Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации



Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации

Содержание

Введение

Часть I. Склады горюче-смазочных материалов, отдельные объекты и сооружения службы горюче-смазочных материалов

1. Общие положения

2. Эксплуатация объектов, сооружений, оборудования складов ГСМ

3. Окраска и маркировка технологического оборудования

4. Сбор отработанных нефтепродуктов (ОНП)

5. Метрологическое обеспечение службы ГСМ

6. Порядок учета и списания оборудования

Часть II. Средства заправки

7. Общие положения

8. Подвижные средства заправки

9. Передвижные и переносные средства заправки

10. Системы ЦЗС

Часть III. Охрана труда и пожарная безопасность

11. Основные положения

12. Производственная санитария

13. Техника безопасности и пожарная безопасность

14. Молниезащита объектов ГСМ

15. Защита окружающей среды

Приложение 1. Перечень действующих нормативно-технических документов, справочников, проектов и каталогов, связанных с эксплуатацией складов ГСМ

Приложение 2. Технический паспорт на производственные объекты службы горюче-смазочных материалов аэропорта

Приложение 3. Перечень ГСМ, применяемых при техническом обслуживании технологического оборудования

Приложение 4. Перечень оборудования резервуаров

Приложение 5. Паспорт цилиндрического вертикального резервуара

Приложение 6. Пропускная способность основных типов дыхательных клапанов

Приложение 7. Нормы потерь ГСМ при очистке и вводе в эксплуатацию трубопроводов, резервуаров, цистерн ТЗ, АТЦ, МЗ и заправщиков спецжидкостями

Приложение 8. Акт на выполненную очистку резервуара

Приложение 9. Основные сведения по противокоррозионной защите внутренних поверхностей вертикальных резервуаров на складах ГСМ

Приложение 10. Акт на приемку противокоррозионного покрытия вертикального резервуара

Приложение 11. Технические характеристики раздаточных рукавов

Приложение 12. Акт на проведение гидравлических испытаний раздаточных рукавов

Приложение 13. Рекомендуемые сроки службы основного технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения аэропортов ВТ

Приложение 14. Технические характеристики топливозаправщиков

Приложение 15. Журнал выполнения периодических работ на подвижных средствах заправки

Приложение 16. Журнал проверки технического состояния подвижных средств заправки

Приложение 17. Пример расчета системы ЦЗС производительностью 120 куб. м/ч

Приложение 18. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте

Приложение 19. Наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности

Приложение 20. Журнал регистрации вторичного противопожарного инструктажа

Приложение 21. Ведомость принятия зачетов по пожарно-техническому минимуму

 

Утверждено

Заместителем Министра

гражданской авиации

27 июля 1991 г. N 9/И

 

ВВЕДЕНИЕ

Руководство разработано Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом гражданской авиации "Аэропроект" и предназначено для работников, связанных с эксплуатацией складов и объектов ГСМ предприятий гражданской авиации.

Руководство состоит из 3-х частей и содержит требования к эксплуатации основных зданий, сооружений и оборудования складов ГСМ, предназначенных для приема, хранения и выдачи на заправку горюче-смазочных материалов, требования к средствам заправки, охране труда и пожарной безопасности.

С введением в действие настоящего Руководства утрачивают силу следующие документы:

1. Инструкция по эксплуатации складов горюче-смазочных материалов на предприятиях гражданской авиации (N 20/И от 28.03.84). М., Воздушный транспорт, 1985 г.

2. Инструкция по эксплуатации транспортных топливопроводов предприятий ГА (N 51/И от 15.02.84). М., МГА, 1984 г.

3. Инструкция по устройству и эксплуатации систем централизованной заправки самолетов топливом в предприятиях ГА. М., Воздушный транспорт, 1984 г.

4. Инструкция по охране труда и пожарной безопасности на объектах топливообеспечения предприятий гражданской авиации (N 19/И от 28.03.84). М., Воздушный транспорт, 1985 г.

5. Указания по правилам эксплуатации раздаточных рукавов для авиатоплива. М., Аэропроект, 1983 г.

6. Рекомендации по сооружению и эксплуатации предперронных пунктов налива топливозаправщиков. М., Аэропроект, 1980 г.

7. Инструкция по противокоррозионной защите внутренних поверхностей вертикальных резервуаров. М., Воздушный транспорт, 1988 г.

8. Рекомендации по окраске и маркировке технологического оборудования объектов ГСМ и средств заправки. М., Воздушный транспорт, 1988 г.

9. Нормы потерь ГСМ при зачистке и вводе в эксплуатацию трубопроводов, резервуаров и цистерн. М., 1988 г.

