Еще – о центре во имя святителя василия великого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Еще – о центре во имя святителя василия великого



 

Теперь - об основных подходах центра святителя Василия Великого. О подходах центра можно узнать на официальном сайте центра.

В разделе «Философия центра»[23] подходы выражены в виде сжатых мыслей – афоризмов. Например, «говори не как не надо, а как надо».

Все мы говорим, что антисоциальное поведение – это плохо, но важно сказать, как нужно поступать, показать альтернативные пути развития. На эту тему – еще афоризм: «Не спрашивай "почему?" - научи».

В статье о воспитаннике Центра «Макс, который решил все» есть много интересных мыслей. Главный педагогический метод – предоставить человеку основу для совершения выбора и дать свободу, объяснив возможные последствия любого поступка.

Свобода выбора без информации – это преступление. И, по сути, гуманистическая идея свободы выбора для ребенка – губительна. Стоит отметить, что к 20-ти годам формируется префронтальная кора головного мозга, заведующая, помимо прочего, выбором наиболее актуального (для всей жизни в целом, а также – соответствующего целям человека) действия из множества возможных. Что на данный момент важнее делать: изучать текст в учебнике или наблюдать за полетом шмеля? Если речь идет о уроке, то, возможно, – следить за текстом, если речь идет о отдыхе, то, возможно, – следить за шмелем. То есть у подростка еще могут быть большие трудности с выбором. Он может выбрать не то, что полезно, а то что звучит громче и выглядит ярче. Если условно сказать, все время урока может следить за шмелем (здесь можно вспомнить и упомянутого отца многих детей протоиерея Федора, он отмечал: «…как бы педагоги ни трубили об обратном: у ребенка нет своей силы, нету своей крепости сопротивляться злу. И эта сила должна быть и у отца, и у матери. И если они не сопротивляются злу в душе ребенка, то ребенок, конечно, несчастен, просто потому, что зло его поглощает»).

 

См. главы «В условиях отсутствия ориентиров человек выбирает "сиюминутное"», «Лишаясь "главного" в системе мироощущения, человек становится абсолютно-внушаем» из 1-ой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического "бума" и распада общества»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/939/

Конечно, если человек учится в академии, он уже способен сам выстроить траекторию своего обучения, но нельзя, руководствуясь этим же принципом, дать подобную свободу шестикласснику. Так же и человек, который двадцать лет занимал рукопашным боем, на определенном этапе уже совершенно свободно реагирует на ситуацию, владея всеми приемами. Так и пилот высокого уровня способен посадить самолет в самых трудных обстоятельствах, на что начинающий летчик даже не имеет право решиться. Человек может правильно пользоваться свободой выбора только тогда, когда у него сформирована определенное понимание вещей.

Те, кто попал в Центр с условной судимостью, должны осознавать, что если их отчислят, то условная судимость может перерасти в реальный срок в колонии. Если пришел в состоянии измененного сознания – начинаются освидетельствования; устроил дебош, прогуливает занятия – отменяются репетиторы по индивидуальным программам, не едет домой на выходные; ругается матом – учит стихи; бросил бумажку – моет лестницу. И эта практика формирует у человека привычку вначале думать, а потом – делать. А когда человек решает отказаться от деструктивных вариантов, то тогда ищут альтернативы, смотрят на склонности, призывают на помощь педагогов, волонтеров, специалистов. Гончарное мастерская есть для всех, но для каждого подбирают специальных педагогов.

Один из ребят часто манипулировал близким человеком и, угрожая самоубийством, получал деньги от мамы. Но в центре сразу вызвали бригаду, отвезли в психиатрическое отделение и он впервые столкнулся с последствиями своих действий.

Другой воспитанник, будучи очень импульсивным, устроил бойкот своим товарищам и педагогам и тоже столкнулся с последствиями своих действий. Вызвали бригаду, отвезли в отделение, где он очутился рядом уже с совершенно другим контингентом – товарищами из СИЗО. Так оказалось, что проще все-таки решать вопросы мирным путем. И сейчас у него начался уже свой путь: живет отдельно, появилась невеста, смог побороть пристрастие к наркотикам и алкоголю.

