Опыт общения с воспитанниками детского дома 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт общения с воспитанниками детского дома



 

На Соловки приезжали ребята из детского дома, получился своего рода социальный эксперимент, с которым бы хотелось ознакомить более детально. Труд был основой времяпрепровождения, а какое-то время уделялось игре. Чтобы в будущем научиться выходить из неуправляемого состояния, могут помочь и тренировки во время игры. Если смог справится с собой, поборол свои бурные эмоции, может в будущем появится ресурс, когда начнется тяга. В играх можно объяснить ребенку конструктивные и неконструктивные моменты, показать, что, когда ты сильно расстраиваешься или гневаешься - у тебя ослабевает реакция. То есть, если хочешь выиграть, надо успокоиться.

Ребятам советовали чтение Джека Лондона, Майн Рида «Всадник без головы», Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» по пятнадцать минут в день, чтобы была какая-то интрига – остановиться и в следующий раз с интересом продолжить. Порадовали подарки в виде кулончиков Пресвятой Богородицы.

Люди часто приезжают на Соловки посмотреть на мыс Белужий, но у подростков это вообще не вызвало никакого интереса, походы тоже не впечатлили, «не греет», как говорил Янковский в фильме «Влюблен по собственному желанию».

Когда возникали конфликтные ситуации, волонтеру советовали акцентировать внимание на самом конфликте и выражать свои чувства по поводу создавшейся ситуации. Например, «я беспокоюсь, что вы постоянно ругаетесь». Важно было реагировать на любое неправильное поведение, но не обидой, а просто обозначать свои чувства относительно ситуации. Также важно было понимать, что ребенок не должен манипулировать жалостью к себе. Часто конфликты, мелкие перепалки, грызня возникали между воспитателем и детьми, иногда между волонтерами и детьми, редко между самим скитоначальником и детьми. Во всех моментах необходимо было донести, какие действия и поступки правильны, а какие нет.

Старались развить в детях эмпатию, делая что-то для ближнего, пересказывая, например, содержание книги той части коллектива детей, которые ее не читали. Все вместе участвовали в совместных играх. Один специалист говорил, что русские народные игры развивают связь между полушариями. Днем выполняли трудовые задания, вечером читали жития святых, потом общались. Занятие выпечкой блинов, козуль, пряников увлекло всех.

Главный вывод: необходимость согласованности между взрослыми, чтобы приучить, в хорошем смысле слова, детей понимать, что от них хотят. Зачастую несогласованность действий и даже прямо противоположные реакции родителей на один и тот же поступок, создают у ребенка полную дезориентацию. А впоследствии ребенок начинает пользоваться этой разницей характеров, лавировать, чтобы получить свое, постепенно полностью выходя из-под контроля.

Из записей летнего лагеря: «И нам не хватало контакта с детьми, они же сами на контакт не шли. Мы не могли их организовать. Было ощущение, что им не интересно ничего из того, что мы спланировали. Воспитатели и скитоначальник могли бы более конструктивно направить их в русло подготовленного плана, но конкретно все действия не были обсуждены и, соответственно, мы не могли договориться действовать в одном ключе.

<…>

Девочки ходили в храм на утреннее и вечернее правило, хотя без видимого интереса, мальчики не приходили вовсе. Вечером дочитывали жития святых, была возможность еще пообщаться.

При попытках проговорить планы, варианты занятий, одна из девочек возмутилась: «Почему все одно и то же?» Однако на предложение высказать свои предложения не смогла ничего сказать.

Перепалка с воспитателями, частично с волонтерами, обвинения в адрес воспитателей, при попытке предъявить обвинение, реакция одной из девочек: «А что мне за это будет? Ничего не будет»

Девочки разговаривали о жизни в детском доме, говорили, что очень многие погибают: наркотики, алкоголь, воровство, распутный образ жизни, полная безнаказанность».

Идет полное разложение, но при этом никто ничего не может сделать, потому что нет никаких рычагов воздействия, то есть человек может демонстративно взять бросить бумажку пред педагогом и его нельзя обязать ее поднять. И те, кто поковарнее, начинают пользоваться ситуацией.