10. Инструкция по химико-механизированной очистке резервуаров с использованием моющих средств. М., Аэропроект, 1986 г.

11. Рекомендации по дооборудованию и использованию ПСГ-160 для нижнего наполнения топливом емкостей ТЗ и автоцистерн. М., Аэропроект, 1977 г.

12. Рекомендации по контролю за состоянием и определению мест повреждений подземных трубопроводов. М., Аэропроект, 1979 г.

13. Рекомендации по срокам службы основного технологического оборудования. М., Аэропроект, 1987 г.

14. Правила оценки пригодности резервуаров к эксплуатации за N 36 1.10-14.1986 г.

15. Рекомендации по оборудованию резервуаров средствами пожаротушения на складах ГСМ предприятий ГА. М., Аэропроект, 1972 г.

 

ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования настоящего "Руководства" являются обязательными и должны отражаться в должностных инструкциях личного состава службы горюче-смазочных материалов (ГСМ).

1.2. Каждый работник службы ГСМ на порученном участке работы, в пределах возложенных на него обязанностей, несет ответственность за выполнение требований настоящего "Руководства", а также действующих нормативно-технических документов, связанных с эксплуатацией объектов службы ГСМ (Приложение 1).

1.3. Проектирование новых, реконструкция и расширение действующих складов ГСМ проводится по прямым договорам с ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, его филиалами или другими проектными организациями в строгом соответствии со СНиП II-106-79 "Склады нефти и нефтепродуктов. Нормы проектирования" и ведомственными нормами технологического проектирования, утвержденными МГА.

1.4. Строительство и реконструкция складов ГСМ осуществляется по плану капитального строительства в соответствии с проектно-сметной документацией, утвержденной руководством предприятия (организации) ВТ или Департаментом воздушного транспорта (ДВТ).

1.5. За строительством, реконструкцией и ремонтом зданий, сооружений должен проводиться авторский надзор проектной организацией и технический надзор соответствующими службами аэропортов (ОКС, ОЭНС, ТИСТО, ВОХР и др.).

1.6. Объекты ГСМ по окончании строительства подлежат приемке в эксплуатацию только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации (укомплектованы кадрами, обеспечены энергоресурсами и т.д.), на них устранены недоделки и на установленном оборудовании начат предусмотренный проектом технологический процесс.

1.7. Законченные строительством объекты ГСМ сдаются в эксплуатацию в соответствии с Правилами СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" с приложением всех необходимых документов и оформлением соответствующего акта.

1.8. Вместе с актом сдачи-приемки на эксплуатацию предприятию ГА передается один экземпляр документации со всеми внесенными в нее изменениями, произведенными в процессе строительства и монтажа.

Эта документация является основным материалом для последующей эксплуатации склада или его отдельных объектов. Все последующие изменения, вносимые в процессе эксплуатации склада или его объектов, должны приниматься комиссией с оформлением акта приемки и отражаться в основной документации.

Кроме того, на все производственные объекты склада ГСМ должен составляться и вестись технический паспорт (Приложение 2), в который постоянно вносятся все изменения и дополнения.

1.9. На складах ГСМ осуществляется техническое обслуживание и надзор за: технологическим оборудованием - службой ГСМ, строительными конструкциями, автодорогами, обвалованием резервуаров - отделом наземных сооружений. Надзор за электротехническим оборудованием и ремонтные работы, а также контроль за заземлительными устройствами производится службой ЭСТОП.

За обслуживание технических средств охраны и охранно-пожарной сигнализации отвечает начальник БЭРТОС, а за обслуживание пожарного водопровода и автоматических установок пенного тушения отвечает начальник ЦИСТО.

1.10. Техническое обслуживание сооружений и оборудования склада и объектов службы ГСМ осуществляется в соответствии с требованиями "Регламента технического обслуживания основных сооружений и технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения на предприятиях ГА" и инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей. Перечень ГСМ, используемых при техническом обслуживании, приведен в Приложении 3.

1.11. За техническим состоянием строительных конструкций производственных зданий и сооружений склада должно быть обеспечено систематическое наблюдение. При этом особое внимание следует уделять частям конструкций, подверженным динамическим нагрузкам (фундаменты насосов, опоры стационарных грузоподъемных средств в насосных станциях и т.д.).

1.12. Окраска основных сооружений и технологического оборудования производится в соответствии с разделом 3 настоящего Руководства по необходимости, но не реже чем раз в год.

1.13. Работы по эксплуатации и техническому обслуживанию сооружений и технологического оборудования службы ГСМ учитываются не позднее чем через 3 дня после их проведения в паспортах и формулярах, выдаваемых на это оборудование заводами-изготовителями, а также в журналах по форме, предусмотренной Регламентом. В случае отсутствия заводских паспортов на оборудование их необходимо подготовить.

