Материнское поведение и его влияние на психическое развитие детей раннего возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материнское поведение и его влияние на психическое развитие детей раннего возраста.



Термин «правильное материнское поведение» был предложен исследователем Д.В. Винникотт. Под ним он понимал создание матерью такой микросреды, которая максимально оптимизирует физическое и психическое развитие ребенка. Выделяют следующие составляющие правильного материнского поведения: наличие грудного вскармливания не менее чем до года; безотказное приспособление матерью своей жизни к нуждам ребенка; полная концентрация на ребенке с сензитивным пониманием его потребностей; полное и своевременное удовлетворение физических и базовых психологических потребностей ребенка.

Термин «привязанность» вел в психологию Д.Н. Оудсхорн. Под привязанностью он понимает прочные эмоциональные связи между ребенком и одним или более взрослыми. Определяется привязанность по степени огорчения малыша после ухода матери, его поведению после ее возвращения в присутствии незнакомых взрослых, а также по количеству вокализаций, взглядов, обращенных к матери в ситуации психологического эксперимента.

Виды привязанностей:

-«Надежная привязанность» (безопасная привязанность). Формируется у детей, воспитывающихся в семье при высоком уровне психической активности младенца и адекватном поведении материи ребенка в процессе взаимодействия. Определяется по огорчению ребенка после ухода матери, быстрому успокоению после ее возвращения, спокойному взаимодействию с экспериментатором, большому количеству вокализаций, обращенных к матери.

-«Тревожная привязанность». Формируется в условиях семейного воспитания при непоследовательном поведении матери, ее тревоги по поводу соматического здоровья ребенка и его различных инициатив. Проявляется в крайне выраженной тревоге ребенка после ухода матери, плаче, истерике, которые не прекращаются и после ее прихода. Иногда ребенок проявляет агрессивность: бьет, царапает мать. Ребенок с тревожной привязанностью неохотно взаимодействует с экспериментатором.

-«Индифферентная привязанность» (избегающая). Формируется при несогласованном взаимодействии матери с ребенком, при неумении взрослого поддерживать инициативу ребенка, в превалировании активности взрослого, преобладании «запретительных» форм воспитания. Проявляется в безразличии ребенка к уходу и возвращению матери, низкой инициативностью в общении с экспериментатором.

Типы матерей, формирующих различные типы привязанностей

Надежная мать». Создает у младенца чувство защищенности, доверия к людям и миру, ощущение, что он любим, благодаря полному приспособлению к потребностям младенца.

-«Тревожная мать». Обычно наполнена гипертрофированным чувством ответственности опасениями сделать что-либо неправильно. Она фиксирована на соматическом здоровье ребенка в ущерб психическому, склонна к ограничению контактов ребенка.

-«Депривирующая мать». Она не удовлетворяет в разной степени потребности ребенка и создает условия психической депривации вследствие фиксированности на своих проблемах и /или вследствие личностных особенностей.

-«Отстранившаяся от воспитания мать». Она стремиться полностью или частично переложить заботы о ребенке на родственников или няню.

К факторам нарушенного материнского поведения относят: нежелательную беременность; отсутствие ребенка в числе приоритетных ценностей женщины; наличие психического заболевания или личностных расстройств у женщины; низкий культурный уровень в сочетании с предрассудками и заблуждениями; некомпетентность и ригидность матери в вопросах воспитания.

 

Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности ребенка: порядок рождения детей  в семье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.004 с.)