«Вместе с девочками убираемся, вместе расписываем козули, собираемся их попробовать с вечерним чаем, готовим подарок скитоначальнику. Вместе выбираем песни, вместе репетируем. По итогам третьего дня: более-мене установился контакт с двумя девочками, мы все в предвкушении вечера с чаепитием и песнями. И в этот момент выясняется, что мальчики затопили без спроса печь, при чем неправильно. Для скитоначальника это оказывается последней каплей. Мальчики все время вели себя неуважительно, будто они у себя дома, и все им должны. Скитоначальник это терпел, но история с печью, когда дым пошел в помещение, стала последней каплей. Он выгоняет их из скита, они уходят в поселок. Воспитатели отправляются их искать, запланированный вечер срывается. Мы расстроились, но с девочками попрощались тепло»

«Из шести детей какой-то контакт установился с двумя девочками (две других девочки: старшая сестра, которая все время провоцировала конфликты и перепалки, и ее младшая, которая тянулась за ней). Два мальчика, которые вообще не шли на контакт ни с кем, быстро ели и уходили жить своей жизнью, участвовали только в трудовых дежурствах по уборке и мытью посуды после еды, частично в изготовлении козуль, с удовольствием выпекали блины» 

«Выводы с точки зрения организации: обязателен четкий план действий, согласованные действия всех взрослых, особенно тех, кто хоть как-то может обеспечить дисциплину» Так и маме с папой надо быть за одно, потому что это совместное выяснение отношений (кто виноват, кто сказал что-то не так) предоставляют ребенка самому себе.

Выводы с точки зрения воспитания: обязателен рычаг, с помощью которого можно регулировать поведение. В идеале – это любовь. Но если ее нет, начинается неуважение, деструктив, нужно что-то, чтобы ребенок не чувствовал полной безнаказанности. Нужно помочь ему останавливать себя, если сам он себе останавливать не может. Должно появляться чувство ответственности за совершенные поступки. Нужно учить его мыслить стратегически, видеть последствия своих действий: «А нужно ли это мне?» Если нет плана, не происходит блокирования каких-то деструктивных моментов, то человек мгновенно подхватывает и реализовывает любые мысли, эмоции, которые приходят в голову. Его ничто не останавливает, не заставляет оценить и задуматься: «Правильно ли я поступаю или нет?», то ситуация, в целом начинает ухудшаться и ухудшаться.

Если нет позитивных примеров в окружении, а вокруг только люди, которых дети не уважают, то нет и никаких рычагов действия на них, дети не воспринимают их с точки зрения примера. Важно, чтобы ребенок получал эту здоровую подпитку. И вот поэтому все-таки опыт Центра святителя Василия Великого, привлечение новых людей из внешнего круга, новые здоровые социальные контакты, люди, которые могут подсказать, объяснить, дать какие-то советы, играет большую роль в жизни воспитанников.

 

Приложение. О книге Александра Гезалова «Соленое детство»

 

Воспитанница детского дома отмечала, что, если бы она могла как-то повлиять на положение дел в детском доме, она бы ввела наказания. Она имела в виду то, что нет «рычагов» у воспитателей, чтобы каким-то образом учить детей регулировать свое поведения.

Какие-то «рычаги» нужны. Но справедливости ради стоит также отметить, что телесные наказания, как писал Александр Гезалов, бывший воспитанник детского дома, активно использовались на его памяти. Но они мало все же кому-то помогли.

Его книга «Соленое детство» показывает возможный путь осмысления проблемы из первых, как говорится, рук. Выйдя из детского дома, он не спился, не ушел в криминал, сумел найти себя. И в своей книге он указывает на причины, которые помогли ему найти путь в жизни.

Приведенные ниже мысли выстраданы и составляют не пустое чтение. Может, они помогут родителям и педагогам с новых ракурсов взглянуть на прежние вопросы.

 

О книге см. в цикле «Родители и дети. Воспитание», в пункте 4 «Увидеть большее, чем видится в человеке, нужна ли строгость, вера как опора».

 

«И где та золотая середина, когда, оказав помощь и содействие сироте, нужно вовремя отойти, дать ему самому шанс и возможность сделать первый самостоятельный шаг в жизни. Он-то чаще всего не понимает, что ваша помощь не может длиться вечно и только он сам может помочь себе…»

«… детские дома есть и будут существовать еще очень долго, и надо суметь помочь детям-сиротам обрести себя, понять мироустройство и найти в себе мотивы Надежды, Веры и Любви. Все это как "живая вода" их раненым душам. Любите этих и всех детей, и они будут счастливы».

