть в Инсбруке, центре наследственных земель Габсбургов, принадлежала до 1490 г. эрцгерцогу Тироля Зигмунду. Постоянное безденежье эрцгерцога сделало его должником Виттельсбахов, представители которых являлись [40] герцогами Верхней и Нижней Баварии, а также пфальцграфами. Все три княжества расширили свои владения во второй половине XV в. Поскольку Зигмунд был бездетен и немолод, создавалась серьезная угроза всему комплексу наследственных земель Габсбургов в германских землях. В 1489 г. эрцгерцог собрался снова заложить Трухзесам фон Вальдбургам выкупленное у них в 1486 г. имперское ландграфство в Швабии, которому была подсудна значительная часть этой земли, но в 1490 г. Максимилиан захватил власть в Инсбруке, предоставив Зигмунду пожизненную пенсию в 52 тыс. гульденов в год.

Положение Фридриха во второй половине 80-х годов XV в. резко ухудшилось. Зигмунд проводил пробаварскую политику даже тогда, когда наследственным землям Габсбургов стал угрожать военный захват. 29 мая 1485 г. Матьяш Корвин взял Вену. Продолжение борьбы с ним было возможно если не при поддержке, то хотя бы при дружественном нейтралитете князей и при финансовой помощи городов100. Требовался политический шаг, который удовлетворил бы и тех, и других.

17 марта 1486 г. Фридрих III издал указ о земском мире. Обязанность поддерживать мир и право проследовать и судить его нарушителей предоставлялись князьям101. Защита мира в подчиненной непосредственно императору Швабии должна была стать прерогативой межсословного политического объединения — Швабского союза.

Основой ландфрида было равноправие как равное право на сохранение и использование вольностей и привилегий (см. Введение). Только так можно трактовать понятие «равенство» применительно к межсословному средневековому объединению, в которое вошло дворянское Общество, побуждаемое императором.

Необходимость поддержания мира, непосредственное имперское подчинение швабских дворян и городов — все это было аргументами императорского комиссара, графа Гауга фон Верденберга, выступившего перед представителями сословий Швабии 28 июня 1487 г. Через месяц появился первый документ нового объединения, в котором были изложены цели и принципы организации союза. Главной задачей объявлялось поддержание земского мира, а в основу деятельности были положены принципы, сформулированные в Союзном письме 1463 г. Общества Щита Св. Георгия. Это не означало еще окончательного оформления Швабского союза. В сентябре 1487 г. вновь начались переговоры между представителями городов и дворянства в Эсслингене. 4 октября 1487 г. император издал мандат, предписывавший дворянам и городам создать объединение для поддержания земского мира в Швабии. 9 октября сословия постановили принять в Союз австрийского эрцгерцога. Император мог вступить в Союз только как владетель замка в Швабии. Одновременно предполагалось принять графа Эберхарда Вюртембергского, маркграфа Баденского, епископов Аугсбурга и Констанца. [41]

2 января 1488 г. о желании примкнуть к Швабскому союзу заявили города Нордлинген, Динкельсбюль, Швебиш-Халл. Но оформление Союза задерживалось, что вызвало недовольство императора, издавшего 21 января новый мандат. 27 января о вступлении заявил эрцгерцог Зигмунд Габсбург, а 5 февраля — граф Эберхард Вюртембергский. 9 марта в Эсслингене состоялся съезд швабских имперских городов, принявший решение о создании союза городов. 17 марта аналогичный съезд был провезен Обществом Щита Св. Георгия. В этот же день императорский комиссар Гауг фон Верденберг оформил соглашение между городским и дворянским объединениями. 31 марта граф Эберхард признал власть руководства Союза во всех делах этой организации, что являлось основным условием его приема в новое объединение. 15–16 апреля в Ройтлингене был проведен первый съезд Швабского союза, принявший его устав. На предварительном совещании 13 апреля был решен вопрос о союзном войске. Союзное войско (12 тыс. пехотинцев и 1200 конных воинов) должно было содержаться за счет всех членов Союза. Эрцгерцог, граф Вюртемберга, дворянское Общество и союз городов обязывались поставлять по четвертой части общего контингента. Устанавливалось равенство трех капитанов — от городов, князей и дворянства102. Это и было «равенство» всех членов Союза.

