Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности ребенка: пол, разница в возрасте между детьми в семье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности ребенка: пол, разница в возрасте между детьми в семье.



Если говорить о структуре семьи, то отмечаются низкие результаты почти по всем видам тестов интеллекта у детей из относительно больших семей, семей без отцов и с другими неблагоприятными семейными обстоятельствами. Так, например, исследования Р. Зайонца и его сотрудников показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Они предложили модель интеллектуального развития, согласно которой в каждой семье складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементом которой является индивидуальный опыт каждого члена семьи. Каждый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья влияет на него. Ими было установлено, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Было обнаружено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Скорее всего, это происходит из-за того, что младшие дети имеют меньше возможностей общаться со взрослыми. Первенцы же получают больше родительского внимания и больше взаимодействуют с родителями, чем позже рожденные дети, что и позволяет им быстрее развиваться интеллектуально.

Сиблинговая позиция – обозначающий позицию ребёнка среди братьев и сестёр. Основные сиблинговые позиции таковы:

1) Самый старший ребёнок: старший ребенок сперва воспитывается как единственный. Затем, когда для него стала уже привычной его привилегированная позиция, его „место" в душе родителей зани­мает новорожденный. Когда „захват" происходит до пяти лет, это становится крайне шокирующим переживанием для ребенка. По­сле пяти лет старший уже имеет свое место вне семьи и хорошо сформированную идентичность. Когда второй ребенок — другого пола, негативная реакция первого не столь драматична: отсутствует прямое соревнование. Когда второй ребенок — того же пола, его воздействие на первого очень сильно. Оно стимулирует один из общих стереоти­пов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хоро­шим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем ново­рожденного. Родители также ожидают, что старший будет подавать ему хороший пример и помогать ухаживать за малышом. В результате старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть воспитателем, способен принимать на себя ответственность. Это чувство ответственности может быть тяжелым бременем, и старший ребенок превращается в тревожного субъекта, стре­мящегося к совершенству, который не смеет ошибиться, расстро­ить своих родителей. Упор на высокие достижения делает старшего ребенка более чувствительным, более серьезным, менее склонным к играм, чем другие. Он обычно упорно трудится и добросовестен во всем, за что берется, хотя и не принимает критики. Отчасти из-за привычки рассчитывать только на свои силы и идти своим путем, отчасти из-за того, что они не демонстративны и слишком серьезны, старшие дети испытывают по сравнению с другими детьми большие трудности в приобретении друзей.

2) Самый младший ребёнок: семья продол­жает нянчить младшего, даже когда детство его давно позади. Ему прощается больше, чем остальным детям, но он обычно не оказы­вается избалованным в отрицательном смысле этого слова, он просто привыкает ожидать от жизни только хорошего, поэтому в итоге вырастает устойчивым оптимистом. Независимо от мотивации, родители ожидают от младшего ребенка гораздо мень­ше и оказывают на него меньшее давление. Поэтому он меньшего достигает. Он обычно лишен самодисциплины и часто сталкивается с трудностями в принятии решений. Он продолжает ожидать, что другие решат за него его проблемы.

3) Средний ребенок, будь то второй из трех или один из средних в большой многодетной семье, с трудом поддается описанию. Он в одно и то же время является старшим для тех, кто родился после него, и младшим для тех, кто родился прежде, поэтому он часто затрудняется в самоопределении и формировании отчетливой лич­ности. Средний ребенок вынужден соревноваться как со старшим, более умелым, сильным, так и с младшим, беспомощным и более зависимым. В результате, не имея твердых ориентиров для выделения своей индивиду­альности, средний ребенок может колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младен­ца. Средние дети в зрелом возрасте менее способны прояв­лять инициативу и мыслить независимо. У них самая низкая мотивация к достижению, особенно в учебе. Средний ребенок, поскольку он лишен прав старшего ребенка и привилегий младшего, часто чувствует несправедливость жизни. В своих попытках почувствовать собственную значимость он пытается соревноваться с остальными, и если единственный способ утвердиться в семье, ориентированной на достижение ре­зультатов, – стать разрушителем, а могут социальными разрушителями, членами гангстерских банд или малолетними преступниками. Они лишены авторитета старших и спонтанности младших, однако средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими младшими и старшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Средние дети обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся к дружеским взаимоотношениям.