«… не все было плохо в поселковом детском доме, есть и что хорошее вспомнить. Там впервые ко мне отнеслись по-человечески, это была моя первая учительница. Потом такие отношения я видел в кино "Уроки французского"... Что еще сохранила моя память, это то, что к дому надо было идти через кладбище. Тогда я задал первый вопрос о смерти. Она мне деликатно отвечала на такие вопросы, объясняла, как могла, но всегда оберегала от того, чтобы я воспринимал смерть как способ решить жизненные вопросы быстро и легко. Она была верующая, православная, в доме висели иконы, но в школе этого не знали.

И с тех пор я как-то перестал бояться смерти, и это помогло мне пройти через множество пределов, ситуаций и опасностей тогдашней "зазубристой" жизни».

«Как важно, чтобы на пути ребенка с нелегкой судьбой появлялось как можно больше таких хороших людей, с простым, не "наворотистым" отношением к жизни. Это отложится в памяти, ей-Богу, и потом укрепит и вынесет на стременах добра, обязательно вынесет…»

«… был случай, когда за одной воспитательницей не закрепилась ни одна из кличек старших. Это была Людмила Васильевна Касатова, истинно добрый и светлый человек. Она не имела своих детей и, как мы потом узнали, болела раком легких.

…Все свое рабочее и свободное время Касатова отдавала нам. Ее любили все. Когда я бываю в Суздале, я к Людмиле Васильевна первой иду на могилу. Светлая ей память».

«В церковь я ходил всегда. Стоял у входа и смотрел на священников, на иконы… …. В тридцать два года крестился, так было угодно Богу. Если бы вера была со мной раньше, все было бы наверняка иначе. Но желание жить по правде – это тоже Вера. Я старался.

Оглядываясь назад, могу сказать, что какие бы трудности мне ни пришлось пережить, мне не жаль ни секунды из прожитых на этой земле. Я старался и стараюсь жить максимально честно и правдиво. Вопрос, для чего и ради чего живу, отпал давно. Я живу для других. Ради других. И ради памяти своих детдомовских друзей. Я живу ради тех, кто ступал, ступает и ступит на эту светлую землю. С радостью и для радости. В сердце моем всегда будет жить благодарность и признательность к людям, зачастую совершенно посторонним, незнакомым, которые порой делом, иногда словом, а иногда и взглядом вершили Добро в моей детской душе, не давали угаснуть вере в него в моем просоленном от слез детстве. Этих людей не интересовало, есть ли у меня прописка, кто я и откуда, кто я по социальному статусу… Это были просто добрые люди, встретившиеся на моем пути».

«… я чувствовал свою недотепистость, малообразованность, бессемейность, но вместе с тем желание что-то делать, так меня научили в детстве. И все-таки что-то внутри, ближе к сердцу, не давало мне спать, поднимало по ночам, тащило на балкон смотреть на звезды. Это что-то отдельно от меня думало, жило, готовилось к прыжку. Голова-то молчала! И только потом я понял, что за меня думала моя маленькая – с кулачок или еще меньше – Божья душа.

Видимо, Бог закладывает в каждого умение жить душой, но не всякий может ее услышать, а мне вроде удалось. Помню, как в детдоме я часто выходил по ночам на свет коридорных ламп. Я стоял у косяка и просто смотрел на свет».

«Я был резок, порой нетерпим, каюсь, но я никогда не продавал и не искал выгоды в отношениях. … Трудиться спасительно, хотя многие детдомовцы не желают работать, ждут подачки. А мне при таком графике еще удавалось ходить на тренировки».

«… состоялась встреча с Архиепископом Карельским и Петрозаводским Мануилом, мы долго говорили о судьбах детей-сирот, о том, как трудно выпускнику сиротского учреждения встать не на ноги – на колени. Архиепископ меня внимательно слушал, спрашивал сам. Видимо, из разговора и возникло решение дать храму имя Иоанна Богослова, покровителя детей. И мы начали строить. В храме я всегда искал спасения – от того, что творилось в детском доме и в личной жизни, от дурных мыслей и всего, что бередило голову. Сейчас я понимаю, что будь моя вера крепче, я бы смог бы помочь своим друзьям. Они бы не легли в сыру землю, не дожив до тридцати тех. Тогда бился я только за себя, а это в корне неправильно. Ах, если бы в десятке моих детдомов хоть бы один воспитатель был верующим, скольких ошибок удалось бы мне избежать! Как мало было смирения и терпения, как мало упования на Силу и Любовь Христову, как много было содеяно по гордыне и злобе! Теперь я страстно желаю, чтобы именно дети-сироты были при церкви. Господь их не оставит в час трудный глада и боли. Но как трудно сие, как мучительно приживается в народе любовь к Богу и человеку.

