Некоторые источники о педагогике и общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые источники о педагогике и общении



 

У нас часто ссылаются на исследования, проведенные, например, в Голландии, в США, но есть разница менталитета. Как мы можем опираться на опыт исследования общества, которое существует совершенно по другим культурным принципам? Кто собирал эти данные? Кто их анализировал? Какова была выборка? Например, «Отчеты Кинси» о сексуальных патологиях в тюрьме, базировались только на выборе заключенных, 98 % из них показали отклонения, и он приходит к выводу, что эти отклонения являются нормой. То есть он исследовал не разнообразные группы, а взял только ту группу, которая и состояла из лиц, реализующих девиантные формы поведения.

Нам преподносят подобные данные как уже однозначно проверенные, в то время как многие факты можно подвергнуть сомнению. Так, например, лауреат нобелевской премии Нассим Талеб в своей книге «Рискуя собственной шкурой» описывал эксперимент: взяли сто статей из психологических журналов, перепроверили результаты, и только 39 из них совпали. То есть либо была нарушена чистота эксперимента, либо эксперимент был очень рафинированным, не были соблюдены все условия. В результате, только примерно треть данных соотносилась с реальной жизнью.

 

См. подробнее в главе «Вопрос о источниках» в статье «Детям – жизнь от родителей или родителям – жизнь от детей?»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2073/

 

Необходим тот опыт, который прожит в реальной жизни. Хотелось бы сослаться на некоторых авторов. Священномученик Фаддей Успенский дает взвешенную модель, он сам прошел педагогический путь, и его «Записки по дидактике» – кладезь полезных советов.

 

Некоторые мысли священномученика Фаддея о общении см. в главе «Избегать заискивания и превозношения» первой части статьи «Родители и дети» (часть 1-ая: «О принципах общения с "трудными" людьми и воспитании»;

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1891/

 Первая и вторая части данной работы были подготовлены на основании бесед с педагогами, проходившими в центре святителя Василия Великого (часть 2-ая: «Бесполезно ли воспитание?»;

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1892/

Жизнеописание епископа Софрония (Старкова), размещенное, на сайте «Православное Духовенство»[20]. Софроний (Старков) обладал своеобразной педагогической харизмой. Еще до революции он ратовал за открытие школ и качественное образование. Своей жизнью он доказал эффективность предлагаемых им взглядов, хотя, конечно, в его жизнеописании вопросы педагогики больше растворены в контексте эпохи.

В книге архимандрита Тихона (Агрикова) «Пастырское богословие» есть совершенно потрясающая глава «Пастырь-душепопечитель» - хотя она относится к священникам, ее можно читать и родителям, и педагогам. В ней рассматривается, на каких основаниях можно пробудить к жизни грешника. В качестве примера пробуждения к новой жизни приводится пример святого апостола Матфея, который до встречи со Христом был сборщиком податей[21]. Здесь важную роль играет личное общение и неосуждение человека («Христос ни разу в Своей жизни не осудил личности согрешившего, а осуждал только его греховную настроенность, признавая в каждом возможность возрождения»).

 

Принцип неосуждения в контексте темы общения разбирался также в главах «Увидеть ближнего в ином свете», «Добраться до доброго в душе», «Образ Божий и зерно добра», «Осуждение и неосуждение» в части 3-ей работы «Родители и дети» (часть 3-я: «Уважение за уважение…»;

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2128/

 

Известный психиатр Бруно Беттельгейм писал в своей книге «Просвещенное сердце», что человек, живущий в условиях тоталитарной системы, лишен выбора. Должны быть сформированы определенные предпосылки, чтобы он мог продержаться. У человека должно быть ощущение главного.

Мы очень много говорили о его книге в цикле «Остаться человеком». Он, в частности, высказал мысль, что методы безличной системы в образовании не применимы. Если менять учителей как винтики, каждые полгода, то ни к чему хорошему это не приведет. Только постоянный личный контакт может повлиять на хорошее усвоение учебного материала[22].

Хотя Бруно так и не смог справиться со смертью жены, но он все же выжил в концлагере и пришел к основам понимания, как личность может функционировать в условиях тотального обезличивания.

 

В частности, некоторые стратегии сопротивления обезличиванию, описанные Бруно Б., разбирались в частях 4.2 и 5 одноименной с лекциями статьи – «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (часть 4.2: «Мы человеческого рода…»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2074/

часть 5: «Офисный работник и житель мегаполиса в сравнении с узником концлагеря»;

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2026/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.006 с.)