4) Единственный ребёнок. Поскольку единственный ребенок никогда не вытесняется младшим братом или сестрой, он более непринужденно себя чувствует наедине с самим собой и имеет более высокий уровень самооценки, чем старший ребенок, с меньшей потребностью кон­тролировать других. Он меньше страдает от потери авторитета, ожидает и легко принимает помощь, когда испытывает в ней необходимость. Единственный ребенок многого требует от жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на сво­его единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отлича­ется в школе и в последующих областях приложения сил. Он даже может стремиться к совершенству и бывает крайне расстроен, если не преуспевает во всем, чем занимается. Поскольку единственный ребенок не привык к близкому обще­нию с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится (выходит замуж) или живет с кем-либо. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, един­ственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого.

Единственный сын. В связи с тем, что многие родители предпочитают иметь одного мальчика, ему живется лучше, чем единственной дочери. Он обычно любимец обоих родителей и в большинстве семей объект их гордо­сти и обожания. Он уверен, что и весь остальной мир будет относить­ся к нему с таким же восторгом, и когда это одобрение приходит, он воспринимает его как должное. Другим не следует ожидать от него большой поддержки. Он не отступит от своего пути для кого бы то ни было, если ему только не все равно, идти ли по этому пути или по какому-либо другому. Он плохо приспособлен к равным отношениям; он привык, чтобы родители заботились обо всех его основных потреб­ностях, позволяя ему быть «маленьким гением». Поэтому он ожидает от жены, что она облегчит ему жизнь, не требуя ничего взамен. Единственный сын, как и старший, имеет высокую мотивацию достижения. По большому счету, ему нужно, чтобы на работе демонстрировались его выдающиеся достижения — так, как это было в родительском доме.

Единственная дочь часто имеет подсознательное представле­ние о себе, как об особом лице – Ее Величестве – и обычно сердится, когда другие обращаются с ней иначе. Она ожидает одобрения, если не восхищения, особенно от мужчин. Она не всегда понимает других, если только они не похожи на нее. Она одновременно слишком взросла для своих лет и слишком ребячлива. Единственная дочь часто сверхзащищена своими родителями, и это заставляет ее ожидать защиты и заботы от друзей и мужа впос­ледствии. Единственная дочь обычно очень интеллигентна и компетентна в своей деятельности, но ее талант может пропасть, если у нее не будет идеальных условий для работы, что подразумевает близкую ей по духу обстановку, где она сможет работать одна или для доброжелательного старшего мужчины.

5) Близнецы: двое, трое, четверо и т.д. Если в семье нет других детей, близнецы какого бы пола они ни были, будут взаимодейст­вовать, как обычные дети, без возрастных конфликтов. Близнецы объединяют в себе характеристики младших и старших детей своего пола. Однако в семьях, где родители подчеркивают, что один родился раньше другого, в частности, если между их появлением на свет прошло несколько часов, один из них может принять роль старшего и обращаться с другим, как с младшим. Все близнецы необычайно близки друг к другу и, если они одного пола, часто действуют как один человек. Близнецы показывают самые низкие результаты в тестах на интеллект, по сравне­нию с детьми, занимающими другую позицию в порядке рожде­ний. Возможно, это вызвано тем, что они оказывают влияние друг на друга и на каждой стадии жизни обладают одинаковыми знаниями. Они также меньше стремятся завоевать внимание и учиться у старших, будь то старшие дети, родители или учителя. Они слишком во многом являются отдель­ной маленькой командой. Братья, сестры или одноклассники очень мало способны влиять на них. Им может быть трудно покинуть друг друга даже для устройства своей личной жизни.

Знание сиблинговой позиции может быть полезным в контексте всесторонней оценки семьи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.009 с.)