1.14. В производственном помещении склада ГСМ должна быть технологическая схема склада ГСМ и системы ЦЗС (при ее наличии). К технологической схеме прикладываются таблицы управления задвижками при выполнении технологических операций с ГСМ.

Технологические схемы, относящиеся к отдельным объектам, с указанием порядка работы с арматурой и оборудованием помещаются в помещениях этих объектов.

1.15. При эксплуатации склада ГСМ должны соблюдаться правила охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Руководства.

 

ОБОРУДОВАНИЯ СКЛАДОВ ГСМ

Средства перекачки ГСМ

2.2.1. В помещении насосной для перекачки ГСМ на видном месте вывешивается:

схема обвязки насосов и соединения с трубопроводами и резервуарами с указанием их номеров;

схема электрической части насосной;

инструкция по эксплуатации агрегатов и таблица управления задвижками;

инструкция по технике безопасности;

инструкция по пожарной безопасности.

2.2.2. Во избежание разрушения фундаментов насосов под воздействием просачивающегося топлива необходимо поддерживать в исправном состоянии систему его отвода (при ее отсутствии насосы оборудуются такой системой, состоящей из металлического поддона, трубопроводов и сборной емкости) и не допускать попадания ГСМ под фундаментные рамы оборудования.

2.2.3. Для монтажа и ремонта агрегатов в насосных станциях следует использовать переносные треноги, тали.

2.2.4. Каждый насосный агрегат перед пуском должен быть тщательно осмотрен и подготовлен дежурным машинистом. Обнаруженные при осмотре неполадки необходимо устранить.

2.2.5. Перед пуском насоса необходимо:

внешним осмотром убедиться в чистоте, исправности насоса и привода;

проверить плотности сальниковых уплотнений, убедиться в наличии ограждений и кожухов, манометра.

2.2.6. Во время работы насосного агрегата необходимо:

систематически наблюдать за показаниями манометров, вакуумметров и мановакуумметров и поддерживать нормальное рабочее давление;

отключать агрегат при появления нехарактерного шума и стука;

контролировать наличие смазки трущихся деталей, температуру нагрева подшипников, сальников, не допуская нагрев их выше 60 °C.

2.2.7. Фланцевые соединения должны быть плотно затянуты на прокладках из паранита или бензостойкой резины толщиной 3 - 4 мм. На насосах и трубопроводах, предназначенных для перекачки масел и темных нефтепродуктов, разрешается применять прокладки из плотного картона толщиной 3 - 4 мм, предварительно проваренные в олифе.

2.2.8. Перед пуском насосов после ремонта необходимо тщательно проверить правильность вращения вала электродвигателя и насоса, крепления насоса и двигателя к фундаменту, исправность работы смазочной системы, набивку и затяжку сальников, исправность и правильность подключения контрольно-измерительных приборов.

2.2.9. При использовании вместо стационарных насосных станций подвижных перекачивающих станций и мотопомп (ПСГ, МНУГ) их эксплуатацию производить в соответствии с заводскими инструкциями по эксплуатации.

2.2.10. Перекачивающие станции и мотопомпы должны содержаться в закрытых отапливаемых зимой помещениях или гаражах, с температурой воздуха не ниже +4 °C.

2.2.11. Во время работы ПСГ и МНУГ необходимо следить за погружением рукавов в ГСМ, за состоянием сальников насосов, не допуская течи продукта, за состоянием уплотнений в местах соединений рукавов, работой моторов и насосов, не допуская их перегрева.

2.2.12. По окончании работы ПСГ и МНУГ должны быть установлены в месте постоянной стоянки, осмотрены, очищены, смазаны и заправлены горючим, при длительной стоянке (свыше 2-х месяцев) они должны быть установлены на колодках для разгрузки рессор и покрышек.

2.2.13. При работах по перекачке топлива должны соблюдаться правила техники безопасности и пожарной безопасности в соответствии с разделом 13.4 Руководства.

 

Трубопроводы

Эксплуатация трубопроводов

2.3.2.1. Перед началом перекачки должна быть подготовлена и проконтролирована (проверена) правильность собранной технологической схемы.

2.3.2.2. В начале и в процессе перекачки (в начале каждой смены) следует производить выпуск воздуха из высших точек трубопровода.

2.3.2.3. При осмотрах наземных трубопроводов необходимо обращать внимание на цельность окраски, состояние опор, исправность и правильность положения на них труб. Компенсаторы должны иметь свободное движение и обеспечивать герметичность.