И вот Макс рассказывал: «Я исправился не потому, что меня заставили, а потому что я сам так решил. Я уже насмотрелся на последствия такого выбора: воровство, наркотики. И понял, что это далеко не свобода. Лучше я доучусь, заработаю себе на жизнь и сам буду решать свою судьбу. Я благодарен Центру за то, что они открыли мне глаза»

Один из принципов: помнить, что они – не мы. Здесь не нужно ложное панибратство как в американских корпорациях. Одна девушка из крупной американской компании рассказывала, что однажды к ним на проект пришел молодой человек, который, впервые всех увидев, стал вести себя как старый друг, который всех встречает из отпуска. Это было не очень естественно, но все приняли эту игру. Когда же пришло время сдавать проект, выяснилось, что он свою часть так и не сделал.

Такое отношение не вызовет у ребят уважения. Здесь лучше здоровая и честная позиция, честная дистанция. Здесь не надо молодиться. Перед ребятами должен быть педагог, который готов всегда помочь и объяснить, но также необходимо понимание, что у каждого – самостоятельная жизнь, что ребята приходят к нам для того, чтобы уйти, и не надо пытаться переложить всю заботу об их выборе на свои плечи. Мы учим их делать собственный выбор.

В одной передаче показывали, как биологи нашли выдреныша, который лишился матери, он был обречен умереть, потому что даже не знал, что ему есть. И они с аквалангами стали ныряли в речке вместе с ними, а он копировал их поведение, зарывался в ил, искал еду, повторяя движения. А потом, когда всему научился, он отправился в свободное плавание.

Это правильный честный подход. Центр – не тюрьма и не детский дом, хотя там живут ребята, которые совершили серьезные правонарушения, но вера в то, что они могут преобразиться, делает чудеса.

Но также нужно понимать, с кем вы имеете дело. Например, в одну из первых лекций в центре, во время встречи с епископом один из воспитанников начал демонстративно храпеть. Другой поспорил с ребятами, что получит от руководства Центра призовой билет в кино, стал принимать активное участие в проектах, записался в волонтеры. Манипуляция сработала: ничего не подозревающие воспитатели в качестве поощрения наградил его билетом в кино.

Ребята могут устроить и целое представление. Ради развлечения изобразить, что сорвался, употребил, отправиться на освидетельствование, которое покажет, что никаких наркосодержащих веществ в крови, на самом деле, нет. А ему просто стало скучно, и он придумал такой маневр.

Не сразу сложились и наши отношения с ребятами, и даже было несколько каких-то острых ситуаций. Воспитанники открыто заявляли: «Отец Прокопий, почему вы сюда приехали? Вам-то зачем мы нужны?» Мы проводили в Центре цикл бесед «Познать свое призвание и следовать ему». Пришлось им откровенно признаться: «Когда я приехал в Центр, я не знал, как себя вести. И единственный шанс был построить отношения на основе «уважение за уважение». Я решил, что я поверю вам, но поверю не в смысле «положу ключи от квартиры, где деньги лежат», а признаю в вас людей, которые способны воспринимать, понимать, которые представляют из себя нечто большее, чем кажется на первый взгляд. И я поверил вам…» Тогда один из мальчиков в ответ произнес: «А мы поверили Вам!»

В беседах про логосы мы разбирали, что одна из причин наркомании, заключается в том, что, когда поступком, противоречащим совести, человек перечеркивает нечто важное, составляющее суть его личности, у него начинается внутреннее страдание, от которого он и уходит в наркотики. У каждого явления есть внутренние логосы, Божественная идея, на основании которой этот предмет существует и развивается. Кому-то покажется смешным, что с малолетними преступниками можно обсуждать подобные темы. Но Иулиания Владимировна услышала, как потом ребята играли в шахматы, и когда один, проигрывая, начал «кипятиться»: «Да я не могу с этим идиотом играть», другой совершенно спокойно ответил: «Логос игры – это развлечение».

 

Цикл лекций «Познать свое призвание и следовать ему». См., например, пункты 001 и 002 – «О логосах и уходе от наркотиков…».