События первых лет существования Союза показывают нечто такое, что с точки зрения юридической для современного человека алогично: император являлся и покровителем Союза, санкционировавшим его образование и продление, и одновременно был его рядовым членом (если можно назвать «рядовым» князя). Но на рубеже XV–XVI вв. это воспринималось как естественное и должное. И каждый раз, так или иначе фиксировалось, в каком качестве, в каком статусе выступает император. Поэтому стоит отказаться от хронологического порядка изложения и построить две линии — «княжескую» и «императорскую», рассмотрев отношения городов с князьями (в том числе и с Габсбургами) и с императорами.

99 Feine H. E. Die Territorialbildung der Habsburger im deutschen Südwesten // ZSRG GA. 1950. Bd. 67. S. 281–290, 299–300.

100 Hesslinger. Op. cit. S. 32, 47, 49.

101 Lünig. II,1. No. XLIII.

102 Klüpfel. I. S. 11–12, 14, 17, 21–25, 1–8; Lünig. I,2. No. LXXVII. III. Cont. 1. Fort. 1. No. XXIII, XXVI, XXVII; Burgermeister. 1721. S. 72–73; Bock. Op. cit. S. 35, 39; Obenaus. Op. cit. S. 177; Hesslinger. Op. cit. S. 64, 75, 79–80, 87.

Конфликт с Баварией

Первоначальнов Союз вошло двадцать имперских городов Швабии. В апреле 1489 г. к ним присоединились Аугсбург, Гейльбронн, Ворт, Вимпфен, а в 1500 г. — Нюрнберг и Виндсхейм. Существенных изменений в составе городов до начала распада Союза в конце 20-х годов XVI в. не происходило. Этого нельзя сказать о князьях. В 1488 г. в Союзе было два князя, а в 1490 — шесть, в 1499 — пять, в 1512 — тринадцать, в 1522 — семь, в 1523 — восемь. в 1528 — тринадцать103.

На основании предписаний общесоюзных собраний, касавшихся военной организации Союза (см. табл. 1), можно заключить, что во все периоды его истории князья выплачивали б о льшую часть взносов, несли самые значительные [42] расходы. Но подведение финансового баланса Швабского союза показало, что образовалась задолженность князей. Долг Габсбургов составлял более 155 тыс. гульденов. Архиепископ Майнца недоплатил в общую кассу 17950 гульденов, пфальцграф — 10 тыс. гульденов, ландграф Гессена — 6602 гульдена104. Вполне закономерен, в связи с этим, интерес к тому, каким образом образовалась эта задолженность, каковы были ее социально-политические причины и последствия.

Т аблица 1
Доля в военных расходах Швабского Союза князей, городов и дворянства (в процентах от общесоюзного сбора)

Члены Союза

Годы

  1490 1499 1502 1512* 1516-1517** 1522 1523 1528
Князья 64 60 66 72 54-56 67 65 71
Имперские города Швабии 18 20 20 16 25-26 19 21 17
Нюрнберг - - 5 5 8 6 6 5
Дворянство Швабии 18 20 9 7 13-10 8 8 9

* Уставы 1512 и 1522 гг.
** Помощь Габсбургам для защиты Тироля. Взнос князей не включал взнос императора.
Источники: Klüpfel, l, S. 17, 81-84, 350-357, 448-460; II, S. 60-62, 109-111, 112-117, 243-244, 330-331; Lünig, III, cont. 1, Fort. 2, No. XLVII, Art. 65.

В первые годы существования Союза его развитие определялось противодействием швабских городов, франконских епископов, маркграфа Бранденбургского, маркграфа Баденского, некоторой части швабского дворянства территориальной экспансии герцога Нижней Баварии Георга Виттельсбаха. В ходе борьбы выяснилась политическая изоляция Георга — подавляющее большинство князей Юго-Западной Германии сплотилось вокруг Швабского союза. Большое значение имел договор в Халле 11 апреля 1489 г., заключенный между курфюрстом Майнцским, эрцгерцогом Зигмундом, маркграфами Бранденбурга и Бадена, графом Вюртемберга, Согласно договору князья образовали самостоятельный военный союз, не подчиненный мандатам императора. Месяц спустя в Эсслингене все члены организации приняли решение о неподчинении мандатам императора, враждебным Швабскому союзу.