2.3.2.4. Необходимо трассы подземных трубопроводов обозначать железобетонными или деревянными опознавательными знаками (со щитами и надписями - указателями) высотой 1,5 - 2,0 метра от поверхности земли, с указанием фактической глубины заложения трубопровода. Опознавательные знаки устанавливаются на прямых участках трассы в пределах видимости, но не более чем через 500 м, на всех углах поворота, в местах пересечения с коммуникациями. В местах пересечения трубопроводов с автомобильными дорогами необходимо устанавливать дорожные знаки, запрещающие остановку транспорта, в местах пересечения с реками - сигнальные знаки согласно Уставу внутреннего водного транспорта РФ.

2.3.2.5. Технологические колодцы по трассе трубопровода должны иметь указатели на случай заноса их снегом, имеющаяся в них запорная арматура должна пломбироваться. Не реже одного раза в месяц необходимо очищать технологические колодцы от грязи и пыли.

Крышки технологических колодцев должны исключать возможность попадания в колодец атмосферных осадков, обеспечивать удобство и легкость открывания и иметь запорные устройства.

2.3.2.6. Один раз в месяц во время перекачки необходимо проверять состояние засыпки трубопровода по всей трассе и отсутствие следов продукта в грунте.

2.3.2.7. В весенне-осенний период не реже одного раза в год контролировать состояние изоляции по трассе подземного трубопровода с помощью приборов типа УКИ-1, изготовляемого Рязанским опытным электромеханическим заводом.

2.3.2.8. Один раз в год подземный трубопровод выдерживается при максимальном рабочем давлении для проверки его герметичности. Продолжительность проверки определяется временем, необходимым для тщательного осмотра трассы с целью выявления утечек, но не менее 12 часов.

2.3.2.9. Емкости для сборов топлива должны очищаться один раз в год, систематически освобождаться от топлива и быть всегда подготовленными для приема топлива.

2.3.2.10. Для проведения капитальных ремонтных работ должна предусматриваться плановая остановка трубопровода.

К капитальному ремонту трубопровода следует относить ремонт и замену дефектных участков труб, запорной арматуры, колодцев, устройств электрохимической защиты трубопровода от почвенной коррозии и блуждающих токов.

2.3.2.11. Подлежащий ремонту трубопровод предварительно должен быть освобожден от топлива, дегазирован и отсоединен от других узлов.

2.3.2.12. После капитального ремонта трубопровод следует подвергнуть испытанию на прочность и проверке на герметичность.

 

Таблица 2.3.3.1

Таблица 2.3.4.1

Таблица 2.4.1.1

+---+------------------------+-----------------------------------+

¦ N ¦ Параметр ¦ Предельное отклонение, мм, для ¦
¦п/п¦ ¦ резервуаров объемом, куб. м ¦
¦ ¦ +---------+-----------+-------------+

¦ ¦ ¦100 - 700¦1000 - 5000¦10000 - 50000¦
+---+------------------------+---------+-----------+-------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+------------------------+---------+-----------+-------------+

¦1 ¦Отклонение отметки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦центра основания: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при плоском основании ¦0; +20 ¦0; +30 ¦0; +50 ¦
¦ ¦с подъемом к центру ¦0; +40 ¦0; +50 ¦0; +60 ¦
¦ ¦с уклоном к центру ¦0; -40 ¦0; -50 ¦0; -60 ¦
¦2 ¦Отклонение отметок ¦+/- 10 ¦+/- 15 ¦- ¦
¦ ¦поверхности периметра ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основания, определяемых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в зоне расположения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окрайков ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Разность отметок любых ¦20 ¦25 ¦- ¦
¦ ¦несмежных точек ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основания ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Отклонение отметок ¦- ¦- ¦+/- 8 ¦
¦ ¦поверхности кольцевого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фундамента ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Разность отметок любых ¦- ¦- ¦15 ¦
¦ ¦несмежных точек ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кольцевого фундамента ¦ ¦ ¦ ¦
¦6 ¦Отклонение ширины ¦- ¦- ¦+50; 0 ¦
¦ ¦кольцевого фундамента ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(по верху) ¦ ¦ ¦ ¦
¦7 ¦Отклонение наружного ¦- ¦- ¦+60; -40 ¦
¦ ¦диаметра кольцевого ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фундамента ¦ ¦ ¦ ¦
¦8 ¦Отклонение толщины ¦- ¦- ¦+/- 5 ¦
¦ ¦гидроизоляционного слоя ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на бетонном кольце в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦месте расположения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стенки резервуара ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+---------+-----------+-------------+

 

Таблица 2.4.1.2

+--------------+-------------------------------------------------+

¦ Вместимость ¦Допустимые отклонения наружного контура днища, мм¦
¦ резервуара, +------------------------+------------------------+