 

Получается, когда мы изначально воспринимаем людей как идиотов, мы примитивизируем в итоге и саму программу, создавая предпосылки, чтобы люди оставлялись в своем состоянии регрессии. Когда же мы все-таки признаем в людях способность измениться, они раскрываются перед нами лучшими своими сторонами. Это называется – закон заслуженного собеседника, об этом писал и Виктор Франкл. Ухтомский называл этот процесс идеализацией. Мы можем увидеть только лучшие стороны человека тогда, когда предположим в нем что-то лучшее, нечто большее того, что мы можем увидеть сейчас, на данный момент (см. подробнее 3-ю часть данной работы).

В отношении психологических книг, хотелось бы подчеркнуть, что они могут носить характер только некого инструмента, но не тотального руководства. Важно понять, что работает в реальной жизни. Один педагог рассказывал, что прочитал сотню психологических книжек о воспитании, но совершенно был не готов к первому занятию, когда самый главный хулиган обернулся в туалетную бумагу и бегал по классу с криками «я мумия». Преподаватель впал в ступор: ни одна психологическая книжка не говорила, что делать в подобной ситуации.

В Центре также проходит постоянный педсовет, где все ситуации разбираются предельно конкретно. И этому уделяется много времени, что должно происходить и в школах. Например, когда стоял вопрос отпускать или нет воспитанника на соревнования, то приняли взвешенное здравое решение познакомиться сначала с капитаном команды. И только когда увидели, что он человек адекватный, отпустили на выходные из Центра. Самовольный же уход грозит немедленным отчислением. Педсовет – возможность поучаствовать во внутренней жизни, некий микроскоп с целью мгновенной реакции на любые отклонения, чтобы корректировать, возвращать в правильное русло, учить ощущать ответственность за свои поступки, дать возможность нащупать альтернативные варианты. Человек учится реагировать правильно, а у педагогов формируется рефлексия на свои действия (не грубо ли выразился, нашел ли правильный подход), педагоги тоже учатся. Обсуждают, находят оптимальные варианты решения любых проблем. А ситуации бывают абсолютно разные: например, конфликтная ситуация с новым мальчиком.

Как говорилось в книге Дэвида Арена «Getting things done», никакой глобальный проект невозможно решить, если у тебя нет ресурса сделать множество маленьких дел. То есть любой глобальный проект распадается на мельчайшие операции. Если ты не способен их довести до конца, то дело не сложится.

Процесс изменения поведения человека с криминальной идеологией в реальной жизни состоит из множества ежедневных ситуаций. Например, остановил стиральную машину, выбросил чужое белье и забросил свои носки. «Как ты свое поведение оцениваешь?». Пишется объяснительная, протоколируется.

Немотивированная доброта в нашем христианском контексте может быть понятна, но в контексте «человека с улицы» она подозрительна. Был случай, когда один талантливый программист приехал из Европы волонтером помочь в социальном деле и думал, что будет купаться в волнах ответной любви. А ребята приняли его за педофила и поговорили с ним «по понятиям». Сразу последовал педсовет, вызвали родителей, разобрали ситуацию со всех сторон. Потому что, если она будет упущена, то потом проблемы будут наматываться дальше как снежный ком.

В разборе конфликтов важно понять и выслушать обе стороны. Приглашаются и выслушиваются оба участника, и в позиции педагогов нет привилегии для какой-либо из сторон. Дети могут сначала обижаться, если решение было принято не в их пользу, но создаются условия, чтобы они пришли к пониманию, что речь не о прихоти, что есть некие законы, которые важны для всех. Эти законы – объективная данность, перед ними необходимо смириться, и они актуальны для любого. Это вовсе не прихоть одного человека.

Так, например, действуют правила: о диагнозах не шутить, человека не подначивать, и все правила распространяются и на воспитателей, поэтому они тоже следят за своей речью. Исполнительный директор центра Иулиания Владимировна Никитина даже рассказывала, как они справляли Новый год с педагогами в Центре, а потом обнаружили, что ребята подглядывали в окошки, не достанут ли распить бутылочку шампанского, не лицемерят ли. Как преподаватели воспитывают, так и стараются сами себя вести.

Соответственно, какое-то нарушение правил Центра несет за собой не фатальную, но довольно затратную по времени череду событий (необходимость писать объяснительные, собрания). Когда человек хочет вовлечься в какой-то процесс, он уже, понимая всю последующую цепочку, думает: «Стоит ли начинать?»