Габсбургам удалось предотвратить конфликт между Швабским союзом (сторонником применения силы являлся маркграф Бранденбурга) и герцогом Георгом, выступив в качестве посредников на переговорах и при заключении договора, в котором Виттельсбах отказался от большинства своих приобретений105. [43]

В мае 1490 г. произошло важное событие — Максимилиан на правах преемника Зигмунда вступил в Союз106. Вступление в Союз должно было усилить позиции Максимилиана по отношению к городам. В 1490 и в начале 1491 г. просьбы о помощи в войне с Венгрией становятся постоянной темой в посланиях Максимилиана регименту в Инсбруке и городам Швабии и Франкфурту107. Кроме традиционной имперской помощи, он мог просить теперь и поддержки в случае нападения как член организации108. В январе–марте 1491 г. эти просьбы были первоначально направлены собранию князей в Швебиш-Халле, а затем советникам и капитанам городов, князей и дворянства, собравшимся в Ульме109.

В апреле 1491 г. князья ответили, что могут оказать помощь, но не по указу императора, а по его просьбе110. Как видно из переписки представителей Ульма с магистратом, князья ссылались на переговорах с императором на ухудшение финансового положения своих владений, а городская курия склонялась к предоставлению помощи при условии обеспечения внутреннего мира, в частности, урегулировании конфликта с Верхней Баварией111. 4 июня послы Ульма сообщили, что император ведет переговоры только с князьями, а города получают информацию из третьих рук. Максимилиану были переданы просьбы об обеспечении мира и о связи этого с оказанием ему помощи, однако результатом совещаний с князьями, по мнению послов, будет то, что б о льшую часть расходов придется нести городам. 18 июня послы были поставлены в известность, что император вызовет в ближайшее время герцога Альберта Виттельсбаха для переговоров112.

Летом 1491 г. усилилась опасность со стороны Альберта, особенно в связи с окончательным подчинением ему Регенсбурга113. Император не мог остаться в стороне от конфликта, но он применил санкции не против Альберта, а против города, который был объявлен опальным114. Положение усугубилось также конфликтом Альберта с братьями, особенно с Вольфгангом, примкнувшими вместе с Обществом Льва к Швабскому союзу, съезд которого в июле 1491 г. принял решение о подготовке к войне с герцогом. Всем членам организации предписывалось подготовить вооружение, назначить командование своих отрядов и обеспечить в них дисциплину. Предполагалось, что командиры всех отрядов будут присягать высшему капитану Союза, который, однако, так и не был назначен115.

Альберт во второй половине 1491 г. не предпринимал серьезных попыток к дальнейшим территориальным приобретениям — его силы были отвлечены семейным конфликтом. 12 февраля 1492 г. капитан от городов Бессерер сообщил, что переговоры с герцогом, которые вели руководители городской курии, закончились благоприятно, но два дня спустя Альберт напал на войска Вольфганга, сосредоточенные на Лехе, решив, видимо, что обеспечил нейтралитет Союза. Города выполнили свои обязательства, направив Вольфгангу 100 конных воинов и обещав еще 300, а также 2800 пехотинцев116. [44]

В апреле города без участия князей создали по инициативе Бессерера значительные запасы пороха, показав, что готовы к войне117. Результатом этой акции было то, что в июне 1492 г. Альберт заявил о желании вступить в Союз, а в июле был принят118.

Все акции Союза предпринимались исключительно городским руководством без консультаций с князьями. Кроме того, ликвидация конфликта произошла без участия императора, хотя, конечно, нельзя не учитывать, что Альберт был лишен такого союзника, как Зигмунд Габсбург.

С окончанием конфликта с Баварией Швабский союз не только не распался, но продолжал укрепляться. Следующим конфликтом, в который он был вовлечен, оказалась Швейцарская война 1499 г., подробно изученная в одной из монографий М. М. Смирина, но заслуживающая внимания во многом с точки зрения «императорского» и «княжеского» в отношениях Союза с Габсбургами.