¦ куб. м ¦ При незаполненном ¦ При заполненном ¦
¦ ¦ резервуаре ¦ резервуаре ¦
¦ +--------------+---------+--------------+---------+

¦ ¦смежных точек ¦ любых ¦смежных точек ¦ любых ¦
¦ ¦на расстоянии ¦ других ¦на расстоянии ¦ других ¦
¦ ¦ 6 м ¦ точек ¦ 6 м ¦ точек ¦
¦ ¦ по периметру ¦ ¦ по периметру ¦ ¦
+--------------+--------------+---------+--------------+---------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+--------------+--------------+---------+--------------+---------+

¦Менее 700 ¦10 ¦25 ¦20 ¦40 ¦
¦700 - 1000 ¦15 ¦40 ¦30 ¦60 ¦
¦2000 - 5000 ¦20 ¦50 ¦40 ¦80 ¦
¦10000 - 20000 ¦15 ¦45 ¦35 ¦75 ¦
+--------------+--------------+---------+--------------+---------+

 

Примечание: Высота хлопунов при диаметре днища 12 м (предельная площадь хлопуна 2 кв. м) не более 150 мм; свыше 12 м (предельная площадь хлопуна 5 кв. м) не более 180 мм.

 

Таблица 2.4.1.3

+--------------------------------------+-------------------------+

¦ Периметр ¦Допустимое отклонение, мм¦
+--------------------------------------+-------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦
+--------------------------------------+-------------------------+

¦Стенка ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Отклонение величины внутреннего ¦ ¦
¦диаметра на уровне днища от проектной ¦ ¦
¦при диаметре: ¦ ¦
¦ до 12 м включительно ¦+/- 40 ¦
¦ свыше 12 м ¦+/- 60 ¦
¦Отклонение высоты от проектной при ¦ ¦
¦монтаже: ¦ ¦
¦ из рулонных заготовок высотой, м: ¦ ¦
¦ до 12 ¦+/- 20 ¦
¦ до 18 ¦+/- 25 ¦
¦ из отдельных листов ¦+/- 30 ¦
¦ ¦ ¦
¦Крыша стационарная ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Разность отметок смежных узлов верха ¦20 ¦
¦радиальных балок и ферм на опорах ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+

 

Таблица 2.4.1.4

+-------------+--------------------------------------------------+

¦ Вместимость ¦ Предельные отклонения от вертикали образующих ¦
¦ резервуара, ¦ стенки из рулонов и отдельных листов, мм ¦
¦ куб. м +--------------------------------------------------+

¦ ¦ Номера поясов ¦
¦ +---+---+---+---+---+---+---+----+---+---+----+----+

¦ ¦ I ¦II ¦III¦IV ¦ V ¦VI ¦VII¦VIII¦IX ¦ X ¦ XI ¦XII ¦
+-------------+---+---+---+---+---+---+---+----+---+---+----+----+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦10 ¦11 ¦ 12 ¦ 13 ¦
+-------------+---+---+---+---+---+---+---+----+---+---+----+----+

¦100 - 700 ¦10 ¦20 ¦30 ¦40 ¦45 ¦50 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦
¦1000 - 5000 ¦15 ¦25 ¦35 ¦45 ¦55 ¦60 ¦65 ¦70 ¦75 ¦80 ¦- ¦- ¦
¦10000 - 20000¦20 ¦30 ¦40 ¦50 ¦60 ¦70 ¦75 ¦80 ¦85 ¦90 ¦90 ¦90 ¦
+-------------+---+---+---+---+---+---+---+----+---+---+----+----+

 

Примечание: 1. Предельные отклонения даны для стенок из листов шириной 1,5 м. В случае применения листов другой ширины предельные отклонения образующих стенок от вертикали на уровне всех промежуточных поясов следует определить интерполяцией.

2. Измерения следует производить для каждого пояса на расстоянии до 50 мм от верхнего горизонтального шва.

3. Отклонения надлежит проверять не реже чем через 6 м по окружности резервуаров.

4. Указанные в таблице отклонения должны удовлетворять 75% произведенных замеров по образующим. Для остальных 25% замеров допускаются предельные отклонения на 30% больше с учетом их местного характера.

 

2.4.1.6. Контроль качества сборочных и сварочных работ при приемке резервуаров в эксплуатацию проводится в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции".

2.4.1.7. Обнаруженные в результате контрольных испытаний недопустимые дефекты необходимо устранить, а участки шва с недопустимыми дефектами вновь заварить и проконтролировать.

2.4.1.8. Приемку резервуаров в эксплуатацию проводят после испытаний резервуаров на герметичность и прочность с полностью установленным на них оборудованием, внешнего осмотра и установления соответствия требованиям проекта.