Человеку всегда пытаются дать все шансы до последнего. Если у людей есть таланты, интересы, то ищут пути снятия напряжений, способы дать эмоциональную разрядку через альтернативные, не деструктивные увлечения: театр, творчество, спорт. Для ребят из очень неблагополучных семей, возможно, такой поход в театр – вершина культурного времяпрепровождения. Важно найти что-то по душе для ребенка, направить силу его саморазрушаюших эмоций по пути альтернативного развития. Захочет ли он научиться фотографировать или прыгать с гаражей – всегда постараются найти пути реализации.

Главная задача: полная готовность помогать каждому в любой затруднительной ситуации, чтобы была возможность расширить варианты здоровых действий и научиться реагировать через опыт людей не из круга воспитанника. Это правило очень важно усвоить родителям, потому что чаще всего в любой нестандартной ситуации они реагируют криком, и ребенок на определенном этапе начинает бояться, и ищет решение проблемы самостоятельно. И, когда возникнут сложности с полицией или наркотиками, предпочтет договориться с каким-нибудь криминальным товарищем, вместо того, чтобы довериться родителям. Так возникают нездоровые и очень опасные ситуации, а все только потому, что ребенок боится о чем-то сказать. Поэтому лучше, если родители смогут сдержано среагировать: «Ну да, конечно, учудил, но нужно что-то решать». Какой смысл кричать? Все уже произошло.

Главная проблем всех воспитанников – это внимание исключительно на себя, кстати, специфическая черта образа мышления наркозависимого человека. Такой человек не способен ни о чем другом говорить, кроме как о себе. Неуважительное обращение – одна из самых распространенных проблем, которую обсуждают с ребятами, и она часто служит причиной последующих конфликтов.

Заточенность криминальной идеологией приводит к постоянной грызне: «А ты куда посмотрел? А ты знаешь кому ты это сказал?» Человек, который так себя ведет, уже не сможет учиться, у него никогда не сформируется какая-то картина мира и те самые лобные доли. Если человек хочет научиться себя контролировать, ему нужна помощь. И эту помощь ему стараются оказать, призывая в подмогу любых специалистов. Когда ребенок понимает, что самостоятельно справиться с каким-то влечением он не в силах, тогда только он начинает учиться, как эту проблему решать. Опять же, ребятам не преподносится чисто теоретическое решение вопроса, главное – практические действия. Принцип Центра – это предельная конкретность в каждой мелочи, что и обеспечивает такой результат.

О чем человек мечтает? Куда он мог бы поступить? Что он хочет от своего будущего? Создается поэтапный план. Что для этого нужно уметь? Где и этому можно научиться? И предоставляется помощь для достижения этих локальных целей. Важно, чтобы было интересно самому человеку, чтобы он постарался найти себя.

Часто родители даже не понимают, что молодому человеку трудно совершить даже простейший шаг: пойти на собеседование, посмотреть в Интернет. Это может быть просто непреодолимой проблемой, банальной ленью, он до такого простого шага просто не додумается, потому что эта нейронная цепочка просто никогда не существовала. И здесь необходимо прописать последовательность всех шагов.

Взаимоотношения с родителями анализируются до принятия ребенка в Центр. Конечно, нужно знать предысторию, но, с другой стороны, очень важно соблюдать принцип Макаренко: «нас не интересует, кем ты был, мы тебя принимаем с чистого листа», чтобы хвост прошлого не тянулся за человеком. Прежняя кличка и прежний негативный след не должны заслонять для человека новые перспективы. Изучаются отношения с родными, наследственность, прошлые ситуации – это помогает объяснить многие вещи. Привлекается более здоровый круг общения молодых репетиторов. Но нужно также понимать, что даже дружеское похлопывание по плечу в мужском коллективе, может спровоцировать негативную реакцию у ребенка, у которого был опыт насилия. Тело для него – неприкосновенно, и здесь следует держать дистанцию, потому что иначе подобный контакт может быть воспринят как некая угроза.

Не надо также давать обещания, которые вы не можете выполнить. Также не очень хороший опыт показали совместные браки воспитанников и волонтеров, отношения, которые рождаются в результате реабилитационного процесса, потом не складываются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.027 с.)