Почему у людей такой настрой – собирать с миру по нитке, почему нельзя перестроиться и начать новую жизнь? Даже если в ворота жизни забито сто голов, еще целый тайм впереди. Внутренняя раздраженность порождает обиды, обвинения, гнев, недовольство собой как человеком. Да. Нужно немало лет, чтобы получать дополнительные навыки, образование, веру в Бога, но ведь время все равно движется вперед. Почему бы заставить его работать на собственное благо? Начать ходить в церковь, гнуть в себе Гордыню, перебороть желание обвинить в собственных бедах Бога, мир. Почему беда воспринимается только как тупик? Напротив, это дверь в мир иной, светлый, которого не стоит бояться. Остановиться, оглядеться, перекреститься, и начать самому меняться. Это трудно, но это возможно.

Говорят: жилья нет, зарплата маленькая. А что вы сами сделали для того, чтобы изменить ситуацию? Ничего. С какой стати тогда слезы льете по себе, еще живому, который не способен на поступок ради себя и своих детей

Значит надо работать, а не стенать попусту. Не надо бояться ошибиться, ведь победы вымащиваются именно чрез углы. … Важно любить жизнь во всяком ее проявлении. Тогда и жизнь будет щедрой и снисходительной к нам. Давайте жить вечно светлой и славной жизнью».

 


[1] См. «Личностные особенности и другие факторы, предрасполагающие к развитию аддиктивного процесса» из книги Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

[2] См. беседу 2 из книги преподобного Макария Великого «Духовные беседы» (одна из многих мыслей: «Когда Апостол говорит: совлекитесь «ветхаго человека» (Кол. 3, 9), тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове – своя голова, ушам – свои уши, рукам – свои руки, и ногам – свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело, и облек человека в человека ветхого, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону, – в самый грех, чтобы не смотрел уже, как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние, и руки делали беззаконие, и сердце замышляло лукавое»).

[3] Баймухаметов С.Т. Сны золотые. Исповеди наркоманов. М.: Изд-во ИКАР, 2000. С. 211.

[4] См. «Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии» из книги Виктора Франкла «Воля к смыслу».

[5] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: настольная книга. М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2012.

[6] Например, святитель Феофан Затворник писал: «На том свете страсти останутся в душе и будут требовать себе удовлетворения, а так как удовлетворить их нечем, то жажда будет все сильнее и томительней. И чем более будет жить душа, тем более будет томиться и терзаться неудовлетворяемыми страстями; непрекращаемая мука эта все будет расти и расти, и конца не будет этому возрастанию и усилению. Вот и ад! Зависть – червь, гнев и ярость – огонь, ненависть – скрежет зубов, похоть – тьма кромешная. Этот ад начинается еще здесь, ибо кто из людей страстных наслаждается покоем?» [см. главу «Адские мучения» из книги святителя Феофана Затворника «Созерцание и размышление»].

[7] Николаев В.Н. безОтцовщина / Документальная повесть. М.: СофтИздат, 2008. С. 143.

[8] См. главу «Основные характеристики постмодернистского общества и его отличия от традиционного и современного общества».

 

[9] «Колька представил, как появились бы они с братом в детдомовской спальне со своей алычой! Все бы бросились просить, уставясь на невиданный фрукт <…> И тут бы он стал угощать шакалов, оделяя всех просящих: Боне бы дал штуки три, он старший и никогда не бил Кузьменышей; Ваське-Сморчку дал бы пару, он всегда голодный... Тольке-Буржую дал бы одну, он тоже как-то дал Кузьменышам лизнуть из ложки, когда его серенький солдат-отец приносил ему кашу в котелке и Толька обжирался у них на глазах.