2.4.1.9. Перед проведением гидравлических испытаний резервуаров необходимо закончить работы по устройству производственно-ливневой канализации.

2.4.1.10. Весь персонал, принимающий участие в проведении испытаний, должен пройти инструктаж. На все время испытаний устанавливается граница опасной зоны радиусом не менее двух диаметров резервуаров, внутри которой не допускается нахождение людей, не связанных с испытанием.

Лица, проводящие гидравлические испытания, в период заполнения резервуара водой должны находиться вне опасной зоны.

2.4.1.11. При проведении гидравлических испытаний необходимо организовать круглосуточное наблюдение за состоянием конструкций и сварных соединений резервуаров.

2.4.1.12. Испытание резервуаров на герметичность должно производиться наливом их водой до высоты, предусмотренной проектом.

2.4.1.13. Во время создания давления или вакуума допуск к осмотру резервуара разрешается не ранее чем через 10 мин. после достижения установленных испытательных нагрузок. Контрольные приборы должны устанавливаться вне опасной зоны или в надежных укрытиях.

2.4.1.14. При испытании резервуаров низкого давления на прочность и устойчивость принимается размер избыточного давления на 25%, а вакуум на 50% больше проектной величины, если в проекте нет других указаний. Продолжительность нагрузки - 30 мин.

2.4.1.15. При обнаружении течи из-под края днища, а также при появлении мокрых пятен на поверхности отмостки испытания прекращают, сливают воду и устанавливают причину течи.

При проявлении трещин, свищей в стенке (независимо от величины дефекта) испытания прекращают и воду сливают до уровня: полностью - при обнаружении дефекта в I поясе; на один пояс ниже расположения дефекта - при обнаружении дефекта во II - VI поясах; до V пояса - при обнаружении дефекта в IV поясе и выше. Обнаруженные дефекты должны быть исправлены и места исправлений проверены на герметичность.

2.4.1.16. Гидравлические испытания рекомендуется проводить при температуре окружающего воздуха выше +5 °С. При необходимости проведения испытаний в зимнее время должны быть приняты меры по предотвращению замерзания воды в трубах и задвижках, а также обмерзанию стенок резервуара (непрерывная циркуляция воды, подогрев, утепление отдельных узлов и т.д.).

Испытания резервуаров нефтепродуктом или морской водой производятся по согласованию с заказчиком.

Проводить испытания во время дождя не рекомендуется.

2.4.1.17. Герметичность крыши вертикального резервуара при гидравлическом испытании следует проверять следующим образом: залить воду в резервуар на высоту 1 м, закрыть заглушками все люки на стене и кровле резервуара и увеличить высоту наполнения, создавая избыточное давление на 10% выше проектной величины.

При этом необходимо тщательно следить за показаниями V-образного манометра, выведенного по отдельному трубопроводу за обвалование.

В процессе испытания сварные соединения необходимо смачивать снаружи мыльным или другим индикаторным раствором.

Примечание: Избыточное давление можно создавать, нагнетая воздух компрессором.

 

2.4.1.18. Резервуары вместимостью до 20000 куб. м включительно, залитые водой до проектной отметки, испытывают на гидравлическое давление с выдержкой под нагрузкой без избыточного давления 24 ч.

Резервуар считается выдержавшим гидравлическое испытание, если в процессе испытания на поверхности корпуса или по краям днища не появится течь и уровень не будет снижаться.

Обнаруженные мелкие дефекты (свищи, отпотины) необходимо исправить на пустом резервуаре и проверить на герметичность.

На резервуар после испытания составляют приемочный акт.

2.4.1.19. Горизонтальные заглубленные резервуары должны подвергаться испытаниям на 1,25 рабочего давления. Допускаются пневматические испытания на давление, не превышающее рабочее (СНиП II-91-77. Промышленные сооружения. Нормы проектирования).

2.4.1.20. После ремонта основания и исправления геометрической формы резервуара по окончании гидравлического испытания и спуска воды проводится их проверка по отвесу, геодезическими и другими способами.

2.4.1.21. На каждый резервуар, находящийся в эксплуатации, должны быть следующие документы:

- проектно-сметная документация на резервуар;

- паспорт резервуара (Приложение 5, для горизонтальных резервуаров п. п. 8 - 11 Приложения исключить);

- градуировочная таблица на резервуар;

- схема и акты нивелирования окрайки и полотнища днища;

- схема молниезащиты и защиты резервуара от проявлений статического электричества;

- акты на замену оборудования резервуаров;

- акт на выполнение противокоррозионного покрытия;

- акты на окраску резервуара;

- акт на выполненную очистку резервуара.