103 Klüpfel. I. S. 17, 62–63, 81–84, 350–357, 416–417,448–460; II. S. 60–62, 109–117, 243–244, 330–331; Lünig. III. Cont. 1. Fort. 2. No. XLVII Art. 65.

104 Klüpfel. II. S. 357–360.

105 Hesslinger. Op. cit. S. 146–149, 152–154, 157–158, 160–163, 165–166, 169–172; Смирин. Очерки. С. 236–239.

106 Klüpfel. I. S. 79–80.

107 Moser. II,1, No. 8, 9, 36, 38–48.

108 Klüpfel, l. S. 84–86.

109 Ibid. S. 95, 98–99.

110 Ibid. S. 103.

111 Ibid. S. 103–106, 106, 109.

112 Ibid. S. 110–113.

113 Смирин. Очерки. С. 253.

114 Lünig. I,2. No. CCXLVIII.

115 Klüpfel, I. S. 114–116.

116 Ibid. S. 126–128.

117 Ibid. S. 129–130.

118 Ibid. S. 132–134.

Швейцарская война

Городане преследовали никаких самостоятельных целей, вступая в эту войну. Швейцарцы не были и не могли быть серьезными экономическими конкурентами городов Швабии. Если в Юго-Западной Германии, как уже говорилось, плотность городов была примерно один город на 100 кв. км, то в Швейцарии — один город на 200 кв. км. Развитие ремесла в большинстве городов происходило при ориентации на местный рынок, региональный экспорт. Исключение составлял Фрейбург, но и там на протяжении XV в. происходило сокращение экспорта сукна. Для господствующего слоя формировавшегося с конца XV в. швейцарского государства торговля собственными гражданами приобретала важное экономическое и политическое значение119.

Поддержка императора, требовавшего безвозмездной помощи, противоречила интересам властей швейцарских городов. В 1453, 1470, 1474, 1475, 1499 гг. швейцарцы заключали договоры о поставке наемников с французскими королями120. Сразу после принятия Вормсских решений в 1495 г. Конфедерация начала переговоры с Францией.

Связь швейцарской войны с внешнеполитической деятельностью Габсбургов очевидна. Известна роль и Швабского союза121. Необходимо остановиться на тех данных, которые могут служить для определения того, какие силы принимали участие в войне.

В апреле 1497 г. было принято решение о мобилизации сил Союза. Его военная организация по-прежнему не имела определенной структуры. Войска князей и курфюрстов не были подчинены руководству Союза. Дворянские отряды собирались по четвертям, городские — в разных местах. Всего назначалось двенадцать пунктов сосредоточения воинских контингентов, находившихся под командованием капитанов122. В мае план обороны против [45] возможного нападения был утвержден окончательно, и тогда же общесоюзный съезд определил характер помощи Максимилиану. Император мог рассчитывать на поддержку Союза только как один из князей в связи с угрозой наследственным землям Габсбургов. Но, с другой стороны, послы, уполномоченные съездом, должны были сообщить императору, что война с Швейцарией является общеимперским делом, поэтому недопустимо перекладывать все расходы на Союз123. Городское руководство Швабского союза подчеркнуло региональное, а не общеимперское значение организации.

В сентябре 1498 г. в Союз вступил Констанц, обязавшийся выплачивать 50 гульденов налога, поставить в случае войны 10 конных воинов и принимать участие наравне со всеми в возможных конфликтах со Швейцарией124. Руководители последней активизировали переговоры с Людовиком ХII. На опасность франко-швейцарского сближения указал Максимилиан в своем послании Швабскому союзу, отметив, что под угрозой будут находиться земли в Юго-Западной Германии, а не только Передняя Австрия125. 20 января 1499 г. Союз объявил в Констанце войну швейцарцам126.

Шесть дней спустя было составлено официальное объяснение причин войны. В собрании, судя по формулировкам, не участвовали князья. Было объявлено, что решение принято в силу союзных обязательств перед императором как эрцгерцогом Австрии, права и привилегии которого ущемлены в Хурском епископстве и Граубюндене. сближавшимися с Конфедерацией. Предполагалось выделить Максимилиану 2 тыс. пеших воинов под командованием четырех советников Союза (два от дворянства, два от городов). Об участии князей речь не шла127. Впервые была сделана попытка создать единое коллегиальное военное командование войсками Союза. Князья или их комиссары в этом органе не были представлены.