И воспитательнице Анне Михайловне дал бы Кузьменыш одну штуку. Хоть и холодная, равнодушная женщина Анна Михайловна и всегда безразлично относилась к Кузьменышам, вовсе не замечая и ни разу не запомнив их, но Кольке ее жалко <…> Пожалуй, воспитательнице Колька бы отдал целых две алычи <…>

И вороватому директору Виктору Викторовичу дал бы алычу Колька. Он Кузьменышей на промысел отпускал. И усатой музыкантше... Не жалко... На Кавказе алычи много, пусть едят! Им тоже в войну нелегко. И тоже алычи хочется».

[10] URL: http://www.pravoslavie.ru/110991.html.

[11] Протоиерей Феодор Бородин: «Многие растут с отчимами, многие вообще без отцов растут. Вам некого копировать, вы не знаете, как ведет себя взрослый, сильный, великодушный и благородный мужчина. И девочка такого не знает, поэтому она не понимает, за кого она выходит замуж, и парень не понимает, как себя вести. Чаще всего эти качества присутствуют в профессиональном тренере, особенно если это человек старой тренерской школы. Лучше, конечно, если это не какие-то ударные техники, типа каратэ, которые нацелены на причинение боли, прежде всего. И у тренеров восточных единоборств как раз нет этой советской тренерской закалки. Лучше, если это вольная борьба, классическая, или это самбо, дзюдо, потому что обычно преподаватели по самбо и то и другое преподают. Дело в том, что в советское время была жесткая установка, что если тренер узнает, что ты кого-то побил на улице, имел привод в милицию, – то тебя выгоняют сразу. И тренеры объясняют».

[12] Сергей Астахов: «…в воспитании детей и солдат действует принцип "делай, как я".

Люди, которые занимаются воспитанием – как делают это руководители клуба "Патриот", – должны, прежде всего, своим собственным примером показывать отношение к вере, к Отечеству, к другим людям.

Нужно показывать пример того, как можно служить Отечеству. Ведь мужчине не обязательно быть профессиональным военным. Если он усердно трудится у станка – это тоже служение.

Если человек верующий, если он обрел Бога, то он притягивает к себе людей. А если вера еще и подкреплена знаниями в каком-то виде деятельности – в данном случае это рукопашный бой, – то это вдвойне хорошо, вдвойне притягательно и дает человеку возможность быть образцом для подражания.

Философия восточных единоборств построена по такому принципу: учитель для тебя – это всё. Не образец поведения, а совсем иное: ты должен беспрекословно ему подчиняться. Это вообще не в психологии русского человека» [ Анастасия Рахлина. Мы воспитываем защитников Отечества. Беседа с Сергеем Астаховым, президентом Международной федерации рукопашного боя» (https://www.pravoslavie.ru/77688.html)].

 

[13] К примеру, вот какое описание дает Михеев Николай Васильевич, репрессированный в советские годы. Рассказывая о своих родителях и своем семействе, он пишет: «Женщины работали в доме, где был установлен ткацкий станок: кто ткал, кто прял, кто сучил цевки для ткацкого станка, все были при деле и не просто работали, а работали, что называется, с огоньком, весело и пели песни, пели очень ладно. У всех были хорошие голоса и хороший музыкальный слух.

В праздничные дни ходили в храм, который находился в селе Куровщина за два километра. Приходя из храма, садились обедать всей семьей за один стол. Дедушка Федор был строгим, не любил, чтобы кто опаздывал к обеду или за столом кто неприлично себя вел. После обеда кто шел отдыхать, кто шел на улицу играть. А игры были всякие, кто играл в лапту, кто в "орел", кто в палочку-выручалочку, а парни с девчатами ходили на улице с балалайкой или гармошкой, пели протяжные песни и задорные частушки.

Особенно большими считались праздники Пасхи, Вознесения и Троицы. В эти праздники было особенно весело. Парни с девчатами с гармошками и балалайками шли в лес, куда собирались молодые со всех близлежащих деревень, и вот уж где было настоящее веселье: кто во что горазд, всякая художественная самодеятельность.