2.4.1.22. При выполнении ремонтных работ кроме акта на подготовку резервуара к ремонтным работам составляется акт по результатам проведения работ.

2.4.1.23. Если за давностью строительства техническая документация на резервуар отсутствует, то паспорт должен быть составлен предприятием, эксплуатирующим резервуар, и подписан главным инженером предприятия.

Паспорт составляется на основании исследований состояния и технической инвентаризации резервуара.

 

Эксплуатация резервуаров

2.4.2.1. Эксплуатация резервуаров включает следующие виды работы:

- техническое обслуживание в соответствии с регламентом;

- периодическую очистку;

- дефектоскопию;

- ремонт корпуса и основания резервуара и противокоррозионного покрытия.

Противокоррозионная защита резервуаров может осуществляться как на строящихся емкостях, так и на находящихся в эксплуатации.

2.4.2.2. Резервуарные парки, расположенные в зоне возможного затопления в период паводка, должны быть заблаговременно к нему подготовлены. Для предотвращения всплытия резервуары во время паводка при невозможности заполнения их нефтепродуктом заливаются водой на расчетную высоту.

Особое внимание необходимо уделять креплению хомутов и закладным деталям фундамента подземных горизонтальных резервуаров в соответствии с рабочим проектом или типовыми проектами ТП 704-1-158.83 - 704-1-164.83 (альбом III).

2.4.2.3. Необходимо следить, чтобы ширина сплошного земляного вала по верху была не менее 0,5 м, а высота на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившегося нефтепродукта, но не ниже 1 м для группы резервуаров общей вместимостью менее 10000 куб. м и 1,5 для группы резервуаров общей вместимостью 10000 куб. м и более.

2.4.2.4. При эксплуатации казематных резервуаров особое внимание необходимо обращать на состояние казематов и колодцев с тем, чтобы не допускать затопления их поверхностными или грунтовыми водами.

Основание резервуара следует защищать от размыва поверхностными водами, для чего необходимо обеспечивать их беспрепятственный отвод с площадки резервуарного парка или отдельно стоящего резервуара к канализационным устройствам. Недопустимо погружение нижней части резервуара в грунт и скопление дождевой воды по контуру резервуара.

2.4.2.5. Разрешение на наполнение (опорожнение) резервуаров должно быть дано ответственным лицом после проверки правильности открытия задвижек, связанных с данной перекачкой. Открывать и закрывать резервуарные задвижки следует плавно, без применения рычагов.

При наличии электроприводных задвижек с местным или дистанционным управлением следует предусматривать сигнализацию, указывающую положение запорного устройства задвижки.

2.4.2.6. Максимальный уровень нефтепродуктов при заполнении резервуаров устанавливается по проекту с учетом расположения оборудования, а также температурного расширения жидкости при нагревании.

2.4.2.7. Производительность наполнения (опорожнения) резервуара не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхательных клапанов (Приложение 6).

При увеличении производительности наполнения (опорожнения) резервуаров необходимо дыхательную арматуру приводить в соответствие с этими новыми значениями.

2.4.2.8. Наполнение резервуаров производится при свободно опущенной хлопушке, опорожнение - при поднятой хлопушке. По окончании перекачки хлопушка должна быть опущена.

2.4.2.9. Сифонный кран резервуара должен быть соединен трубопроводом с очистным резервуаром пункта слива отстоя топлива; очистной резервуар по мере заполнения необходимо освобождать от отстоявшейся воды и топлива, один раз в год очищать, при этом нельзя допускать засорения трубопровода и запорной арматуры.

Во время сброса из резервуаров отстоявшейся воды нельзя допустить вытекание нефтепродукта.

2.4.2.10. При подготовке резервуарных парков к работе в зимних условиях и при температуре ниже 0 °С необходимо слить подтоварную воду; проверить и подготовить дыхательную и предохранительную арматуру, огневые предохранители, уровнемеры и стационарные пробоотборники.

Сифонные краны резервуаров необходимо промыть хранимым нефтепродуктом и повернуть в боковое положение.

2.4.2.11. За осадкой основания каждого резервуара должен быть установлен систематический контроль. У вновь сооруженных резервуаров в первые четыре года эксплуатации (до стабилизации осадки), не реже одного раза в год необходимо проверять нивелированием состояние днища и не реже двух раз в год - для резервуаров, сооруженных в районах со сложными грунтовыми условиями. У резервуаров, находящихся в эксплуатации более четырех лет (после стабилизации осадки) нивелирование производят раз в пять лет. По окончании нивелирования составляется акт с указанием происшедшей осадки за период эксплуатации (см. действующий регламент технического обслуживания).

2.4.2.12. Для измерения осадки основания на территории склада ГСМ должен быть установлен глубинный репер, закладываемый ниже глубины промерзания.