К середине февраля стало ясно, что, несмотря на сбор ополчения, вести войну очень тяжело. По сообщениям городских представителей, отдельно набранные отряды были разъединены, денег на их содержание не хватало — 2 тыс. человек пришлось отпустить. Князья только обещали послать свои контингенты, но ни один из них не прибыл сам. Отсутствие разведывательных данных привело к заниженной оценке численности войск противника — к концу февраля швейцарцы сумели выставить 11 тыс. кнехтов128.

В марте командующим имперскими войсками был назначен один из крупнейших швабских дворян, граф Генрих фон Фюрстенберг, но Ганс Унгельтер сообщил Эсслингену, что союзный съезд попросил заменить его князем129. В середине апреля в войска прибыл герцог Альберт Виттельсбах с необходимыми полномочиями, но через месяц он покинул по собственному желанию Констанц130. Уже в апреле Унгельтер сообщил Совету Эсслингена, что отдельные города недовольны войной, но в мае съезд в Равенсбурге приказал изыскать возможности для найма еще 10 тыс. кнехтов131. Собранные воины дезертировали132. [46]

В конце мая — начале июня имперские войска, насчитывавшие 12 тыс. пеших и всего 600 конных воинов, сумели нанести серьезные потери швейцарцам. По показаниям пленных, в войсках Конфедерации начался голод133. Плохо обстояли дела со снабжением и в имперском лагере — Ганс Унгельтер жаловался на отсутствие пушек, боеприпасов134.

Летом 1499 г. война вступила в завершающую фазу. В середине июня состоялся съезд Союза в Иберлингене. Судя по письмам магистрата Эсслингена и ответам Ганса Унгельтера, совет города потребовал ответа на вопросы о причинах войны и о том, какую роль в ней играют города. Унгельтер указал только на обязанности городов по отношению к Максимилиану как члену Союза135. Добавить было нечего — война никаких выгод городам не сулила.

Накануне съезда командующим был назначен маркграф Бранденбургский Фридрих, которому следовало предоставить 20 тыс. воинов136. Капитаны и советники городов и дворянства вновь напомнили императору, что война — дело не только Союза, но и всей империи, поэтому следует потребовать помощи от князей137. В начале августа Унгельтер сообщил, что руководство Союза предоставит 12 тыс. человек, но города согласились выставить не более одной пятой части этого контингента. Князья же заявили, что обложены сверх меры138.

К 12 августа герцог Вюртемберга, маркграфы Бадена и Бранденбурга покинули район боевых действии, уведя и свои отряды. Тогда же пришло сообщение, что войска герцога Миланского разбиты французской армией139. После этого города Союза, несмотря на просьбы императора, отказались принять герцога в организацию140. Вскоре было заключено предварительное перемирие. Война закончилась безрезультатно.

Швабский Союз выступил в ходе военных действий как организация, координировавшая деятельность городов и, в меньшей степени, дворянства. Воинские отряды князей не подчинялись органам Союза, руководство в котором принадлежало представителям городов, подчеркивавшим не имперский, а земельный характер организации.

119 Peyer H. C. Könige, Staat und Kapital. Zürich, 1982. S. 161, 184, 219–231, 264.

120 Lünig. III. Cont. 1. Fort. 2. Anhang. No. XLIII–XLV, XLIIX.

121 Смирин. Очерки. С. 310–312, 314–315.

122 Klüpfel, I. S. 223–225.

123 Ibid. S. 229–234.

124 Ibid. S. 270.

125 Ibid. S. 264–266.

126 Ibid. S. 272.

127 Ibid. S. 272–275.

128 Ibid. S. 287–290.

129 Ibid. S. 297–300.

130 Ibid. S. 317, 332.

131 Ibid. S. 319–320.

132 Ibid. S. 331.

133 Ibid. S. 340–341.

134 Ibid. S. 342.

135 Ibid. S. 347–349.

136 Ibid. S. 346.

137 Ibid. S. 352.

138 Ibid. S. 367–369.

139 Ibid. S. 372–375.

140 Ibid. S. 269–371.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.094 с.)