Не обходилось иногда и без драки с одной деревни на другую. Возвращались домой веселые, уставшие, возбужденные. На некоторых были изорваны рубахи, носы в крови и синяки под глазами. Немного отдохнув, поужинав, вечером опять шли на улицу. Соберутся где-нибудь на перекрестке или у какого-нибудь сруба и опять начинается веселье и всякая самодеятельность. Кто под гармошку, кто под балалайку, не то, что ныне. Сейчас возьмут подмышку какой-то непонятный инструмент, не то магнитофон, не то проигрыватель, идут по улице, а чего он гудит (не играет, а то гудит, то орет-стрекочет), они и сами-то не знают, не знают, что слушают. Вот такое сравнение. Может, я и не прав, но в те времена жили совсем по-другому. И хотя работали очень трудно, все дела делали вручную, но были веселые и трудились веселые без всяких алкогольных напитков. А по вечерам в нашей семье после ужина и чая пели молитвы и Божественные стихи и, помолившись, ложились спать. Так и жили спокойно» [Моя жизнь. (Воспоминания сына и внука "врагов народа" или просто обычных крестьян бывшего Кирсановского уезда – Михеева Николая Васильевича); http://www.grad-kirsanov.ru/source.php?id=miheev].

 

[14] Светлана Лавреньева. Макс, который все решил сам [https://takiedela.ru/2018/12/maks-kotoryy-vse-reshil-sam/?utm_source=vk.com&utm_medium=social&utm_campaign=komu-nuzhno-pomogat-vzroslym-rebyatam--ko&utm_content=25322041].

[15] Наталья Нехлебова, Станислав Марченко. «Мне 15 лет, а трое моих друзей уже умерли». Как вернуть к нормальной жизни подростка, который переступил черту». В Петербурге спасают подростков от наркотиков и тюрьмы [https://www.pravmir.ru/mne-15-let-a-troe-moih-druzej-uzhe-umerli-v-peterburge-spasayut-podrostkov-ot-narkotikov-i-tyurmy/].

[16] «Тюрьма или жизнь. Второй шанс для подростков-преступников». Документальный фильм сетевого издания ТОК о работе петербургского Центра святителя Василия Великого и новой площадке Центра – в Надкопанье Тихвинской епархии [http://www.diaconia.ru/tyurma-ili-zhizn-vtoroj-shans-dlya-podrostkovprestupnikov#].

 

[17] См. «Психологическая доктрина» из книги профессора Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием».

[18] Джозеф С. Что нас не убивает. Новая психология посттравматического роста / Стивен Джозеф [пер. с англ. И. Ющенко]. М.: Карьера Пресс, 2015.

[19] А. А. Ухтомский. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.

[20] https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/125/.

[21] «"И он (Матфей) встал и последовал за Ним" (Мф. 9,9). Раскрытие апостольской души в момент призвания произошло так. Отверженный фарисеями Матфей от сновавшей около него толпы слышит о явлении сильного словом и делом Пророка. Для мытаря в Нем было особенно замечательно то, что Он призывал к Себе всех забытых и отверженных грешников. Между ним (Матфеем) и Пророком очевидно не было пропасти. Все это слышал мытарь, и в его душе зародилась искра горячей симпатии к неведомому Человеку. Видел он, как вереница страдальцев, тянувшихся к Пророку, получала исцеления от Него.

И потянулась исстрадавшаяся душа мытаря к Иисусовой любви, как чахлое растение тянется к светлым лучам весеннего солнца. Матфей не осмеливался, не мог надеяться на личное знакомство с Господом и тем более на избрание в число учеников. Но когда последнее случилось, и Господь – истинный Ловец людей – остановил на Матфее исполненный любви взгляд со словами "следуй за Мной", то в такое время не было нужды размышлять.

Тогда прошлое, казалось, все исчезло при виде настоящего солнечного блеска. Матфей не сказал ни слова Господу от изумления при явлении Его неожиданной любви и благости. Он только встал и последовал за Спасителем.

Отсюда ясно вырисовывается отличительная черта пастырского душепопечения. Христос ни разу в Своей жизни не осудил личности согрешившего, а осуждал только его греховную настроенность, признавая в каждом возможность возрождения» [Тихон (Агриков), архим. Курс лекций по пастырскому богословию для студентов духовной академии, 3-ий курс. МДА, г. Загорск, 1967. Текст лекций можно найти на сайте lib.rus.ec].

[22] «Методы безличностной системы в образовании не применимы. Если менять учителей как винтики каждые полгода, то ни к чему хорошему это не приведет. Только постоянный личный контакт может повлиять на хорошее усвоение учебного материала».

[23] URL: https://svtvasilij.ru/filosofiya-czentra/.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.04 с.)