2.4.2.13. При осмотре резервуаров особое внимание уделять герметичности разъемных соединений, состоянию сварных швов нижних поясов корпуса, окрайков днища, уторного шва вертикального резервуара, основанию под горизонтальные резервуары на отсутствие просадок и деформаций.

При выявлении трещин в швах или в основном металле днища действующий резервуар должен быть немедленно опорожнен и очищен для ремонта. При выявлении трещин в швах или основном металле стенки действующий резервуар должен быть опорожнен полностью или частично в зависимости от способа его ремонта.

2.4.2.14. При эксплуатации резервуарных парков должны соблюдаться правила охраны труда и пожарной безопасности в соответствии с разделами 13.1, 13.2, 13.5 Руководства.

 

Очистка резервуаров

2.4.3.1. Очистка резервуаров производится согласно графику, утвержденному руководителем предприятия ВТ, для предупреждения загрязнения и порчи ГСМ, а также при смене марок применяемых ГСМ и подготовке резервуаров к сварочным и ремонтным работам.

2.4.3.2. Очистка резервуаров из-под топлив для реактивных двигателей и авиационных бензинов производится 2 раза в год при подготовке к летней в зимней навигации.

При наличии на технологической линии приема топлива в резервуары средств очистки, обеспечивающих тонкость фильтрации не более 40 мкм, допускается очистку резервуаров производить не менее 1 раза в год.

Резервуары для авиационных масел и спецжидкостей и емкости маслостанций очищаются 1 раз в год.

Стальные резервуары из-под ПВК жидкостей очищаются не менее 2 раз в год, все виды расходных бачков для ПВК жидкости - 1 раз в квартал. Очистка емкостей ТЗ, МС производится не менее 1 раза в год, емкостей АТЦ - 1 раз в 2 года.

При обнаружении повышенного загрязнения в емкостях производится внеочередная очистка их независимо от установленных сроков.

2.4.3.3. При проведении очистки внутренних поверхностей резервуаров должны соблюдаться правила охраны труда и пожарной безопасности, приведенные в разделе 13.12 настоящего Руководства.

2.4.3.4. Очистка резервуаров может производиться химико-механизированным способом, с помощью установки ОХМЗР или ручным способом.

Нормы потерь ГСМ при очистке и вводе в эксплуатацию резервуаров, трубопроводов, емкостей приведены в Приложении 7. По окончании очистки резервуара оформляется акт (Приложение 8).

 

Таблица 2.4.3.1

+------------+-----------------------+---------------------------+

¦Вместимость ¦ Минимальное ¦ Необходимое количество ¦
¦ очищаемого ¦количество воды, куб. м¦ моющего препарата, кг ¦
¦ резервуара +----------+------------+-----+-----+--------+------+

¦ ¦ для ¦для препара-¦МЛ-2 ¦МЛ-52¦лабомид-¦ТМС-31¦
¦ ¦препаратов¦тов лабомид-¦ ¦ ¦ 203 ¦ ¦
¦ ¦ типа МЛ ¦203, ТМС-31 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+----------+------------+-----+-----+--------+------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+------------+----------+------------+-----+-----+--------+------+

¦50 ¦7,0 ¦3,0 ¦35,0 ¦105,0¦90,0 ¦60,0 ¦
¦100 ¦8,0 ¦3,0 ¦40,0 ¦120,0¦90,0 ¦60,0 ¦
¦1000 ¦12,0 ¦5,0 ¦60,0 ¦180,0¦150,0 ¦100,0 ¦
¦2000 ¦15,0 ¦8,0 ¦75,0 ¦225,0¦240,0 ¦160,0 ¦
¦3000 ¦17,0 ¦10,0 ¦85,0 ¦255,0¦300,0 ¦200,0 ¦
¦5000 ¦20,0 ¦12,0 ¦100,0¦300,0¦360,0 ¦240,0 ¦
+------------+----------+------------+-----+-----+--------+------+

 

Примечание: Концентрация моющих препаратов в моющем растворе должна составлять: для МЛ-2 - 5 г/л, для МЛ-52 - 15 г/л, для ТМС-31 - 20 г/л, для лабомида-203 - 30 г/л.

 

2.4.3.8. Очистку резервуаров производят после выполнения подготовительных работ (откачки остатков ГСМ, приготовления моющего раствора, проверки исправности оборудования, вентиляции, контроля загазованности, развертывания оборудования) в следующей последовательности:

- промывка моющим раствором (сначала холодным, затем горячим);

- откачка эмульсии;

- контроль концентрации паров и дополнительная вентиляция;

- контроль качества промывки;

- доочистка от остатков механических примесей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.147 с.)